Дополнительная информация: |
136 Отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон был сформирован на базе 96-го отдельного понтонно-мостового батальона 5 июня 1943 года и получил свое название дислоцируясь в г.Кашира.
Первым командиром батальона стал капитан Балясный Борис Львович. Также в командный состав вошли:
Заместитель командира по политчасти – капитан Шишков Иван Петрович.
Заместитель командира по строевой части – капитан Елизаров Николай Георгиевич
Адъютант старший – капитан Спесивцев Тимофей Никонорович.
Адъютант – ст. лейтенант Руцкий Александр Иосифович.
Командир 1-й роты – ст. лейтенант Николайчик Георгий Васильевич.
Командир мостовой роты - инженер-капитан Казначеев Валентин Иванович.
Командир 1 взвода мостовой роты – ст. лейтенант Пронин Аркадий Захарович.
Парторг – ст. лейтенант Наумов Иван Афанасьевич.
Начальник химической службы – лейтенант Сарахман Николай Филимонович.
Начальник клуба – ст. лейтенант Арустамов Григорий Аванесович.
9 июня батальон был передислоцирован в г.Белев и перешел в подчинение 61-й армии Брянского фронта. Место дислокации переместилось в Жабынь (8 км от Белево).
10 июля 1943 года батальон прибыл в хутор Юрьево, что в 10 км от станции Горбачево. После прибытия батальон перешел в прямое подчинение Брянскому фронту. Батальон был временно включен в состав 8-й штурмовой инженерно-саперной бригады.
13 июля переехали в Чернышино на реке Зуша (приток Оки).
16 июля батальон перешел во временное подчинение 63-й армии Брянского фронта. Часть подразделений была занята строительством моста через реку Неручь.
С 18 июля батальон в подчинении 3-й танковой армии, в связи с чем он передислоцировался в Трехонетово.
21 июля батальон переехал в район Наумово, где 1-я и 2-я роты оборудовали броды через реку Оптушка.
24 июля батальон через населенные пункты Орловской области Федоровка, Филатово, Маховское, Аржаное, Знобищено переместился в Новослободку на реке Неручь.
С 27 по 30 июля 2-я рота находилась на боевом задании – строительство моста через реку Оптуха в селе Никольском.
За свою самоотверженную деятельность в июле 1943 года наградами были отмечены: заместитель командира батальона по политической части капитан Иван Шишков, командир отделения старший сержант Николай Королев, понтонеры Иван Надирадзе, Петр Качкаташвили, Василий Казбанов, Николай Ботоев.
1 августа 1943 года батальон вышел из подчинения 3-й танковой армии и переехал обратно в Трехонетово.
4 августа батальон был поднят по тревоге и перемещен в Семидняевское (18 км от Орла). Цель – подготовка к наведению переправы через Оку в районе Орла. Подразделение снова перешло в подчинение 63-й армии Брянского фронта и 8 ШИСБР. Войска начали штурм города Орла.
К исходу 5 августа батальон начал наведение своей первой понтонной переправы через Оку. К 21.00 мост под грузы 16 т был наведен и пушен в эксплуатацию. Через него потекли военные грузы.
7 августа 1-я рота приступила к строительству деревяннного моста под грузы 60 т на полкилометра выше поннтонной переправы. 2-я рота строила деревянный мост на реке Цон в районе Орла. Берег реки был сильно заминирован и при выполнении работ пострадало 13 солдат. Однако мост был сдан вовремя.
Многие бойцы батальона за проделанную работу были награждены орденами и медалями. Среди них – командир батальона капитан Борис Балясный, адъютант старший - капитан Тимофей Спесивцев, командир 2-й понтонной роты - ст. лейтенант Яков Приходько, командир взвода - лейтенант Владимир Смуров, начальник арттехснабжения - ст. техник-лейтенант Корней Козлов, командиры отделений – мл. сержант Агаси Восканян, сержант Никифор Данько, сержант Павел Звожцов, мл. сержант Александр Юферов, понтонеры Нюргюр Абдулятив, Гурген Агагабян, Федор Гуцов, Константин Нефедов, Петр Новиков, Владимир Овдиенко, Шакви Паныхава, Иосиф Полещук, Агаверди Таиров, Лука Танкович, Василий Фомиченко, Арчил Шавдатуашвили, шофер Иван Юшин.
26 августа батальон выехал в район г.Карачева. 27 августа подразделение сосредоточилось в лесу Теребилово северо-восточнее Карачева.
6 сентября 1943 года батальон перешел в подчинение 11-й гвардейской армии Брянского фронта.
8 сентября 1943 года 136-й ОМПМБ начал движение через Речицы и Карачев за отступающим противником.
9 сентября в районе Гремячего бойцы батальона разминировали минное поле перед передним краем обороны противника на дороге Цуриково-Гремячее. Было снято 362 мины. Расширены проходы в минных полях по обе стороны дороги, снято 633 мины. Было также проведено разминирование вдоль дороги Гремячее-Пластовое-Соколово. 10 сентября батальон сосредоточился в Березинке.
21 сентября 1943 года батальоном наведен мост под грузы 16 т через реку Десна. По этому мосту прошли 45 автомашин, кавалерийский корпус, 483 подводы на конной тяге, 150 единиц артиллерии. В это же время бойцы 2-й роты построили два моста 10 и 12 м под грузы 16 т в районе совхоза Гостиловка.
Далее путь батальона лежал в Белоруссию. 27 – 28 сентября прошли Старые Бобовичи и Березки. 29 сентября батальон вступил в город Ветку и вышел к реке Сож. 30 сентября личный состав батальона передислоцировался в лес юго-восточнее Ветки, началась подготовка к наведению паромной переправы. На берег доставлялись полупонтоны и другое оборудование. Наши войска заняли небольшой плацдарм на противоположном берегу Сожа, однако он был очень мал. Артиллерия противника начала обстрел бойцов, готовящихся к наведению переправы.
