Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
106516
10994
6240
41679
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Печенгская Краснознаменная ордена Ушакова бригада торпедных катеров Северного флота
Страна (в военный период): СССР
Период существования: С 1 марта 1944 г.
Период вхождения в действующую армию: 01.03.1944 г. - 09.05.1945 г.
Последующие переименования: 55 Печенгская Краснознаменная ордена Ушакова бригада торпедных катеров 23 Краснознаменной дивизии охраны водного района СФ
15 апреля 1982 года-108 Печенгский Краснознаменный ордена Ушакова 1 степени дивизион малых ракетных кораблей Краснознаменной Кольской флотилии разнородных сил СФ
Дополнительная информация: Сформирована 1 марта 1944 г.
Командиром бригады назначен капитан 2 ранга А.В.Кузьмин, начальником штаба - капитан 2 ранга В.А. Чекуров, начальником политотдела - капитан 2 ранга А.Мураневич.
В первые месяцы, когда шло формирование соединения и обучение катерников, действия на морских сообщениях противника проводились небольшими группами катеров, самостоятельно, методом "свободной охоты".
В марте 1944 года торпедные катера имели только одну встречу с противником и потопили транспорт и буксир. В апреле катера провели с конвоями пять боев, в которых приняло участие 17 торпедных катеров. В этих боях катерники потопили танкер, 2 транспорта, 2 самоходные баржи и 4 корабля охранения.

Первый бой во взаимодействии с береговой артиллерией и авиацией торпедные катера провели 28 июня 1944 года. В Петсамо шел вражеский конвой. По нему нанесли удар наши летчики и расстроили его походный порядок. Затем, с подходом конвоя к Петсамо, открыла огонь береговая артиллерия. Вражеские сторожевые катера стали прикрывать транспорты дымовой завесой. Но этой завесой воспользовались наши торпедные катера. Они скрытно атаковали транспорты. Враг не досчитался нескольких судов.

Большого успеха достигли в бою торпедные катера 15 июля 1944 года. Группа из восьми катеров под командованием капитана 2 ранга В. Н. Алексеева атаковала большой конвой и потопила три транспорта, танкер, два миноносца, два сторожевых корабля и дрифтер.

В августе1944 г. наша разведка обнаружила движение крупного конвоя в сторону Варангер-фиорда. Если раньше на каждый транспорт обычно приходилось три или четыре корабля охранения, то теперь их число увеличилось до девяти. С воздуха конвой прикрывали самолеты-истребители. Наблюдалось активное движение вражеских сторожевых катеров в районе портов Варангер-фиорда.
Командир соединения капитан 1 ранга А. В. Кузьмин, оценив обстановку, полученную от разведки, тактически грамотно развернул поисковые и ударную группы катеров в районе предполагаемого боя.17 августа 1944 г. утром разведывательная авиация СФ установила сосредоточение вражеских транспортов и кораблей охранения западнее м. Нордкин. Через несколько часов самолеты-разведчики в районе п. Гамвик выявили идущий на восток конвой в составе 3 транспортов в охранении 2 эскадренных миноносцев, 8 сторожевых кораблей, тральщика и 12 катеров. В воздухе конвой прикрывали 3 истребителя Ме-109. За конвоем было установлено периодическое наблюдение разведывательной авиацией СФ.
Комдндование СФ решило нанести удар силами бригады торпедных катеров по конвою в районе Варангер-фьорда, поскольку метеорологические условия исключали возможность действий авиации в этом районе.
Увеличение в 1944 г. числа торпедных катеров в составе действующих соединений, улучшение их тактико-технических элементов, характеристик радиотехнических средств связи, большой боевой опыт командиров катеров, звеньев, отрядов, а также офицеров штабов соединений катеров позволили к этому времени перейти от действий по конвоям одиночными малыми группами к нанесению массированных ударов несколькими группами катеров в тесном тактическом взаимодействии при централизованном управлении с берегового КП бригады.
