19 штурмовая инженерно-саперная Двинская бригада Резерва Верховного Главнокомандования
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
20.08.1943 г. – наст, как отд.инженерный батальон усиления 45 гв.инженерной Берлинской орденов Кутузова, Б.Хмельницкого,А.Невского и Кр.Звезды бригады
Период вхождения в действующую армию:
21.11.1943 г. - 10.05.1945 г
Последующие переименования:
- 5 декабря 1945 года 19 штурмовая инженерно-саперная Двинская бригада РГК переформирована в 33 инженерно-саперную Двинскую бригаду;
- 20 июня 1946 года 33 испбр переформирована в 33 инженерно-саперный Двинской полк (награжден орденом Красного Знамени 22.02.1968 г.);
- 1 октября 1991 года 33 исп переформирован в 201 инженерно-саперную бригаду с передачей ей Боевого Знамени, почетных наименований, орденов СССР и исторического формуляра, принадлежавшего 33 исп;
- к 01.12.1997 года 201испбр переформирована в 62 инженерно-саперный Двинский Краснознаменный полк;
- 1 июня 2009 года 62 исп был переформирован в 140 гвардейский инженерно-саперный Кингисеппский Краснознаменный ордена Александра Невского полк с передачей регалий, расформированного в 2007 году 140 гв. опомб.
- 2011 году 140 гвардейский исп переформирован в отдельный инженерный батальон усиления 45 гвардейской инженерной Берлинской орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды бригады
Дополнительная информация:
19 штурмовая инженерно-саперная бригада Резерва Главного Командования была сформирована 20 августа 1943 года на основании директивы НКО СССР № ОРГ/5/127-128 от 24 июля 1943 года в Московском военном округе в селе МОЛОДИ Подольского района (ныне входит в административно-территориальное образование - город областного подчинения Чехов с административной территорией) Московской области. (Штурмовая инженерно-сапёрная бригада — формирование инженерных войск Резерва Верховного Главнокомандования в Красной Армии, существовавшая во время Великой Отечественной войны. Предназначена для штурма приспособленных к обороне населённых пунктов и прорыва сильно укреплённых рубежей обороны противника).
Ядро бригады составила группа воинов расформированной 1 горной минно-инженерной бригады во главе с ее командиром подполковником (с 03.11.1944 года - полковник) БЕЛОЗЕРЦЕВЫМ Георгием Алексеевичем, который командовал ею вплоть до окончания Великой Отечественной войны. Начальником штаба бригады был назначен подполковник АЛЕКСАНДРОВ Алексей Пахомович.
Подразделения бригады формировались на основе личного состава 61, 245 и 737 моторизованных инженерных батальонов и 742 минно-саперного батальона, уже принимавших участие в боях. Штурмовые инженерно-саперные батальоны должны были нести основную нагрузку по выполнению боевых задач, возложенных на бригаду. Именно личный состав батальонов выполнял задачи инженерного обеспечения штурма при прорыве сильно укрепленных позиций и населенных пунктов противника. Их центральной задачей являлось разрушение и преодоление тяжелых долговременных оборонительных сооружений и препятствий в полосе наступления общевойскового боевого порядка. Это наиболее специфичная форма боевых действий саперов-штурмовиков, унаследовавшая в себе классические примеры прошлого русских саперов. Причем при штурме саперы не только обеспечивали его, но и непосредственно участвовали в нем. Специфика задач, возлагавшихся на штурмовые инженерно-саперные части и подразделения, требовала отбора в них наиболее подготовленных, физически крепких, грамотных в военном отношении бойцов и командиров. При переформировании штурмовых инженерно-сапёрных бригад из них были отчислены все бойцы старше 40 лет, а также ограниченно годные к службе. Главной особенностью оснащения личного состава штурмовых инженерно-штурмовых бригад, был стальной нагрудник модели СН-42 из тонкой броневой стали, снабжённый сочленённым «передником».
К моменту окончания формирования в боевой состав 19 штурмовой инженерно-саперной бригады вошли:
• управление бригады - 40 человек (штат № 012/88)
• отдельная рота управления - 87 человек (штат № 012/89)
• 91 отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон - 388 человек (штат № 012/127), войсковая часть п.п. 13250, командир батальона майор Кулешов Трофим Маркович
• 92 отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон - 88 человек (штат № 012/127), войсковая часть п.п. 73625, командир батальона капитан Супруненко
• 93 отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон - 388 человек (штат № 012/127), войсковая часть п.п. 92578, командир батальона майор Бердников Иван Степанович
• 94 отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон - 388 человек (штат № 012/127), войсковая часть п.п. 19625, командир батальона майор Титко Александр Антонович
• 95 отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон - 388 человек (штат № 012/127), войсковая часть п.п. 28123, командир батальона майор Иванов Тихон Яковлевич
• отдельная моторизованная инженерно-разведывательная рота - 101 человек (штат № 012/126)
• отдельный легкопереправочный парк - 36 человек (штат № 012/90).
