Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Краснознаменная бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 06.09.1942 г. – 25.02.1946 г.
Период вхождения в действующую армию: 06.09.1941 г. – 13.05.1945 г.
Последующие переименования: 25 февраля 1946 года в связи с делением КБФ на два флота, бригада была разделена на две: 1 Краснознаменную бригаду подводных лодок Юго-Балтийского флота (Лиепая) и 2 бригаду подводных лодок Северо-Балтийского флота (Усть-Двинск).
Дополнительная информация: 6 сентября 1941 года подводные силы КБФ были реорганизованы. Все имеющиеся подводные лодки 1 и 2 бригад подводных лодок КБФ были сведены в одну бригаду, состоявшую из семи дивизионов. Командиром бригады был назначен Герой Советского Союза капитан 1 ранга Н. П. Египко (27 сентября1941 года его сменил Герой Советского Союза капитан 2 ранга А. В. Трипольский, а в марте 1942 года командиром бригады стал капитан 1 ранга А. М. Стеценко)
- 1 дивизион (командир капитан 2 ранга Трипольский А.В., с ноября 1941 года - капитан 2 ранга Юнаков Е.Г.) включал в себя подводные лодки «С-4», «С-7», «С-8», «С-9», «С-12», «С-13» при плавбазе «Смольный».
- 2 дивизион (командир капитан 2 ранга Полещук В.А.) состоял из подводных минных заградителей «Л-2», «Л-3», «Калев» и «Лембит» при плавбазе «Иртыш».
- 3 дивизион (командир капитан 2 ранга Червинский В.А.), в котором при плавбазе «Полярная Звезда» состояли «Щ-303», «Щ-304», «Щ-309», «Щ-310», «Щ-311», «Щ-405», «Щ-406».
- 4 дивизион (врид капитан-лейтенант Костылев Л.Н., с октября 1941 года командир капитан 2 ранга Егоров В.А.) включал в себя «Щ-317», «Щ-318», «Щ-319», «Щ-320», «Щ-322», «Щ-323», «Щ-324», «Щ-407», «Щ-408» при плавбазе «Ока».
- 5 дивизион (командир капитан-лейтенант Мохов Н.К.) при плавбазе «Аэгна» состоял из «М-90», «М-95», «М-96», «М-97», «М-98», «М-102», «М-77», «М-79».
- Отдельный учебный дивизион (командир капитан 2 ранга Эйхбаум Н.Э.) включал в себя «П-2», «П-3», «Щ-302», «Щ-305», «Щ-306», «Щ-307», «Щ-308», «Б-2» и «Л-55» при плавбазе «Дус».
- В дивизион вновь строящихся и капитально ремонтирующихся кораблей (командир капитан 2 ранга Шевцов Е.В.) входили «Д-2», «К-51», «К-52», «К-53», «К-54», «К-55», «К-56», «Л-21», «Щ-411», «Щ-412», «Щ-413», «Щ-414», «М-72», «М-73», «М-74», «М-75», «М-76», «Р-1», «М-400». В дальнейшем «малютки» дивизиона еще до конца войны были исключены из состава флота и сданы на разборку. Достройка кораблей в условиях блокадного города составляла известную проблему. Так и не вступили в строй «Щ-413», «Щ-414», «К-54» и экспериментальная «М-400».
В конце сентября 1941 года немцы, ожидая падения Ленинграда и опасаясь, что советские корабли предпримут попытку интернирования в Швеции, создали на Балтике соединение, куда вошли линкор «Тирпиц», крейсера «Адмирал Шеер», «Кёльн», «Нюрнберг», «Эмден», эсминцы «Z-25», «Z-27», «Z-28», 2 флотилия миноносцев и 3я флотилия торпедных катеров. Флот противника перекрыл район между Аландскими островами и побережьем Курляндии. Командование Краснознаменного Балтийского флота, видя развертывание кораблей противника, предположило, что немцы собираются с моря атаковать Кронштадт и Ленинград. На тот случай, если немецкие корабли появятся в Финском заливе, к востоку от острова Гогланд и в Нарвском заливе в «позициях ожидания» были развернуты подводные лодки. Больше месяца противники напрасно ждали друг друга. В это время немцы сумели использовать корабли для поддержки своих войск на Моонзундских островах.
Осенью 1941 года в связи с тяжелой обстановкой под Ленинградом экипажи части подводных лодок были направлены на сухопутный фронт в составе отрядов морской пехоты. Это была вынужденная мера. На сухопутный фронт отправлялись специалисты, которые готовились годами. С плавучих и береговых баз в окопы было списано до 70% специалистов-подводников. К этой же категории «пожарных» мер относится привлечение субмарин к специальным заданиям, для выполнения которых подводные лодки не вполне подходили. В период с 27 октября по 6 ноября 1941 года подводная лодка «С-7» неоднократно вела обстрел объектов на побережье Нарвского залива из 100-мм орудия. Огонь велся без корректировки и был неэффективным. Только однажды при обстреле Нарвы подводники видели, как что-то очень сильно взорвалось. Подводными лодками также предполагалось снабжать гарнизон Ханко, но после гибели в первом же транспортном рейсе 9 сентября 1941 года подводной лодки «П-1» "Правда" под командованием капитан-лейтенанта Логинова Ивана Андреевича от использования субмарин в обеспечении блокированной базы отказались. Лишь 30 декабря 1941 года подводная лодка «П-2» совершила рейс по доставке в Ленинград из Кронштадта 700 т соляра.
10 октября 1941 года подводная лодка «Щ-323» под командованием капитан-лейтенанта Иванцова Ф.И. вышла в боевой поход. 16 октября 1941 года подводная лодка «Щ-323» в результате торпедной атаки потопила германский транспорт «Балтенланд» в 3.784 брт с грузом деревянных креплений для шахт. 30 октября 1941 года «Щ-323» выпустила торпеду по одиночному транспорту. На субмарине был слышен сильный взрыв, сама же подводная лодка зарылась в волну. Через две минуты объект атаки обнаружен не был, что дало основание считать судно потопленным. «Щ-323» прибыла в базу 10 ноября 1941 года.
Итог боевых действий подводных лодок КБФ за 1941 год составляет гибель одного транспорта в 3.784 брт и подводной лодки «U-144» в 26 торпедных атаках. Результаты трех атак неизвестны. На минах, выставленных советскими подлодками в 1941 году, возможно, погибли 1 тральщик и 3 транспорта (1.816 брт). Артиллерией повреждено 1 судно. При этом в 1941 году Балтийский флот потерял 27 подводных лодок. По итогам 1941 года подводная лодка «Щ-323» 17 января 1942 года награждена орденом Красного Знамени.
