Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Краснознаменный крейсер «Киров» проекта 26
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 22 октября 1935 года - 22 февраля 1974 года
Период вхождения в действующую армию: 22.06.1941 г. - 09.05.1945 г.
Последующие переименования: 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный крейсер
Дополнительная информация: 22 октября 1935 года в Ленинграде на Балтийском заводе № 189 состоялась закладка головного крейсера проекта 26, на которой присутствовал начальник морских сил СССР В. М. Орлов. Приказом Наркома обороны кораблю присвоили имя Сергея Мироновича Кирова. Корабль был объявлен стахановским объектом. При его строительстве применялось много технологических новинок. Стапельные работы были завершены за один год и 38 дней, что по тем временам явилось рекордным сроком. 30 ноября 1936 года состоялся спуск корабля на воду. В августе 1937 года крейсер под заводским флагом впервые вышел в море. Более года продолжалась отработка новой техники. Испытывала и принимала его государственная комиссия. 26 сентября 1938 года на крейсере «Киров» был поднят Военно-Морской Флаг, крейсер вступил в состав Краснознаменного Балтийского флота. После вступления в строй в течение весны и лета 1939 года на корабле продолжались работы по отладке систем вооружения, а экипаж занимался боевой подготовкой. 15 октября 1939 года нарком ВМФ Н.Г.Кузнецов утвердил план базирования кораблей КБФ на порты Эстонии и Латвии на 1939-1940 годы. Крейсер «Киров» в тот же день в составе Эскадры КБФ прибыл в город Таллин, а 22 октября 1939 года в сопровождении эсминцев «Сметливый» и «Стремительный» перешел в порт Лиепая Латвийской ССР, на который базировался до конца советско-финской войны. В этой войне крейсер провел одну боевую операцию — 1 декабря 1939 года вышел в море для обстрела финской береговой батареи на острове Руссарэ, не имея кораблей прикрытия и сведений о расположении минных полей. Чудом корабль избежал попадания на минное поле. При обстреле батареи было выпущено 35 снарядов (повреждены пристань, казарма, маяк, сама батарея не пострадала). В ответ финны выпустили 15 снарядов и по их данным добились попаданий в крейсер (советскими историками попадания в корабль не подтверждаются). В августе 1940 года крейсер «Киров» участвовал в больших учениях Краснознаменного Балтийского флота в устье Финского залива. Осенью 1940 года крейсер ушел в Кронштадт на гарантийный ремонт и для замены лейнеров орудий главного калибра. 21 мая 1941 года крейсер «Киров» начал кампанию и вскоре перешел в город Таллин. 14 июня 1941 года крейсер во главе Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота перебазировался из Таллина в порт Усть-Двинск в устье реки Даугава (Северная Двина). На переходе корабли отрабатывали учебно-боевые задачи. До начала Великой Отечественной войны корабль прошел 36 000 миль, а главное – механизмы отработали 4500 часов.
В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием капитана 2 ранга (затем капитана 1 ранга) М.Г.Сухорукова, с ноября 1941 года — капитан 1 ранга С.Д.Солоухина, с января 1945 года — капитана 2 ранга М.Д.Осадчего активно участвовал в обороне Таллина и Ленинграда. В организации боевых действий корабля принимали деятельное участие флотские политработники Столяров В. П., Воспитанный Ф. Е., Львов А. В.