Первоначальная штатная численность штурмовой инженерно-саперной бригады составляла 2226 человек.
В октябре 1943 года в составе бригады был сформирован отдельный медико-санитарный взвод численностью 16 человек (штат № 012/152), в январе 1944 года - рота собак-миноискателей численностью 90 человек и 72 собаки (штат № 012/110). В мае 1944 года эта рота выбыла из бригады, в июне 1944 года в ее состав был введен 42 отдельный батальон ранцевых огнеметов (войсковая часть п.п. 92763).
В ноябре 1943 года 19 штурмовая инженерно-саперная бригада Резерва Главного Командования вошла в составе 2 Прибалтийского фронта. С 30 ноября 1943 года по 27 января 1944 года бригада в оперативном подчинении 3 ударной армии 2 Прибалтийского фронта выполняла боевые задания по инженерному обеспечению ее действий в ходе подготовки и в самой Ленинградско-Новгородская стратегической наступательной операции (14 января — 1 марта 1944 года) на пустошкинско-опечецком направлении в Калининской (ныне Псковской) области. За это время: было установлено мин – 21 329 шт., снято мин – 6932 шт., сделано проходов в минных полях на переднем крае обороны – 51 шт., огорожено минных полей – 59 шт., устроено лесных завалов общей протяженностью более – 11 км, построено, восстановлено и усилено мостов нагрузкой 16 - 60 тонн - 936 метров, отремонтировано и восстановлено дорог с устройством на отдельных участках гатей, колей, жердевой выстилки и средним ямочным ремонтом полотна дороги более 160 км, произведена инженерная разведка маршрутов дорог на протяжении 465 км, построено ледяных переправ с усилением льда 2 150 метров очищено от снега полотна дороги 5740 м, разминировано маршрутов 96 000 метров. На минных полях, установленных частями бригады, подорвалось: самоходных орудий противника типа «Фердинанд» – 2, танков противника – 2 и несколько десятков солдат и офицеров. В ближнем бою частями и подразделениям бригады уничтожено более 300 гитлеровцев. За образцовое выполнение заданий командования 160 человек личного состава бригады награждено правительственными наградами.
В ходе Старорусско-Новоржевской наступательной операци1 (18 февраля - 1 марта 1944 года войск 2 Прибалтийского фронта, осуществленной во взаимодействии с частью сил Ленинградского фронта в рамках Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции против немецкой 16 армии Группы армий «Север» 19 штурмовая инженерно-саперная бригада Резерва Главного Командования в составе 3 ударной армии, перейдя в наступление 26 февраля 1944 года, продвинулась вперед на 30 км от железнодорожной станции МАЕВО в Новосокольническом районе до города ПУСТОШКА Калининской (ныне Псковской) области.
До июля 1944 года бригада обеспечивала в инженерном отношении действия соединений и частей 3 ударной армии 2 Прибалтийского фронта.
В ходе Режицко-Двинской фронтовой наступательной операции (10 - 27 июля 1944 года) войска 2 Прибалтийского фронта, перейдя в наступление из района северо-западнее и западнее города НОВОСОКОЛЬНИКИ Калининской (ныне Псковской) области, прорвали оборону немцев и за два дня наступательных боев продвинулись вперед до 35 километров, расширив прорыв до 150 километров по фронту. В ходе наступления войска фронта овладели городом и крупным железнодорожным узлом ИДРИЦА Калининской (ныне Псковской) области – важным опорным пунктом обороны немцев. В боях при прорыве обороны немцев среди других соединений и частей 3 ударной армии отличились части и подразделения 19 штурмовая инженерно-саперная бригада Резерва Главного Командования подполковника БЕЛОЗЕРЦЕВА Георгия Алексеевича.
За отличные боевые действия войскам, участвовавшим в боях при прорыве обороны противника и за освобождение города ИДРИЦА, приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза СТАЛИНА Иосифа Виссарионовича № 135 от 12 июля 1944 года объявлена благодарность и в МОСКВЕ был дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий.
