2 Военная школа летчиков Красного Воздушного Флота (2-я ВШЛ)
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
1922-1969
Период вхождения в действующую армию:
Последующие переименования:
Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В. П. Чкалова (ВАУЛ).
С 1969 года статус училища изменился; оно было переименовано в Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков им. В. П. Чкалова, а с 1990 года — Борисоглебский учебный авиационный центр подготовки лётного состава им. В. П. Чкалова. С 1992 года по 1999 год — филиал Воронежского военного инженерного авиационного института.
Дополнительная информация:
В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота. Сокращенно ее стали называть "2-я ВШЛ КВФ". Формирование производилось из кадров и средств, выделенных отделом устройства и службы Главного управления Красного Воздушного Флота и дивизиона авиаспециалистов. Все, что выделялось для 2-й ВШЛ, сосредоточивалось на московском аэродроме. С 6 по 13 апреля 1923 г. школа двумя эшелонами передислоцировалась из Москвы в Борисоглебск. 16.10.1923 г. состоялся первый выпуск курсантов. 07.12.1923 г. - второй выпуск - 9 курсантов. К концу 1924 года летная школа была почти полностью укомплектована. В 1924 году школа сделала 8 выпусков и подготовила 92 летчика, из них 75 направила в Московскую первую высшую школу красвоенлетов и 17 - в Высшую военно-авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове. Постепенно школа развивалась. В 1929-1930 гг 2-я ВШЛ имела три аэродрома: центральный - на окраине Борисоглебска; второй километрах в десяти от него за железной дорогой, его еще называли «Верхним», летали с него только на У-2; и третий - в лагерях у п.Танцерей, в полусотне километров на юг от города.
28.12.1938 г. согласно приказу наркома обороны СССР Маршала Советского Союза К.Е.Ворошилова школе было присвоено имя В.П.Чкалова - выпускника первого выпуска, погибшего незадолго до этого. В 1940 году школа получила новое наименование, в котором закреплялось место базирования: Борисоглебская военная авиационная школа пилотов им. В.П.Чкалова. С первых дней Великой Отечественной войны на Борисоглебскую авиационную школу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию перелетавших на фронт авиачастей. На школьные аэродромы садились и самолеты перебазировавшихся на восток военных школ из Харькова, Чугуева, Воронежа, Кременчуга и других городов. Борисоглебский аэроузел обслужил во второй половине 1941 года 2242 самолета, а всего за годы войны было обслужено около 16 тысяч самолетов. На базе материальной части и средств школы были сформированы два авиационных истребительных полка и эскадрилья. Командирами авиаполков стали бывшие командиры эскадрилий капитаны П.Н.Новицкий и Г.С.Боровский. В ноябре 1941 года сформированные полки убыли на фронт. Всего в 1941 году школа отправила на фронт 89 летчиков, 49 техников и 22 командира других специальностей. Для обеспечения всеми видами довольствия вновь создаваемых авиационных частей в Борисоглебске было сформировано 3 батальона аэродромного обслуживания, которые убыли на фронт вместе с истребительными полками. В августе 1941 года в Борисоглебск эвакуировалась Херсонская военная школа пилотов, которая вошла в состав Борисоглебской школы, в результате чего последняя стала девятиэскадрильного состава, а количество курсантов в ней к концу 1941 года достигло 3803 человек. Летом 1942 года в связи с приближением фронта и начавшимися налетами на Борисоглебск поступил приказ командующего ВВС Приволжского военного округа о немедленном перебазировании школы на Урал, в город Троицк. Перебазирование началось 09.07.1942 г. 233 самолета группами улетели в г.Троицк, неисправные машины погрузили на платформы. Всего было отправлено 7 летных и 8 железнодорожных эшелонов: семьи командиров, авиационное имущество, часть автотранспорта, авиаремонтные мастерские. В г.Троицке школа разместилась на шести площадках, пригодных для полетов. Люди селились в палатках, сараях, бараках. В самом городе, где имелся аэродром, курсанты жили в помещении с трехъярусными нарами. Летом 1943 года школа вернулась в освобожденный Борисоглебск. С 10.06 по 06.07.1943 г. из Троицка в Борисоглебск было отправлено 5 летных и 12 железнодорожных составов. В Борисоглебске школа разместилась на пяти полевых аэродромах. Подготовка летчиков велась параллельно с ускоренным строительством и восстановлением объектов школы.