1 октября 1943 года из-за сильного обстрела дневная работа по сборке парома была приостановлена. Дальнейшая сборка парома производилась только в ночное время.
3 октября батальон снова перешел в подчинение 35-го стрелкового корпуса 63-й армии. Из-за сильных обстрелов личный состав переместился в лес севернее села Беседь, а штаб батальона в само село.
9 октября было принято решение собирать паромы на реке Беседь, а в ночное время переправить их к Сожу.
В ночь на 11 октября паром был собран, и на нем началась переправа танков. Она прошла очень удачно, без обстрела. Эта переправа была единственной, когда противник не использовал артиллерию. В дальнейшем все работы велись под постоянным артиллерийским и минометным обстрелом. Батальон нес большие потери ранеными. 15 октября 1943 года погиб сержант Николай Железнов.
26 октября 1943 батальон перешел в непосредственное подчинение вновь сформированной 7-й моторизованной понтонно-мостовой бригаде при Центральном фронте.
27 октября 1943 года батальон приступил к наведению моста под грузы 16 т через реку Сож. Бойцы попали под артобстрел противника. В результате этого обстрела погибли командир батальона майор Борис Балясный и сержант Андрей Крюков. Однако мост был сдан в срок и войска по нему устремились на запад. Командиром батальона был назначен капитан Лавров Валентин Алексеевич.
За отвагу и героизм, проявленные бойцами батальона в октябре 1943 года наградами командования были отмечены: командир батальона майор Борис Балясный (посмертно), командир батальона капитан Валентин Лавров, адъютант старший батальона капитан Тимофей Спесивцев, командир роты лейтенант Григорий Худяков, командиры взводов лейтенант Николай Мазанов, лейтенант Владимир Смуров и лейтенант Сергей Морозов, начальник клуба ст. лейтенант Григорий Арустамов, командир взвода разведки лейтенант Левон Аветисян, военфельдшер батальона лейтенант медицинской службы Аркадий Якименко, командир отделения мл. сержант Александр Белов, инструктор химслужбы 1-й роты красноармеец Борис Смирнов, линейный надсмотрщик-телефонист Александр Хадыкин, понтонеры Китес Барамидзе, Алексей Вертухин, Гурген Григорян, Александр Голунян, Михаил Иванов.
2 ноября силами 2-й роты был построен деревянный мост под грузы 60 т на реке Беседь длиной 45 м.
Командир 1-го взвода 1-й роты лейтенант Владимир Смуров назначен командиром 3-й роты батальона. Его взвод принял лейтенант Михаил Ивко.
12 ноября 1943 года в качестве командира батальона прибыл капитан Канарчик Александр Иванович, будущий Герой Советского Союза.
20 ноября 3-й рота батальона построила второй мост на реке Беседь под грузы 30 т районе Громыки. В этот же день погиб командир отделения сержант Николай Волков.
Вскоре после этого батальон получил боевое задание передислоцироваться на 75 км в район Загорья и навести паромную переправу на реке Сож. К 27 ноября два парома уже полностью функционировали. На следующий день наведен паром в районе Ланицы. Эти паромы работали до 6 декабря 1943 года.
С 5 по 11 декабря 1943 года батальон снова двинулся в путь. Подразделение прошло через населенные пункты Покоть, Залесье, Чечерск, Дербичи, Меркуловичи. В конце пути батальон расположился в поселке Ударник в 10 км от Меркулович.
С 20 декабря 2-я рота строила мост длиной 32 м у деревни Большие Стрелки. К 31 декабря батальон передислоцировался в поселок Пролетарский Рогачевского района.
С началом 1944 года батальон был брошен на сооружение траншей и огневых точек в районе Гадиловичей.
11 января 1944 года батальон переехал через Гомель в Борщевку в 25 км от Речицы. Переезд осуществлялся в пургу и метель. Целью переезда была подготовка личного состава и техники к новым боевым операциям. Боевой подготовкой батальон занимался до 5 марта. А 5 марта подразделение переехало в Боровуху в 2 км от Днепра. Силами всей бригады батальоны приступили к строительству эстакады через Днепр протяженностью 2 км.
15 марта 1944 года командование батальоном принял капитан Щербина Алексей Федорович. А 18 марта эстакада была закончена.
После строительства эстакады батальон занимался боевой и политической подготовкой до 11 апреля, когда подразделение было передислоцировано в Буду Кошелевскую.
26 апреля 1944 года в командование мостовой ротой вступил капитан Овчинников Василий Семенович. На должность командира 2-го взвода мостовой роты был назначен гвардии техник-лейтенант Мищенко Николай Никифорович.
В начале мая 1944 года произошла рокировка командования 1-го взвода 1-й роты. Лейтенант Николай Ярошенко убыл в 61-й батальон бригады, а на его место прибыл из 61-го батальона лейтенант Лев Маркин.
В Буде Кошелевской батальон пробыл до 22 мая 1944 года, после чего переехал в Красный Курган. В этот же день был издан приказ по бригаде, по которому в распоряжение командира бригады откомандировывался заместитель комбата по строевой части капитан Николай Елизаров, а на его место назначался капитан Николай Бабошко.
24 мая 1944 года капитан Бабошко прибыл в подразделение.
В ночь на 14 июня 136-й батальон переехал в район Сутак в составе всей бригады. Предстояло наведение переправ через реку Друть. 19 июня 1-я и 2-я роты сосредоточились в лесу в районе Лужков южнее Грабова. 20 июня к ним подтянулись остальные подразделения батальона. Не теряя времени, подразделения приступили к заготовке элементов моста длиной 65 м под грузы 60 т. На противоположном берегу Друти наши войска заняли совсем небольшой плацдарм и при работе в ночное время батальон высылал на противоположный берег свое охранение.
