Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9940
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Эскадренный миноносец «Разумный»
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 25 сентября 1940 года - 4 мая 1963 года
Период вхождения в действующую армию: 21.8.1942 г. - 9.5.1945 г.
Последующие переименования: 6 февраля 1960 года выведен из боевого состава и переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-29".
15 сентября 1960 года переклассифицирован в плавказарму "ПКЗ-3""ПКЗ-3".
23 октября 1962 года переклассифицирован в плавучую мишень "СМ-14".
Дополнительная информация: Эскадренный миноносец «Разумный» (проекта 7) был заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 в городе Николаеве под именем «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на Дальзаводе № 202 имени К.Е. Ворошилова во Владивостоке , спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Достраивался корабль на судостроительном заводе № 199 (" Амурская верфь") в городе Комсомольске-на-Амуре. С июля 1941 года корабль проходил швартовные, ходовые и государственные испытания. 20 октября 1941 года корабль вступил в строй.
Основные характеристики корабля:
Водоизмещение (стандартное/полное) - 1657/2039 тонн.
Длина - 113 м, ширина - 10,2 м, осадка - 3,27 м.
Двигатели: 2 паротурбинных установки (4 котла) общей мощностью 50 500 л. с.
Скорость хода 39 узлов (72,2 км/час).
Дальность плавания - 2800 миль экономическим ходом.
Вооружение: 4 × 1 — 130-мм артиллерийские установки Б-13, 2 × 76-мм артустановки 34-К, 2 × 45-мм зенитные артустановки 21-К, 2 × 12,7-мм пулемёта ДШК, 2 × 3 — 533-мм торпедных аппарата 39-Ю, 60 мин КБ-3, или 65 мин образца 1926 г., или 95 мин образца 1912 г.
Экипаж - 245 человек, командир корабля капитан-лейтенант Фёдоров Виктор Васильевич, заместитель командира корабля по политчасти капитан-лейтенант Парфенов Сергей Васильевич, командир БЧ-1 (штурманской боевой части) лейтенант Мачинский Олег Макарович, командир БЧ-3 (минно-торпедной боевой части) лейтенант Беленов Константин Макарович, командир БЧ-5 (электромеханической боевой части) старший инженер-лейтенант Морозов Евгений Осипович.
7 ноября 1941 года на ЭМ «Разумный» были завершены ходовые и государственные испытания. После отработки боевых и повседневных расписаний, сдачи курсовых задач и ввода в состав перволинейных кораблей Тихоокеанского флота «Разумный» стал нести дежурство, дозорную службу, выполнять маневры при совместном плавании кораблей. Одной из замечательных страниц, которая характеризовала морскую выучку личного состава эсминца «Разумный», было выполнение задачи по оказанию помощи кораблю, на котором произошла авария. Получив в море шифровку от ОД флота «Срочно подойти к борту эсминца «Разящий», забрать пострадавших при аварии и полным ходом идти в базу», эсминец «Разумный» поставленную задачу успешно выполнил.
Выполняя решение Ставки Верховного Главнокомандования для усиления Северного флота в 1942 году было приказано перевести Северным морским путем в порт Полярный четыре корабля Тихоокеанского флота в составе Экспедиции особого назначения (ЭОН-18). Отряд эскадренных миноносцев (командир отряда капитан 1 ранга В.Н.Обухов) был сформирован в составе: лидера эсминцев «Баку» (командир капитан-лейтенант Б.П.Беляев), трёх эсминцев проекта 7 - «Разумный» (командир капитан-лейтенант В.В.Фёдоров), «Разъярённый» (командир капитан-лейтенант Н.И.Никольский), «Ревностный» (командир капитан-лейтенант Г.Т.Каруна).
На всех трех «семерках» провели основательные подготовительные работы. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» – широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревянных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъяренном» – правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. Кроме того, проложили дополнительные трубопроводы для обогрева паром различных устройств, химический отсек засыпали пробкой. В разных местах корпуса установили тензодатчики, провода от которых вывели на специальный щит, где в соответствии с величиной прогиба металлоконструкций загоралась определенная лампочка. Таким образом, на ходовом мостике постоянно имелась наглядная картина деформаций корпуса при движении во льдах. Попутно усовершенствовали зенитное вооружение: вместо 45-мм пушек установили по три 37-мм автомата 70-К. Общая перегрузка эсминцев без учета приема дополнительных запасов составила 145 т, из них 100,5 т весила непосредственно сама «шуба».