22 июня 1941 года «Киров» был на Рижском рейде под флагом командира Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота вице-адмирала Дрозда В. П. и днем вступил в бой, отражая налет фашистской авиации на город Рига и корабли. Зенитные орудия крейсера впервые открыли огонь по фашистским «юнкерсам». 27 июня 1941 года части Вермахта вышли к Западной Двине, началась эвакуация города Рига. Немецкие радиостанции спешат сообщить: “Большие силы красных закупорены в Рижском заливе, они попали в ловушку и обречены на гибель”. Положение наших кораблей действительно было трудным. Противник минировал Ирбенский пролив и устье Финского залива, для траления фарватеров не хватало тральщиков. Свободным от мин оставался пролив Муху-Вейн, соединяющий Рижский и Финский заливы. Однако глубина его была меньше осадки крейсера, кроме того, еще в 1917 году на фарватере были затоплены старые транспорты, чтобы преградить путь кайзеровскому флоту в Финский залив. Трое суток непрерывно работали земснаряды, углубляя фарватер. В это же время моряки разгружали корабль, чтобы уменьшить осадку. На баржи выгрузили часть боезапаса, топлива, воду и другие грузы. В ночь на 1 июля 1941 года Отряд легких сил КБФ в составе крейсера «Киров» и пять эсминцев в сопровождении четырех торпедных катеров вышел из Усть-Двинска, благополучно прошел пролив Муху-Вейн, ночью встал на якорь на рейде порта Куйвасту на острове Муху (Эстония), а днем 1 июля 1941 года прибыл в главную базу Краснознаменного Балтийского флота Таллин. 5 августа 1941 года развернулись бои на дальних подступах к городу. Противник прорвался к побережью Финского залива, отрезав Таллин от суши. Вечером 22 августа 1941 года крейсер «Киров» первым из кораблей на Таллинском рейде открыл огонь по позициям немцев в районе мызы Кейла на северо-западе Эстонии, в уезде Хайрюмаа. 23 августа 1941 года совместно с лидером эскадренных миноносцев «Ленинград» крейсер вел огонь по скоплению немецких танков у переправы через реку Кейла. В результате было уничтожено и повреждено 12 вражеских танков и рассеяно большое скопление пехоты. 25 августа 1941 года крейсеру «Киров» пришлось отразить семь массированных налетов авиации, фашисты сбросили около 50 бомб, но ни одна в корабль не попала. Но в палубу в кормовой оконечности угодил 6-дюймовый снаряд, в районе 227-230 шпангоутов образовалась пробоина площадью 1,5 кв. м, были повреждены трубопроводы забортной воды и отопления, возник пожар в кубрике № 12, на юте загорелись 6 больших глубинных бомб; 9 моряков были убиты, 30 ранены. За 5 дней немцы выпустили по «Кирову» более 500 снарядов, самолеты Люфтваффе сбросили на него 326 бомб. Но крейсер не получил прямых попаданий. Всего же за период обороны Таллина от разрывов авиабомб и снарядов вблизи борта корабль получил 45 пробоин. Но корпус выдержал испытания, разошедшихся швов и трещин в нем не было. Сам же «Киров» выполнил 36 стрельб, обрушив на противника 235 180-мм снарядов.
Сухопутные части вечером 27 августа 1941 года начали посадку на транспорты. Орудия кораблей в это время вели отсечной заградительный огонь - настолько мощный и точный, что неприятель даже не пытался проникнуть в район гаваней вслед за отходящими частями прикрытия. Крейсер «Киров» атаковал врага до последнего дня обороны города, когда начался прорыв кораблей из Таллина в Кронштадт, прикрывая своим огнем выход транспортов. Утром следующего дня корабли и суда начали сниматься с якорей и выходить с рейда. Крейсер “Киров” под флагом командующего Краснознаменным Балтийским флотом адмирала В. Ф. Трибуца шел во главе отряда главных сил. На корабле находились Военный совет КБФ и Краснознаменное знамя Балтийского флота, а также правительство Эстонии. Немцы перекрыли Финский залив минными полями, корабли подвергались атакам бомбардировщиков и торпедных катеров, с берега стреляли тяжелые батареи. Но главной была минная опасность. Именно “рогатая смерть” явилась причиной гибели 15 боевых кораблей и 30 транспортов. Только за полчаса наблюдатели “Кирова” обнаружили впереди корабля 5 мин. Следуя в кильватер немногочисленным тральщикам, корабли были лишены маневра при отражении