В ночь на 20 июня было убито два красноармейца и десять бойцов ранено. Противник вел постоянный артиллерийский обстрел, и в ночь на 22 июня было ранено ещё два бойца, а 23 июня – ещё двое. В этот же день подразделения батальона отодвинулись назад к Старому Селу в 3 км от передовой и в 12 км от Горбачей.
Был получен приказ закончить мост к утру 24 июня, так как предстояло наступление наших войск. На заключительном этапе отличились парторг 1-й роты Нефедов.
Мост был готов в срок. Общие потери на реке Друть составили 4 человека убитыми и 20 ранеными. Среди погибших – заместитель комбата по строевой части капитан Николай Бабошко и командир взвода 2-й понтонной роты старший лейтенант Анатолий Зайцев. Капитан Бабошко лично руководил строительством моста через реку Друть. Был тяжело ранен осколками от разорвавшейся мины и скончался в госпитале.
По мосту вначале прошли танки и тяжелые грузы, а затем артиллерия и пехота. За проявленные мужество и героизм около пятидесяти бойцов батальона были награждены орденами и медалями.
По окончании строительных работ роты несли комендантскую службу на трех мостах через реку Друть. 26 июня в командование взводом ст. лейтенанта Зайцева вступил лейтенант Василий Вдовин.
1 июля 1944 года начались работы по строительству моста под грузы 60 т через реку Свислочь. По этому мосту на Запад в первую очередь должны были пройти танки, поэтому понтонеры очень спешили, практически большинство бойцов все время находились в воде. К пяти утра 4 июля мост был готов и по нему были пропущены основные грузы.
3 июля на должность заместителя командира по строевой части прибыл капитан Михаил Ульянов.
5 июля батальон передислоцировался на 20 км южнее Минска. Наши передовые части быстро передвигались вперед, а в тылу оставалось еще много вражеских войск, пытавшихся вырваться из окружения.
6 июля наша авиация подвергала окруженного противника интенсивной бомбардировке. Немцы предприняли попытку прорваться к переправе, находящейся в двух километрах от расположения батальона.
В ночь с 6 на 7 июля колона противника выдвинулась в расположение батальона. Бойцы заняли оборону. Комбат запретил ввязываться в бой, так как количество патронов было ограничено, и колона немцев прошла левее батальона. Утром бойцы батальона вышли из леса и начали прочесывать местность. Одна из групп напоролась на отставших немцев и от взрыва ручной гранаты погиб санинструктор 1-й роты Кислов и четверо бойцов было ранено. Среди них тяжелое ранение в ногу получил понтонер 2-й роты Николай Ботоев.
9 июля 1944 года в бою батальоном было захвачено в плен 315 немцев.
10 июля батальон передислоцировался в Столбцы и затем двинулись дальше на Запад (Барановичи, Слоним). В пути стало известно, что бригада награждена орденом Суворова 2-й степени.
В начале августа батальон прошел через Ружаны, Пружаны, Беловежу, Гайновку, Бельск и перешел в оперативное подчинение начальника инженерных войск 48-й армии.
К исходу дня 4 августа 1944 года батальон сосредоточился в лесу северо-западней Журабичей. Дальнейшее продвижение приостановилось из-за отсутствия горючего. 7 августа батальон перешел в оперативное подчинение начальника инженерных войск 65-й армии.
14 августа 1944 года батальон получил горючее и одна рота пересекла государственную границу с Польшей и сосредоточилась в районе Сточек в 75 километрах северо-восточнее Варшавы. В это время шли ожесточенные бои на подступах к Западному Бугу.
Утром 18 августа 1944 года из штаба 46-го корпуса 65-й армии поступил приказ о наведении шести паромных переправ через Западный Буг.
1-я рота и часть 2-й роты выехали в район Рафа, а другая часть 2-й роты и 3-я рота выдвинулись к Выволокам. Началась подготовка к наведению переправ через Западный Буг.
У Выволок паромная переправа была наведена уже 25 августа.
У Рафа 26 августа подступы к берегу постоянно находились под сильным артобстрелом противника. Тем не менее машины с понтонами подошли к берегу. Немцы предположили, что к берегу подошли «катюши» и отошли на вторую линию обороны. Этим воспользовалась наша пехота и, переправившись через Буг, заняла первую линию траншей немцев.
Разобравшись с обстановкой, противник возобновил огонь по машинам батальона. Погиб шофер - младший сержант Александр Крумин. Двенадцать человек было ранено. Среди них бойцы Иракли Чихладзе, командир отделения младший сержант Тячульский, бойцы Курбан Исаев, Дмитрий Григолошвили. Паромная переправа была сорвана. Все части стали переправляться через паромную переправу у Выволок, которую держала 3-я рота.
Противник перенес огонь на эту переправу. От прямого попадания снаряда 9 человек было убито и 11 ранено. Среди убитых – командир взвода ст. лейтенант Василий Вдовин, командиры отделений сержант Иосиф Заславский, сержант Камар Сейтканов, пулеметчик младший сержант Юрий Арефьев, понтонеры – мл. сержант Василий Соболев, мл. сержант Валентин Зверев, красноармеецы Иван Андреев, Трофим Самарин, Владимир Перадзе.
27 августа при дежурстве на пароме было ранено ещё два бойца. После этого паромы были сняты и все подразделения батальона сосредоточились 28 августа в 1 километре восточнее Ежиска.
Вскоре на командование взводом Вдовина прибыл мл. сержант Энгельс Шемелин.
2 сентября 1944 года батальону торжественно было вручено Боевое Красное Знамя части. Вручал знамя командир 7-й мпмбр полковник Василий Яковлев. Вместе с ним прибыли начальник штаба бригады подполковник Георгий Дуданов и начальник отделения штаба майор Александр Меленевский.