Последней попыткой командования КБФ активизировать действия своих подводных лодок зимой 1942 года стало решение отправить две лодки XIV серии в открытую часть Балтики, пока Финский залив покрыт льдом. Для этой цели были подготовлены «К-51» и «К-52». Подводным лодкам предстояло действовать на коммуникациях противника 120 суток – с середины января по середину мая 1942 года. Замысел не удался. Дойдя до Лавенсари, «К-51» получила значительные повреждения от сжатия льдами и вынуждена была вернуться. Вторая лодка вообще не смогла покинуть Ленинград, столкнувшись с быком одного из мостов.
Вследствие подрывов на минах и других боевых повреждений значительная часть подводных лодок нуждалась в ремонте. В условиях блокады Ленинграда при остром дефиците материалов, деталей, электроэнергии, при систематическом воздействии авиации и артиллерии противника решение такой задачи было крайне сложно. Тем не менее, она была решена. Впервые в практике огромный по объему и сложный по характеру ремонт подводных лодок был выполнен экипажами и специально сформированными командами из числа квалифицированных рабочих ленинградских заводов под руководством флагманских и дивизионных инженеров-механиков. К концу апреля 1942 года для боевых действий было подготовлено 36 подводных лодок. Параллельно с ремонтом усиленно велась боевая подготовка.
Стремясь не допустить выхода советских подводных лодок в Балтийское море, противник с начала 1942 года, как только позволила ледовая обстановка, приступил к усиленным минным постановкам во многих районах Финского залива. 10 мая 1942 года начались работы, по оборудованию минной позиции в районе остров Нарген — мыс Порккала-Удд. В сентябре 1942 года в местах наиболее частого обнаружения подводных лодок КБФ (в северном Гогландском проходе и в районе банки Калбодагрунд) были поставлены противолодочные сети. К концу 1942 года Финский залив был превращен в противолодочный рубеж, форсирование которого представляло для подводных лодок большие трудности.
Штаб бригады подводных лодок под руководством командира бригады капитана 1 ранга А. М. Стеценко и начальника штаба капитана 1 ранга Л. А. Курникова тщательно изучил и проанализировал разведывательные данные о минной обстановке в Финском заливе, возможности противодействия сил и средств противолодочной обороны противника развертыванию подводных лодок и боевой опыт кампании 1941 года. Были разработаны способы форсирования минных заграждений, определены благоприятные для подводных лодок районы зарядки аккумуляторных батарей.
В целях непрерывного воздействия на морские коммуникации противника подводные лодки были развернуты тремя эшелонами. Развертывание первого эшелона относится к началу июня 1942 года. Лодки выходили из Ленинграда одиночно и небольшими группами в течение месяца. Переход совершался в три этапа: первый — от Ленинграда до Кронштадта, второй — от Кронштадта до острова Лавенсари, третий — от острова Лавенсари до устья Финского залива. Все девять вышедших в поход лодок успешно форсировали минные заграждения в Финском заливе и, прорвавшись в Балтийское море, приступили к действиям на вражеских коммуникациях. Здесь никак не ждали появления советских подводных лодок. Фашистские суда совершали переходы без какого-либо охранения, а в ночное время даже несли ходовые огни. Это способствовало успеху действий подводных лодок бригады.
Особенно отличилась подводная лодка «Щ-317» (командир капитан 3 ранга Н. К. Мохов, старший на борту командир дивизиона капитан 2 ранга В. А. Егоров). Боевой поход ее, начавшийся 11 июня 1942 года, проходил в необычных условиях. К тому времени у командования возникло предположение, что районы действий наших сил обнаруживаются противником путем перехвата радиопередач, и командирам лодок было дано указание по возможности соблюдать режим радиомолчания. Первое донесение «Щ-317» передала после выхода из Финского залива (это было определено боевым приказом), после чего до конца похода не выходила в эфир. Лишь 10 июля 1942 года она сообщила, что, потопив пять судов противника и израсходовав весь торпедный боезапас, возвращается в базу. К сожалению, «Щ-317» из похода не вернулась. По-видимому, она погибла, подорвавшись на минах в Финском заливе. Позже удалось установить, что ее торпедами были уничтожены транспорты «Арго» (2512 брт), «Орион» (2513 брт), «Райн» (2600 брт), «Ада Гортон» (2405 брт) и «Отто Корде» (906 брт). Общая вместимость потопленных судов составила 10 936 брт.
Успешно действовала также подводная лодка «Щ-320» (командир капитан 3 ранга И. М. Вишневский). 16 июня 1942 года она потопила большой вражеский транспорт (около 6000 брт), 5 июля отправила на дно транспортное судно «Анна-Катрин Фрицен» (667 брт), а 16 июля торпедным залпом уничтожила плавбазу «Мозель» (8427 брт). На боевом счету «Щ-320» стало четыре потопленных корабля противника (один транспорт был ею потоплен в 1941 году). Боевая деятельность «Щ-320» получила высокую оценку: лодка была награждена орденом Красного Знамени.
