Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
126377
12227
6835
48206
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф. Э. Дзержинского
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 20 (31) августа 1798 года как Училище корабельной архитектуры - настоящее время как ФГОУ Военный институт (Военно-морской политехнический)
Период вхождения в действующую армию:
Последующие переименования: - 29 августа 1998 года Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (город Пушкин Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (Санкт-Петербург) и ВВМИУ (город Пушкин)
- 1 июля 2012 года Военно-морской инженерный институт был объединён с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А.С. Попова и получил новое название — Федеральное государственное образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова»
Дополнительная информация: Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского было основано императором Павлом I (правнуком Петра I) 20 (31) августа 1798 года как Училище корабельной архитектуры.
До Великой Октябрьской Социалистической революции училище преобразовывалось и меняло свои названия:
• 1798—1827 — Училище корабельной архитектуры;
• 1827—1856 — Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа;
• 1856—1867 — Инженерное и артиллерийское училище морского ведомства;
• 1867—1872 — Инженерное училище Морского ведомства;
• 1872—1896 — Техническое училище Морского ведомства;
• с 25 июня 1896 года — Морское техническое училище Императора Николая I;
• с 24 сентября 1898 года — Морское инженерное училище Императора Николая I;
• с 1917 года — Морское инженерное училище.
В мае 1918 года на 3 съезде моряков Балтийского флота была принята резолюция, в которой было записано: «…Морское инженерное училище, дающее флоту необходимых специалистов, должно непрерывно продолжать свои занятия на прежних основаниях, впредь до выработки норм в связи с общей реорганизацией морских школ». 4 октября 1918 года училище было расформировано, но старшему курсу разрешили закончить образование. С воспитанников взяли подписку о том, что «…они будут служить во флоте по полтора года за каждый год обучения», нежелающие дать подписку увольнялись из училища. Воспитанники училища стали называться военморами Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ). 29 июля 1918 года состоялся первый после революции выпуск училища воспитанников дореволюционного набора. Девяти выпускникам присвоили звание «корабельный инженер». 27 июня 1919 года состоялся последний выпуск Морского инженерного училища (48 специалистов: 15 мая — 41 инженер-механик, 1 июня 1919 года — 7 корабелов). Согласно приказу РВС Республики № 474 от 27 июня 1919 года выпускникам присваивалось звание «инженер-механик флота». Весной 1920 года в Соединённых классах специалистов командного состава флота (образованных 26 октября 1918 года) открылся механический отдел — правопреемник бывшего Морского инженерного училища, а осенью — кораблестроительный отдел. В октябре 1921 года соединённые классы были преобразованы в Училище командного состава флота, в котором корабелы и механики продолжили образование. В училище принимали лиц из числа военных моряков всех званий и специальностей, окончивших Военно-морское подготовительное училище Управления военно-морских учебных заведений.
В марте 1922 года было принято решение о разделении Училища командного состава флота на Военно-морское и Морское инженерное училище. 2 мая 1922 года Морское инженерное училище было восстановлено в полном объёме. Начальником училища был назначен его выпускник 1917 года В. Л. Бжезинский. Училище размещалось в здании бывшей Покровской общины на Васильевском острове, где началось его формирование и новая история. В училище были созданы три отдела: механический, электротехнический и кораблестроительный. Срок обучения устанавливался — четыре года и восемь месяцев.
8 ноября 1923 года состоялся первый в советский период ускоренный выпуск 10 инженеров-механиков и 8 инженеров-электриков. Среди выпускников был Аксель Иванович Берг (окончивший училище экстерном), впоследствии ставший академиком, инженером-адмиралом, Героем Социалистического Труда. С 29 января 1925 года училище стало именоваться Военно-Морское инженерное училище. В сентябре 1925 года училище вновь переехало из здания бывшей Покровской общины на Васильевском острове в здание Главного Адмиралтейства. В 1926 году для обучающихся было введено воинское звание курсант, училище перешло на 5-летнее образование.
29 апреля 1927 года училищу было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского и оно стало именоваться Военно-морское инженерное училище имени товарища Дзержинского. В октябре 1929 года в училище произошло слияние механического и электротехнического отделов и началась подготовка командиров электромеханических боевых частей кораблей.
