71-й истребительный авиационный Краснознамённый полк ВВС Балтийского флота
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
c сентября 1940 по 31 мая 1943 года.
Период вхождения в действующую армию:
c 22 июня 1941 по 31 мая 1943 года.
Последующие переименования:
с 31 мая 1943 года Приказом Наркома ВМФ № 190 - 10-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота.
Дополнительная информация:
С началом боевых действий против Финляндии в «зимней войне«, 18 декабря 1939 г. на аэр. Палдиски в Эстонию были перебазированы 3 самолета И-153 из состава 61-й ИАБ ВВС БФ. Из них был сформирован 30-й отдельный истребительный авиационный отряд, вошедший в 10-ю смешанную авиационную бригаду ВВС БФ. В ходе войны с финнами в Эстонию дополнительно были перебазированы истребители 61-й ИАБ из-под Ленинграда.
В начале мая 1940 г. 30-й ОИАО был развёрнут в 30-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью.
В начале августа 1940 г. 30-я ОИАЭ была переименована в 94-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью 10-й АБ ВВС БФ ( 94-я отдельная морская истребительная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ, Командиры эскадрильи капитан Федор Иванович Демченко, 07.41-13.10.41, Погиб.
На вооружении имела истребители И-16. Расформирована в начале ноября 1941 г.) Уже через месяц, в сентябре, на базе эскадрильи был сформирован 71-й истребительный авиационный полк.
Полк сформирован в сентябре 1940 года.
В составе действующей армии во время ВОВ c 22 июня 1941 по 31 мая 1943 года.
В начале августа 1940 г. 30-я ОИАЭ была переименована в 94-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью 10-й АБ ВВС БФ, но уже через месяц, в сентябре, на базе эскадрильи был сформирован 71-й истребительный авиационный полк, вооружённый истребителями И-15-бис и И-153, который базировался на аэродроме Лагсберг к северо-востоку от Таллина (ныне — район Ласнамяэ).
На 22 июня 1941 г. 71-й ИАП пятиэскадрильного состава под командованием подполковника А.В.Коронца входил в 10-ю САБ ВВС БФ. Он базировался основными силами на аэродроме Липово (п-ов Курголовский). На вооружении полка стояло 3 И-15бис и 52 И-153. Кроме того, перед самым началом Великой Отечественной войны полк получил на вооружение 8 новых истребителей Як-1, которые были собраны и облётаны личным составом. Эти самолёты поступили на вооружение 1-й АЭ полка под командованием ст. лейтенанта В.И.Бабернова. Первые боевые вылеты на них были сделаны 30 июня. В начале июля было получено ещё 9 самолётов Як-1. Ещё одна эскадрилья (3-я АЭ) переучивалась на истребители МиГ-3. Все новые самолёты полка входили в так называемую особую группу 61-й ИАБ и базировались под Ленинградом (аэр. Липово, Котлы и Копорье).
В августе 1941 г. две АЭ полка базировались в Таллине, на аэр. Лагсберг и Юлемистэ, осуществляя оборону главной ВМБ вплоть до её оставления 28 августа 1941 г. Ещё одна АЭ 71-го ИАП была оперативно подчинена командиру 1-го ЗЕНАП, прикрывавшего ВМБ Кронштадт. Часть сил 1-й АЭ полка была перебазирована в том же месяце на аэр. Кагул (о. Эзель), где они осуществляли прикрытие бомбардировщиков особой авиагруппы ВВС БФ и ВВС КА совершавших налёты на Берлин.
20 августа 1941 г. 6 самолётов И-153 71-го ИАП перелетели на аэр. Вимси.
С 28 августа 1941 г., накануне оставления Балтийским Флотом Таллина, уцелевшие самолёты 71-го ИАП перелетели оттуда под Ленинград.
К началу сентября в полку уцелело только 6 Як-1, которые были переданы в 5-й ИАП ВВС БФ.
С 24 сентября полк базировался на аэр. Бычье Поле, на о. Котлин, осуществляя ПВО ВМБ Кронштадт. В оперативном отношении, он находился в подчинении командиру Кронштадтского морского оборонительного района.