Корабли вышли из бухты Золотой Рог порта Владивосток 15 июля 1942 года. Через 3 дня эм «Ревностный» в Татарском проливе столкнулся с транспортом «Терней», повредил себе носовую часть корпуса, после чего был отбуксирован в порт Советская Гавань. Оставшиеся два эсминца и лидер благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля – в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа – потребовалась экстренная замена винта на «Разъяренном». Уже 15 августа корабли ЭОН-18 попали в 7-балльный мелкобитый лед, а затем с каждым днем ледовая обстановка все ухудшалась. По трассе Северного морского пути переход обеспечивали несколько транспортов и ледоколов. В помощь ледоколу «Микоян» подошли однотипные «Каганович» и «Сталин», но и их общих усилий не хватало, чтобы пробиться к чистой воде. В исключительно тяжелом положении оказался «Разумный». Зажатый с двух сторон мощными ледяными полями, он с 26 августа по 8 сентября 1942 года не мог сдвинуться с места, ежечасно рискуя быть раздавленным многометровым льдом. К счастью, трагедии не произошло, и 17 сентября эсминец прибыл в порт Тикси, попутно выдержав 8-балльный шторм. Дальнейший путь по маршруту Тикси – Диксон – Полярный прошел благополучно.
В 9 часов 20 минут 14 октября 1942 года корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, бросили якорь в Екатерининской Гавани порта Полярный - главной базе Северного флота во время Великой Отечественной войны. Повреждения, полученные «Разумным» за время похода, оказались незначительными (самые серьезные из них – небольшие загибы лопастей левого винта). С прибытием отряда кораблей в Екатерининскую Гавань на Северном флоте была сформирована Бригада эскадренных миноносцев, первым командиром которой стал капитан 1 ранга П.И.Колчин. Капитан 1 ранга В.Н.Обухов стал начальником штаба этой бригады.
С 8 ноября 1942 года эсминец «Разумный» приступил к несению боевой службы в составе Северного флота, даже не освободившись от ледовой «шубы», которая была предназначена для защиты корпуса корабля при переходе Северным морским путём. А это ограничивало его скорость и маневренность. «Разумный» в 1942 году выполнил 4 боевых похода: дважды выходил в море на встречу транспортов, одиночно переходящих от Исландии к Баренцеву и Белому морям, встречал суда в море и эскортировал их в Кольский залив. Корабль участвовал во встрече союзного конвоя JW-51 A и проводке в Белое море пяти транспортов этого конвоя. Самую трудно решаемую задачу пришлось выполнять в первый год на Северном флоте – это оказание помощи аварийному эсминцу «Сокрушительный» в штормовом (8-9 баллов) Баренцевом море 20 - 22 ноября 1942 года. А история этого события была такова: 17 ноября 1942 года отряд эскадренных миноносцев в составе лидера «Баку» под флагом командира бригады капитана 1 ранга П.И.Колчина и двух эсминцев «Сокрушительный» и «Разумный» вышел в море на усиление эскорта союзного конвоя QP-15, уходящего из Архангельска в Англию. Вскоре эсминец «Разумный» возвратился в базу из-за неисправности механизмов. Погода в Баренцевом море ухудшалась. К утру 20 ноября в море разыгрался шторм от ветра ураганной силы. В условиях плохой видимости корабли охранения потеряли друг друга, конвой распался. Суда шли самостоятельно. Командир конвоя дал разрешение эсминцам возвратиться в базу самостоятельно. Командир ЭМ «Сокрушительный» капитан 3 ранга М.А.Курелёх принял решение следовать курсами от 210 до 160 градусов, последовательно менял курс, при этом он посчитал следовать малой скоростью, доведя её до 5 узлов. А шторм усиливался. Огромные океанские волны обрушивались на корпус эсминца. В 14 часов 30 минут лопнули листы настила верхней палубы в корме, после чего произошёл обрыв линий вала и всей кормовой части, которая через 3 минуты затонула, унеся с собой шестерых краснофлотцев. Корабль потерял ход, стал лагом к волне. На помощь «Сокрушительному» вышли эсминцы «Разумный» и «Валериан Куйбышев» из Кольского залива, а из Иоканьги – «Урицкий». 21 ноября в исключительно сложных штормовых условиях оказывалась помощь экипажу ЭМ «Сокрушительный». В ходе спасательных работ был снят 191 человек. 30 человек во время спасательных работ погибло. 21 ноября в 15.30 корабли, осуществляющие спасательные работы, ушли в базу для дозаправки топливом. На «Сокрушительном» осталось 13 матросов, командир БЧ-3 старший лейтенант Лекарев Г.Е. и старший политрук Владимиров И.А. Последующие попытки обнаружить аварийный корабль не увенчались успехом, по-видимому, он затонул вскоре после ухода эсминцев. Большая часть офицерского состава во главе с командиром покинули корабль до эвакуации всего экипажа. За трусость и деморализацию экипажа командир корабля капитан 3 ранга Курилёх М.А. и командир БЧ-2 капитан-лейтенант Исаенко И.Т.были разжалованы и по приговору военного трибунала расстреляны, значительная часть офицеров разжалована и отправлена в штрафники. Офицеры, которые отважно боролись за живучесть корабля, вместе с ним погибли. Их именами названы боевые корабли Северного флота. Это тральщики «Старший лейтенант Владимиров» (политрук БЧ-5) и «Старший лейтенант Лекарев» (командир БЧ-3). При оказании помощи терпящему бедствие кораблю «Разумный» от удара легко повредил форштевень (на палубе образовался гофр, через разрывы обшивки залило малярную, цепной ящик и погреба провизии).