27 апреля 1930 года училище причислено к разряду высших учебных заведений. С 1 октября 1931 года в училище впервые организуются кафедры. Учебные курсы преобразованы в дивизионы, которые делились на группы по специальности, а классы — на смены. Механический сектор был разделен на дизельный и паросиловой. Также при училище были открыты политические курсы, которые 10 декабря 1932 года приказом РВС СССР № 235 преобразованы в Военно-политическую школу, а в 1936 году — в Военно-политическое училище и переведено из здания Главного Адмиралтейства. В июне 1932 года в училище организуется отдельная школа для подготовки начальствующего состава связи. 29 марта 1933 года школа преобразована в Училище связи Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (в 1936 году переведено из Главного Адмиралтейства, в последующем получило название Высшее военно-морское училище радиоэлектроники имени А. С. Попова). В 1932 году в училище была воссоздана адъюнктура для подготовки высококвалифицированных кадров. В 1934 году на ней обучалось десять человек.
В 1937 году вновь начинает действовать электротехнический сектор. В 1939 году был создан отдела береговой обороны, который в 1940 году был передан Высшему инженерно-строительному училищу ВМС. 16 мая 1939 года училище было отнесено к разряду ВУЗов 1-й категории и переименовано в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. 10 июня 1939 года училище награждено орденом Ленина и стало называться Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского. 18 января 1940 года начальником училища был назначен военинженер 1 ранга Крупский Михаил Александрович, который в воинских званиях инженер-капитан 1 ранга и инженер-контр-адмирал командовал ВВМИОЛУ имени Дзержинского до марта 1948 года. В 1940 году в училище вместо отделов были сформированы факультеты — паросиловой, дизельный, электротехнический, кораблестроительный. В марте 1941 года для повышения качества летней практики курсантов на Чудском озере был создан учебный отряд кораблей училища — канонерские лодки «Тарту», «Нарва», «Эмбах» и «Исса». Основная база отряда находилась в Тарту (Эстонская ССР). В предвоенные годы ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского было единственным военно-морским училищем, которое готовило военные инженерные кадры для флота.
С началом Великой Отечественной войны курсанты выпускного курса находились на стажировке на кораблях и в частях всех флотов и флотилий ВМФ. 24 июня 1941 года в связи с началом войны в училище произведен досрочный выпуск. Выпускники училища, находившиеся на стажировке, вступили в войну, не возвращаясь в училище.
В июле - сентябре 1941 года в составе двух отдельных истребительных батальонов «Дзержинский» Отдельной курсантской бригады военно-морских учебных заведений (ВМУЗ) Балтийского флота курсанты и офицеры училища участвовали в оборонительных боях у города Кингисеппа и на подступах к Ленинграду. Отдельная курсантская бригада военно-морских учебных заведений (ВМУЗ) начала формироваться по распоряжению Управления военно-морских учебных заведений с 1 июля 1941 года в Ленинграде. При формировании в бригаде насчитывалось 1748 человек. Командиром бригады был назначен начальник Высшего военно-морского училища имени М. В.Фрунзе контр-адмирал Рамишвили Семен Спиридонович, начальником штаба - полковник Зайончковский Василий Казимирович, военкомом - полковой комиссар Калачев Борис Терентьевич. Сразу началось экипировка курсантов. Отправляющимся в батальон выдали зеленые плащ-палатки, каски, солдатские вещмешки, серые вязаные подшлемники с вырезом только для глаз и закрывающие голову и шею. Каждый получил по 120 патронов к винтовке, 2 гранаты РГД с запалами в брезентовом чехле, флягу для воды, НЗ - пачку галет «Военный поход» и банку мясной тушенки. В начале июля 1941 года бригада отбыла на фронт и заняла участок обороны от Петергофа до Нарвы по берегу Финского залива, включая дорогу Ленинград — Кингисепп — Нарва. Первоначально перед ней стояла задача по уничтожению