Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
106873
11027
6252
41705
3

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Отдельная бригада траления Волжской военной флотилии
Страна (в военный период): СССР
Период существования: весна 1942 года – 15 мая 1943 года
Период вхождения в действующую армию: 25.07.1942 г. - 02.02.1943 г.; 16.04.1943 г. - 15.05.1943 г.
Последующие переименования: 15 мая 1943 года на базе Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии сформированы 1 и 2 бригады траления Волжской военной флотилии
Дополнительная информация: Формирование Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии началось весной 1942 года. К лету 1942 года Отдельная бригада траления (командир — контр-адмирал Хорошхин Борис Владимирович, военком — полковой комиссар Ф. Я. Отмахов, начальник штаба — капитан 3 ранга А. А. Асямолов, начальник политотдела — батальонный комиссар О. Л. Ярошенко) имела в своем составе 26 катеров-тральщиков, переоборудованных из транспортных и промысловых судов Волжского бассейна. Командир бригады контр-адмирал Б. В. Хорошхин – участник гражданской войны, был известным в Военно-Морском Флоте адмиралом, обладал высоким уровнем оперативно-тактической подготовки и большим опытом службы. В тридцатых годах он длительное время командовал Днепровской военной флотилией, участвовал в боевых действиях на Балтийском море и Ладожском озере в 1941 году. Начальник штаба бригады капитан 3 ранга А.А. Асямолов отлично знал свое дело, был хорошо знаком с условиями службы на реках. Большой опыт партийно-политической работы имел начальник политотдела бригады О.Л. Ярошенко. Отдельная бригада траления была не полностью укомплектована катерами-тральщиками из-за задержки передачи транспортных судов для переоборудования и их плохого технического состояния. Основная масса кораблей вводилась в строй на судоремонтных и судостроительных предприятиях, разбросанных по всему бассейну Волги. Недостаток в транспортных судах и их низкое техническое состояние, задержка поставок вооружения и нехватка рабочей силы на приволжских судостроительных и судоремонтных предприятиях задерживали ввод в строй катеров-тральщиков. Давал себя знать большой некомплект экипажей (не хватало 27% матросов и старшин, 16% офицеров). Комплектовались корабли офицерским, старшинским и рядовым составом резерва Народного комиссариата Военно-Морского Флота и военнообязанными, призванными из запаса. Сроки же ввода кораблей в строй и подготовки их к боевым действиям были исключительно жесткими. С началом навигации 1942 года Отдельная бригада траления наряду с другими соединениями Волжской военной флотилии приступила к интенсивной боевой подготовке, отработке взаимодействия с сухопутными войсками и системы противоминной и противовоздушной обороны Волжской водной коммуникации. Несмотря на большие трудности, к началу битвы на Волге Отдельная бригада траления Волжской военной флотилии была вполне подготовлена для решения задач содействия войскам Красной Армии. Соединения Волжской военной флотилии развертывались для содействия войскам сталинградского направления в очень сложных условиях оперативно-стратегической обстановки. Бассейн Нижней Волги оказался в зоне непосредственных военных действий. Фашистская авиация интенсивно бомбардировала города и порты на Волге от Саратова до Астрахани, ставила мины и наносила удары по нашим транспортным судам. Начало оперативному развертыванию Волжской флотилии было положено директивой Народного комиссара ВМФ от 14 июля 1942 года, когда создалась реальная угроза прорыва противника к Сталинграду. Этой директивой, в частности, предписывалось ускорить формирование Отдельной бригады траления и подготовку ее к противоминной обороне перевозок на участке Саратов — Астрахань. К 22 июля 1942 года Отдельная бригада траления в составе трех дивизионов катерных тральщиков (14 ед.) сосредоточилась в Сталинграде. Флагманский командный пункт, штаб и политотдел флотилии были развернуты в Сталинграде, тыловые базы — в Камышине и Владимировке. Распоряжением Ставки Верховного Главнокомандования от 24 июля 1942 года Волжская военная флотилия была оперативно подчинена командующему войсками Сталинградского фронта, который поставил перед ней следующие задачи: развернуть корабли и плавучие батареи для артиллерийской поддержки сухопутных войск на сталинградских оборонительных рубежах; не допустить форсирования Волги войсками противника; обеспечить перевозки воинских и народнохозяйственных грузов по Волге на участке от Саратова до Астрахани и переправы через Волгу в операционной зоне Сталинградского фронта; обеспечить противоминную оборону нижнего участка Волги. Главной опасностью для судоходства на Нижней Волге являлись ставившиеся самолетами противника неконтактные мины, удары бомбардировочной авиации гитлеровцев по караванам судов на переходах по Волге. Перевозки войск, воинских грузов и нефтепродуктов на участке Астрахань — Куйбышев, функционирование фронтовых и армейских переправ у Сталинграда потребовали координации всех усилий флотилии, инженерных войск армий, сражавшихся на берегах Волги, войск ПВО фронтов сталинградского направления, транспортного флота Волжско-Каспийского бассейна. Учитывая опасность прорыва немецко-фашистских войск к Волге у Сталинграда, штаб флотилии разработал детальный план совместных действий соединений, частей и кораблей с сухопутными войсками Сталинградского фронта и противоминной обороны перевозок на Волге. По этому плану, одобренному и утвержденному 5 августа 1942 года Военным советом Сталинградского фронта, окончательное оперативное развертывание сил флотилии было завершено, когда немецко-фашистские войска вышли к Волге севернее Сталинграда. Отдельная бригада траления с приданными бронекатерами и катерами-тральщиками оперативно подчинялась начальнику инженерных войск Сталинградского фронта. Она обеспечивала переправы и перевозки войск. Тральщики и корабли, обеспечивавшие противоминную и противовоздушную оборону Волжской водной коммуникации выше и ниже Сталинграда, снабжались подвижными отделениями тыла флотилии на боевых участках.
