Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
0

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Энгельсское военное авиационное училище летчиков им. М,М. Расковой
Страна (в военный период): СССР
Период существования: с 15.12.1930 г., по 23.10.1995 г.
Период вхождения в действующую армию:
Последующие переименования: С января 1956 года училище переименовывается в Тамбовское авиационное училище летчиков имени М.М. Расковой.
Дополнительная информация: Начался этап строительства 14-ой Военной школы пилотов с подписания 15 декабря 1930 г., Директивы Народного Комиссара Обороны Советского Союза №А1/017821 о создании 14-ой Военной школы пилотов с дислокацией в г. Энгельсе (до 1931 г. - Покровская Слобода), Саратовской области. Трудности начального периода становления 14-ой Военной школы пилотов легли на плечи первого начальника школы - полковника, Мейер Алексея Петровича. 08 июля 1932 г., курсант Михаил Новокщенов выполнил первый в истории школы самостоятельный полет. Его инструктором был командир РККА - летчик Николай Жадейко. В дальнейшем Михаил Новокщенов участвовал в Великой Отечественной войне. Военную карьеру завершил в звании генерал-майора авиации. 01 августа 1932 г., состоялся первый массовый выпуск 254-х курсантов в звании командир РККА - младший летчик самолета Р-1. В дальнейшем в школе подготовка курсантов стала вестись на самолетах У-2, Р-1, Р-5, И-15, И-16. По итогам боевой подготовки за 1937 г., 14-ая Военная школа пилотов была признана лучшей военной школой пилотов. Итоговым приказом Народного Комиссара обороны СССР за 1937 г., 14-ая Военная школа пилотов переименовывается в Энгельсское военное авиационное училище летчиков. Училищу устанавливается годовой праздник, день его образования - 31 декабря 1931 г. С началом Великой Отечественной войны на плечи личного состава Энгельсского ВАУЛ легла неимоверная тяжесть: решались задачи подготовки летчиков для фронта. К концу 1941 г., в училище были сформированы, подготовлены и отправлены на фронт 9-ть маршевых авиационных полков, на вооружении которых были самолеты И-15, И-16, И -153, Миг-1, По-2, Р-5, СБ, ДБ-3М, ДБ-3Ф. Были организованы курсы подготовки комиссаров полков. За период войны было обучено и отправлено на фронт около 500 летчиков-комиссаров полков; были организованы курсы стрелков-радистов для самолетов штурмовой и бомбардировочной авиации; - в период боев под Сталинградом, технический состав училища обеспечивал боевые вылеты с полевых аэродромов училища самолетов ДБ-3Ф полков дальней бомбардировочной авиационной дивизии; летно - инструкторский состав училища привлекался к отражению налетов фашисткой авиации на города Энгельс и Саратов, к ведению воздушной разведки, к лидированию на фронт маршевых авиационных полков и эскадрилий; 27 июня 1941 г., директивой Генштаба был сформирован Липецкий авиационный учебный центр (ЛАУЦ), основной задачей которого являлось формирование новых (маршевых) авиационных полков на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. На стадии формирования ЛУАЦ из Генштаба поступило распоряжение: "Спешно, для формирования авиационных полков, переучить на пикирующий бомбардировщик Пе-2 курсантов-пилотов, окончивших Тамбовское, Чкаловское и Энгельсское училища". К 01 июля в г.Липецк прибыло 238 курсантов. Вслед за ними, на аэродром Липецк, заводские летчики из Казани, перегнали 12 бомбардировщиков Пе-2. Но с первого дня стала очевидной невозможность выполнения поставленной задачи. Начались катастрофы, которые проходили по одному "сценарию". Оторвавшись от земли и набрав высоту 20—30 м, самолет круто переходил в набор высоты, заваливался на крыло и падал. Экипаж, как правило, погибал. Причина - недостаток опыта: невыдерживание режима взлета вело к сваливанию. Положение спасло по-своему мудрое и своевременное решение Главкомата ВВС: "Личному составу бомбардировочных полков, оставшемуся без материальной части, немедленно, всеми способами и любым транспортом следовать в г.