Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158599
9697
6879
53057
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): ВВС 8 армии
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 1939-1942
Период вхождения в действующую армию:
Последующие переименования: Приказом НКО СССР № 00230 от 10.11.1942 г. на базе управления военно-воздушных сил 8-й Армии 1 декабря 1942 года сформирована 275-я истребительная авиационная дивизия. Полки, входившие в состав ВВС Армии вошли в состав дивизии и продолжили выполнять поставленные боевые задачи.
275-я истребительная авиационная Пушкинская дивизия;
275-я истребительная авиационная Пушкинская Краснознамённая дивизия;
Дополнительная информация: Военно-воздушные силы 8-й Армии (ВВС 8-й Армии) — оперативное авиационное соединение времен Великой Отечественной войны.
ВВС Армии в Зимней войне.
14 сентября 1939 года Новгородская армейская группа, дислоцированная на границе с Эстонией и входившая в состав Ленинградского ВО, была переименована в 8-ю Армию. К 23 сентября управление армии передислоцировалось из Новгорода в Псков. В целях подготовки к Советско-финляндской войне управление армии без подчинённых соединений и частей было передислоцировано к 29 октября в Петрозаводск. К декабрю 1939 года соединения и части 8-й Армии дислоцировались севернее Ладожского озера. Управление 8-й Армии располагалось в Петрозаводске. Армии предстояло действовать на петрозаводском направлении.
ВВС 8-й армии формировались путем придания авиационных частей на основании директив Главкома № 1/0941 от 09.12.1939 и № 4/14 от 15.12.1939. Помимо входящих в состав, ВВС армии должны были получить дополнительно две эскадрильи тяжелых бомбардировщиков, две эскадрильи истребителей И-153, эскадрилью Р-5 и эскадрилью У-2. К началу войны в распоряжении ВВС 8-й Армии было четыре аэродрома: Лодейное поле и Нурмолицы (на южном направлении), Бессовец (на центральном), Гирвас (на северном).
С началом войны части 8-й Армии быстро продвинулись вглубь Финляндии и к середине января остро встал вопрос о новых передовых аэродромах. Авиация стала использовать ледовые аэродромы — Каркку на озере Каркунлампи на южном направлении, Суоярви на одноимённом озере и на озере Исо-Пюхяярви на центральном направлении. На северном направлении создать авиационную группировку так и не получилось.
К 20 декабря на аэродром Лодейное поле прибыли 18-й скоростной бап и 3-й тяжелый бап, так же в состав армии вошли 29-я эскадрилья связи и 4-я эскадрилья 3-го лбап, увеличив состав ВВС Армии до 165 боевых и 12 связных самолётов. С 1 января 1940 года в состав ВВС 8-й Армии на аэродром Лодейное поле прибыло управление 13-й авиабригады АОН-1. После передачи 41-й скоростного бап в состав 15-й авиабригады, а затем в ВВС 9-й Армии, в составе 13-й авиабригады оставался только один 6-й дальнебомбардировочный авиационный полк, который при перебазировании управления бригады был оставлен на прежнем месте и из состава бригады выбыл. Приказом штаба ВВС 8-й Армии 2 января был определён её новый состав, в который вошли:
13-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (Бесовец) до 7 января 1940 года, убыл на аэродром Пески;
18-й скоростной бомбардировочный авиационный полк;
3-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк;
39-й скоростной бомбардировочный авиационный полк (Бесовец) с 7 января 1940 года, прибыл из состава ВВС Белорусского ВО;
1-я истребительная эскадрилья (И-153, Лодейное поле).
49-й истребительный авиационный полк.
К концу Зимней войны в составе ВВС 8-й Армии находилось 150 СБ, 60 Р-Z, 12 ССС, 1 Р-5, 10 У-2, 68 И-15бис, 50 И-153 и 2 И-16. За время боевых действий самолёты ВВС 8-й Армии выполнили около 18260 вылетов с налетом 18348 часов 15 минут. Потери за время боев составили 94 самолёта, из них 54 — боевые.
После окончания военных действий в апреле 1940 года управление армии передислоцировалось в город Остров. В июне 1940 года армия участвовала в присоединении Прибалтики к СССР, полевое управление армии было передислоцировано через Псков и Тарту в Таллин.
ВВС Армии в ВОВ.