Большую настойчивость при выполнении боевой задачи проявил экипаж подводной лодки «С-7» (командир капитан 3 ранга С. П. Лисин). Выйдя 2 июля 1942 года в боевой поход, эта лодка через пять суток была уже в Балтийском море. Вечером 9 июля она обнаружила одиночный транспорт. Командир приказал приготовить носовой торпедный аппарат и уверенно вышел на боевой курс. Однако выстрела не последовало: торпеда осталась в трубе аппарата. Транспорт стал удаляться. Тогда лодка всплыла в надводное положение и начала преследование. Через четверть часа, когда дистанция сократилась до 4 каб, по транспорту была выпущена вторая торпеда. Взрыв произошел в районе мостика, и судно быстро затонуло. 11 июля 1942 года, находясь на перископной глубине, «С-7» обнаружила транспорт противника, шедший в охранении боевых кораблей. Умело маневрируя, командир лодки сблизился на дистанцию 6 каб и выстрелил по судну двумя торпедами. Сразу же после залпа (очевидно, фашисты обнаружили лодку или следы торпед) корабли охранения начали бомбометание. Были сброшены 23 глубинные бомбы, которые, однако, не причинили лодке вреда. 27 июля 1942 года, перейдя по приказанию в район Виндавы, «С-7» вновь обнаружила в перископ одиночно следовавший транспорт противника. Условия для торпедной атаки складывались неблагоприятно: слишком велик был начальный курсовой угол цели, судно шло под берегом, в районе малых глубин. Чтобы не упустить цель, капитан 3 ранга С.П. Лисин предпринял артиллерийскую атаку. При первых же залпах 100-мм орудия вражеский транспорт повернул к берегу и выбросился на отмель. Утром 30 июля 1942 года в районе маяка Акменьрагс лодка обнаружила два транспорта противника, шедшие под берегом. Из-за малых глубин применение торпедного оружия в подводном положении исключалось. Артиллерийская атака также была невозможна из-за неисправности 100-мм орудия. Оставалось всплыть, в надводном положении сблизиться с транспортами и атаковать их торпедами. Это был большой риск, так как с выходом на малые глубины подводная лодка лишалась возможности погружаться. Длительное сближение (около часа) в светлое время у берегов противника тоже было очень опасным. И все же командир решил догнать вражеские суда. Когда под килем оставалось всего 7 м, лодка выстрелила в каждую цель по одной торпеде. Головное судно, получив пробоину, быстро затонуло. Судно, шедшее вторым, успело уклониться, и предназначенная для него торпеда взорвалась, ударившись о берег. Потопленным оказался «немецкий транспорт «Кете» (1600 брт). 5 августа 1942 года командир «С-7» атаковал другой вражеский транспорт (около 700 брт), опять днем и в надводном положении. На лодке оставалась всего одна торпеда, и, чтобы обеспечить большую надежность попадания, капитан 3 ранга Лисин С.П. во время атаки сблизился с целью до 2 каб. Противник заметил выпущенную торпеду и сумел уклониться от нее. Тогда командир приказал открыть огонь из 45-мм орудия. Получив множество пробоин, вражеское судно загорелось и вскоре затонуло. Действия «С-7» заслужили одобрение командования. Решая боевую задачу, командир лодки проявил инициативу, умело и в полной мере использовал свои возможности. Он рисковал в бою, но риск был оправдан, так как основывался на трезвом и точном расчете. Прибытие противолодочных сил противника к месту боевого столкновения и их успешный поиск подводной лодки были маловероятны.
С большим боевым эффектом действовала «Щ-406» (командир капитан-лейтенант Е. Я. Осипов). 6 и 7 июля 1942 года она обнаружила и потопила два транспорта (8000 и 6000 брт), 8 июля — моторную шхуну (545 брт), 22 и 25 июля — еще два транспорта (7000 и 8000 брт). Израсходовав за время похода (более 50 суток) весь боезапас торпед, лодка направилась в Нарвский залив для встречи с нашими катерами. По пути она была атакована кораблями противника, которые сбросили на нее около 100 глубинных бомб. Благодаря решительным и хладнокровным действиям командира, «Щ-406» оторвалась от преследования и благополучно вернулась в базу.
Успешно действовала подводная лодка «Щ-304» (командир капитан-лейтенант Я. П. Афанасьев). 15 июня 1942 года в районе маяка Порккалан-Каллбода эта лодка обнаружила и потопила двумя торпедами транспортное судно с военной техникой, направлявшееся в Таллин. За время боевого похода лодку четырнадцать раз атаковали противолодочные корабли, семь раз — самолеты, дважды — подводные лодки. Три раза она была обстреляна вражеской артиллерией.
Последней из подводных лодок первого эшелона ушла в море «Щ-303» (командир капитан-лейтенант И. В. Травкин). 12 июля 1942 года, еще не дойдя до позиции, лодка обнаружила транспорт, шедший в сопровождении тральщика и катеров, и атаковала его. Сразу же после успешного торпедного залпа лодка, уклоняясь от преследования, ушла на глубину. 20 июля 1942 года в районе маяка Утё «Щ-303» повредила торпедой конвоируемый шестью кораблями транспорт «Альдебаран» (7390 брт).
Подводные лодки первого эшелона, практически сами нащупавшие режим и характер действий противника на его коммуникациях, прекрасно справились с задачей. Они уничтожили 14 судов (возможно, и больше) и повредили один транспорт противника, заставили немецко-фашистское командование подумать о привлечении боевых кораблей к охранению транспортных судов, об организации на Балтике конвойной службы.
9 августа 1942 года, когда часть подводных лодок первого эшелона еще продолжала действовать на позициях, началось развертывание второго эшелона. Первой проникла в Балтийское море подводная лодка «Л-3» (командир капитан 3 ранга П. Д. Грищенко). 18 августа 1942 года, находясь в районе острова Борнхольм, эта лодка обнаружила большой конвой противника. Прорвав линию охранения, «Л-3» заняла позицию для торпедной атаки и, выбрав наиболее крупный транспорт (около 10 тыс. брт), выпустила по нему две торпеды. Одна из торпед попала в цель. Транспорт, разломившись на две части, быстро затонул. После залпа лодка попала в неблагоприятную ситуацию. Не удержав глубину, она показалась на поверхности и была замечена противником. Корабли охранения атаковали лодку. На нее было сброшено около 40 глубинных бомб, но «Л-3», успевшая быстро изменить курс и погрузиться, серьезных повреждений не получила. Вечером 25 и ночью 26 августа 1942 года западнее острова Борнхольм «Л-3» поставила 20 мин тремя банками. На этих минах, по данным противника, подорвались и затонули подводная лодка «U-416», два транспорта и шхуна. Ночью 28 августа, обнаружив три неохраняемых транспорта, «Л-3» выпустила по ним четыре торпеды. На лодке слышали два мощных взрыва. 1 сентября 1942 года погода резко изменилась, подул сильный ветер, разыгрался шторм. Удерживать подводную лодку на перископной глубине удавалось лишь на полном ходу. И все же, когда показался миноносец противника, командир сумел обеспечить скрытность атаки и двумя торпедами поразил цель. Сразу же после атаки миноносца был обнаружен большой конвой (по оценке командира, 16 или 17 транспортов) с сильным охранением. «Л-3» начала маневрирование для выхода на боевой курс. Наблюдение в перископ было затруднено, и лодка пропустила момент, когда головной транспорт вышел на угол упреждения. Но второй транспорт был уже близко. Чтобы вновь не уйти на глубину, командир приказал продуть цистерну быстрого погружения и почти одновременно выпустил четыре торпеды. Две из них попали в цель. 10 сентября 1942 года «Л-3», израсходовав весь торпедный боезапас, вернулась в базу. Результаты похода были признаны командованием бригады хорошими, а действия капитана 3 ранга Грищенко П.Д. - логичными и решительными. Многие члены экипажа удостоились высоких наград.