Получив боевую задачу, командир бригады торпедных катеров капитан 1 ранга А. В. Кузьмин приказал начальнику штаба бригады капитану 2 ранга В. А. Чекурову начать сбор небходимых данных для выработки замысла боевых действий, проанализировать разведывательные сведения об обстановке в Варангер-фьорде, выполнить расчеты по организации нанесения удара всеми находившимися в строю катерами бригады и проконтролировать подготовку катеров к выполнению предстоящей боевой задачи. Вечером 18 августа было получено последнее донесение от самолета-разведчика о том, что конвой прошел м. Маккаур и что его состав увеличился. Расчеты, выполненные в штабе бригады, показывали, что при сохранении скорости он должен войти в пределы Варангер-фьорда после полуночи 19 августа.
В соответствии с этим начались непосредственная подготовка и организация боя. Для удара по конвою было выделено 14 торпедных катеров. К исходу 18 августа они были сосредоточены в пункте маневренного базирования Земляное (Пумманки). Катера были сведены в три группы: разведывательная РГ-1 под управлением начальника штаба 3-го дивизиона капитан-лейтенанта А. И. Ефимова, доразведки РГ-2 под управлением командира звена 2-го дивизиона старшего лейтенанта Б. Т. Павлова и ударная — во главе с командиром 2-го дивизиона капитаном 3 ранга С. Г. Коршуновичем. Общее управление силами в бою командир бригады капитан 1 ранга А. В. Кузьмин, находившийся на БКП на полуострове Средний, на высоте 200, оставил за собой.
Замысел боя заключался в следующем.
Группа А. И. Ефимова — «ТКА-213» (командир старший лейтенант А. Ф. Горбачев) и «ТКА-238» (командир лейтенант И. А. Никитин) — обходит о. Вардё и производит разведку конвоя в районе Перс-фьорда, уточняет его состав и устанавливает время подхода к пр. Буссесунд, о чем доносит на БКП. После выполнения разведки она вновь обходит о. Вардё и участвует в нанесении удара совместно с группой катеров С. Г. Коршуновича.
Группа Б. Т. Павлова в составе «ТКА-218» (он же командир этого катера), «ТКА-214» (командир старший лейтенант Е. Г. Шкутов) и «ТКА-203» (командир старший лейтенант А. А. Карташев) скрытно подходит к пр. Буссесунд с юга, ставит на фарватере у выхода из пролива маневренную минную банку, а затем выполняет задачу доразведки: выявляет момент выхода из пролива конвоя, обстановку непосредственно перед нанесением удара и наводит на врага группу С. Г. Коршуновича, после чего вместе с ней участвует в нанесении удара.
Ударная группа действует в составе двух тактических групп. Тактическая группа ТГ-2 под управлением командира отряда капитан-лейтенанта И. Я. Решетько в составе «ТКА-205» (командир лейтенант П. П. Диренко; на этом же катере находится И. Я. Решетько), «ТКА-204» (командир старший лейтенант А. И. Киреев), «ТКА-242» (командир старший лейтенант В. II. Быков) и «ТКА-237» (командир старший лейтенант В. А. Домысловский) составляет передовой отряд. Группа должна поставить дымовую завесу для обеспечения выхода в атаку катеров других групп, нанести предварительный удар по силам охранения, а если представится возможность, то и по основным объектам — транспортам. Тактическая группа ТГ-1 под управлением С. Г. Коршуновича (он же осуществляет управление ударной группой в целом) в составе «ТКА-216» (командир старший лейтенант И. М. Желваков, брейд-вымпел командира дивизиона), «ТКА-219» (командир капитан-лейтенант В. В. Чернявский), «ТКА-215» (командир лейтенант В. С. Кузнецов), «ТКА-119» (командир старший лейтенант Ф. З. Родионов) и «ТКА-222» (командир старший лейтенант [55] Н. М. Фролов) наносит удар по транспортам конвоя и решает главную задачу в бою.
Очередность выхода катеров из Земляного планировалась в соответствии с замыслом действий. Катера ударной группы должны были выйти в море после установления группой А. И. Ефимова контакта с конвоем.
Незадолго до выхода РГ-1 командир бригады собрал всех командиров групп и катеров и в ходе короткого инструктажа уточнил данные обстановки в районе боевых действий, проверил уяснение командирами задачи, роли каждой группы и катера в достижении общих целей боя, а также готовность катеров. В заключение он предупредил, что в силу сложности обстановки разработанный штабом план на предстоящий бой может претерпеть изменения, и указал на необходимость проявления в бою самостоятельности, инициативы и находчивости в соответствии с общим замыслом боя.
