Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Эскадренный миноносец «Сметливый» Краснознаменного Балтийского флота
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 17 сентября 1936 года - 5 ноября 1941 года
Период вхождения в действующую армию: 22.06.1941 г. - 05.11.1941 г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация: Эскадренный миноносец «Сметливый» проекта 7 был заложен 17 сентября 1936 года на заводе №189 имени С.Орджоникидзе в городе Ленинграде. Заводской № 294. Спущен на воду 16 июля 1937 года. Вступил в строй 12 декабря 1938 года и вошел в состав 1 дивизиона эскадренных миноносцев Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота.
Тактико-технические данные: Водоизмещение нормальное 1657 т. Водоизмещение полное 2039 т. Длина наибольшая 113,0 м. Ширина наибольшая 10,2 м. Осадка максимальная 3,27 м. Паротурбинная установка мощностью 50500 л. с. Винтов 2 шт. Скорость хода полная 39 узлов. Скорость хода экономическая 20 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 2800 миль. Артиллерийское вооружение на 1941 год: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н. Запас торпед 12 шт . Мины: принимал на палубу 88 мин образца 1912 года, или 60 мин образца 1926 года, или 56 мин КБ. Экипаж в мирное время 197 человек.
Участвовал в советско-финской войне – нес дозорную и конвойную службу. К началу Великой Отечественной по уровню боевой подготовки считался одним из лучших кораблей Краснознаменного Балтийского флота.
Во время Великой Отечественной войны эскадренным миноносцем «Сметливый» командовал капитан 2 ранга Нарыков Василий Максимович (до 28.10.1941 года), а за неделю до гибели корабля его сменил капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович.
В первые дни войны эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Нарыкова Василия Максимовича участвовал в минных постановках в Ирбенском заливе, в районе острова Сааремаа и Рижском заливе. Базировался в Усть-Двинске (Рижский залив), Куйвасту (на острове Муху, Эстония), 30 июня 1941 года перешел в Таллин. В июле 1941 года эсминец «Сметливый» в составе конвоя из 4-х подводных лодок типа «С» и тральщика на переходе из Таллина в Кронштадт в районе города Кунда на севере Эстонии, в уезде Ляэне-Вирумаа отразил две атаки торпедных катеров противника и благополучно довел конвой до места назначения, обратно в Таллин провел другой конвой из 3-х транспортов. Вместе с другими кораблями 1 дивизиона эсминец «Сметливый» неоднократно обстреливал сухопутные позиции немецких войск. Получил повреждения от взрывов вражеских авиабомб, из-за чего с 15 по 27 июля 1941 года проходил ремонт на Балтийском заводе в Ленинграде, затем вернулся в Таллин. С 20 по 27 августа 1941 года эсминец «Сметливый» участвовал в обороне города Таллина, содействуя своим огнем сухопутному участку обороны.
Во время перехода из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 года «Сметливый» вместе с эсминцем «Гордый» входил в отряд главных сил и стал единственным эсминцем, полностью сохранившим боеспособность к моменту завершения прорыва.
В начале сентября 1941 года эм «Сметливый» выполнил 2 постановки мин у берегов противника в Финском заливе.
В сентябре-октябре 1941 года «Сметливый» принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда, с передовой позиции у Канонерского завода в Морском канале вел огонь из орудий главного калибра по наступавшим частям вермахта, уничтожал его живую силу и наступавшие танки, подавлял огонь батарей противника на подступах к городу, разбил группу самокатчиков на шоссе, сбил аэростат-корректировщик, проведя при этом до 40 стрельб. Кроме того, эм «Сметливый» участвовал в заградительных операциях в Финском заливе.
В конце октября эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Маслова Виктора Ивановича учувствовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Противником к тому времени в Финском заливе было выставлено 4631 мина и 3361 минный защитник.
Первым крупным боевым соединением, прорвавшимся из Кронштадта, стал отряд вице-адмирала В.П. Дрозда (эсминцы «Стойкий» и «Славный», минный заградитель «Марти», 4 тральщика и 5 сторожевых катеров). Вслед за ним, 3 ноября 1941 года, вышел второй отряд под командованием начальника штаба Эскадры надводных кораблей КБФ капитана 2 ранга В.М. Нарыкова: эсминцы «Сметливый» и «Суровый», 4 тральщика, 4 морских охотника и 4 торпедных катера. Корабли без потерь достигли Ханко.