Другая подводная лодка второго эшелона «С-13» (командир капитан-лейтенант П. Н. Маланченко, старший на борту командир 1 дивизиона капитан 3 ранга Е. Г. Юнаков) действовала по методу крейсерства в Ботническом заливе, на подходах к которому противник еще не успел (или не сумел) организовать противолодочного рубежа. Вечером 11 сентября 1942 года, находясь в надводном положении, лодка обнаружила и атаковала транспорт противника (более 1000 брт), следовавший в направлении порта Раума. Торпеда прошла мимо цели. Заметив подводную лодку, транспорт резко изменил курс и устремился в шхеры. Капитан-лейтенант Маланченко объявил артиллерийскую тревогу и начал преследование. Сблизившись с судном до 6—8 каб, он приказал открыть огонь из обоих орудий. После пятого выстрела транспорт застопорил ход. Воспользовавшись этим, командир выпустил торпеду. Она попала в середину судна. Переломившись, транспорт через полминуты скрылся под водой. На следующий день подводная лодка «С-13» вновь одержала победу, уничтожив транспорт «Юсси X» (2325 брт). 18 сентября 1942 года в районе финского порта Каскинен (Каскё) «С-13» в надводном положении атаковала еще один транспорт. Однако волной торпеду сбило с курса. Следующая торпеда также не достигла цели. Тогда командир догнал судно (это был лесовоз) и с дистанции 3—4 каб открыл огонь из обоих орудий. После нескольких прямых попаданий транспорт, охваченный пламенем, затонул.
25 августа 1942 года в северную часть Балтийского моря вышла подводная лодка «Лембит» (командир капитан-лейтенант А. М. Матиясевич). Ей предстояло действовать в торпедном варианте в районе маяка Богшер и близ острова Утё, где обычно формировались вражеские конвои. 4 сентября 1942 года был обнаружен отряд кораблей и судов. Пропустив головной транспорт и два корабля охранения, командир прицелился по второму, более крупному судну и двухторпедным залпом уничтожил его. Остальные суда, увеличив ход, поспешили укрыться в шхерах. 14 сентября 1942 года был обнаружен еще один конвой: пять транспортов в охранении трех кораблей и сторожевого катера. Когда до головного транспорта оставалось 7 каб, был произведен двухторпедный залп, торпеды поразили одновременно два транспорта. Почти сразу же лодку атаковали сторожевые корабли. Одна глубинная бомба разорвалась совсем близко по правому борту. В тот же миг раздался грохот в аккумуляторной яме. От взрыва водорода возник пожар, в лодку стала поступать вода. Многие члены экипажа имели ранения и ожоги. Командир лодки получил отравление газами и был контужен, но сохранил самообладание. Ценой больших усилий удалось остановить поступление воды внутрь лодки, ликвидировать пожар. Преодолев тяжелые испытания, экипаж привел «Лембит» в базу. За успешные боевые действия, мужество и стойкость, проявленные в аварийной обстановке, личный состав лодки был награжден орденами.
Всего с середины августа 1942 года подводные лодки второго эшелона торпедным и артиллерийским оружием потопили и повредили 14 транспортов и два миноносца противника, еще два транспорта затонули, подорвавшись на поставленных «Л-3» минах.
Подводные лодки третьего эшелона действовали в Балтийском море, Финском и Ботническом заливах. Условия, в которых они выполняли свои задачи, были значительно сложнее, чем у второго и особенно первого эшелонов. К моменту развертывания третьего эшелона противник имел довольно ясное представление о путях движения наших лодок. Он интенсивно ставил мины и сети, вел поиск лодок. Однако связанное с осенним периодом усиление ветров и увеличение продолжительности темного времени суток в определенной мере благоприятствовали нашим подводным лодкам. Появилась даже возможность осуществить выход на восточный Гогландский плес без захода на остров Лавенсари.
В целях большей безопасности для третьего эшелона было решено изменить организацию встреч и приема подводных лодок, возвращавшихся из боевого похода, запретить использование прежних мест рандеву, изменить районы зарядки аккумуляторных батарей. Для дезинформации противника тральщики в светлое время суток вели траление на второстепенных фарватерах, не используемых подводными лодками, а траление основного фарватера для лодок выполняли ночью. Были несколько усилены действия торпедных и дозорных катеров, а также авиации в борьбе с противолодочными силами противника на участке между островами Гогланд и Большой Тютерс.
16 сентября 1942 года на позицию вышла первая лодка третьего эшелона «С-9» (командир капитан-лейтенант А. И. Мыльников). Район ее действий располагался в Ботническом заливе, где продолжала находиться «С-13». Чтобы избежать взаимных помех, Ботнический залив был разделен на две части: северную — для «С-13» и южную — для «С-9». Обе лодки осуществляли крейсерство в ограниченном районе. Совершив трехсуточный переход, «С-9» заняла назначенный район и приступила к поиску противника. 27 сентября 1942 года в районе финского порта Васа (Ботнический залив) она обнаружила конвой, состоявший из четырех транспортов и четырех сторожевых кораблей. Прорвав охранение, лодка с дистанции 2,5 каб выпустила по головному транспорту торпеду. В перископ было видно, как судно, объятое пламенем, начало тонуть. Командир решил атаковать второй транспорт, но в этот момент лодку потряс сильный удар. Очевидно, таран совершил один из кораблей охранения. От атаки пришлось отказаться, и лодка ушла на глубину. На другой день, следуя в подводном положении, «С-9» обнаружила одиночный танкер (6370 брт). Сблизившись с ним на дистанцию 3,5 каб, лодка выпустила торпеду, но в цель не попала. Танкер увеличил ход и начал удаляться. Воспользовавшись наступающей темнотой, «С-9» всплыла и стала догонять судно противника. Через 45 мин, когда дистанция уменьшилась до 2 каб, лодка открыла огонь из 100-мм орудия и почти сразу же добилась попадания. На танкере начался пожар, и лодка поспешила отойти от готового взорваться судна.