В этот же день награды получили – комбат майор Алексей Щербина, командир 2-й роты капитан Яков Приходько, командиры взводов старший лейтенант Николай Мазанов и старший лейтенант Сергей Егоров, командиры отделений - ст. сержант Агаси Восканян, мл. сержант Владимир Овдиенко, мл. сержант Василий Казбанов, начальник хозчасти ст. лейтенант Петр Неижко и другие бойцы.
5 сентября батальон дислоцировался в трех километрах от реки Нарев. Батальон перешел в оперативное подчинение 46-го стрелкового корпуса. Здесь был получен приказ о наведении паромной переправы совместно с 61-м батальоном у поселка Вулька Заторская. В 2 часа ночи 6 сентября 1-я и 2-я роты начали наведение переправы.
Наши войска заняли плацдарм на другом берегу Нарева 3 км по фронту и 1 км в глубину. Группы немецких автоматчиков поэтому часто обстреливали, бойцов, наводивших переправу. В связи с этим работа часто прекращалась. После того, как были убит красноармеец Павел Желтов и еще трое ранено, работы были приостановлены. Весь личный состав отошел в укрытия. Затем на сборку констукций были посланы взвода старших лейтенантов Сергея Морозова и Михаила Ивко. При очередном обстреле были убиты красноармейцы Степан Кочетков, Давид Мамедов и ефрейтор Павел Перелыгин. Были ранены старшие сержанты Борзыкин и Гатауллин.
Расчет сержанта Гатауллина работал на смыкании и креплении прогонов. Три человека из расчета было ранено и вышли из строя. При налете вражеской авиации сам Гатауллин был контужен. Ему предлагали уйти в безопасное место, однако сержант продолжал работать, пока мост не был окончательно закончен.
Ст. сержант Тюгаев личным примером воодушевлял бойцов своего расчета при сборке парома. После повреждения парома в результате налета вражеской авиации, под огнем противника расчет сержанта сумел восстановить паром. Оба сержанта командиром батальона были представлены к званию Гнроев Советского Союза. Командир бригады поддержал это представление, но на уровне фронта решили ограничиться орденами «Боевого Красного Знамени».
Понтонный мост под грузы 30 т был сначала наведен, а затем разрушен в результате налета вражеской авиации. Для восстановления моста необходимо было собрать мостовой паром. Бойцы батальона под сильным вражеским огнем делали свое дело. Особенно при сборке парома отличилось в этот день отделение сержанта Василия Казбанова, которое собрало паром из оставшихся на берегу средств. Переправа была восстановлена и наши войска закрепились на плацдарме на правом берегу Нарева.
При наведении этой переправы 6 сентября батальон понес значительные потери. Особенно тяжелой стала гибель комбата А.Ф.Щербины, который погиб от осколков разорвавшейся рядом авиабомбы. Кроме того, были убиты командир взвода старший лейтенант Лев Маркин, красноармейцы Петр Николайчик и Николай Большаков. Всего в течение дня потери составили 8 человек убитыми и 6 – ранеными.
Временное командование на себя взял заместитель комбата капитан Ульянов, который также был ранен.
К исходу дня задание было выполнено и переправа заработала.
К вечеру 8 сентября получен приказ о постройке моста под грузы 60 т через Нарев в районе Карневека. 3-я рота старшего лейтенанта Владимира Смурова была отправлена на устройство паромной переправы в районе Дуже.
Вскоре (9.09.1944 г.) командиром 136-го батальона был назначен майор Семен Тимофеевич Проскуряков, который до этого был заместителем командира по строевой части 138-го батальона 7-й бригады. Командиром 1-го взвода 1-й роты стал мл. лейтенант Борис Морозов.
С утра 9 сентября 2-я рота капитана Приходько приступила к установке и бойке свай для моста вручную. В течение дня к ней присоединились другие роты. К вечеру было забито 140 свай. Солдаты работали до наступления полной темноты. При этом противник методически вел по работающим артиллерийско-минометный огонь.
Командование приказало взводу младшего лейтенанта Владимира Старостина устроить береговой пролет моста в течение 28 часов. Не смотря на непрерывный огонь противника, задание взвод выполнил досрочно. Кроме восстановленного настила взвод также обезвредил несколько неразорвавшихся снарядов.
С рассветом 10 сентября роты под руководством капитана Ульянова снова приступили к строительству моста. К 10 вечера мост был построен.
11 сентября все понтонные роты приступили к постройке эстакады длиною около 27 метров на правом берегу реки Нарев.
Взвод лейтенанта Егорова работал на вытаскивании полузатопленных понтонов из реки Нарев в районе Карневека.
К вечеру была закончена и эстакада. Личный состав батальона сосредоточился в районе Вульки Заторской. Штаб разместился в деревне Заторы.
Взвод Егорова занималась доставанием понтонов до 15 сентября. Другие роты занимались своими задачами, в том числе и обустройством лагеря и комендантской службой по охране мостов.
После 15 сентября на фронте велись только бои локального значения. Наступило временное затишье. Роты готовились к предстоящим наведениям переправ, приводили в порядок технику и заготавливали материал для переправ.