вражеских атак. И мощная артиллерия “Кирова” выручала многих: зенитчики стреляли по самолетам, а главный калибр подавлял береговые батареи противника. Ураганным огнем были встречены вышедшие в атаку неприятельские торпедные катера. Во время Таллинского перехода крейсер отразил атаки 32 самолетов, ни одна из более чем 80 бомб, сброшенных на корабль, не достигла цели. В 16 часов 30 минут 29 августа 1941 года крейсер “Киров” бросил якорь на Кронштадтском рейде. Закончился героический и трагический для нашего флота Таллиннский переход. На следующий день буксиры ввели крейсер в Лесную гавань и поставили у стенки. Корабль был включен в систему артиллерийской обороны Ленинграда. 30 августа 1941 года, приказом Наркома ВМФ крейсер передан как флагман в состав Эскадры КБФ под командованием вице-адмирала В.П. Дрозда. В сентябре 1941 года во время осады Ленинграда крейсер «Киров» в одной группе с линкором «Октябрьская революция» наносил артиллерийские удары по боевым позициям противника по периметру Сестрорецк - Красное Село - Петергоф. В четырехдневный период он уничтожил четыре батареи, восемнадцать тягачей, два полевых склада и около 1000 солдат. Всего за время стоянки «Кирова» в Кронштадте орудия его главного калибра выпустили около 500 снарядов, зенитчики сбили 3 и повредили 12 самолетов противника. Немцы бросили на корабли и Кронштадт авиацию. Десятки бомбардировщиков волна за волной совершали налеты, а в середине сентября, когда противнику удалось прорваться к берегу залива в районе Урицка, к ним присоединилась и артиллерия. 21 сентября 1941 года “Киров” получил ряд тяжелых повреждений. В связи с регулярными обстрелами рейдов и гаваней Кронштадта военный совет КБФ принял решение перебазировать крупные корабли в Ленинград. “Киров” занял огневую позицию на Неве и продолжал вести огонь по наступающему противнику. В сентябрьских боях за Ленинград флот понес ощутимые потери, но свою задачу выполнил. 27 сентября 1941 года немецкие войска прекратили атаки и начали закрепляться на достигнутых рубежах. Фронт под Ленинградом стабилизировался. Немалая заслуга в этом корабельной артиллерии, которую жители города называли “огневым щитом Ленинграда”.
В суровую блокадную зиму 1941-42 года экипаж совместно с рабочими Балтийского завода № 189 ремонтировал корабль, устраняя повреждения. На корабле размещался штаб Эскадры КБФ.
28 марта 1942 года немецко-фашистское командование отдало приказ о начале операции «Айсштосс» («Ледовый удар»). Оно рассчитывало уничтожить вмерзшие в лед Невы корабли комбинированным ударом осадной артиллерии и бомбардировочной авиации.
24 апреля1942 года, при одновременном отвлекающем артобстреле, авиации противника удалось добиться прямых попаданий в “Киров”. Кораблю был причинен серьезный урон — выведена из строя значительная часть зенитной артиллерии, разрушены кормовая надстройка и вторая дымовая труба. Загорелись приготовленные к стрельбе 100-мм снаряды. Умело и решительно действовали моряки в экстремальной обстановке: горящий боезапас был выброшен за борт, пожар ликвидирован, но корабль получил крен 2 градусов на левый борт. Смертью храбрых на своих боевых постах погибли командир зенитной батареи лейтенант В. Г. Киташов, главный старшина Н. И. Галахов, старшина 2 статьи Д. С. Павлов, ранее сбивший два самолета, старший мастер завода П. Ластовенко и десятки других моряков-кировцев.
Ночью крейсер отбуксировали к другой набережной и тщательно замаскировали, а на его место поставили старый учебный корабль “Свирь”. На следующее утро “юнкерсы” вновь появились над этой стоянкой и потопили “Свирь”. Геббельсовская пропаганда протрубила на весь мир о том, что “советский крейсер “Киров” уничтожен”. Фашисты уже в который раз выдавали желаемое за действительное. Начавшийся вскоре ремонт корабля занял два месяца. В тяжелых блокадных условиях рабочие ленинградских заводов совместно с моряками в рекордно короткий срок выполнили ремонт корабля, значительно усилив при этом зенитное вооружение: дополнительно установили две “сотки”, 45-мм пушки заменили на 37-мм автоматы, число которых было доведено до 12. Катапульту сняли, освободив место под зенитки.