На долю подводной лодки «С-12» (командир капитан 3 ранга В. А. Тураев) выпали серьезные испытания. 20 сентября 1942 года, на другой день после выхода из Кронштадта, ее заметил и атаковал самолет противника. От близких разрывов бомб были получены повреждения. Замыкание аккумуляторов на корпус вызвало пожар. 22 сентября 1942 года к юго-западу от банки Калбодагрунд лодка попала в противолодочную сеть и одновременно была атакована сторожевым кораблем, сбросившим на нее более 30 глубинных бомб. В районе мыса Юминданина «С-12» снова попала в заградительную сеть и опять с трудом от нее освободилась. Преодолев все препятствия, лодка вышла в Балтийское море и, действуя там с 26 сентября по 15 ноября 1942 года, уничтожила три транспортных судна: «Эдит Боссельман» (954 брт), «Мальгаш» (6300 брт) и «Сабине Ховальдт» (около 6000 брт). Два последних транспорта были потоплены в ходе одной атаки. На обратном пути «С-12» подорвалась на мине и получила повреждения, но основные механизмы продолжали работать и лодка смогла вернуться в базу. Совершив поход, который продолжался 58 суток (из них более 40 — непосредственно в районе боевых действий), «С-12» почти вдвое перекрыла автономность подводных лодок серии С-IX-бис. С увеличенной автономностью (более 30 суток) ходили в боевые походы и другие лодки. Удавалось это за счет принятия дополнительного количества топлива (в цистерны легкого корпуса) и продуктов. Выигрыш получался двойной: лодки реже форсировали Финский залив и дольше находились в районах боевых действий.
Успешно действовала в третьем эшелоне подводная лодка «Д-2» (командир капитан 3 ранга Р. В. Линденберг). 3 октября 1942 года в районе острова Эланд она обнаружила два вражеских транспорта, шедших в охранении двух эсминцев. В качестве цели командир выбрал концевое судно. После первого же удара транспорт затонул. 14 октября 1942 года в районе острова Борнхольм этой же лодкой был потоплен вооруженный транспорт «Якобус Фритцен» (4090 брт). 19 октября 1942 года при следовании под перископом «Д-2» обнаружила конвой противника в составе двух железнодорожных паромов, курсировавших на линии Треллеборг—Засниц, и сильного охранения (вспомогательный крейсер, пять сторожевых кораблей). Прорвав охранение, лодка произвела двухторпедный залп с временным интервалом 19 секунд (с расчетом поразить оба парома). Как стало известно, было достигнуто попадание одной торпеды в головной паром «Дойчланд» (21 046 брт). В сильно поврежденном состоянии он был отбуксирован в Треллеборг и поставлен в док. Второй паром сумел уклониться от торпеды. Атака «Д-2» вызвала большое смятение противника. Фашистское морское командование открытым текстом по радио отдало приказание всем транспортам, находившимся в этом районе, укрыться в ближайших портах. Движение транспортов к западу от острова Борнхольм прекратилось на несколько суток.
Одновременно с «Д-2» действовала подводная лодка «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е. Я. Осипов). 26 октября 1942 года у входа в Данцигскую бухту она потопила транспорт «Меркатор» (4660 брт), 29 октября в этом же районе отправила на дно еще одно транспортное судно (около 1300 брт), а 1 ноября 1942 года у маяка Риксгефт уничтожила транспорт «Агнес» (2983 брт). Во время этого похода «Щ-406» пятьдесят пять раз преодолевала минные заграждения, но благополучно вернулась в базу.
Подводные лодки, действовавшие в третьем эшелоне, добились высоких результатов: они уничтожили и повредили 21 транспортное судно противника (около 60 000 брт), т. е. значительно больше, чем подводные лодки первого и особенно второго эшелонов. Успех был достигнут дорогой ценой: погибло несколько подводных лодок бригады, некоторые лодки получили повреждения. Большинство из них подорвались на минах при форсировании Финского залива.
Возможности подводных лодок в использовании минного оружия в 1942 года по сравнению с предыдущим годом значительно снизились (в связи с гибелью минных заградителей «Л-2» и «Калев»). В этом году лишь подводная лодка «Л-3» дважды выходила на минные постановки, выставив 40 мин. На ее минах подорвались: 11 ноября 1942 года в районе порта Либава (ныне Лиепая, Латвия) — транспорт «Остланд» (2152 брт), 18 ноября в районе острова Утё — транспорт «Гинденбург» (7880 брт), в декабре — транспорт «Вольфрам» (3648 брт) и пароход «Диршау» (762 брт). В ходе кампании 1942 года, несмотря на крайне неблагоприятную обстановку, подводные лодки уничтожили 48 транспортов (123 376 брт), совершили 40 боевых походов, в том числе 30 в Балтийское море.
Понеся на морских коммуникациях в 1942 года значительные потери и стремясь еще более затруднить действия наших подводных сил на Балтике, противник стал энергично укреплять противолодочный рубеж, протянувшийся от острова Гогланд до устья Финского залива. Были поставлены новые минные заграждения от Невской губы до острова Лавенсари, усилены противолодочные дозоры. К началу кампании 1943 года число кораблей и судов противника, действовавших в Финском заливе, возросло до 249. Более 140 кораблей участвовало в сооружении мощной сетевой преграды, протянувшейся от маяка Порккалан-Каллбода до острова Нарген и далее к острову Вульф и бухте Коплилахт. Близ острова Нарген и маяка Порккалан-Каллбода были установлены подводные гидроакустические станции, а вдоль линии сетей стал осуществлять патрулирование корабельный дозор. К 10 апреля 1943 года гитлеровцы закончили постановку сетей и мин на линии остров Нарген — мыс Порккала-Удд. Было поставлено более 9000 мин, причем в несколько ярусов — в 10, 15, 25, 30 и 35 м от грунта. На Гогландской позиции число мин и минных защитников превысило 13 тысяч. Общее число мин в Финском заливе было доведено до 33 тысяч.
Ранняя весна 1943 года, позволяла подводным лодкам бригады начать боевые действия уже с середины апреля. Однако массированные минные постановки, выполненные противником в районе Кронштадта и в устье реки Невы, заставили провести интенсивное траление и таким образом задержали развертывание лодок почти на месяц. Первые две лодки — «Щ-303» (командир капитан 3 ранга И. В. Травкин) и «Щ-408» (командир капитан-лейтенант П. С. Кузьмин) — получили задание выявить возможность преодоления минно-сетевых заграждений в Финском заливе для выхода наших лодок на коммуникации противника в Балтийском море. При успешном решении этой задачи они должны были действовать в районе остров Утё — маяк Ристна. 13 мая 1943 года с острова Лавенсари отправилась «Щ-303». Успешно форсировав гогландский противолодочный рубеж, командир лодки сообщил по радио в штаб о проходе района и проследовал далее в район Нарген-Порккалауддского рубежа. Здесь лодка встретилась с мощным сетевым заграждением, которое, несмотря на многократные попытки, не смогла форсировать. Вражеские корабли периодически атаковали ее. Положение складывалось критическое. Командир донес об этом командованию и получил приказание возвращаться в базу.