С расчетом обнаружить конвой в 15-20 милях северо-западнее о. Вардё покинула Земляное РГ-1, а через полчаса — и РГ-2. С уходом РГ-2 катера ударной группы были подготовлены к немедленному выходу.
В это время посты наблюдения на п-ове Средний установили, что катера врага ставят дымовую завесу в районе Печенги. Это давало основание предположить, что противник предпримет попытку провести конвой из Киркенеса в Печенгу (Петсамо) или вывести из Печенги находившиеся там, по данным разведки, транспорты. Но нельзя было исключать и того, что фашисты специально проводят демонстративные действия для отвлечения внимания от северо-западной части Варангер-фьорда.
Проанализировав складывающуюся обстановку, А. В. Кузьмин принял решение считать основной целью конвой, идущий с запада, как было предусмотрено планом. В то же время он приказал усилить наблюдение за южной частью Варангер-фьорда и быть в готовности перенацелить часть сил в этом направлении, если здесь будет обнаружен конвой. Для того чтобы иметь возможность маневрировать силами на два направления, он отдал приказание выйти в море катерам ударной группы, несмотря на то что никаких сведений от РГ-1 и РГ-2 не поступало. В соответствии с этим 19 августа в 0 ч 25 мин в море вышла ТГ-2 и, построившись в строй ромба, легла на курс в западную часть Варангер-фьорда. Следом, держась на расстоянии 15-20 каб, вышла ТГ-1.
В 0 ч 35 мин береговым КП было получено радиодонесение от командира РГ-1. Он сообщал, что обнаружил конвой неприятеля, следующий курсом 130° со скоростью 8-10 уз. Несколько позднее он сообщил, что конвой растянулся на 5 миль, насчитывает большое число кораблей и что видимость в районе 60-70 каб. Казалось, что все идет по плану.
Но в 1 ч 20 мин командир РГ-1 (он шел на «ТКА-238») передал донесение, что обнаруженный конвой остановился в Перс-фьорде. Это показывало, что гитлеровцы отказались от форсирования пролива с ходу и, следовательно, план боя срывался. Однако, чтобы прийти к этому выводу окончательно, требовалось еще какое-либо подтверждение. Поэтому с КП было передано приказание командиру РГ-2 немедленно донести обстановку. Через несколько минут он доложил, что первую часть задачи выполнил успешно — мины скрытно поставлены в назначенном месте. Далее он информировал, что видимость в районе 70-80 каб и что никаких кораблей противника он не наблюдает. Этот доклад подтверждал, что враг решил воздержаться от прохода пролива этой ночью. Поэтому командир бригады приказал РГ-2 идти на соединение с РГ-1 и совместно атаковать конвой у Перс-фьорда. РГ-2 пошла в обход о. Вардё на запад.
К этому времени катера ударной группы достигли прибрежной коммуникации у западного побережья Варангер-фьорда, и А. В. Кузьмин в 1 ч 45 мин приказал С. Г. Коршуновичу идти к пр. Буссесунд, при этом усилить наблюдение.
В 1 ч 45 мин командир ТГ-2 (его группа, как и прежде, шла впереди) доложил, что им обнаружены у пр. Буссесунд шесть больших и шесть малых силуэтов, а еще через несколько минут он уточнил, что им обнаружен конвой, выходящий из пролива.
Это означало, что в предыдущих докладах А. И. Ефимова была допущена какая-то неточность или он обнаружил другой конвой, возможно, созданный фашистами специально для дезинформации о месте и действиях основного, проводимого на восток конвоя. В то же время доклады командира ТГ-2 показывали, что оценка обстановки в штабе бригады была верной и что конвой противника, против которого развернуты силы, проходит пр. Буссесунд, а следовательно, удар по нему состоится там, где это было запланировано. Поэтому с БКП бригады торпедных катеров в 2 ч 4 мин было передано приказание командирам всех групп катеров об общей атаке в районе м. Кибергнес, южнее выхода из пр. Буссесунд. Однако стало очевидно, что запланированная последовательность действий нарушалась и ударной группе, которая должна была наносить удар при обеспечении другими группами, предстояло действовать по конвою первой и только своими силами.