воздушных десантов противника и охраны тылов Северного фронта. Каждый батальон занимал свой участок, нередко довольно далеко друг от друга, в целом бригада занимала 180-километровый участок второй линии обороны на шоссе Нарва - Петергоф. Штаб бригады расположился в Петергофе, радиосвязи с ним не было, хотя некоторые батальоны бригады заняли позиции на удалении 50 километров от штаба. Вся связь осуществлялась с помощью рассыльных или через гражданскую телефонную сеть. В июле перед курсантами бригады стояли следующие задачи - занимать боевые позиции во второй линии, вылавливать диверсантов и дезертиров, вести борьбу с немецкими десантами в случае их высадки, а также - останавливать и возвращать на передовую подразделения, в панике покидающие фронт. Следили также за большими полянами и полями, пригодными для посадки на них немецких самолетов
Отдельная курсантская бригада имела лишь стрелковое оружие и не предназначалась для борьбы с организованным и хорошо подготовленным противником, но вследствие тяжелой обстановки на фронте два батальона курсантов вступили в бои совместно с частями морской пехоты. 10 июля 1941 года противник начал наступление на Ленинград с юга и с севера. 14 июля вражеские войска вышли к городу Кингисеппу и захватили плацдарм на правом берегу реки Луга у поселка Ивановского Кингисеппского района и деревни Сабск Волосовского района Ленинградской области. На бои с немецкими войскам, стремящимися расширить плацдармы, на участке Кингисепп - Нарва в бой были введены два батальона Отдельной курсантской бригады ВМУЗ и батальоны еще не полностью сформированной 2 отдельной бригады морской пехоты. Моряки сражались мужественно и стойко, но батальоны несли большие потери от значительно превосходящих сил противника. Тем не менее, после упорных боев продвижение 41-го механизированного корпуса немцев в районе Кингисеппа и Нарвы было остановлено. Оба батальона Отдельной курсантской бригады ВМУЗ в результате этих боёв были практически полностью уничтожены.
В августе 1941 года подразделения бригады заняли позиции во втором эшелоне по обе стороны шоссе Нарва - Кингисепп - Ленинград у деревни Гостилицы Ораниенбаумского (ныне Ломоносовского района) Ленинградской области.
В конце августа 1941 года Наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову сообщили о гибели в полном составе нескольких батальонов из Отдельной курсантской бригады ВМУЗ, то тот немедленно обратился к И.В. Сталину и с возмущением доложил, что «безголовое» ленинградской руководство лишило ВМФ резерва командных кадров. В войска немедленно ушел приказ Сталина, продублированный по всем флотским каналам Н.Г. Кузнецовым, о снятии с фронта всех бывших учащихся ВМУЗ и о возвращении их на учебу. Курсантов бригады ВМУЗ искали и собирали по всей линии фронта. Специальные представители штаба объезжали на машинах передовую или ходили по траншеям, выкрикивая - «Есть ли здесь курсанты морских училищ Ленинграда?». Самое интересное, что не все курсанты отзывались на эти возгласы.
Решением Военного совета КБФ от 5 сентября 1941 года бригада была расформирована, часть бригады в составе двух батальонов со всем вооружением была передана в состав 1 особой бригады морской пехоты полковника Парафило Т.М., остальные курсанты вернулись для продолжения обучения в свои училища.
В ремонтных мастерских училища ремонтировались катера и тральщики, а также производились снаряды для зенитной артиллерии. В тяжёлых условиях зимы 1941 - 42 года, при отсутствии света, воды, топлива и продовольствия, мастерские по ремонту кораблей справлялись с планом на 120 - 150 процентов.
15 августа 1941 года училище было эвакуировано в город Правдинск Горьковской (ныне Тверской) области.
После ускоренной 2-месячной общевойсковой подготовки в начале ноября 1941 года часть курсантов 1 и 2 курсов в званиях «старшина 1 статьи» и «главный старшина» и часть офицеров училища были откомандированы в распоряжение командующих военными округами для формирования отдельных морских стрелковых бригад.
Приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР в ноябре 1941 года курсанты 4 курса были досрочно выпущены в воинском звании "младший инженер-лейтенант" и направлены на сухопутный фронт, в том числе в распоряжение Военного Совета Сибирского военного округа. В 71 отдельную стрелковую бригаду были назначены: младшие инженер-лейтенанты: командиром взвода пулеметной роты Ставицкий Виктор Трофимович, командирами взводов отдельной роты ПТР Резанов Игорь Вячеславович, Стариков Анатолий Петрович (оба пропали без вести в декабре 1941 года), Руденко Валерий Митрофанович (тяжело контужен в боях под Волоколамском, позже воевал на подводных лодках на Черноморском и Северном флотах), начальниками огнеметных команд отдельных стрелковых батальонов Бадин Иван Федорович (ранен 14 декабря 1941, после излечения в госпитале воевал на Северном флоте), Горбачев Федор Егорович (пропал без вести в январе 1942 года), помощником начальника штаба 3 отдельного стрелкового батальона Звавич Андрей Федорович (пропал без вести в декабре 1941 года), командиром взвода стрелковой роты инженер-лейтенант Бравиков Александр Александрович (тяжело ранен в бою начале января 1942 года, по излечении в госпитале воевал на Черноморском флоте).
12 февраля 1942 года ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского было перебазировано в город Баку - столицу Азербайджанской ССР. 1 сентября 1943 года при училище были открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы. 15 ноября 1943 года ученому совету училища предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук.
25 декабря 1943 года училищу вручено боевое Красное знамя части.
В годы Великой Отечественной войны курсанты ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского принимали участие в охране Апшеронского полуострова, патрулировании в городе Баку, проходили боевую практику на кораблях и подводных лодках Военно-Морского Флота, участвовали в боевых походах и операциях, а также в достройке и испытаниях подводных лодок типа «Малютка» XII серии в городе Молотовске (ныне Северодвинск) в 1942 году, в 1943 году - в аварийно-восстановительном ремонте боевых кораблей Черноморского флота в городе Поти.
В феврале 1944 года погибли в боевом походе в море вместе со всем экипажем подводной лодки "Щ-216" Черноморского флота курсанты-стажеры 5 курса ВВМИОЛУ мичманы Астанин Юрий Андреевич, Жуков Пётр Петрович, Комаров Михаил Дмитриевич.
23 июня 1944 года училище было перебазировано в Ленинград. После возвращения училища в Ленинград курсанты проходили боевую практику на линкоре «Петропавловск», учебном корабле «Комсомолец» и других кораблях Краснознаменного Балтийского флота.
1 февраля 1945 года при училище были сформированы 10-месячные курсы усовершенствования офицеров инженерно-корабельной службы (КУОИКС). С 1 января 1948 года КУОИКС были преобразованы в Высшие классы офицерского состава инженерно-корабельной службы (ВКОСИКС).
1 мая и 24 июня 1945 года училище принимало участие в парадах в Москве в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В годы Великой Отечественной войны воспитанники училища героически сражались с фашистскими захватчиками на море и на суше (в составе морских стрелковых бригад). Свыше 2 тысяч из них награждены орденами и медалями, 2 присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1948—1959 годах училище принимало участие в формировании новых высших военно-морских училищ: в июле-августе 1948 года на базе части курсантов и преподавателей ВВМИОЛУ имени Ф.Э. Дзержинского было сформировано 2 Военно-морское инженерное училище (в/ч 62750) по подготовке специалистов по паросиловым и дизель-электрическим корабельным энергетическим установкам ВМФ с местом базирования в городе Пушкине Ленинградской области (в последствии - Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище имени В.И. Ленина), 30 апреля 1953 года дизельный факультет ВВМИОЛУ был переведен в Севастопольское ВВМИУ (город Севастополь), 25 апреля 1959 года паросиловой факультет - в Ленинградское ВВМИУ (город Пушкин).
15 апреля 1950 года в училище создан особый факультет (для курсантов и слушателей стран народной демократии).
В 1951 году училищу был передан Инженерный замок для размещения в нем кораблестроительного и особого факультетов училища.
7 октября 1954 года при училище формируются курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий.
20 августа 1956 года ученому совету училища присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук.