«Щ-408» должна была выходить в море после получения донесения от первой лодки о проходе гогландской позиции. Но донесение Травкина не было получено, и в штабе бригады предположили, что «Щ-303» погибла, подорвавшись на мине. «Щ-408» было приказано следовать на позицию маршрутом, отличным от маршрута «Щ-303». 18 мая 1943 года лодка вышла в боевой поход, а 22 мая около трех часов ночи капитан-лейтенант П. С. Кузьмин донес, что лодка атакована противолодочными силами противника. К месту нахождения лодки вылетела наша авиация, но помощь опоздала: «Щ-408» была потоплена противником.
Вторая группа подводных лодок в составе «Щ-406» и «С-12» должна была выйти в поход в конце мая. В ночь на 29 мая 1943 года от острова Лавенсари в Балтийское море начала движение подводная лодка «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е. Я. Осипов). Не дойдя до своей позиции, она погибла. Выход подводной лодки «С-12» не состоялся, так как в связи с гибелью двух экипажей было принято решение временно подводные лодки в Балтийское море не посылать.
Следующая попытка прорваться через Нарген-Порккалауддский рубеж была предпринята в августе, после того как наши летчики сбросили в районе сетей большое количество бомб. В состав группы вошли подводные лодки «М-96» и «М-102» 5 дивизиона бригады. Однако этим лодкам не повезло. «М-102» была повреждена во время авиационного налета на остров Лавенсари, а «М-96» в первый же день похода наскочила на мель и из-за полученных повреждений вынуждена была вернуться.
К следующему походу были назначены подводные лодки «С-12» (командир капитан 3 ранга А. А. Бащенко) и «С-9» (командир капитан 3 ранга А. И. Мыльников) 1 дивизиона бригады. Перед «С-12» была поставлена боевая задача — после двухдневной разведки района попытаться форсировать противолодочный рубеж, в случае удачи сообщить об этом по радио и следовать в Балтийское море для действий на коммуникациях. «С-9» должна была разведать район сетей и определить возможность их разрушения взрывами торпед. Выполняя боевые задания, обе лодки погибли.
Дальнейшие попытки форсировать Финский залив могли привести к неоправданным потерям подводных лодок. Чтобы открыть им путь в Балтийское море, надо было либо уничтожить рубеж, либо, овладев побережьем Финского залива, использовать обходные маршруты. Но, поскольку обстановка не позволяла выполнить ни то ни другое, действия подводных лодок пришлось прекратить. Задача нарушения морских сообщений противника была возложена на торпедоносную и штурмовую авиацию.
Таким образом, в кампанию 1943 года наши подводные лодки бригады столкнулись с мощной противолодочной преградой, закрывшей им путь в Балтийское море. И все-таки неприятельский флот продолжал нести потери. На выставленных ранее минах в 1943 году подорвались два вражеских транспорта: «Грундзее» (886 брт) и «Мари Фердинанд» (1757 брт). От полученных при взрыве мины повреждений затонула подводная лодка «U-416».
К началу 1944 года Бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота (с февраля 1943 года командир бригады контр-адмирал С. Б. Верховский) имела в своем составе 18 боеспособных подводных лодок. Кроме того, 8 лодок находилось в консервации, 8 достраивалось, одна была в капитальном ремонте. Экипажи много времени уделяли боевой подготовке, оснащению лодок, новой, более совершенной техникой. Активным действиям лодок на коммуникациях по-прежнему мешали выставленные в Финском заливе минные и сетевые заграждения. В сентябре 1944 года силами двух лодок была предпринята попытка разведать проходы между минными полями в районах Нарвского залива («М-96») и гогландского плеса («М-102»). Обе лодки подорвались на минах: «М-96» погибла, а «М-102» получила повреждения.
Новые возможности для действий подводных сил появились после выхода из войны Финляндии. Условиями перемирия предусматривалось использование финского шхерного фарватера для выхода наших подводных лодок в Балтийское море (в обход минных заграждений). Финские порты Хельсинки и Турку были открыты для базирования сил нашего флота (в конце сентября — начале октября 1944 года сюда были переведены 10 подводных лодок).
С учетом изменения обстановки на Балтийском море в 1944 года подводным лодкам были нарезаны новые районы боевых действий, которые охватывали коммуникации противника, проходившие главным образом между портами Виндава, Либава, Данциг, Любек, откуда началась эвакуация войск противника. Эти участки моря были довольно большие, и подводные лодки действовали в них по методу крейсерства в ограниченных районах. Одновременно практиковалось переразвертывание из одного района в другой (позиционно-маневренное использование подводных лодок).
В интересах подводных лодок велась воздушная разведка. Однако прямой связи между самолетами и лодками не было, и это удлиняло сроки прохождения радиограмм, вследствие чего содержание их нередко устаревало. Удачно воспользовались данными воздушной разведки и вышли на перехват конвоев противника две лодки: «Щ-309» и «К-51». В основном же подводные лодки вели поиск противника самостоятельно.
6 октября 1944 года северо-западнее порта Мемель (ныне Клайпеда, Литва) подводная лодка «Щ-407» атаковала и потопила вражеский транспорт «Нептун» (1594 брт). Молодой командир лодки капитан-лейтенант П. И. Бочаров свой первый успех сумел закрепить уже в следующем боевом походе. 30 ноября 1944 года при выходе на позицию капитан-лейтенант Бочаров П.И. получил от штаба бригады информацию, что на рейде порта Гдыня находится большое число кораблей и судов противника. Командир решил проникнуть на рейд. Задача для лодки осложнялась тем, что по всей Данцигской бухте английской авиацией были расставлены донные неконтактные мины. Однако наблюдавшееся движение судов и кораблей позволяло сделать вывод о наличии фарватера. После того как было определено его примерное расположение, лодка направилась к Пуцкому заливу. Командир постоянно вел наблюдение в перископ, гидроакустик докладывал о шумах кораблей. Незначительные цели Бочаров оставлял без внимания. С наступлением вечера «Щ-407» легла на грунт, а утром 4 декабря 1944 года всплыла под перископ и продолжила движение. Намерение командира найти подходящую цель оправдалось. В 14 ч 45 мин был обнаружен крупный теплоход «Зеебург» (12 180 брт), стоявший на якоре, и лодка, подойдя ближе, успешно его атаковала. Командир наблюдал попадание торпед и погружение судна. Вскоре после атаки вражеские противолодочные корабли начали сильное бомбометание, но к этому времени лодка уже отошла на безопасное расстояние. На выходе из залива «Щ-407» вдруг ударилась левым бортом обо что-то металлическое, и почти сразу же левый гребной вал стал проворачиваться с трудом. Пришлось двигаться под одним правым электромотором. Выйдя без осложнений из залива, «Щ-407» продолжила поиск судов противника в своем районе. 5 декабря 1944 года она обнаружила транспорт противника и пыталась его атаковать, но выполнить маневрирование под одним электромотором не смогла, и атака не получилась. 6 декабря 1944 года командир донес командованию о состоянии лодки и получил разрешение вернуться в базу. По возвращении в базу выяснилось, что на пути лодки встретилось сетевое заграждение и обрывок троса намотался на винт. Действия командира «Щ-407» были оценены как тактически грамотные, решительные и смелые.