Военный совет фронта 29 июля 1942 года принял специальное постановление об обеспечении бесперебойности перевозок по Волге в условиях сильного противодействия авиации противника и большой минной опасности. На Отдельную бригаду траления Волжской военной флотилии возлагалась задача уничтожения мин на фарватерах. Вопросы организации борьбы с минной опасностью и движения транспортного флота сосредоточивались в руках командования флотилии. Только оно получало право открытия и закрытия фарватеров, определения путей и темпов движения судов. Этим же постановлением Военный совет Сталинградского фронта обязал командующего флотилией усилить траление фарватеров, при необходимости мобилизовать и вооружить тралами транспортные и промысловые суда. Сталинградский областной военный комиссариат и Нижне-Волжское пароходство получили задание в трехдневный срок отобрать по утвержденной заявке командования флотилии необходимое количество плавсредств для траления и ведения наблюдения в операционной зоне. Этим постановлением Военного совета фронта было положено начало организации противовоздушной и противоминной обороны перевозок в период оборонительного сражения на Волге. Командующий флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев приказом от 31 июля 1942 года определил мероприятия по обеспечению противоминной обороны Волжской водной коммуникации в операционной зоне Сталинградского фронта и распределил силы для защиты перевозок по реке от Никольского до Камышина. В связи с тем, что Отдельная бригада траления не имела полного штатного состава кораблей, в ее состав были переданы тральщики, ранее входившие в 1 и 2 бригады речных кораблей.
8 августа 1942 года в целях создания единой системы обеспечения перевозок на Нижней Волге Народный комиссар ВМФ оперативно подчинил командующему Волжской флотилией Астраханскую военно-морскую базу Каспийской военной флотилии, имевшей в своем составе пять дивизионов тральщиков (47 единиц). Для наиболее эффективной противоминной обороны Волги требовалось до 200 различных тральщиков. Однако Волжская флотилия и Астраханская военно-морская база не располагали таким количеством кораблей этого класса. Отбор судов транспортного и промыслового флота шел за счет ресурсов Нижне-Волжского пароходства. Ввод же их в строй зависел от подачи трального вооружения минно-торпедным управлением ВМФ. А оно не располагало в то время нужным количеством тралов. Командованию флотилии при содействии Военного совета Сталинградского фронта и городского комитета обороны города удалось в короткое время организовать производство тралов из местных ресурсов на сталинградских предприятиях силами рабочих и моряков. Это заметно облегчило пополнение тральных сил флотилии. В начале августа сложилась четкая организация противоминной обороны в операционной зоне флотилий от Саратова до Астрахани. Тральщики флотилии были развернуты на боевых участках: Саратов — Каменный Ир (1 дивизион ОБТ, командир — капитан 3 ранга Б. Г. Васильев, военком — батальонный комиссар А. С. Семенов); Светлый Яр — Балыклей (2 дивизион ОБТ, командир — капитан-лейтенант А. Ф. Аржавкин, военком — батальонный комиссар А. Т. Литвинов); Балыклей-Райгород (3 дивизион ОБТ, командир — старший лейтенант А. П. Ульянов, военком — старший политрук С. С. Артамонов); Райгород — Черный Яр (4 дивизион ОБТ, командир — старший лейтенант П. П. Кальсберг); Черный Яр — Копановка (5 дивизион ОБТ, командир — капитан-лейтенант В. Т. Гайко-Белан, военком — лейтенант А. И. Шилов); Копановка — Замьяны (2 дивизион 2 БРК, командир — капитан-лейтенант А. А. Комаров). Участок Волги от Астрахани до Замьян обслуживался тральщиками Астраханской военно-морской базы. По числу боевых участков было также развернуто 6 участков службы наблюдения и связи (СНиС) с 50 постами. Командование дивизионов тральщиков совместно с руководством участков СНиС отвечало за противоминное наблюдение, траление фарватеров, проводку судов за тральщиками на своих участках. Гидрографическая служба флотилии обеспечивала обвехование фарватеров и развертывание тактических средств ограждения. Поскольку главной опасностью для