3 мая 1957 года в училище образован специальный факультет (в 1988 года получил открытое наименование — факультет ядерных энергетических установок).
С 24 апреля 1959 года при училище функционировали курсы инженеров-механиков ПЛ и НК по живучести кораблей, по размагничиванию, инженеров-энергетиков ЯЭУ ПЛ.
С 1973 года в училище открыто отделение заочного обучения, с 20 июня 1975 года введена специализация «спасательно-судоподъемная, водолазная».
В послевоенное время за разработку и освоение новой техники свыше 100 воспитанников училища удостоены Ленинградской премии, Государственной премии СССР, 7 - звания Героя Советского Союза, 6 - Героя Социалистического Труда. Бывший курсант училища В.И. Рождественский стал лётчиком-космонавтом, Героем Советского Союза.
С 1993 года вместо электротехнического факультета, переведенного в ВВМИУ (г. Пушкин), в училище был открыт факультет комплексных систем управления (КСУ). Своё наименование факультет получил в 1997 году.
21 марта 1997 года приказом Главнокомандующего ВМФ № 107 утверждена дата ежегодного праздника ВВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского - 31 августа.
8 апреля 1998 года Государственная Дума Федерального собрания РФ приняла постановление «О праздновании 200-летнего юбилея ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского», 12 мая 1998 года в бывшем дворце Белосельских-Белозерских состоялся общественный акт торжественного чествования ВВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского в честь 200-летия со дня его основания.
В 1998 году за огромный и неоценимый вклад в создание, становление и развитие ВМФ России; за создание, развитие, популяризацию отечественного инженерного образования; за продолжение славных традиций в деле подготовки и обучения многих поколений российских моряков, прославляющих честь и славу Российского флота и Андреевского флага, ВВМИОЛУ имени Ф. Э. Дзержинского удостоено звания лауреата «Золотой книги Санкт-Петербурга».
29 августа 1998 года Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (город Пушкин Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф.Э. Дзержинского (Санкт-Петербург) и ВВМИУ (город Пушкин).
По итогам 2001/2002 учебного года Военно-морской инженерный институт признан лучшим учебным заведением ВМФ по темпам развития учебно-материальной базы. За организацию изобретательской и рационализаторской работы в 2001 году ВМИИ награждён грамотой Министра обороны РФ, а по итогам 2002 года признан лучшим учебным заведением ВМФ по подготовке научных и научно-педагогических кадров, научному потенциалу.
1 июля 2012 года Военно-морской инженерный институт был объединён с Военно-морским институтом радиоэлектроники имени А.С. Попова и получил новое название — Федеральное государственное образовательное учреждение Военный институт (Военно-морской политехнический) ФГКВОУ ВПО "Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».
За более чем 210-летнюю историю училище выпустило более 25 тысяч офицеров-инженеров корабельной службы для Военно-Морского Флота. Среди его выпускников 7 действительных членов Российской академии наук, 4 члена-корреспондента РАН, более 140 лауреатов Ленинской и Государственной премий, около 40 заслуженных деятелей науки и техники, свыше 260 адмиралов и генералов, более 400 докторов наук и профессоров, около 900 кандидатов наук, 12 Героев Советского Союза, 8 Героев Социалистического Труда и 3 Героя Российской Федерации.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Бадин Иван Федорович
0.0.1919
младший инженер-лейтенант
Бравиков Александр Александрович
0.0.1920
лейтенант
Горбачев Федор Егорович
0.0.1920
гвардии младший инженер-лейтенант
Звавич Андрей Федорович
0.0.1921
младший инженер-лейтенант
Резанов Игорь Вячеславович
0.0.1919
младший инженер-лейтенант
Руденко Валерий Митрофанович
0.0.1920
старший инженер-лейтенант
Ставицкий Виктор Трофимович
0.0.1920
инженер-капитан-лейтенант
Стариков Анатолий Петрович
0.0.1920
младший инженер-лейтенант

Дата и время создания карточки:

2016-10-19 01:09:14
Дата и время последнего изменения: 2016-10-30 17:18:25
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.