Приказом по бригаде № 24\Н от 14.09.1944 г. орденами и медалями были награждены офицеры и бойцы батальона: фельдшера батальона - ст. лейтенант м\с Аркадий Якименко, лейтенант м\с Евгений Харитонов, командиры отделений – ст. сержант Василий Данилов, ст. сержант Василий Сергеев, ст. сержант Александр Ильин, ст. сержант Владимир Тюгаев, сержант Константин Хлызов, ст. сержант Михаил Шпаченок, сержант Максум Гатаулин, сержант Иван Пострыгань, сержант Николай Параменкин, сержант Иван Топильский, мл. сержант Петр Гриценко, мл. сержант Иван Чиганов, мл.сержант Акоп Назыкян; понтонеры – ефрейторы Александр Гордиенко, Яков Гура, Владимир Коськов, Сергей Упоров, Исаак Захаров, Василий Слободецкий, Федор Женькин, Давуд Мамедов; красноармейцы – Борис Мищенко, Виктор Серебряков, Магерлам Абдулаев, Магерам Абдулаев, Семен Антонов, Бексолтан Беков, Кузьма Глуменко, Иван Николайчик, Михаил Салов, Василий Токмаков, Андриан Крючков, Иван Кочламозашвили, Константин Насанов; санитар – мл. сержант Филипп Яровой; старшина 2-й роты – ст. сержант Тимофей Боцман; наводчик РП – мл. сержант Николай Мещеряков; повар – ефрейтор Лилия Крисько и другие.
22 сентября командиры 1-й и 2-й понтонных рот, Николайчик и Приходько, на основании распоряжения штаба вели разведку реки Нарев в районе Ставиноге-Дуже с целью наведения моста под грузы 16 т.
На следующий день, 23 сентября, 2-я рота начала подготовительные работы по наведению моста. От взрыва вражеской мины получил тяжелын ранения командир 1-го взвода 2-й роты младший лейтенант Энгельс Шемелин. Он был эвакуирован в госпиталь. Вскоре ему на смену прибыл новый взводный - младший лейтенант Тарас Тестов.
До 27 сентября к будущему месту переправы подвозились материалы конструкции моста. Затем роты занимались боевой подготовкой и совершенствовала такие дисциплины как понтонное дело, мостовое дело, строевая подготовка. Одновременно наводилась переправа.
4 октября 1944 года немцы контратаковали наши войска, пытаясь выбить их с правого берега Нарева. Упорные бои шли до 10 октября, но полностью уничтожить Наревский плацдарм гитлеровцам так и не удалось. Советские воины стойко оборонялись.
5 октября 1944 года огнем противника была повреждена эстакада на левом берегу. Был разбит настил, повреждено несколько прогонов и свай. Починкой эстакады занималась 2-я рота капитана Приходько. Эта же рота заканчивала строительство эстакады.
Взвод Егорова был направлен для несения комендантской службы на переправе в районе Ставиноге.
1-я рота в районе Дуже производила усиление двух существующих пристаней.
3-я рота работала в районе Ставиноге.
Противник вел постоянный обстрел наших переправ через Нарев. С 6 октября взвод ст. лейтенанта Егорова нес под обстрелом комендансткую службу по охране переправы в районе Ставиноге. 7 октября в результате прямого попадания снаряда паром был разбит и затонул, получила повреждение эстакада на правом берегу – был побит настил, повреждено три прогона. Чтобы избежать потерь старший лейтенант Егоров отвел солдат на ростояние 700 метров от переправы. Вечером вся рота подошла к Нареву, чтобы извлечь затонувший паром. Все эти действия делались под постоянным обстрелом противника. Осколками вражеских мин было ранено два красноармейца. Тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь красноармеец Акиндинов.
8 октября при обстреле штаба в деревне Заторы погибли старший адъютант батальона капитан Гордиенко Иван Миронович, старший сержант Лаушко Николай, тяжело ранен и отправлен в госпиталь сержант Борзыкин Иван.
Штаб батальона после этого обстрела передислоцировался из Затор в лес южнее деревни. Вскоре старшим адъютаном батальона был назначен командир 3-й понтонной роты старший лейтенант Смуров Владимир Семенович, а командиром 3-й роты – капитан Гусев Иван Никитович.
К исходу 10 октября наступательная сила гитлеровских войск иссякла. В этот день взвод Егорова нес наряд по батальону. Остальные подразделения батальона начали заниматься боевой подготовкой.
В ночь на 15 октября 1944 года командир 3-й роты капитан Гусев получил задание вытащить затопленные полупонтоны в районе эстакады в 2 км западнее Ставиноге. Полупонтоны находились в 30 м от берега на глубине 160 м.
Не смотря на сильный обстрел бойцы Сидоров и Лунин в холодной воде разомкнули понтон, прикрепили трос и при помощи тягача вытащили полупонтон. При вытаскивании второго полупонтона поломались шестерни тягача. Работу временно пришлось прекратить.
Шофер тягача красноармеец Винокуров, слесарь паркового взвода сержант Рассадин и красноармеец Чернышов, высланные к месту работы, под минометным огнем противника на берегу реки разобрали задний мост тягача, заменили поврежденные детали.
16 октября из города Столбцы прибыл ст. лейтенант Авилов с копром с дизель-молотом.
В ночь на 17 октября второй взвод 3-й роты под руководством ротного капитана Гусева вытащил затопленные полупонтоны и доставили их в расположение батальона.
Вечером 19 октября 2-я рота получила приказ организовать паромную переправу в районе Дуже на Нареве. 1 и 2-й взводы 2-й роты под непосредственным руководством капитана Приходько выдвинулись к указанному месту, и к утру 20 октября переправа установлена. Однако в течение всей ночи шел сильный дождь, который размыл подъездную дорогу. Она стала непроезжей для автотранспорта. 21 октября перевозка грузов некоторое время производилась на повозках. По окончании работ рота снова занялась боевой подготовкой.
Отразив вражеский удар, войска 65-й армии сами перешли в наступление. К исходу 26 октября они вышли на рубеж восточнее Покшивница, Цепелин, Зегже, освободив при этом Сероцк и Зегже. Плацдарм был расширен по фронту до 25 и в глубину до 12 км. В последующем с него развернулось наступление к Висле с целью отсечения и уничтожения восточнопрусской группировки противника. А пока после 26 октября наши войска перешли к обороне, и на Сероцком плацдарме наступило временное затишье.
