15-я отдельная авиационная эскадрилья ВВС Балтийского флота
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
С 22.06.1941 года по 01.10.1941 года
Период вхождения в действующую армию:
С 22 июня 1941 по 20 октября 1941 года.
Последующие переименования:
Дополнительная информация:
История 15-я отдельной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота:
На вооружении эскадрильи состояли гидро-самолёты МБР-2. Эскадрилья прибыла на острова Моонзундского архипелага ещё в 1939 году, став первой частью советского ВМФ на военно-морских базах в Эстонии ещё до её аннексии. Оттуда эскадрилья совершала вылеты в ходе Зимней войны: « ... Активное участие МБР-2 приняли в советско-финской войне. К её началу в ноябре 1939 г. ВВС Балтийского флота располагали 124 гидросамолетами (114 исправных). В течение всей Зимней войны МБР-2 вели разведку устья Финского залива и северной части Балтийского моря, привлекались для борьбы с финским судоходством и бомбовым ударам по наземным объектам, а также для поисково-спасательных операций. Большинство МБР-2 были поставлены на лыжи и действовали с сухопутных аэродромов ...».
В составе действующей армии 15-я эскадрилья участвовала в боевых действиях c 22 июня 1941 по 20 октября 1941 года. C начала войны 15-я в составе 17 самолетов МБР-2 действует с морского аэродрома у селения Кихелконна на острове Сааремаа (о. Эзель – рус.) в составе авиагруппы. В основном 15-я производила разведку Балтийского моря, в частности Финского залива, а также бомбардировку судов противника. Уже к 8 июля 1941 года 15-я эскадрилья в результате встреч с вражескими истребителями и штурмовок бухты с воздуха потеряла две трети самолётов и одну треть личного состава. В августе 1941 года остатки 15-й эскадрильи обеспечивали деятельность тыла сводной группы бомбардировщиков, совершавшей вылеты на Берлин. 20 октября 1941 года 15-я эскадрилья расформирована, очевидно оставшись без материальной части. В последующем оставшиеся балтийские МБР-2 систематически привлекались к ночным ударам по аэродромам противника: в течение всей ночи аэродромы бомбили одиночные самолеты, подходившие с интервалами 15—30 минут. Такие удары не только изматывали немцев, но иногда приводили и к чувствительным потерям. Из 1534 вылетов, совершенных ВВС Балтийского флота против аэродромов противника за всю войну, на долю МБР-2 приходится 678.
Некоторые подробности о боевых действиях 15-й отдельной авиационной эскадрильи изложены в книге Сергея Булдыгина «Моонзунд 1941. Русский солдат сражается упорно и храбро...».