В конце сентября в полк передали несколько лётчиков из расформированных 4-й и 5-й АЭ 5-го ИАП ВВС БФ.
С октября 1941 г. 2-я АЭ полка под командованием майора Н.И.Королёва, вооружённая самолётами И-15бис и И-153, базировалась на о. Лавенсаари (ныне — о. Мощный) . Основной задачей данной эскадрильи было прикрытие с воздуха лёгких сил БФ, действующих в западной части Финского залива.
В ноябре 1941 г., после расформирования 10-й САБ, полк передали в состав 61-й ИАБ ВВС БФ и оперативно подчинили начальнику ПВО Кронштадтской ВМБ.
В конце ноября в состав полка вошли лётчики, перелетевшие до этого на аэр. Ханко (Финляндия). Из них формируют отдельную эскадрилью, на самолётах И-16. Вскоре часть личного состава полка была включена в Ладожскую авиационную группу и перебазировалась на аэр. Новая Ладога. Там они в ноябре-декабре 1941 г. участвовали в нанесении штурмовых ударов на Волховском участке фронта и под Тихвином, поддерживали с воздуха войска 54-й армии, отражавшие вражескую попытку замкнуть второе блокадное кольцо вокруг Ленинграда.
Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/10-jj-gvardejjskijj-istrebitelnyjj-krasnoznamjonnyjj-aviacionnyjj-polk-vvs-vmf.html
На 22 июня 1941 года базируется на аэродромах под Таллином: Лагсберг (56 И-153) и Юлемисте (3 МиГ-3, 8 Як-1, 3 И-15 бис, 2 УТ-1, 1 УТ-2, 3 У-2).
С начала войны прикрывает с воздуха Таллин и острова Моонзундского архипелага. В августе 1941 года полк в основном был задействован в ударах и прикрытию ударов по колоннам противника, которые продвигались к Таллину, действует в района Нарвы, Кингисеппа, Волосово, а также прикрывает конвои судов, которые эвакуировались из Таллина. В конце августа 1941 года остатки полка перелетели в Ленинград.
В сентябре 1941 года полк действует над Ленинградом и ближними подступами к нему — Гатчина, Ораниенбаум, Пушкин, Стрельна, Урицк, Пулково, Красное Село. 24 сентября 1941 года перелетел в Кронштадт и с этого времени отвечал за прикрытие военно-морской базы в Кронштадте. Дислоцировался на аэродроме Бычье поле под Кронштадтом. В ноябре 1941 года отдельная эскадрилья И-16 и И-15 бис сформированная из состава полка перелетела в Новую Ладогу, где действует на тихвинском направлении и над Дорогой Жизни. Полк же действует над Кронштадтом до преобразования, отражает налёты вражеских самолётов наносящих удары по Кронштадту, устанавливающих мины в Финском заливе, осуществляет противодесантные налёты на острова.
На лето 1942 года имел около 20 боеспособных И-16 и И-153.
С начала войны до 23 октября 1942 года лётчики полка совершили 15962 самолётовылета, из них 3715 — на штурмовку. При этом по отчётам полка было уничтожено и выведено из строя: 31 танк, 40 танкеток, более 700 автомашин с войсками и грузами, разбито 37 зенитных орудий, 3 паровоза, 58 вагонов, более 200 зенитно-пулеметных точек, взорвано 10 складов с горючим и боеприпасами, потоплено 14 мелких кораблей противника. В воздушных боях сбито 143 самолета противника и 5 аэростатов заграждения.
В 1943 году перевооружён самолётами Як-7.
31 мая 1943 года Приказом Наркома ВМФ № 190 за проявленную отвагу в воздушных боях с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава преобразован в 10-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС Балтийского флота.
Подчинение;
с 22.06.1941 года - 10-я смешанная авиационная бригада ВВС Балтийского флота
с 01.10.1941 года - 61-я истребительная авиационная бригада ВВС Балтийского флота