судоходства на Нижней Волге являлись мины, ставившиеся авиацией противника, ведущая роль в борьбе с ними оставалась за тральными силами Волжской военной флотилии. Основная часть тральщиков Отдельной бригады траления была сосредоточена в дивизионах, развернутых на боевых участках всей операционной зоны флотилии. В штабах бригады и дивизионов концентрировались и обобщались данные о минной обстановке. Это позволяло планировать боевое траление минных заграждений на фарватерах и обеспечивать проводку судов за тральщиками на участках, наиболее опасных в минном отношении. Для противовоздушной обороны судов на переходе и в отстойных пунктах привлекались придаваемые в оперативное подчинение Отдельной бригаде траления бронекатера 1, 2 и 3 бригад речных кораблей флотилии. Начальник штаба флотилии капитан 1 ранга М. И. Федоров, его заместитель капитан 2 ранга Е. С. Колчин, флагманский минер капитан 3 ранга А. П. Хохлов умело координировали действия сил флотилии по обеспечению бесперебойности водных перевозок в бассейне Волги. Принимались меры к тому, чтобы как можно быстрее вводить в строй тральщики. Во время оборонительного этапа битвы за Сталинград и Кавказ бассейн Нижней Волги непрерывно подвергался ударам авиации противника, вражеские самолеты систематически бомбардировали конвои на переходе и порты, ставили мины на фарватерах. Конвоирование наиболее ценных судов с воинскими грузами, нефтью и нефтепродуктами кораблями Волжской флотилии началось с 25 июля 1942 года — после первых же налетов вражеской авиации. Меры, принятые Главным морским штабом, Военным советом Сталинградского фронта и командованием флотилии, позволили наладить противоминную и противовоздушную защиту перевозок по Волге. Она строилась с учетом четко определившейся тактики действий вражеской авиации на водных путях от Астрахани до Саратова. Самолеты противника регулярно вели на реке разведку утром, в середине дня и перед наступлением сумерек. Это позволяло им выбирать участки Волги, наиболее удобные для атаки обнаруженных судов и для минных постановок на путях их движения. Волжские конвои обычно следовали ночью.
С 25 по 31 июля 1942 года фашистская авиация поставила на Волге 231 мину, в августе же — 74, а в сентябре — ноябре всего лишь 37. Это объясняется тем, что битва за Сталинград отвлекала почти всю авиацию противника для непосредственной поддержки сухопутных войск, а также усилением противовоздушной обороны Волжско-Каспийского водного пути. К тому же противник, видимо, полагал, что с выходом его войск к Волге у Сталинграда эта важная водная коммуникация была парализована. Тральные силы флотилии с большим напряжением вели боевое траление и обеспечивали проводку конвоев за тралами. Корабли Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии систематически производили траление фарватеров. Только с 25 июля по 23 августа 1942 года они провели в составе 113 конвоев более 1500 различных судов, отразили 152 воздушные атаки противника.
Командир Отдельной бригады траления контр-адмирал Хорошхин Борис Владимирович погиб 1 августа 1941 года при подрыве катера на мине в районе села Черный Яр Астраханской области. Командиром бригады был назначен капитан 1 ранга Смирнов П.А.
В августе — ноябре 1942 года Отдельной бригадой траления было вытралено и уничтожено 211 вражеских мин. Бронекатера, сторожевые катера и тральщики осуществляли проводку транспортных судов по протраленным фарватерам. Тральщики Волжской флотилии наряду с тралением Волги у Сталинграда переправляли войска и военные грузы, эвакуировали раненых и гражданское население. Волжская флотилия, таким образом, успешно решила свою важную задачу по защите перевозок воинских и народнохозяйственных грузов в бассейне Волги во время оборонительного периода Сталинградской битвы и всей летне-осенней кампании 1942 года. Большая заслуга в этом контр-адмирала Б. В. Хорошхина и капитана 1 ранга П. А. Смирнова, командовавших Отдельной бригадой траления, начальника штаба бригады капитана 2 ранга А. А. Асямолова, командиров дивизионов тральщиков, командиров и всего личного состава тральщиков, офицеров гидрографической службы.