Во время стоянки в базе «Сметливый» попал под обстрел финской осадной артиллерии, и один вражеский снаряд вывел из строя носовое орудие эсминца. Снарядом был пробит кранец, в котором находился боезапас, что вызвало пожар, загорелись заряды, каждую минуту можно было ожидать взрыва боезапаса. Раненый в правую ногу комендор краснофлотец Паршков М.Т., истекая кровью, под бешеным огнем батарей противника, рискуя жизнью, подполз к кранцу и вместе с подоспевшим краснофлотцем Гореславец М.И. выбросил за борт горящие заряды. Несмотря на повреждения корабля, посадка эвакуируемых прошла успешно. Приняв на борт 560 человек, эм «Сметливый» 4 ноября 1941 года отправился в обратный путь в Кронштадт. В строю он шел концевым. На нем работали 2 котла (№ 1 и № 2), эскадренный ход отряда равнялся 13 узлам. Погода ухудшалась, поднялся ветер силою 4-5 баллов, волны 4 балла. Это сильно затруднило форсирование минного поля, выставленного немцами к северо-западу от острова Нарген (ныне остров Найссаар в Финском заливе к северо-западу от Таллина). В 23.07 у острова Нарген в правом параване «Сметливого» взорвалась мина. Корабль окутало облаком пара и дыма. Командир капитан 2 ранга приказал дать полный ход назад, но, едва турбины перевели на задний ход, давление пара упало до нуля. Эсминец остался без хода. Взрыв произошел в районе 52-58-го шпангоутов. Обшивка получила сильные повреждения, и в носовые погреба боезапаса, центральный артиллерийский пост и носовое котельное отделение стала поступать вода. В кормовой части появились гофры в обшивке и настиле палуб, но герметичность отсеков сохранилась. Уже в 23.20 удалось поднять давление пара, и «Сметливый» малым ходом лег на прежний курс, следуя в кильватер эсминцу «Суровый». Но через 5 минут в районе носовой надстройки раздался новый взрыв: корабль подорвался на второй мине. В третьем носовом погребе сдетонировал боезапас, вся носовая часть эсминца до 61-го шпангоута оторвалась и, продержавшись на плаву примерно 12 минут, затонула. Находившиеся на мостике командир корабля капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович и командир 2 дивизиона эскадренных миноносцев капитан 1 ранга Заяц Андрей Иванович погибли. Погибли также военком корабля батальонный комиссар С. В. Щеглов и другие командиры и краснофлотцы, а также размещенные в носовых кубриках бойцы с Ханко. Всем катерам МО было приказано подойти к «Сметливому». В командование кораблем (вернее, тем, что от него осталось) вступил командир БЧ-3 старший лейтенант П. И. Иванов. Им была организована борьба за спасение корабля. Удалось укрепить носовые переборки и запустить дизель-генератор, что позволило перейти с аккумуляторного освещения на нормальное. На помощь искалеченному эсминцу подошел тральщик Т-205. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50, дрейфующий эсминец коснулся еще одной мины.
Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50 дрейфующий эсминец коснулся третьей мины. Корпус разорвался в районе 112-116-го шпангоутов на две части, на плаву осталась лишь кормовая. Носовой торпедный аппарат сбросило за борт. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться. Через некоторое время она встала вертикально винтами вверх и в 00 часов 13 минут 5 ноября 1941 года ушла под воду.
Тральщику Т-205 и трем катерам типа МО удалось спасти 350 человек – 80 членов экипажа и 270 пассажиров и эвакуируемых солдат. Большинство находившихся на борту эсминца людей погибло.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Гореславец Михаил Иванович
0.0.1918
старший краснофлотец
Маслов Виктор Иванович
21.9.1906
капитан 2 ранга
Нарыков Василий Максимович
30.1.1904
капитан 1 ранга
Паршков Михаил Тимофеевич
0.0.1917
старшина 2 статьи

Дата и время создания карточки:

2012-10-30 05:13:56
Дата и время последнего изменения: 2012-10-30 05:13:56
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.