Четыре транспорта противника потопила в 1944 года подводная лодка «Щ-307». 19 октября 1944 года «Щ-307» (ее командир капитан-лейтенант М. С. Калинин совершал первый самостоятельный боевой поход) подошла к Виндаве. Погода была пасмурная, видимость плохая, временами сплошной туман. В перископ ничего не было видно, но акустик часто докладывал о шумах, что свидетельствовало об интенсивном движении судов и кораблей. Командир решил подойти ближе к порту. Через некоторое время стали видны три транспорта, стоявшие на якоре у входа в порт, левее их — парусно-моторная шхуна, а немного мористее — три сторожевых катера. Однако видимость быстро, ухудшилась, и объекты скрылись в тумане. В ожидании прояснения лодка легла на грунт (глубина в этом месте была 18 м). Через несколько часов «Щ-307» всплыла под перископ, но так как по-прежнему ничего не было видно, снова погрузилась. В 16 ч 40 мин лодка всплыла в расчете на лучшую видимость. Погода прояснилась. В перископ были видны обнаруженные ранее суда, хорошо виден город. Калинин решил атаковать транспорты и в 16 ч 45 мин произвел залп четырьмя торпедами. В лодке услышали три сильных взрыва, которые оценили как взрывы торпед. «Щ-307» поспешила отойти на безопасное расстояние. Через некоторое время, когда лодка всплыла проверить результат атаки, один из транспортов погружался с большим дифферентом на корму. В последующие дни боевого похода «Щ-307» выполнила несколько успешных торпедных атак, в результате которых были потоплены танкер и три сухогрузных судна противника, среди них — транспорт «Скрунда» (2414 брт).
Больших боевых успехов добилась подводная лодка «Щ-310» (командир капитан-лейтенант С. Н. Богорад). Заняв 5 октября 1944 года позицию в районе Виндавы, она уже на другой день удачно атаковала шедшее в составе конвоя транспортное судно «Нордштерн» (1127 брт). Еще через трое суток в районе маяка Ужава лодка потопила фашистский транспорт «Донневийк» (около 4500 брт) и буксирный пароход (400 брт). 14 октября 1944 года в том же районе ею было уничтожено транспортное судно «Карл Цейс» (1320 брт). В следующем, декабрьском боевом походе «Щ-310» потопила еще два транспорта противника.
Активно действуя в торпедном варианте, подводная лодка «Лембит» (командир капитан 3 ранга А. М. Матиясевич) уничтожила два транспорта и траулер «Таунус» (218 брт). Подводные лодки «Щ-318» (командир капитан 3 ранга Л. А. Лошкарев), «К-51» (командир капитан 3 ранга В. А. Дроздов), «К-53» (командир капитан 3 ранга Д. К. Ярошевич) торпедным оружием потопили по одному-два судна противника.
Удачными были в 1944 года действия подводных минных заградителей. Подводная лодка «Л-3» (командир капитан 3 ранга В. К. Коновалов) поставила западнее острова Борнхольм два десятка мин, на которых 20 ноября 1944 года подорвался немецкий миноносец «Т-34», а 24 ноября — транспорт «Шпрееуфер». Возможно, на этом же заграждении подорвались транспорт «Альберт Л. Шлегеттер» и сторожевой корабль «VS-53». После постановки мин подводная лодка действовала в торпедном варианте. В районе острова Борнхольм ею были потоплены транспорты «Эндла» и «Липпеа». Подводная лодка «Лембит» 9 октября 1944 года выставила на подходах к Кольбергу (Колобжег, Польша) пять минных банок, по четыре мины в каждой банке. 23 октября 1944 года здесь подорвалось буксирное судно противника. 3 декабря 1944 года подводная лодка «Лембит» выставила несколько минных банок у мыса Брюстерорт. Позже в этом районе от взрывов на минах затонули транспорты «Шванеск» (2192 брт) и «Эберхард» (749 брт). На минном поле, выставленном «Л-21» (командир капитан 3 ранга С. С. Могилевский), гитлеровцы потеряли транспорты «Эйксберг» и «Эли». До конца года подводными минными заградителями в общей сложности было поставлено 77 мин. От взрывов на этих минах затонули пять транспортов, два боевых корабля и буксир противника.
В итоге длившейся около трех месяцев кампании 1944 года подводными лодками Бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота было совершено 34 боевых похода (из них 23 — для действий на морских коммуникациях), уничтожено 33 транспортных судна противника, выполнена 61 торпедная атака, израсходовано 132 торпеды. Артиллерийское оружие применяли три подводные лодки («С-18», «К-51», «С-4»). Объектами артиллерийских атак стали малые транспортные средства. Все артиллерийские атаки были успешными.
В связи с тем, что противник большей частью совершал переходы морем в темное время суток, возросло в процентном отношении число ночных торпедных атак, однако их успешность была ниже дневных. Примечательно, что в течение трех месяцев боевых действий против вражеского судоходства Балтийский флот не потерял ни одной подводной лодки.
Стремительное январское 1945 года наступление наших войск вдоль побережья Балтийского моря привело к окружению в районах Кенигсберга, реки Вислы и полуострова Хель крупных группировок немецко-фашистских войск. Прижатый к морю, противник вынужден был думать в первую очередь о спасении. Для этой цели он задействовал все находившиеся в районе корабли и транспортные суда. Советским подводникам была поставлена задача — всемерно воспрепятствовать эвакуации врага. У морских баз Виндава и Либава, откуда отправлялись фашистские суда с живой силой и техникой, подводным лодкам назначались позиции в виде секторов. В феврале — марте 1945 года в связи с массовой эвакуацией гитлеровцев с южной части побережья было увеличено число лодок, действовавших между Данцигской и Померанской бухтами (закрепленные за ними районы были довольно обширны), а в апреле — мае, чтобы сорвать эвакуацию вражеских войск с курляндского плацдарма, лодки были вновь сосредоточены на либавском направлении. Для боевой деятельности подводных лодок бригады в 1945 году характерно применение различных методов их использования: позиционного, позиционно-маневренного и крейсерства в ограниченных районах. Их действия согласовывались с действиями сухопутных войск — лодки сосредоточивались на тех направлениях, которые в данный момент считались главными.