В конце июня 1942 года «Киров» перевели к правому берегу Невы, к Университетской набережной. В 1943 году верхнюю палубу крейсера покрыли броневыми плитами толщиной 35 мм в два слоя.
Родина высоко оценила героизм экипажа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1944 года «За образцовое выполнение экипажем боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу» крейсер «Киров» первым среди надводных кораблей Краснознаменного Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени.
В январе 1944 года началась операция по разгрому немецких войск под Ленинградом. Краснознаменный крейсер «Киров» вместе с другими кораблями Эскадры КБФ был включен во 2 артиллерийскую группу. Он совместно с другими кораблями эскадры с огневой позиции на Неве поддерживал наступление 42 армии Ленинградского фронта, подавляя и разрушая узлы сопротивления противника. Действуя в интересах перешедших в наступление войск Ленинградского фронта, крейсер провел четыре артиллерийские стрельбы по оборонительным сооружениям противника, нанеся ему большие потери в живой силе и технике. Вечером 27 января 1944 загремели зенитки крейсера. Впервые за годы войны они стреляли холостыми снарядами, салютуя в честь великой победы под Ленинградом.
В июне 1944 года Краснознаменный крейсер «Киров», заняв огневую позицию в Ленинградском торговом порту, огнем артиллерии главного калибра разрушал доты и дзоты «линии Маннергейма», обеспечивая наступление войск Ленинградского фронта на выборгском направлении. Это были его последние боевые залпы.
В мае 1945 года Краснознаменный крейсер «Киров» перешел в Кронштадт. Согласно плану боевой подготовки, 16 октября 1945 года он вышел из Кронштадта в полигон для выполнения артиллерийских стрельб. Но в этот день выполнить все стрельбы не удалось, так как не сработал центральный автомат стрельбы. 17 октября 1945 года Краснознаменный крейсер «Киров» снялся с якоря и лег на створ кронштадтских маяков, дав ход 16 узлов. В носовой части с левого борта раздался сильный взрыв. Часть механизмов вышла из строя. Корабль кренился на левый борт и садился носом. Переносные водоотливные средства не могли обеспечить откачку поступающей воды. Вечером корабль на буксире вошел на Большой Кронштадтский рейд и стал на якорь, коснувшись носом грунта. Крейсер принял около 2000 т воды, его отсеки были затоплены на длине 70 м. Ремонт на Кронштодтском морском ордена Ленина заводе продлился до 20 декабря 1946 года. Затем корабль был вновь введен в строй и вошел в состав Эскадры Южно-Балтийского флота (4-й ВМФ). В ноябре 1949 года крейсер прибыл в Ленинград и встал к стенке завода № 194 на капитальный ремонт и модернизацию, которые завершились в апреле 1953 года, после чего он вошел в состав 4 Военно-Морского Флота, а с 11 июля 1955 года – в состав 8 Военно-Морского Флота. 2 января 1956 года оба флота вновь были объединены в один – Краснознаменный Балтийский Флот.
В январе 1956 года Краснознаменный крейсер «Киров» вошел в состав 12 дивизии крейсеров Краснознаменного Балтийского флота. В июне 1956 года он вместе с крейсером «Свердлов» и четырьмя эсминцами участвовал в тактических учениях в Северном море и южной Балтике (за год прошел 7568 миль).
29 апреля 1958 года Краснознаменный крейсер «Киров» был выведен из боевого состава и поставили в Кронштадте на отстой, но 6 сентября 1960 года он был расконсервирован, введен в строй и передан в состав Ленинградской Военно-Морской базы, а 3 августа 1961 года переклассифицирован в учебный крейсер.