Обстановка в районе пролива соответствовала той, которую предвидели и прогнозировали в штабе бригады при выборе места и времени нанесения удара по конвою. Часть кораблей противника, выйдя из пролива, остановилась, некоторые маневрировали для занятия положения в охранении после построения походного ордера, остальные продолжали движение в проливе.
После обнаружения подходящих с юга катеров некоторые корабли и суда врага начали поворачивать на обратный курс, а им навстречу продолжали идти корабли, только что вышедшие из пролива. Обстановка для нанесения удара была благоприятной. Впереди шли «ТКА-237» и «ТКА-242». Один из них должен был по приказанию командира ТГ-2 поставить дымовую завесу для прикрытия подхода к конвою катеров основной ударной группы. Когда расстояние до крайних кораблей конвоя составило 15-20 каб, с одного из кораблей охранения в сторону катеров был передан прожектором световой опознавательный сигнал. Чтобы на какое-то время ввести врага в заблуждение, командир «ТКА-242» приказал сигнальщику передать на корабль неприятеля то же самое сочетание, чем на некоторое время ввел противника в заблуждение.
В 2 ч 7 мин по приказанию командира отряда «ТКА-237» начал ставить дымовую завесу. Расстояние до конвоя в это время составило около 15 каб, но северо-восточный ветер относил завесу к югу, навстречу идущим в атаку катерам. Поэтому, когда катера ударной группы прошли ее, дистанция до кораблей противника была еще значительной и не обеспечивала надежного поражения целей. Атакующие катера оказались под прицельным огнем кораблей охранения.
В сложившихся условиях командир «ТКА-242» решил поставить вторую дымовую завесу на расстоянии 10-12 каб от кораблей конвоя и дымом прикрыть катера ударной группы до выхода их на дистанцию торпедного залпа, которая обеспечивала бы надежное поражение целей. [58] Он дал самый полный ход и направил свой катер вдоль вражеского конвоя на расстоянии 8-10 каб от крайних кораблей охранения. За катером потянулся спасительный для наших катеров шлейф дыма. Чтобы избежать попадания снарядов, «ТКА-242» резко менял курсы, переходил с полного на малый ход и наоборот. 11 минут шел катер в огненном смерче, находясь под огнем всех кораблей охранения конвоя. Поставленная завеса в значительной степени определила дальнейший ход боя. Наперерез катеру пошел вражеский тральщик, вероятно, решив расстрелять его в упор или нанести таранный удар. Подвернув на курсовой угол, позволявший стрелять торпедами, В. И. Быков приказал выпустить по тральщику две торпеды с дистанции 400-500 м. Они попали в цель, и тральщик затонул.
Вслед за «ТКА-242» пошел на конвой «ТКА-205». Ведя пулеметный огонь по кораблям охранения, он сблизился со сторожевым кораблем и выстрелил по нему одной торпедой, а второй, несколько изменив курс, — по транспорту. Обе торпеды попали в цель: сторожевой корабль затонул, а транспорт получил повреждения и потерял ход.
Затем вышли из дымовой завесы «ТКА-204» и «ТКА-237». А. И. Киреев выстрелил по транспорту, а В. А. Домысловский — по сторожевому кораблю. Оба корабля пошли ко дну.
Таким образом, ТГ-2 поставленную перед ней задачу выполнила успешно: обеспечила создание благоприятных условий для нанесения удара катерам ТГ-1 и уничтожила несколько кораблей, в том числе один из транспортов. Закончив атаки, ТГ-2 начала отход с постановкой дымовых завес.
Через несколько минут из дымовых завес показалась ТГ-1. Первым атаковал врага «ТКА-216» и двумя торпедами потопил эскадренный миноносец. Вслед за ним удачно атаковал «ТКА-222». Перед ним оказались два сторожевых корабля. С дистанции 2-3 каб Н. М. Фролов выпустил в каждый корабль по одной торпеде. В результате один сторожевой корабль был потоплен. Следующими атаковали корабли охранения катера «ТКА-219» и «ТКА-215». Их атаки завершились потоплением двух сторожевых кораблей. Одновременно с ними «ТКА-119» двухторпедным залпом потопил тральщик, а огнем из пулеметов и пушки вызвал пожар на сторожевом катере. Выполнив атаки, катера ТГ-1 начали отходить под прикрытием дымовых завес.
