Особая бригада НКО 8285 (Особая войсковая часть НКО № 8285)
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
17 октября 1937 года - не ранее 29 декабря 1946 года
Период вхождения в действующую армию:
09.08.1945 - 03.09.1945 г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация:
С началом японо-китайской войны в 1937 году китайское руководство обратилось к Советскому Союзу с просьбой о помощи в создании транспортного маршрута через провинцию Синьцзян. Эта трасса должна была стать основным маршрутом переброски советского вооружения во внутренние районы Китая. Правительство СССР ответило согласием, и уже в октябре 1937 года китайские рабочие под руководством советских инженеров и техников начали прокладку автомобильной трассы, которая начиналась от станции Сары-Озек на Турксибе, затем проходила по территории СССР до поселка Хоргос в нынешнем Панфиловском районе Жетысуской области Казахстана, пограничного пункта с Китаем, и далее по территории провинции Синьцзян через Урумчи до Ланьчжоу. На строительстве были заняты несколько тысяч советских специалистов. Общая протяженность трассы составляла 2925 километров. Совершенно секретная операция, проводилась Отделом спецзаданий Генштаба Красной армии. В первый период основная часть советского контингента в Синьцзяне была занята обеспечением надежной деятельности и охраной трассы (Особая войсковая часть 4279). Для этого была создана особая войсковая часть, в распоряжении которой находилось 750 грузовых автомобилей.
Для перевозки грузов была сформирована Особая бригада НКО (в/ч 8285), подчиненная Отделу спецзаданий Главного Разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии. Это была особая автомобильная бригада, занимающаяся грузовыми перевозками по Турксибу. Парк ее состоял из 750 грузовиков, не считая легковых машин.
Лица, проходившие службу в этих воинских частях, считались в спецкомандировке по линии Разведуправления Генерального штаба. Общее руководство перевозкой военных грузов в Китай осуществлял оперативный штаб, находившийся в Алма-Ате.
Переброска военных грузов автомашинами из Сары-Озека началась 17 октября 1937 года. После первого рейса на автотрассе были произведены дополнительные работы по расчистке и расширению перевалов, отремонтированы мосты. К середине ноября 1937 года, несмотря на сложные условия, весь маршрут был полностью освоен. По просьбе китайской стороны в 1938 году трасса была продолжена до города Сяньян в провинции Шэньси Китая, ее общая протяженность составила 3750 км. Этот путь снабжения китайской армии оставался самым надежным и действовал в условиях абсолютной секретности, сохраненной до нашего времени.
В январе 1939 года - ноябре 1940 года Особой бригадой НКО № 8285 командовал полковник Грязнов Михаил Яковлевич, в 1943 году - Зезюлин, в октябре 1945 - мае 1946 года - подполковник Журкин Борис Иванович.