18 ноября 1944 года батальон передислоцировался из Вульки Заторской в Суфчин (45 км юго-восточнее Варшавы).
1 декабря батальон переехал в Ванаты (3 км от реки Висла). Батальону была поставлена задача – строительство высоководного моста под грузы 60 т на рукаве реки Висла. Этот мост строился силами всей бригады. Каждому батальону была поставлена своя задача. Личный состав работал в трудных условиях – пришлось устранять поломку копра, бороться с ледоходом и приливом. Спали всего по 3- 4 часа. 8 декабря мост был закончен досрочно.
12 декабря 1944 года 1-я и 2-я роты приступили к строительству нового деревянного моста под грузы 16 т южнее высоководного моста на рукаве реки Висла в районе села Подленж.
Мост строился в течение 2 дней. Уже 14 декабря подразделения были переброшены на строительство эстакады на левом берегу Вислы. Эта эстакада была сдана 21 декабря.
22 декабря 1944 года батальон приступил к строительству моста под грузы 60 т на реке Висле в районе Бончихи. Общая длина моста составляла около 300 м, то есть на каждый батальон приходилось по 100 м. С каждым днем Висла все больше покрывалась плавучими льдинами и это значительно усложняло фронт работ.
1-я рота капитана Николайчика была отправлена на строительства моста под грузы 16 т в районе Пшидвожице. К 31 декабря оба моста были закончены.
После временного затишья батальон 14 января 1945 года выдвинулся к реке Пилица. Батальон перешел в подчинение инженера 28 стрелкового корпуса.
17 января батальон прибыл в деревню Гурка в 50 м от Пилицы. Здесь получили задачу навести мост под грузы 30 т. Мост был готов к 15.00.
На следующий день 18 января перед 136-м батальоном совместно с 63-м батальоном была поставлена задача начать строительство моста через Пилицу под грузы 60 т площадью 45 понтонов для обеспечения переправы тяжелых танков.
20 января 1945 года личный состав батальона переместился через Раву Мазовецкую в г.Унец на реке Варта недалеко от Лодзи.
25 января расположились в местечке Овинская в районе Познани. Батальон сразу же приступил к наведению паромной переправы и строительству деревянного моста под грузы 40 т. Мост был сдан к 1 февраля 1945 года.
2 февраля батальон выступил по маршруту следования 1-й танковой армии и перешел в её оперативное подчинение. Подразделения батальона за день прошли населенные пункты Любош, Линде, Нойштадт, Болевиц, Тирштигель, Баухвитц, Альтенхоф, Шиндельмюль, Любенау, Кориттен. К 23.00 основная часть батальона сосредоточилась в Кориттене.
4 февраля батальон остановился в Зонненбурге и перешел в оперативное подчинение 8-й гвардейской армии, а 5 февраля уже въехал в Гёриц на Одере. Река была покрыта льдом. Нужно было навести понтонный мост под грузы 12 т. Ответственным за строительство моста был заместитель комбата по строевой части капитан Ульянов. Он постоянно проводил время в районе работ и к 21.00 мост был наведен.
6 февраля батальоном получено новое задание – строительство еще одного деревянного моста в районе Гёрица под грузы 60 т. Начались подготовительные работы.
В течение 7 февраля противник постоянно проводил авианалеты на г.Гериц и на переправы. 8 февраля бомбы были сброшены в район расположения штаба. Было убито 5 человек и раненно тридцать бойцов 2-й роты. Днем авиации противника удалось разрушить мост под грузы 12 т. Во время налета было ранено 11 бойцов 1-й роты.
10 февраля тронулся лед на Одере. Понтонный мост соравало с якорей и отнесло вниз на 600 м. Срочно были приняты меры по его задержанию и вытаскиванию. На работах по вытаскиванию снесенного моста в течение суток работала 1-я рота, и этими работами непосредственно руководил старший адъютант батальона капитан Владимир Смуров. К вечеру был собран паром и с 18.00 2-я рота приступила к переправе танков. Паромной переправой руководил сам командир батальона майор Проскуряков.
11 февраля 2-я и 3-я роты несли комендантскую службу на переправах и работали на паромах. 1-я рота занималась вытаскиванием полупонтонов разрушенного моста.
В дальнейшем роты батальона постоянно находились на паромных переправах в районе Геритца и действовали по обстановке.
В ночь на 14 февраля 1945 года у Геритца шла паромная переправа наших танков на западный берег Одера. Начался ледоход. В команду, обслуживающую паром, входили взводные ст. лейтенант Сергей Егоров и мл. лейтенант Тарас Тестов; сержант Иван Постригань и красноармейцы Александр Гордиенков, Анисим Снитко, Шакир Акиф оглы, Исрафиль Файк оглы, Антон Кочепасов, Иван Белан, Яков Тарасюк, Николай Бондарко и другие.
Ледоход набрал силу и паром с танком зажало со всех сторон и начало сносить вниз по течению. Бойцы с ходу стали затыкать пробоины парома от льдин чем попало, вычерпывали ледяную воду с полупонтонов, работали баграми и веслами в полной темноте, чтобы доставить паром с танком на противоположный берег. Эта борьба продолжалась 6 часов. Тем не менее бойцам удалось подвести паром к мели, закрепить его и переправить танк.
В ночь с 15 на 16 февраля 1945 года потребовалось немедленно переправить танки на другой берег Одера в 4 км юго-западнее Геритца. Однако катерист в тот момент отсутстствовал. Шофер красноармеец Казаков по приказу командира роты пустил в ход катер и начал переправу танков. В течение всей ночи Казаков переправлял танки и другие грузы.