В этот момент в район боя подошли катера группы Б. Т. Павлова. Море было затянуто дымом, что резко ограничивало видимость. Поэтому катера атаковали те цели, которые оказались на их пути. В 2 ч 25 мин Б. Т. Павлов двухторпедным залпом потопил транспорт. Почти одновременно «ТКА-214» выстрелом торпед с дистанции около 2 каб уничтожил тральщик, затем, отражая контратаку катера охранения, огнем из пушек и пулеметов пустил на дно и его, а «ТКА-203» атаковал и повредил сторожевой корабль.
В ходе атаки «ТКА-203» имел несколько попаданий снарядов и потерял ход, о чем его командир доложил на БКП. Получив это донесение, командир бригады приказал всем катерам вернуться в район боя, найти «ТКА-203» и оказать помощь его экипажу. Поиск поврежденного катера оказался безрезультатным. (После войны стало известно, что экипаж дрался с фашистами буквально до последнего патрона и почти полностью героически погиб, несколько человек из экипажа попали в плен.)
Последними к району боя подошли катера РГ-1. В 2 ч 30 мин «ТКА-243» обнаружил перед собой эскадренный миноносец и потопил его. Следом за ним «ТКА-238» атаковал сторожевой корабль и пустил его на дно.
Получив сообщение от С. Г. Коршуновича о том, что «ТКА-203» найти не удалось, командир бригады приказал всем катерам возвращаться в Земляное. Так как катера выходили из дымовых завес в одиночку, а видимость в Варангер-фьорде увеличилась до 70 каб, он дал указание катерам отходить из района боя на север, чтобы избежать возможных встреч с катерами противника, которые, по данным наблюдательных постов, вышли в море из Киркенеса и Печенги. В этом бою 14 торпедных катеров потопили 2 транспорта, 2 эскадренных миноносца, 3 тральщика, 6 сторожевых кораблей и 1 сторожевой катер. Транспорт, сторожевой корабль и сторожевой катер врага получили повреждения. Бой продолжался 37 мин. При этом бригада потеряла торпедный катер "Т-203".
Успех в бою был достигнут в сложной оперативно-тактической обстановке. Катера наносили удар самостоятельно (без обеспечения авиацией) в прибрежной зоне противника, находившейся под прикрытием его береговых батарей. Несмотря на это, тактический замысел командования бригады торпедных катеров был осуществлен.

С наступлением полярных ночей действия торпедных катеров на вражеских морских сообщениях усилились. Североморские катерники самостоятельно и во взаимодействии с авиацией провели в сентябре еще три успешных боя.
В начале октября 1944 года войска Карельского фронта в тесном взаимодействии с Северным флотом перешли в наступление в Северной Финляндии. Торпедные катера, продолжая наносить удары по вражеским конвоям, принимали активное участие в десантных операциях. О том, каким высоким было их боевое напряжение, говорят следующие данные. Если в июле - сентябре на каждый катер ежемесячно в среднем приходилось 25 часов работы моторов и 430 миль плавания, то в октябре эти цифры соответственно увеличились в четыре и в два раза.

Впервые североморские катерники применили радиолокацию в бою 11 октября 1944 г. В этот день утром в районе Лаксе-фьорда самолет-разведчик, заметил конвой, шедший в восточном направлении. Наблюдение за ним велось до наступления темноты. Вечером на поиск и уничтожение конвоя вышли три группы торпедных катеров; первая (из четырех катеров) — в район маяка Стуршер; вторая (из двух катеров) — в район Бек-фьорда и третья (из двух катеров) в район губы Печенга. Первая группа, установив связь с двумя самолетами-осветителями, в 21 час начала радиолокационный поиск вдоль побережья в районе Лилле-Эккерей, Стуршер. Из-за неопытности (это был первый случай использования катерниками радиолокации) командир первой группы капитан 2 ранга В. Н. Алексеев пошел на катере, не имевшем такой аппаратуры, и ему пришлось постоянно поддерживать радиосвязь с офицером по радиолокации. Это нарушало скрытность движения катеров. А один раз радиометристы береговые камни приняли за корабли.