В 60-х и 70-х годах Краснознаменный учебный крейсер «Киров» неоднократно ходил с визитами в порты Швеции, ПНР, ГДР. Корабль посетили многие государственные и военные деятели, гостями экипажа не раз были советские космонавты. В качестве флагманского корабля Краснознаменный учебный крейсер «Киров» участвовал в учениях “Север” и “Океан”. 14 декабря 1972 года в связи с 50-летием образования СССР Краснознаменный учебный крейсер «Киров» был награжден юбилейным почетным знаком ЦК КПСС, Президиума Вер¬ховного Совета и Совета Министров СССР.
Всего служба первенца советского крейсеростроения продолжалась 36 лет.
22 февраля 1974 года Краснознаменный учебный крейсер «Киров» был исключен из состава ВМФ и передан в отдел фондового имущества для разборки на металл. Две его носовые артиллерийские башни было решено сохранить - ныне они установлены на площади Балтфлота на Васильевском острове города Санкт-Петербурга (Ленинграда) в качестве памятника знаменитому кораблю.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕГКОГО КРЕЙСЕРА “КИРОВ” (проект 26):

Водоизмещение: стандартное – 7880 т, нормальное – 8545 т, полное – 9436 т.
Размерения: длина -191,0 м, ширина- 17,7 м, средняя осадка при полном водоизмещении - 6,15 м,
высота борта на миделе - 10,1 м.
Энергетическая установка: два ГТЗА, 6 котлов, общая мощность 113000 л. с.
Максимальная скорость - 36 узлов.
Полный запас топлива -. 1390 т.
Дальность плавания 18-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива - 3750 миль
Вооружение: три трехорудийные 180-мм башенные установки Мк-3-180 (дальность стрельбы 37 км, вес снаряда 97,5 кг, начальная скорость 920 м/с, бронирование: — стенки 75 мм, крыша 50 мм, боекомплект 100 снарядов на ствол), шесть 45-мм полуавтоматических зенитных орудий 21-К (в 1941—1942 гг. заменены на 12 37-мм автоматов), два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм, два бомбосбрасывателя, запас 66 глубинных бомб, на палубу мог принять 100 мин заграждения КБ, два гидросамолета-разведчика КОР-1 (Бе-2), катапульта (в 1942 г. сняты).
Система управления огнем: командно-дальномерный пост Б-20 с тремя 6-метровыми дальномерами; прибор управления стрельбой “Молния”; центральный автомат стрельбы ЦАС-2; для индивидуальной наводки каждая башня имела 6-метровый дальномер. Система управления зенитным огнем: морской прибор управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) “Горизонт-1”, зенитный автомат стрельбы ЗАС-СО-26, стабилизированные посты наводки С ПН-100 (два).
Бронирование: борт и палуба — 50 мм, боевая рубка — 150 мм. Экипаж: 724 человека.

Командиры корабля:
• 1937 г. - капитан 1 ранга Фельдман Н.Э.
• 1941 г. - декабрь 1942 г. – капитан 2 ранга, капитан 1 ранга Сухоруков М.Г.
• декабрь 1942 г. - январь 1945 г. - капитан 1 ранга Солоухин С. Д.
• с января 1945 г. - капитан 2 ранга Осадчий М. Д.
• 1956 г. - капитан 1 ранга Сидоренко П. И.
• 1971 г. - капитан 1 ранга Макаров В. П.
• 1974 г. - капитан 2 ранга Гильманов
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Вахнов Владимир Порфирьевич
0.0.1917
капитан-лейтенант
Гореславец Михаил Иванович
0.0.1918
старший краснофлотец
Елагин Владимир Сергеевич
21.11.1916
капитан-лейтенант
Елисеев Федор Николаевич
16.9.1919
ст.Матрос

Дата и время создания карточки:

2012-11-05 19:36:41
Дата и время последнего изменения: 2023-08-14 17:08:29
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.