Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9931
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Тяжелый крейсер «Петропавловск»
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 25 сентября 1940 года - 3 апреля 1958 года
Период вхождения в действующую армию: 22.6.41 г. - 27.1.44 г.
Последующие переименования: - 19 сентября1944 года переименован в тяжелый крейсер "Таллин";
- в январе 1949 года переквалифицирован в легкий крейсер "Таллин";
- 11 марта 1953 года переквалифицирован в несамоходное учебное судно "Днепр";
- 27 декабря 1956 года переформировано в плавучую казарму "ПКЗ-112"
Дополнительная информация: Тяжелый крейсер «ПЕТРОПАВЛОВСК» был заложен на верфи фирмы "Дешимаг АГ Вессер" в БРЕМЕНЕ (Германия) 2 августа 1937 года. При постройке корабль имел литерное обозначение «L», при спуске на воду 1 июля 1939 года получил имя «Lützow» («ЛЮТЦОВ»). 11 февраля 1940 года недостроенный крейсер был куплен СССР для Краснознаменного Балтийского флота и получил обозначение «проект 53». Принимал корабль в качестве командира капитан 2 ранга ВАНИФАТЬЕВ Александр Герасимович. С 15 апреля по 31 мая 1940 года крейсер был отбуксирован в ЛЕНИНГРАД. 31 мая 1940 года германские буксиры привели корабль к бетонной стенке Балтийского завода имени С. Орджоникидзе (судостроительный завод № 189), который приступил к достройке крейсера. 25 сентября 1940 года приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота тяжелому крейсеру было присвоено наименование «ПЕТРОПАВЛОВСК». К лету 1941 года корабль находился в 70-процентной готовности. Однако ни одно из его помещений окончательно не было достроено. Из вооружения корабля были установлены лишь 1-я и 4-я 203-мм двух-орудийные башни 20,3 cm SKC/34 и 1x2 – 37-мм и 8 – 20-мм зенитных автоматов. Крейсер хода не имел, но и в таком состоянии он уже мог вести огонь. 15 августа 1941 года на «ПЕТРОПАВЛОВСКЕ» поднят советский Военно-Морской Флаг и в условно боеготовом состоянии он был включён в отряд строящихся кораблей КБФ. К этому времени экипаж составлял 408 человек. Штабом обороны города было принято решение перевести «ПЕТРОПАВЛОВСК» на позицию для стрельб в район Угольной гавани. Так как крейсер не имел высоких надстроек, его удалось относительно удачно замаскировать: корпус судна «терялся» среди различных береговых сооружений. Корабль подвели к причалу и подключили к береговой электростанции потому, что к началу активной фазы боёв за город до предела сокращённому экипажу судна удалось полностью ввести в строй только одну дизель-генераторную станцию. 7 сентября 1941 года, когда немецко-фашистские войска подошли к ЛЕНИНГРАДК, «ПЕТРОПАВЛОВСК» под командованием капитана 2 ранга ВАНИФАТЬЕВА А.Г., как и все корабли Краснознаменного Балтийского флота, стал оказывать артиллерийское содействие сухопутным войскам. Он не прекращал артиллерийский огонь в течение одиннадцати суток. Метким огнем крейсера были сорваны атаки противника у поселков СТРЕЛЬНА и СТАРО-ПАНОВО. 10 сентября немцы вышли на берег Финского залива. В зону обстрела полевой артиллерии попал весь Морской канал. Неподвижный «Петропавловск» стал одной из основных целей. Параллельно начались авианалеты, которые вывели из строя береговую электростанцию и выжгли береговые строения, маскирующие корабль. 11 сентября 1941 года во время боевой стрельбы на 22-м выстреле взрывом снаряда в канале разорвало ствол левого орудия башни № 1. Утром 17 сентября гитлеровская артиллерия с дистанции три километра прямой наводкой стала расстреливать неподвижный крейсер. Не имея возможности маневрировать, корабль в этот день получил 53 прямых попадания, в том числе несколько снарядов калибра 210-миллиметровых. Один из снарядов попал в корпус и вывел из строя единственный источник энергии крейсера - генератор № 3. Начался пожар, тушить который было нечем, через пробоины стала поступать вода. Небольшая команда эвакуировала раненых и покинула тонущий корабль. В период с 7 сентября до 17 сентября 1941 года крейсер совершил 676 выстрелов и потерял 40 человек из экипажа: 10 человек убитыми и 30 ранеными. 19 сентября 1941 года корабль накренился на левый борт и сел на грунт, опершись на стенку набережной. Ночью на борт корабля вернулась часть команды и специалисты с Балтийского завода и скрытно демонтировали зенитное вооружение, которое было передано Ладожской военной флотилии.