Войска армии вели бои на синявинском направлении. В июне 1942 года армия вошла в подчинение Волховскому фронту и участвовала в Синявинской наступательной операции.
С началом боевых действий армия не имела своей авиации. Авиационная поддержка войск армии осуществлялась силами частей и соединений, входивших в подчинение штабу фронта. Только в августе 1941 года в состав ВВС армии вошла 65-я корректировочная авиаэскадрилья на самолётах И-15. Действуя в интересах армии эскадрилья не только выполняла разведывательные задачи, но и производила штурмовку войск противника бомбами АО-20, подвешивая по 4 бомбы на самолёт.
На базе 65-й отдельной истребительной эскадрильи и 202-й отдельной эскадрильи связи 31 октября 1941 года в составе ВВС армии сформирован 439-й истребительный авиационный полк по штату 015/174 на самолётах И-15бис. К боевой работе полк приступил 10 ноября 1941 года. В начале ноября 1941 года штаб армии, некоторые соединения и части армии передислоцированы в восточный сектор обороны Ленинградского фронта и на плацдарм на Неве у Московской Дубровки («Невский пятачок»). В ноябре и декабре 1941 года войска армии вели упорные наступательные бои с целью прорыва блокады Ленинграда. Полк поддерживал наземные войска при обороне правого берега Невы от устья реки Тосна до берега Ладожского озера и бои за удержание и расширение плацдарма у Московской Дубровки.
К концу 1941 года (31.12.1941 г.) 439-й истребительный авиационный полк имел в боевом составе 6 И-15бис (из них 4 неисправных) и по одному исправному И-16 и И-153. 26 января 1942 года полк переименован в 770-й истребительный авиационный полк. В связи со значительными потерями полк выведен с фронта и отправлен на доукомплектование и переучивание на новый самолёт Як-1 в 13-й запасной истребительный авиационный полк Приволжского ВО в город Кузнецк Пензенской области.
В конце января 1942 года штаб и управление армии, переправленное по льду Ладожского озера на волховское направление, объединило соединения и части Синявинской оперативной группы 54-й Армии, занимавшие оборону на рубеже от южного побережья Ладожского озера до Кировской железной дороги. С 18 февраля 1942 года в состав ВВС Армии после расформирования 39-й истребительной авиадивизии вошли 154-й, 159-й и 196-й истребительные авиаполки. К 17 марта 1942 года в составе ВВС армии осталось всего 26 самолётов, из них исправных — 11.
В мае 1942 года в оперативное подчинение ВВС армии вошла оперативная группа 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота. С 9 июня 1942 года 8-я Армия была переподчинена Волховскому фронту 2-го формирования, а 154-й, 159-й и 196-й истребительные авиаполки переданы в состав Авиагруппы генерал-майора Жданова, позже генерал-майора Андреева. Эти авиагруппы выполняли задачи по прикрытию войск Ленинградского фронта.
Боевой состав:
65-я отдельная авиационная эскадрилья, с августа по 12 декабря 1941 года.
439-й истребительный авиационный полк, с 10 ноября 1941 года по 26 января 1942 года, переименован в 770-й истребительный авиационный полк.
770-й истребительный авиационный полк, с 26 по 30 января 1942 года, убыл в 13-й запасной истребительный авиационный полк.
154-й истребительный авиационный полк, с 18 февраля по 8 июня 1942 года, передан в состав авиагруппы генерала Жданова.
196-й истребительный авиационный полк, с 18 февраля по 8 июня 1942 года, передан в состав авиагруппы генерала Жданова.
159-й истребительный авиационный полк, с 28 февраля по 8 июня 1942 года, передан в состав авиагруппы генерала Жданова.
935-й смешанный авиационный полк, с декабря 1942 года по 12 марта 1943 года.
Номер воинской части: 55741
Полевая почта №: 55741
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Александр Кукалев

Фронтовики, служившие в подразделении:

Демченков Филипп Трофимович
26.11.1915
ст.лейтенант
Кобец Александр Иванович
15.2.1908
майор
Панкратов Сергей Степанович
8.9.1910
майор
Ушаков Владимир Алексеевич
2.3.1903
генерал-лейтенант авиации

Дата и время создания карточки:

2024-03-27 11:45:00
Дата и время последнего изменения: 2024-04-20 21:45:57
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.