19 штурмовая инженерно-саперная бригада РВГК в наступательных боях войск 2 Прибалтийского фронта, обеспечивая в инженерном отношении продвижение частей 22, 4 ударной армий, 5 танкового корпуса и 10 гвардейской армии продвинулась вперед на 185 км и вышла на территорию Латвийской ССР. Несмотря на то, что части бригады действовали на фронте шириною до 200 км, благодаря умелому руководству со стороны командования и штаба соединения, саперы-штурмовики проявляли исключительно высокий уровень боевого мастерства и отличное взаимодействие со стрелковыми частями. Под руководством командира бригады подполковника БЕЛОЗЕРЦЕВА Г.А. части бригады за первые 20 дней наступления при исключительно малых потерях, сняли 5481 мин и фугасов, разминировали и восстановили 694 км маршрутов, построили 22 моста общей протяженностью 280 погонных метров, обеспечили в инженерном отношении продвижение стрелковых соединений и частей, способствовали освобождению ими городских посёлков ОСВЕЯ в Верхнедвинском районе Витебской области Белорусской ССР, ИНДРА в Краславском районе Латвийской ССР и многих других крупных населенных пунктов.
Особенно отличились воины бригады при освобождении города ДАУГАВПИЛС (до 1920 года ДВИНСК) Латвийской ССР - важным железнодорожным узлом и мощным опорным пунктом обороны немцев на рижском направлении. Взятие города ДАУГАВПЛСА открывало путь к Рижскому заливу Балтийского моря. Основную задачу по взятию города решала левофланговая группировка войск 2 Прибалтийского фронта в составе 4 ударной армии, усиленной 91, 92 и 93 отдельными штурмовыми инженерно-саперными батальонами бригады. К 9 часам утра 27 июля 1944 года 91 отдельный штурмовой инженерно-саперный батальон майора КУЛЕШОВА Трофима Макаровича и огнеметчики 1 роты ранцевых огнеметов лейтенанта КУТИНА Григория Павловича из 42 отдельного батальона ранцевых огнеметов бригады ворвались на окраину города и завязали уличные бои. Саперы-штурмовики, действуя самостоятельно, штурмом овладевали одним домом за другим и выжигали немцев из укрытий. Отдельные, усиленные огнеметчиками группы саперов-штурмовиков, не задерживаясь на окраине, быстро проникли в центр города и вышли с боем к реке ЗАПАДНАЯ ДВИНА (ДАУГАВА). Остальные подразделения в это время закончили ликвидацию отдельных групп противника, засевших в домах на северной и северо-восточной окраине города.
За отличные боевые действия войскам, участвовавшим в боях за освобождение города ДАУГАВПИЛС, приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза СТАЛИНА Иосифа Виссарионовича № 153 от 27 июля 1944 года объявлена благодарность и в МОСКВЕ был дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. В ознаменование одержанной победы 19 штурмовая инженерно-саперная бригада Резерва Главного Командования подполковника БЕЛОЗЕРЦЕВА Георгия Алексеевича среди соединений и частей, наиболее отличившихся в боях за овладение городом ДАУГАВПИЛС (ДВИНСК), была представлена к присвоению почетного наименования «ДВИНСКАЯ», которого удостоена Приказом ВГК № 0253 от 9 августа 1944 года.
После освобождения ДАУГАВПИЛСА 19 штурмовая инженерно-саперная Двинская бригада РГК была оставлена в городе в качестве гарнизона. Сразу же по окончании боев подразделения бригады приступили к его сплошному разминированию. В течение семи дней частями бригады было разминировано 106 км улиц, два крупных моста, 70 общественных зданий и предприятий и 326 жилых кварталов. При этом было обезврежено и снято 38 фугасов с зарядом от 20 до 400 кг каждый, 4 «сюрприза», 1395 противотанковых и 194 противопехотные мины. Подразделения бригады в течении месяца активно участвовали в восстановлении разрушенной инфраструктуры города и мостов через ДАУГАВУ.
Отдельные части бригады обеспечивали в инженерном отношении боевые действия 22 армии 2 Прибалтийского фронта в ходе Мадонской наступательной операции (28 июля — 28 августа 1944 года), форсирование рек ЗАПАДНАЯ ДВИНА и АЙВИЕКСТЕ, 8 августа 1944 года принимали участие в освобождении города КРУСТПИЛС Екабпилсского уезда Латвийской ССР (ныне историческая часть города ЕКАБПИЛС на правом берегу реки ДАУГАВА).
В ходе Рижской наступательной операции Рижской (14 сентября - 22 октября 1944 года) 19 штурмовая инженерно-саперная Двинская бригада РГК в оперативном подчинении 22 армии 2 Прибалтийского фронта обеспечила форсирование рек ОГРЕ и ИЕЦАВА, принимала участие в боях за город РИГА – столицу Латвийской ССР.
За время летних и осенних боев 1944 года части бригады под командованием полковника БЕЛОЗЕРЦЕВА Г.А. установили 28 704 противотанковых и 33 124 противопехотных мин, разминировали 3 города и 41 крупный населенный пункт, разминировали 18 мостов и труб, 1101,5 км дорог на ширину 100 метров, сняли и подорвали 34 830 противотанковых и 58 336 противопехотных мин, построили и восстановили 2550 метров мостов, разведали 1890 км дорог, устроили 228 проходов в минных полях.