Моряки Волжской флотилии успешно выполнили свои задачи в героической обороне Сталинграда, в защите перевозок войск и воинских и других грузов на Волжско-Каспийском водном пути от Астрахани до Саратова. За героизм, стойкость и высокое боевое мастерство, проявленные в обороне Сталинграда, более 300 матросов, старшин и офицеров флотилии были награждены орденами и медалями. Все моряки, участвовавшие в битве на Волге, награждены медалями «За оборону Сталинграда».
Готовясь к летнему наступлению, немецко-фашистское командование уже с ранней весны 1943 года осуществляло разведку Волжско-Каспийского водного пути. Вражеская авиация возобновила минные постановки на Нижней Волге, чтобы сорвать снабжение Советских Вооруженных Сил жидким топливом. С 5 апреля 1943 года самолеты противника вели тщательное наблюдение за ледовой обстановкой и районами сосредоточения речного транспортного флота, устанавливали состав и дислокацию сил и средств противовоздушной обороны бассейна Нижней Волги, а с 23 апреля 1943 года начали массированные минные постановки от Астрахани до Саратова. Вражеская авиация по-прежнему оказывала активное противодействие перевозкам по Волге. Систематическим бомбардировкам подвергались главные волжские порты — Астрахань, Сталинград, Камышин и Саратов. В апреле — июне 1943 года в налетах только на участок Замьяны - Саратов участвовало 276 самолетов, в том числе 209 в мае. На Нижней Волге противник поставил в это время 411 мин с магнитно-акустическими взрывателями. Из поставленных противником в 1942 году оставалась невытраленной 131 мина. Все это создавало большую минную опасность для нашего судоходства на Нижней Волге. Главной задачей Волжской флотилии на кампанию 1943 года являлось обеспечение надежной противоминной и противовоздушной обороны перевозок на Волжско-Каспийском бассейне в условиях продолжавшегося сильного противодействия авиации противника. 9 февраля 1943 года Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов приказал командующему флотилией контр-адмиралу Д. Д. Рогачеву в месячный срок разработать план весеннего боевого траления Волги от Саратова до морской части Астраханского канала с привлечением тральщиков Астраханской военно-морской базы Каспийской флотилии. Такой план к 5 марта был разработан и 10 марта 1943 года утвержден. Им предусматривалось расчистить основные фарватеры Волги от мин и обеспечить безопасное плавание транспортных судов на участке от Астрахани до Саратова. Были определены способы и методы решения этой задачи - уничтожение мин на фарватерах трал-баржами, проводка транспортных судов за тральщиками, размагничивание кораблей флотилии и транспортных судов, проводка судов по протраленным фарватерам лоцманами военно-лоцманской службы флотилии. Отдельная бригада траления с приданными ей тральными силами Астраханской военно-морской базы должна была тесно взаимодействовать с Нижне-Волжским пароходством и пароходством «Волготанкер». Командование флотилии к весне 1943 года сгруппировало силы по их оперативно-тактическому назначению. Все тральщики вошли в Отдельную бригаду траления и использовались для непосредственной борьбы с минами и проводки транспортных судов за тралами. Отдельная бригада траления включала в себя восемь дивизионов тральщиков (50 тральщиков, 10 полуглиссеров). В Отдельной бригаде траления (командир — капитан 1 ранга П. А. Смирнов, начальник политотдела — капитан 2 ранга Ф. Я. Отмахов, начальник штаба — капитан 2 ранга А. А. Асямолов) экипажи значительной части тральщиков получили большой боевой опыт в кампании 1942 года. Вместе с тем в соединении были и корабли, вступившие в строй зимой 1942/43 г. Экипажи тральщиков Волжской флотилии и Астраханской военно-морской базы, которые первыми вступали в кампанию 1943 года, сдали все основные задачи курса боевой подготовки. К 1 апреля 1943 года корабли Отдельной бригады траления в большинстве своем были подготовлены к одиночному и совместному плаванию в составе дивизионов и отрядов, минной разведке и систематическому боевому тралению, проводке транспортов за тральщиками и к противовоздушной обороне конвоев на переходе. Как только низовье Волги от Черного Яра до Астрахани очистилось от льдов, флотилия начала оперативное развертывание своих сил. 5 апреля 1943 года была введена оперативная готовность № 1 для Отдельной бригады траления. Тральщики Отдельной бригады и Астраханской военно-морской базы приступили к разведывательному и гидрографическому тралению на участке Астрахань — Черный Яр.