Два месяца спустя произошел весьма примечательный бой – атака немецкого конвоя лидером эсминцев «Баку» и эсминцем «Разумный» в ночь с 20 на 21 января 1943 года. Умелое использование радиоразведки позволило командованию Северного флота заблаговременно узнать о движении вражеских судов и четко рассчитать точку их возможной атаки. На перехват вышли «Баку» под флагом командира бригады эсминцев капитана 1 ранга Колчина П.И. и «Разумный». В 23.14 в районе мыса Маккаур (северная Норвегия) на встречном курсе был обнаружен вражеский конвой в составе миноносца, сторожевого корабля, тральщика и двух транспортов. Через 4 минуты «Баку» с дистанции 26,5 кабельтовых (около 5 км) открыл огонь из всех орудий и одновременно дал 4-торпедный залп (из-за ошибки торпедного электрика второй аппарат не выстрелил). В 23.23 с дистанции 25 кабельтовых открыл артиллерийский огонь и «Разумный», причем уже вторым залпом попав в немецкий миноносец. Минуту спустя начали отвечать корабли противника и одновременно с ними береговые батареи. Несколько снарядов легли по корме эсминца, из-за чего в 23.29 наши корабли прекратили огонь, поставили дымовые завесы и повернули назад. Лидер и эсминец вели бой на огромной скорости – 32-34 узла. «Разумный» за 6 минут выпустил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм снарядов и 100 12,7-мм пуль. Носовое орудие не стреляло, так как его заливали фонтаны брызг, поднимаемые поврежденной обшивкой ледовой «шубы». Вражеские транспорт и миноносец получили попадания снарядов. Однако позже командиры кораблей подвергались критике за поспешный отход, не позволивший добиться решительной победы.
В конце февраля 1943 года эсминец «Разумный» был поставлен в ремонт. Вечером 3 апреля, находясь в мурманском Северном доке, он подвергся нескольким воздушным атакам. Одна из бомб (весом 50-100 кг) попала в палубу на 178-м шпангоуте, пробила корпус насквозь и разорвалась в доке, сделав в обшивке корабля 122 осколочных пробоины. Другая бомба взорвалась в 2-2,5 м от борта в районе 115-го шпангоута. Из пробитых цистерн вытекло около 2 т мазута, но, к счастью, пожара не случилось. Полученные повреждения сдвинули график ремонта, и эсминец вошел в строй только 14 июня 1943 года.
В 1943 году эскадренный миноносец «Разумный» прошёл сквозь штормы морей в операционной зоне Северного флота более 17 000 миль, принимал участие в трех набеговых операциях, в 17 операциях провёл 14 конвоев в общем составе свыше 100 транспортов. Несмотря на противодействие подводных лодок противника, все операции прошли успешно и потерь в транспортах не было. Все атаки фашистских подводных лодок отражались своевременными контратаками «Разумного».
До конца войны эсминец «Разумный» в составе Эскадры Северного флота активно нес конвойную службу, неоднократно атаковал вражеские субмарины. 26 октября 1944 года вместе с «Гремящий», «Разъяренным» и лидером «Баку» участвовал в набеговой операции на порт Варде. 8 декабря он серией глубинных бомб повредил немецкую подводную лодку (экипаж считал, что потопил, но после войны факт гибели лодки не подтвердился).
С 1954 года по 30 июня 1957 года эскадренный миноносец «Разумный» прошел капитальный ремонт. 6 февраля 1960 года эсминец выведен из боевого состава и переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-29", а 15 сентября 1960 года - в плавказарму "ПКЗ-3". 4 июля 1962 года исключен из списков ВМФ, но 23 октября 1962 года возвращен в его состав и переклассифицирован в плавучую мишень "СМ-14". 4 мая 1963 года вторично исключен из списков судов ВМФ и в 1963-1964 годах разобран на металл в Мурманске.
Командиры корабля:
• 11.1940 г. - 27.08.1943 г. - капитан-лейтенант Фёдоров Виктор Васильевич
• 27.08.1943 г. - 23.10.1944 г. - капитан 3 ранга Никольский Николай Иванович
• 23.10.1944 г. - 27.01.1945 г. - капитан 2 ранга Козлов Евгений Андрианович.
• 27.01.1945 г. - 07.1945 г. - капитан 2 ранга Кашеваров Евгений Терентьевич.
• 1947 г. - 1948 г. - капитан 2 ранга Мартыненко Николай Федорович
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Пока ни одного Фронтовика в это подразделение не добавлено.

Дата и время создания карточки:

2015-11-19 23:35:18
Дата и время последнего изменения: 2023-08-27 09:31:48
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.