С января 1945 года в составе 22 армии, с февраля 1945 года – 10 гвардейской армии 2 Прибалтийского фронта части бригады выполняли боевые задания по обеспечению в инженерном отношении наступательных действий стрелковый соединений и частей в ходе боев по блокированию и уничтожению немецких войск группы ар¬мий «Север» на Курляндском полуост¬рове. Одновременно с выполнением задач по инженерному обеспечению войск, части бригады в январе-феврале 1945 года в полосе действий 22 армии выполняли самостоятельные задачи по обороне переднего края советских войск на двух участках: на реке ИЕЦАВА и в районе города АУЦЕ на юге ЛАТВИИ общей протяженностью 22 км. Несмотря на отсутствие артиллерии, комбриг полковник БЕЛОЗЕРЦЕВ Г.А. сумел в короткий срок усовершенствовать систему обороны, усилить ее в фортификационном отношении и сделать непреступной для немецкой пехоты и техники. В течение 40 дней части бригады в оборонительных боях изматывали силы противника, уничтожив при этом 700 гитлеровцев, 2 танка, 4 самоходные орудия, 12 огневых точек, взяв в плен 46 солдат и офицеров противника, захватив 13 «языков».
С переходом бригады на дорожное строительство в самые короткие сроки было организованно обучение личного состава строительству колейных дорог. Высокое качество производимых частями и подразделениями бригады работ, дало возможность в условиях весеннего бездорожья производить переброску войск и грузов.
За время боевых действий в 1945 году в составе 2 Прибалтийского фронта, а с 1 апреля 1945 года – в составе в составе Курляндской группы войск Ленинградского фронта 19 штурмовая инженерно-саперная Двинская бригада РГК построила 28,4 км колейных и жердевых дорог, 22,8 км колонного пути, отремонтировала 67,5 км дорог, установила 20 565 противотанковых и противопехотных мин, снято и уничтожено 16 133 мины, проверила 132,2 км маршрутов и выполнила другие инженерные работы.
19 штурмовая инженерно-саперная Двинская бригада Резерва Главного Командования завершила боевые действия 10 мая 1945 года в составе 10 гвардейской армии Курляндской группы войск Ленинградского фронта, принимая участие в ликвидации курляндскоой группировки войск немцев («Курляндский котёл») на побережье Балтийского море в районе города ЛИЕПАЯ (ЛИБАВА) Латвийской ССР.
Последующие переформирования:
- директивой Генерального штаба №-ОРГ/5/7177 от 13.10.1945 года 5 декабря 1945 года 19 штурмовая инженерно-саперная Двинская бригада РГК переформирована в 33 инженерно-саперную Двинскую бригаду с дислокацией в городе СЕРТОЛОВО, Ленинградской области;
- 20 июня 1946 года 33 инженерно-саперная Двинская бригада переформирована в 33 инженерно-саперный Двинской полк (награжден орденом КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 22 февраля 1968 года);
- 1 октября 1991 года 33 инженерно-саперный Двинский Краснознаменный полк переформирован в 201 инженерно-саперную бригаду с передачей ей Боевого Знамени, почетных наименований, орденов СССР и исторического формуляра, принадлежавшего 33 исп;
- к 01.12.1997 года 201 инженерно-саперная Двинская Краснознаменная бригада (войсковая часть 28088) переформирована в 62 инженерно-саперный Двинский Краснознаменный полк (войсковая часть 28088);
- с 01.03. по 01.07.1998 года 62 исп (в/ч 28088), передислоцирован из поселка КОТЛЫ Кингисеппского района Ленинградской области в поселок НИЖНИЕ ОСЕЛЬКИ Всеволожского района Ленинградской области и размещен на фондах расформировываемых 346 РБР и 3273 ПРТБ;
- к 4.08.2005 года 62 инженерно-саперный полк (в/ч 28088), передислоцирован в поселок КЕРРО Всеволожского района Ленинградской области на место дислокации 140 отдельного гвардейского понтонно-мостового полка;
- 1 июня 2009 года в поселке КЕРРО Всеволожского района Ленинградской области 62 инженерно-саперный Двинский Краснознаменный полк был переформирован в 140 гвардейский инженерно-саперный Кингисеппский Краснознаменный ордена Александра Невского полк с передачей регалий, расформированного в 2007 году 140 гв. опомб.
- 2011 году 140 гвардейский исп переформирован в отдельный инженерный батальон усиления (в/ч 11361-3) 45 гвардейской инженерной Берлинской орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды бригады.