Липецк, в распоряжение Вершинина". К 30 июля 1941 г., в ЛУАЦ прибыло 4312 летчиков Авиации Дальнего Действия (АДД), что позволило поставить на поток подготовку маршевых авиационных полков, на вооружение которых поставлялись Пе-2; директивой Генштаба ВВС РККА командованию Энгельсского ВАУЛ была поставлена задача по организации обучения курсантов – летчиков на самолеты Пе-2. В январе 1942 г., в Энгельсском ВАУЛ состоялся первый выпуск летчиков на самолеты Пе-2. Подготовка маршевых авиационных полков стала производиться и с аэродромов Энгельсского ВАУЛ. Особую роль сыграло училище в формировании и подготовке женских полков. Формирование полков проводилось под руководством Героя Советского Союза - Марины Михайловны Расковой. На базе Энгельсского ВАУЛ было сформировано три женских авиационных полка: бомбардировочный, истребительный и полк легких ночных бомбардировщиков. В составе этих полков воевали и выпускницы 2-ой (Тамбовской) авиационной школы ГВФ имени Петрова: летчик Третьякова З.И., штурманы Амосова С.П., Голубева О.Т., Павлова Антонина. Герой Советского Союза М.М. Раскова, 04 января 1943 г., выполняя ночью в сложных метеорологических условиях перегонку самолета в состав маршевого полка, трагически погибла. В феврале 1943 г., Указом Президиума Верховного Совета СССР Энгельсскому ВАУЛ было присвоено имя М.М. Расковой. Выпускники училища громили фашистов на истребителях и штурмовиках, легких ночных, пикирующих и дальних бомбардировщиках, внося весомый вклад в победу над врагом. В первый день войны выпускник училища старший лейтенант Кузмин Петр Александрович таранным ударом сбил фашистский бомбардировщик. Всего за годы войны выпускники училища совершили 14 воздушных таранов. Подвиг Николая Гастелло повторили 44 выпускника , 16 из них посмертно удостоены звания Героя Советского Союза. В музее училища на почетном месте портрет Героя Советского Союза летчика – инструктора училища, майора - Землянского Владимира Васильевича, 07 августа 1942 г., совершившего наземный таран фашисткой танковой колоны рвущейся к Сталинграду. Прах Героя покоится на Мамаевом Кургане, а в боевом строю училища его сменил сын Альберт, который после окончания училища прошел путь от летчика-инструктора до командира эскадрильи. Выпускник училища, Тихонов Василий Гаврилович, уже 06 августа 1941 г., возглавил строй своей эскадрильи при нанесении удара по Берлину. В сентябре 1941 г., его грудь украсила Золотая Звезда Героя Советского Союза. Более 200 выпускников Энгельсского ВАУЛ, в годы войны, стали Героями Советского Союза. Прославили училище выпускники, Герои Советского Союза: - летчик-истребитель, советский ас - Зимин Георгий Васильевич; - летчик-штурмовик - Пстыго Иван Иванович; - отважные летчицы-героини - Чечнева Марина Павловна, Жигуленко Евгения Андреевна, Себрова Ирина Федоровна, Фомичева Клавдия Яковлевна; - д в а ж д ы Герои Советского Союза, летчики-штурмовики - Гареев Мусса Гайсанович, Одинцов Михаил Петрович, Голубев Виктор Максимович. В годы Великой Отечественной войны, в Энгельсском ВАУЛ, было подготовлено более 5 тыс. военных летчиков. Прошли переподготовку и обучение более 5 тыс. штурманов и стрелков-радистов. Энгельсскому военному авиационному училищу летчиков им. М.М. Расковой, 18 мая 1944 г., было вручено Боевое Знамя. На основании Директивы Генерального штаба Советской Армии № 49556 от 03 июля 1954 г., училище в полном составе, 14 декабря 1954 г., передислоцируется в г. Тамбов. В настоящее время - "Энгельс -2" , авиабаза Дальней авиации (ДА) ВКС России, вблизи г.Энгельс, Саратовской обл. Официальное название аэродрома - "Энгельс-2". На авиабазе были дислоцированы 121-ый гвардейский Севастопольский и 184-ый тяжелые бомбардировочные авиационные полки, имеющие на вооружении стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 МС. Соответственно оба авиаполка входили в состав 22-ой гвардейской тяжелой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознаменной дивизии.
В 2009 г., дивизия переформирована в 6950 Гвардейскую авиационную базу (1 разряда). По состоянию на 01 декабря 2010 г., в состав 6950 авиационной базы входят:
управление авиабазы (в/ч 06987, авиабаза Энгельс);
авиационная группа (4 авиационных эскадрилий) (авиабаза Энгельс) - 16 самолетов Ту-160, 18 самолетов Ту-95 МС;
авиационная группа (3 авиационных эскадрильи) (Калужская обл., авиабаза Шайковка). авиационная комендатура (Новгородская обл., авиабаза Сольцы).
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

yure ydin

Фронтовики, служившие в подразделении:

Лобков Николай Иванович
0.12.1921
мл.лейтенант
Чернов Александр Дмитриевич
17.4.1923
старший лейтенант авиации

Дата и время создания карточки:

2016-01-02 15:59:40
Дата и время последнего изменения: 2024-01-15 02:58:23
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.