Исключительного результата добился экипаж подводной лодки «С-13» (командир капитан 3 ранга Маринеско А.И.) 1 дивизиона бригады. Эта лодка действовала в южной части Балтийского моря. Вечером 30 января 1945 года в районе маяка Хель акустик уловил шумы винтов. Лодка пошла им навстречу. В 21 ч 10 мин рулевой-сигнальщик заметил вражеские суда, выходившие из Данцигской бухты. Это были лайнер «Вильгельм Густлов» (25 484 брт), являвшийся учебной базой фашистского подводного флота, и крупный теплоход «Ганза». Теплоход вскоре остановился (из-за неисправности), а лайнер продолжал путь. Корабли охранения располагались мористее: противник и мысли не допускал, что со стороны берега могут действовать советские подводные лодки. Чтобы выйти на траверзный курсовой угол цели, «С-13» отошла несколько в сторону от лайнера и легла на параллельный курс. Погода была свежая, и подводную лодку, шедшую полным ходом в позиционном положении, сильно заливало. Однако она упорно продолжала движение. Поравнявшись с целью, «С-13» поворотом вправо вышла на боевой курс. В 23 ч 8 мин с дистанции 5 каб был произведен четырехторпедный залп «веером». Менее чем через минуту раздались три мощных взрыва. С мостика лодки было видно, как одна торпеда взорвалась в районе фок-мачты лайнера, другая — у машинного отделения, третья — под грот-мачтой. Лайнер с дифферентом на нос и большим креном на левый борт стал медленно погружаться. Корабли охранения включили прожекторы, но «С-13», выполнив срочное погружение, уже уходила в северном направлении. И все же противнику удалось нащупать лодку. Невдалеке от нее послышались взрывы глубинных бомб. Считая, что большая безопасность будет обеспечиваться в районе погружения лайнера (здесь бомбить противник не стал бы из-за оказавшихся в воде людей), командир повернул на обратный курс. Удачный маневр помог «С-13» благополучно оторваться от преследования. Продолжая боевые действия, «С-13» 10 февраля 1945 года к северу от маяка Ярославец обнаружила крупный транспорт «Генерал Штойбен» (14 660 брт), следовавший в охранении миноносца и катера-торпедолова. «С-13» сделала попытку атаковать транспорт торпедами из носовых аппаратов, но миноносец, неожиданно оказавшийся перед лодкой, закрыл своим бортом цель. Тогда лодка, развернувшись, произвела двухторпедный залп из кормовых аппаратов. Обе торпеды попали в транспорт. На «Штойбене» раздалось несколько сильных взрывов. К быстро погружавшемуся судну устремился миноносец. Воспользовавшись замешательством врага, лодка благополучно покинула район атаки.
17 апреля 1945 года подводная лодка «Л-3» (командир капитан 3 ранга В. К. Коновалов) потопила захваченное гитлеровцами норвежское транспортное судно «Гойя» (5230 брт), на борту которого находилось более 5000 гитлеровцев.
Два похода совершила в 1945 году подводная лодка «Щ-310» (командир капитан 3 ранга С. Н. Богорад). Потопив три транспорта противника, она довела свой боевой счет до десяти.
Высоких боевых успехов добилась подводная лодка «К-52» (командир капитан 3 ранга И. В. Травкин), уничтожившая шесть судов и сторожевой корабль противника, а также лодки «Л-21» (командир капитан 2 ранга С. С. Могилевский), «Щ-318» (командир капитан 3 ранга Л. А. Лошкарев), «Щ-309» (командир капитан 3 ранга П. П. Ветчинкин) и другие.
Подводные минные заградители поставили в 1945 году 72 мины, на которых подорвались два транспорта и девять боевых кораблей противника. За четыре месяца боевых действий балтийские подводники, безраздельно господствуя на морских сообщениях противника, совершили 27 боевых походов, уничтожили 26 транспортных судов (107 288 брт), выполнили 52 торпедные атаки, израсходовали 152 торпеды.
За весь период войны подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота, участвовавшие в боевых действиях, выполнили 239 торпедных атак, израсходовали 479 торпед. В среднем на каждое потопленное или поврежденное судно расходовалось четыре торпеды. Было поставлено 278 мин, на которых подорвались 20 транспортов и 16 боевых кораблей противника. Артиллерийское оружие лодки применяли ограниченно и только при условии, если был израсходован торпедный боезапас или торпедная атака была невозможна. Артиллерийским огнем было уничтожено 7 транспортов и 2 малых боевых корабля.
Родина высоко оценила самоотверженный героизм балтийцев. Бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского (командир бригады контр-адмирал С. Б. Верховский, с 18 апреля 1945 года — капитан 1 ранга Л. А. Курников) была награждена орденом Красного Знамени. Подводные лодки «Щ-307», «Щ-310», «Щ-320», «Щ-323», «Щ-406», «С-13», «Лембит» и «К-52» стали именоваться Краснознаменными, «Щ-303», «Щ-309» и «Л-3» — гвардейскими. Капитаны 3 ранга С. Н. Богорад, В. К. Коновалов, С. П. Лисин, И. В. Травкин и капитан-лейтенанты М. С. Калинин, Е. Я. Осипов были удостоены звания Героя Советского Союза, многие матросы, старшины и офицеры подводных лодок награждены орденами и медалями. Капитану 3 ранга Маринеско Александру Ивановичу звание Героя Советского Союза присвоено посмертно 5 мая 1990 года.
По окончании Великой Отечественной войны Краснознаменная бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота базировалась в порту Лиепая (Латвия).
25 февраля 1946 года в связи с делением КБФ на два флота, бригада была разделена на две: 1 Краснознаменную бригаду подводных лодок Юго-Балтийского флота (Лиепая) и 2 бригаду подводных лодок Северо-Балтийского флота (Усть-Двинск).
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Галактионов Николай Иванович
0.0.1915
главный старшина
Познышев Сергей Константинович
6.8.1923
Ст. матрос
Сотник Александр Григорьевич
0.0.1913
главный старшина

Дата и время создания карточки:

2012-10-11 05:09:18
Дата и время последнего изменения: 2023-08-20 09:14:42
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.