В 00 час. 15 мин. 12 октября «ТКА-230», оборудованный радиолокатором, обнаружил в 60 — 65 каб. конвой, состоявший из 3 транспортов, 5 кораблей и 10 — 12 катеров охранения. Уточнив данные" катер начал наводить на него группу. Она оказалась в выгодных для атаки условиях — между берегом и конвоем. Основные же силы охранения прикрывали суда со стороны моря. Используя данные, полученные с помощью радиолокации, вся группа под сильным огнем начала сближаться с противником. С дистанции 1,5 — 2 каб. катера выпустили торпеды, которые два транспорта потопили и один повредили.

Торпедные катера стали вести поиск противника одновременно несколькими группами в различных районах. При обнаружении вражеских кораблей или судов какой-либо из групп она наводила на них другие группы катеров и все вместе производили атаку.
Так, 21 октября группа катеров капитана 3 ранга А. И. Ефимова обнаружила конвой противника, атаковала его и одновременно навела на него другие наши катера. В результате совместных действий нескольких групп торпедных катеров противник потерял 10 боевых кораблей и судов.
Активная боевая деятельность торпедных катеров наряду с другими силами флота на вражеских морских сообщениях способствовала ослаблению северной группировки противника, приближала срок окончательного разгрома немецко-фашистских захватчиков в Заполярье.

Всего в 1944 г. катерники совершили 101 групповой выход на поиск конвоев противника.
Торпедными катерами соединения за годы Великой Отечественной войны потоплено и повреждено 69 боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов противника.
За успешное проведение морских операций и проявленные личным составом соединения героизм и мужество 7 сентября 1944 года бригада была награждена орденом Красного Знамени, а 3 ноября 1944 года – орденом Ушакова 1-й степени.
За активное участие в освобождении Печенги в Петсамо-Киркенесской наступательной операции бригаде торпедных катеров присвоено почётное наименование «Печенгской».
Более 50 военнослужащих бригады погибли в годы войны.
Прах восьмерых моряков-катерников Печенгской Краснознаменной ордена Ушакова первой степени бригады торпедных катеров, воевавших на Севере в годы Великой Отечественной войны, перенесен 24 июля 2010 года в Североморск из поселка Гранитный (губа Долгая), где с 1944 года базировались торпедные, а затем и ракетные катера Северного флота.

В настоящее время традиции героев-катерников продолжают моряки-ракетчики 108 Печенгского Краснознаменного ордена Ушакова 1 степени дивизиона малых ракетных кораблей.
Номер воинской части: 81339
Полевая почта №: 81339
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Беляков Николай Иванович
0.0.1919
старшина 1 статьи
Быков Василий Иванович
5.2.1920
старший лейтенант
Быков Василий Иванович
5.2.1920
ст. л-т к-р звена ТКА 2-го д-на 1-й БрТКА ТОФ
Гиричев Степан Артемович
0.0.1924
краснофлотец
Зайцев Иван Данилович
0.0.1926
краснофлотец
Казьмин Виктор Кузьмич
0.0.1924
старший краснофлотец
Карташев Александр Андреевич
15.6.1917
старший лейтенант
Левин Александр Степанович
0.0.1918
краснофлотец
Лопатин Григорий Лукич
0.0.1920
старшина 2 статьи
Лященко Иван Сергеевич
0.0.1922
старший краснофлотец
Назаров Андрей Иванович
0.0.1914
краснофлотец
Попков Петр Павлович
0.0.1915
лейтенант
Светлаков Сергей Степанович
0.0.1922
лейтенант
Скотников Виктор Николаевич
1.1.1919
старшина 2 статьи
Фирсаев Григорий Иванович
9.2.1924
старший краснофлотец
Шошин Виктор Сергеевич
0.0.1924
краснофлотец
Шумский Владимир Иосифович
0.0.1925
краснофлотец
Якунин Владимир Александрович
15.2.1924
краснофлотец

Дата и время создания карточки:

2011-02-08 09:49:28
Дата и время последнего изменения: 2011-02-16 14:41:05
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.