Ночью 16 февраля прямым попаданием бомбы в зону размещения 3-й роты при налете авиации противника было ранено 8 человек: сержант Николай Параменкин, красноармейцы - Леонтий Слепакуров, Василий Волков, Антон Батуш, Дмитрий Викторов, Кузьма Глуменко, Самсон Симонян, Петр Сереженко и убито 8 человек: командир взвода мл. лейтенант Владимир Старостин, ст. сержант Василий Данилов, красноармейцы – Иван Пономарев, Михаил Левин, Сазон Маслов, Павел Цветков, Леонид Аверичев, Валентин Сидоров.
В ночь на 17 февраля 1945 года взвод лейтенанта Байкова обслуживал 12 т паром на реке Одер западнее Герица. Переправы методически обстреливалась из минометов и артиллерии. После взрыва снаряда паром стало сносить вниз по реке в сторону противника. Шесть часов в ночной темноте расчет парома боролся за спасение груза. Несколько раз паром садился на мель. Благодаря мужеству бойцов груз удалось спасти. Отличились Тимохин, Железнев, Кабанов,
С 17 по 22 февраля батальон держал переправы под сильным обстрелом противника. Приказом по 7-й бригаде № 88\Н от 22.02.1945 г. награждены: орденом «Красной Звезды» - командиры взводов ст. лейтенант Михаил Ивко и мл. лейтенант Борис Морозов, старшина Никифор Данько, сержант Владимир Сагитов, мл. сержанты Петр Даниленко, Александр Киселев, Михаил Ларин, ефрейторы Филипп Долгов, Алексей Казаков, Иван Павленко, Василий Слободецкий, красноармейцы Юсуф Агарунов, Аркадий Алексеев, Петр Жигаревич, Василий Купала, Федор Павлов, Лука Танкович, Роман Талмачев, Иван Фролов, Акиф Шакир-оглы; медалью «За отвагу» - красноармейцы Алексей Бычик, Григорий Лобженидзе; медалью «За боевые заслуги» - красноармеец Георгий Угляница.
Капитан Корней Козлов был переведен на должность заместителя командира батальона по технической части, на его место начальника АТС назначен командир 2-го взвода 1-й роты ст. лейтенант Михаил Ивко. Новым взводным 2-й роты стал лейтенант Лостам Акбашев (до этого командир зенитно-пулеметного взвода). Командир 2-го взвода 2-й роты Сергей Егоров был переведен командиром взвода в 138-й батальон бригады. На его место вскоре прибыл мл. лейтенант Николай Саблин.
27 февраля 1945 года был получен приказ на строительство моста под грузы 16 т через рукав реки Одер в районе северо-западнее Геритца. В тот же день подразделения приступили к выполнению задачи. 1 марта к исходу дня мост был построен. Штаб батальона передислоцировался в город Зоненбург. В этот же день началась передислокация всего подразделения.
В марте на должность командира 3-го взвода 3-й роты прибыл мл. лейтенант Григорий Ковырякин.
4 марта началась подготовка к строительству еще одного моста под грузы 16 т в районе Геритца, который был построен 9 марта. Накануне 8 марта был тяжело ранен командир 1-го взвода 1-й роты мл. лейтенант Борис Морозов. Впоследствии от полученных ран он скончался в госпитале 17 марта.
10 марта батальон с ходу приступил к строительству эстакады на левом берегу Одера. 12 марта заместителю командира батальона капитану Ульянову присвоено звание «майор».
13 марта батальоном был собран паром под грузы 16 т. 14 марта 1-я понтонная рота держала паром западнее Геритца, 3-я рота закончила строительство эстакады, а 2-я рота работала на вытаскивании немецкого парома из Одера. Противник систематически обстреливал переправы.
Пока в марте 1945 года наши войска вели ожесточенные бои за расширение Кюстринского плацдарма, батальон держал переправы на Одере в районе Геритца. Периодически переправы разрушались авиацией противника. Батальон их восстанавливал и строил новые.
18 марта 1945 года до всего личного состава батальона доведен Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении 136-го батальона орденом «Красного Знамени».
24 марта командиры 1-й и 2-й рот капитаны Георгий Николайчик и Яков Приходько были направлены на учебу в Высшую офицерскую инженерно-минную школу в г.Нахабино Московской области. Временно исполнять обязанности командира 1-й роты стал командир 3-го взвода 1-й роты ст. лейтенант Мазанов, а командира 2-й роты - старший лейтенант Сергей Морозов. Взвод Мазанова вскоре принял под командование мл. лейтенант Борис Татаринов.
В этот же день при налете авиации погибли сержант Борис Сыров и красноармейцы Василий Михайлов, Лади Микая, Семен Шишлов, Иван Белан. По ранению отправлен в госпиталь Федор Баринов. Еще пять человек по ранению находились в санчасти батальона.
Вскоре командиром 2-й роты был назначен ст. лейтенант Григорий Ларичев.
7 апреля 1945 года батальон понес потери от вражеской авиации. Был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь командир 2-й роты старший лейтенант Григорий Ларичев. Командование снова перешло к командиру взвода старшему лейтенанту Сергею Морозову. Вместе с ним эвакуированы шофер Федор Мураев, понтонеры Владимир Чмыхалов и Виктор Цыганков.
Легко ранены – командир 1-й роты ст. лейтенант Николай Мазанов, понтонеры Хачик Абрамян, Павел Попов, Владимир Кислый, Георгий Угляница, Василий Борышин, Алексей Вертухин, Федор Лузаченко и Павел Подстремный.
Убиты командир отделения 1-й роты ст. сержант Агаси Восканян, ефрейтор Али Халилов, красноармеец Лев Креймер, понтонер Никифор Симоненко, шофер технического взвода Рахим Ахметзянов, понтонер 2-й роты Иван Андронович.
Командир 2-го взвода 3-й роты Александр Байков был переведен на командование 1-м взводом 1-й роты. На его место прибыл мл. лейтенант Александр Комаров.