После разведывательного и контрольного траления фарватеров вплоть до Сталинграда, проведенного с 6 по 14 апреля, открылось движение транспортных судов. С 14 по 21 апреля 1943 года были протралены фарватеры от Саратова до Сталинграда. Началось плавание судов на всем участке от Астрахани до Саратова. Раннее весеннее контрольное траление на этом участке в период с 7 по 22 апреля 1943 года проводилось лишь в пределах ширины 100 — 130-метрового судового хода на протраленных осенью 1942 года фарватерах. До конца апреля были протралены подходы к пристаням и причалам. После раннего траления восемь дивизионов Отдельной бригады траления на отведенных им боевых участках приступили к расширению фарватеров, обеспечению проводки транспортных судов за тралами. С 16 апреля 1943 года была объявлена действующей Отдельная бригада траления. На Волге начались массовые перевозки грузов, особенно нефти и нефтепродуктов. Перевозки жидкого топлива на транспортных судах «Волготанкера» во второй половине апреля составили 467 тыс. тонн. С середины апреля 1943 года вверх и вниз по Волге двигалось ежедневно до 15 — 20 караванов и десятки отдельных судов. Около двух тысяч самоходных и несамоходных судов участвовало в перевозках грузов на Нижней Волге. Все находившиеся в строю тральщики были заняты боевым тралением и проводкой судов за тралами. До 100 боевых кораблей Волжской флотилии осуществляли конвоирование транспортов. Волжская флотилия начала раннее весеннее траление всего 27 тральщиками. К концу апреля их численность достигла 57. Однако в условиях массированных минных постановок, начатых противником, такого количества тральщиков было явно недостаточно.
Чтобы не сорвать перевозки нефтепродуктов и других грузов, эти корабли, развернутые подивизионно на боевых участках, вели контрольное траление лишь открытых основных фарватеров, а также находили и тралили обходные фарватеры с целью не допустить закупорки отдельных участков и скопления большого числа транспортных судов. Кроме того, тральщики обеспечивали проводку судов за тралами в наиболее опасных районах. На Волжскую флотилию была возложена вся полнота ответственности за безопасность судоходства на Волге от Астрахани до Саратова, за перевозки нефти и нефтепродуктов. Государственный Комитет Обороны принял решение об увеличении боевого состава тральщиков до 300 единиц за счет переоборудования транспортных речных судов Волжско-Каспийского бассейна, об организационном усилении флотилии, улучшении ее материально-технического обеспечения. Подверглась значительным изменениям организация сил флотилии. Они осуществлялись в условиях дальнейшего усиления минной опасности, нарастания объема и темпов перевозок нефтепродуктов. В мае — июне противник наиболее интенсивно производил минные постановки. Только с 15 по 31 мая 1943 года на участке Черный Яр — Камышин им было поставлено 204 неконтактные мины (половина общего количества мин, поставленных вражеской авиацией за всю навигацию 1943 года). Начались массированные налеты противника на Саратов и другие важные порты Нижней Волги. 15 мая Саратов бомбили 65 вражеских самолетов, десятки самолетов минировали Волгу от Камышина до Красноармейска с целью нарушить движение конвоев, которых в тот день на переходах насчитывалось 57. Объем перевозок жидкого топлива в мае составил 789 800 тонн, в июне — 746 300 тонн. В июле — августе 1943 года планировалось перевезти более 2 000 000 тонн нефтепродуктов. В соответствии с задачей эффективной борьбы с минной опасностью, обеспечения перевозок нефтепродуктов командование флотилии разработало более гибкую организацию ее сил. В основу новой организации был положен принцип формирования мощных соединений тральных сил и закрепление за каждым из них определенного боевого района с органами тыла, подчиненными непосредственно командиру соединения. Командир соединения являлся и командиром боевого района.
15 мая 1943 года были сформированы: 1 бригада траления (командир — капитан 1 ранга П. А. Смирнов, начальник политотдела — капитан 2 ранга Ф. Я. Отмахов, начальник штаба — капитан 2 ранга А. А. Асямолов) и 2 бригада траления (командир — капитан 2 ранга В. А. Кринов, начальник политотдела — капитан 2 ранга С. Д. Бережной, начальник штаба — капитан 3 ранга А. А. Комаров).
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Аржавкин Александр Федорович
18.4.1909
капитан 1 ранга

Дата и время создания карточки:

2012-11-10 14:19:19
Дата и время последнего изменения: 2012-11-15 20:47:58
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.