4 апреля 1942 года во время авианалета крейсер получил одно серьезное попадание и затонул. Затонувший всего в трех километрах от немецких позиций крейсер в Штабе обороны ЛЕНИНГРАДА было решено поднять и отбуксировать в безопасное место. Этим занялась небольшая группа из остатков экипажа и специалистов ЭПРОНа. Зимой, в холод, голод, под немецкими обстрелами (любое движение в районе затонувшего крейсера немедленно подвергалось обстрелу с немецкой стороны), водолазы и моряки производили заделку пробоин корпуса, переносными насосами из отсеков откачивали воду, восстанавливали внутренние коммуникации. 10 сентября 1942 года была восстановлена водонепроницаемость корпусат корабля. 15 сентября крейсер был обстрелян 150-мм орудиями, но получил всего лишь несколько легких повреждений. 17 сентября 1942 года темной ночью его оторвали от грунта и отбуксировали на НЕВУ к Горному институту. С помощью кессонов специалисты Балтийского судостроительного завода № 189 заварили пробоины, восстановили основные, вспомогательные механизмы, пожарную, водоотливную и осушительную системы крейсера. Одновременно была введена в строй и артиллерия корабля. В декабре 1942 года «ПЕТРОПАВЛОВСК» вновь вступил в строй в качестве плавбатареи и был отбуксирован к железной стенке Торгового порта, откуда 30 декабря 1942 года под командованием капитана 2 ранга ГЛУХОВЦЕВА Сергея Александровича вновь открыл огонь по гитлеровским укреплениям.
В 1944 году крейсер участвовал в снятии блокады ЛЕНИНГРАДА. 15 января 1944 года обе башни крейсера в первые часы наступления произвели 250 выстрелов по позициям и укреплениям гитлеровцев на ВОРОНЬЕЙ ГОРЕ, в ДУДЕРГОФЕ, по узлам коммуникаций у КРАСНОГО СЕЛА и НОВОЙ ВИЛЛОЗИ, наблюдательным и командным пунктам противника в районе горы КИРГОФ в Красносельском районе Ленинградской области. Десять дней подряд сокрушал тяжелый крейсер оборону врага. Им была проведена 31 артиллерийская стрельба и выпущено 1036 снарядов.
19 сентября 1944 года крейсеру было присвоено новое имя — «ТАЛЛИН». По окончании боевых действий он был возвращен на Балтийский завод. После войны рассматривалось несколько вариантов достройки крейсера, но ни один из них не был осуществлен. В январе 1949 года он был переклассифицирован в легкий крейсер «ТАЛЛИН», а 11 марта 1953 года – в несамоходное учебное судно «ДНЕПР». 27 декабря 1956 года его переформировали в плавучую казарму для размещения экипажей строящихся кораблей «ПКЗ-112». Приказом от 3 апреля 1958 года «ПКЗ-112» была исключена из списков ВМФ и в течение 1959–1961 годов разделана на металл.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Елагин Владимир Сергеевич
21.11.1916
капитан-лейтенант
Сычев Вениамин Андреевич
3.10.1914
капитан 3 ранга
Яковлев Семен Яковлевич
20.5.1921
старшина

Дата и время создания карточки:

2015-10-14 00:39:11
Дата и время последнего изменения: 2023-08-28 01:01:21
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.