Командиром взвода Морозова вскоре стал мл. лейтенант Валентин Полещук, а на командование 2-м взводом мостовой роты прибыл лейтенант Николай Кудрявцев. Бывший взводный Николай Мищенко был переведен в 138-й батальон.
16 апреля 1945 года началась Берлинская операция. Войска 1-го Белорусского фронта с Кюстринского плацдарма начали наступление на Берлин. 136-й батальон двигался за наступающими войсками. За обеспечение переправы через Одер бригада была награждена орденом Кутузова 2 степени. 136-й батальон принял от 63-го батальона деревянный мост под грузы 60 т в районе Кюстрина.
Батальон передислоцировался 18 апреля в район господского двора Ротшток.
Преодолевая яростное противодействие врага, танковые бригады 11-го танкового корпуса к утру 20 апреля достигли северной окраины населенного пункта Кинбаум. Дальнейший путь им преградил широкий ручей с остатками моста, взорванного гитлеровцами при отступлении. Одновременно к этому же ручью, но несколько южнее, в районе Либенберга, вышла 27-я гвардейская мотострелковая бригада. С боем переправившись на подручных средствах, она с ходу атаковала фашистов на западном берегу и, очистив его от противника дали время понтонерам 136-й батальона навести переправу через этот широкий ручей.
21 апреля переместились в Мюнхеберг.
22 апреля 2-я рота строила мост в районе Либенберга. Отличился боец 2-й понтонной роты белорус Николай Бондарко. Уроженец д.Хомск, Дрогичинского района, Пинской области. При строительстве деревянного моста в районе Либенберга красноармеец Бондарко по колено в холодной воде мужественно занимался забивкой свай, не смотря на рвущиеся вокруг снаряды. Своим примером он вдохновил своих товарищей, и расчет вместо заданных 12 свай под обстрелом забил 18. Боец за этот подвиг был награжден медалью «За отвагу».
При наведении переправы отличился также весь расчет младшего сержанта Михаила Ларина.
Суть боевого задания Ларину состояла в том, чтобы за 4 часа забить 8 свай для постройки моста под грузы 60 т. Бойцы работали под непрерывными атаками авиации противника и артиллерийским и минометным огнем. Они не уходили в укрытие, вдохновленные мужеством своего командира отделения. Понтонеры работали с удвоенной энергией и вместо 8-ми забили 11 свай. Младший сержант Михаил Ларин был награжден орденом Красной Звезды.
Красноармейцу Василию Шевлюку из Дрогичинского района и отделения Михаила Ларина была поручена подгонка насадок моста. По колено в холодной воде он закончил подгонку трех насадок раньше всех и начал помогать товарищам укладывать прогоны. Василий Шевлюк за Либенберг был награжден впоследствие медалью «За отвагу».
Благодаря быстро наведенному мосту все части корпуса уже к середине дня смогли продолжать наступление.
23 апреля батальон получил задание навести понтонный мост через реку Шпрее в районе Кепеника. Первым к месту переправы прибыл взвод мл. лейтенанта Тестова, и не сотря на интенсивный обстрел противником, сразу приступил к работе.
24 - 25 апреля 1945 2-я рота капитана Морозова наводила мост на реке Даме в районе Вендешлос
26 апреля 1945 года 2-я рота выступила в район Темпельгофа для устройства переправы через канал.
Затем батальон нес комендантскую службу на переправе в районе Кепеника.
В начале мая 1945 года весь 136-й батальон сосредоточился в районе Кепеника.
6 мая были награждены орденом «Богдана Хмельницкого» 3-й степени командир взвода 2-й роты ст. лейтенант Сергей Морозов и ефрейтор Али Каримов.
9 мая 1945 года в батальоне был проведен митинг по случаю Победы в Великой Отечественной войне. Состоялся вечер офицерского состава.
10 мая по приказу командира бригады батальон выступил в новый район дислокации – Бад-Заров. К 12 мая батальон полностью обосновался в Бад-Зарове.
21 мая батальон получил боевое задание очистить канал Одер-Шпрее от железнодорожного моста Фюрстенвальде до пересечения шоссейных дорог юго-восточнее Вернсдорфа. Дело в том, что еще до подхода наших войск к Берлину немцы хотели на реке Шпрее и её каналах задержать продвижение наших войск. Для этого противник подорвал все переправы через канал. После капитуляции для пропуска караванов через канал неободимо было очистить его от разрушенных мостов. Этими действиями батальон и занимался по июнь 1945 года.
29 июня отделение 2-й роты было направлено на охрану эшелонов со взрывчаткой на станцию Нойд-Зоддинг в районе Берлина. 30 июня 1945 года 15 солдат 2-й роты были отправлены в район Потсдама для наводки понтонного моста.
1 июля 1945 года на эшелон, который охраняло отделение Семина, напали диверсанты, которым удалось взорвать эшелон. Все отделение в составе 9 человек погибло. Всех девятерых сержанта Семина А.И., старшего сержанта Бабаева Н.А., красноармейцев Угляница Г.С., Розенкова П.Д., Лоскутова Г.Д., Тарасюка Н.К., Теплюка П.А., Федосова Ю.П., Мошнегурца Н.Ф. похоронили 1 июля 1945 года в братской могиле в районе их гибели.
5 июля 1945 годы состоялись проводы первой группы (33 человека) демобилизованных бойцов.
14 июля 1945 года при проведении работ в Штеттинской угольной гавани трагически погиб командир взвода лейтенант Лостам Акбашев.
10 по 15 декабря 1945 года бригада и в её числе 136-й батальон передислоцирована в г. Рослау, 5 км. севернее Дессау, далее в Магдебург.
В июне 1946 года 7 помбр переформирована в 36-й понтонно-мостовой полк. 136-й батальон стал линейным батальоном этого полка. |