73 вспомогательная ордена Красной Звезды авиационная дивизия(73-я вад)
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
1943-1946
Период вхождения в действующую армию:
Последующие переименования:
Дополнительная информация:
Приказом Командующего АДД № 0191 от 5.05.1943 г. на основе личного состава 12-й опаг ГВФ была сформирована 73-я вспомогательная авиадивизия АДД (73-я вад АДД) с задачей: перегон на запад импортной авиатехники с аэродрома в г.Красноярске и отечественной авиатехники с заводских аэродромов г.Иркутск и г.Комсомольск-на-Амуре. (История вопроса 15.03.1942 г. была сформирована 12-я отдельная перегоночная авиагруппа ГВФ (12-я опаг ГВФ), которая уже в апреле начала перегонять самолеты с заводов В Комсомольске-на-Амуре и в Иркутске через Красноярск в Москву. Из-за большой сложности в ноябре 1942 года перекрыли Комсомольскую трассу. Самолеты из Комсомольска стали перевозить только железнодорожным транспортом. С декабря 1942 года авиагруппа перегоняла самолеты только из Иркутска. В мае 1943 года переформирована в авиадивизию 73-ю вад).
С июня 1943 года одевшие погоны пилоты ГВФ начали перегон самолетов Ли-2, Ил-4, В-25 «Митчелл», А-20 «Бостон», С-47 «Дуглас». Перегон с востока велся по Воздушной магистрали Москва – Уэлькаль, по ее участкам от Иркутска (ст.Белая) до Москвы и фронтовых аэродромов. Техническое обслуживание перегоняемых самолетов так же возлагалось на заводские бригады и промежуточные аэропорты ГВФ по трассе. По штату в вспомогательных авиаполках было по 30 летных экипажей. Самолеты перегонялись из Иркутска, Комсомольска-на-Амуре, Красноярска, Ташкента, Баку. Кроме того были перегнаны пять интернированных американских самолетов В-24 «Либерейтор» с Камчатки. В марте 1944 года в составе 73-й вад была создана 102-я учебно-тренировочная авиаэскадрилья (102-я утаэ) для подготовки вторых пилотов на двухмоторные самолеты В-25, С-47, Ли-2. За год обучения (с мая 1943 по май 1944 года) обучено 198 летчиков после школ первоначального обучения, 20 экипажей для персональных самолетов командующих фронтами. С мая по сентябрь 1944 года подготовлено и направлено в части АДД вторых пилотов — 128, пилотов Ер-2 – 40, техсостава на Ли-2 – 30, штурманов – 14, переучено фронтовых летчиков - 26.