Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
1917 - 5 января 1943 года
Период вхождения в действующую армию:
22.06.1941 - 01.09.1941 г., май 1942 - 05.01.1943 г.
Последующие переименования:
5 января 1943 года переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота
Дополнительная информация:
С 1917 по июнь 1940 года - главный база Краснознаменного Балтийского флота. С июля 1940 года, после перевода основных сил Балтийского флота в Таллинн, Военно-морская база Балтийского флота. Сыграла важную роль в обороне Петрограда в годы Гражданской войны и обеспечении боевых действий Краснознаменного Балтийского флота в Советско-финляндской войне. К 1940 году Кронштадт располагал мощной береговой обороной, имевшей на вооружении стационарные и железнодорожные орудия калибром от 45 до 356 миллиметров. Стационарная артиллерия дислоцировалась на морских и береговых фортах, а железнодорожная – на специальных железнодорожных позициях. В 1940 году флот ушел в Прибалтику на новые базы, отодвинулась граница и на Карельском перешейке. Кронштадт оказался в глубоком тылу. Вся железнодорожная артиллерия была отправлена на оборону новых военно-морских баз, а часть стационарных батарей законсервировали. После того как в 1940 году корабли ушли на новые базы, в Кронштадте оставались только корабли Охраны водного района, 2 бригада торпедных катеров КБФ, учебные корабли, ремонтируемые и проходившие испытания, пришедшие с ленинградских заводов новые корабли. После вступления в строй корабли направлялись в передовые базы Балтийского флота или на другие театры. Здесь же находились основные учебные отряды и школы. Таким образом, Кронштадт был не только тыловой базой, но и важнейшим военно-морским центром страны.
К 22 июня 1941 года Кронштадтская военно-морская база (командир – контр-адмирал Иванов В.И.) представляла собой достаточно многочисленное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны в восточной части Финского залива. Для обороны водного района базы, простиравшегося на 100 миль к западу от Кронштадта, имелись три соединения кораблей: Охрана водного района (ОВР), включавшая два дивизиона тральщиков, два дивизиона сторожевых катеров (МО – "малых охотников" за подводными лодками) и дивизион сетевых заградителей; Шхерный отряд кораблей и 2 бригада торпедных катеров. Командованию базы был подчинен также отдельный учебный дивизион подводных лодок. В Кронштадте дислоцировались корабли отряда строившихся и ремонтирующихся кораблей. 21 июня 1941 года, буквально за несколько часов до начала войны, на Большом Кронштадском рейде встал линкор «Марат», прибывший из Таллина.
Береговая оборона организационно была сгруппирована в трех секторах. Самый мощный Кронштадтский укрепленный сектор (КУС) объединял артиллерию острова Котлин, Фортов и южного побережья и состоял из 8 артиллерийских дивизионов и нескольких стрелковых подразделений. Морские форты – искусственные инженерные сооружения, построенные вокруг острова Котлин из насыпного грунта и железобетона, – по своей мощи были неодинаковы: "северные" и "южные" имели на вооружении орудия калибром от 45 до 120 мм, а так называемые литерные – «П», «О» и «Р» – от 45 до 254 мм.
Особенно мощными были форты Первомайский («П») и Обручев («О»), вошедшие в строй перед началом Первой мировой войны. Вся их боевая техника, боезапас, командные пункты, все складские и жилые помещения находились в железобетонных укрытиях, способных выдержать попадания крупных снарядов и авиабомб. На южном берегу залива располагались форты Краснофлотский (Красная горка) и Красногвардейский (Серая лошадь), также вступившие в строй накануне Первой мировой. Красная Горка был самым мощным фортом в КУС, имевшем на вооружении 8 305-мм орудий – таких же, как на линкорах.
Средства ПВО базы включали 3 зенитно-артиллерийских полка (1, 2 и 6) и 4 отдельных дивизиона (156 76-мм орудий). Батареи 1 зенитно-артиллерийского полка размешались на Котлине и морских фортах, 2 зенитно-артиллерийского полка – в районе фортов Красная горка и Серая лошадь, 6 зенитно-артиллерийского полка – в районе Петергоф – Ораниенбаум.
Береговая оборона островов и побережья Выборгского залива (Выборгский укрепленный сектор – ВУС) состояла из двух артиллерийских дивизионов – 22 и 32 ОАД (отдельный артиллерийский дивизион) и 27 отдельного зенитного дивизиона. Комендантом ВУС был полковник Румянцев В.Т. На островах в средней части Финского залива было установлено пять батарей береговой обороны и 95 ОЗАД, объединенных в Гогландский укрепленный сектор, комендант – полковник Большаков И.А.
Немецкое командование должным образом оценивало значение Кронштадта и с первых дней войны решило изолировать его от передовых баз флота. В ночь на 22 июня Кронштадтская ВМБ была приведена в готовность № 1 и была готова немедленно отразить нападение фашистов. В начале четвертого утра 22 июня несколько наблюдателей на фортах и кораблях почти одновременно увидели группу чужих самолетов. 12 "юнкерсов" тремя группами на низкой высоте шли к Котлину со стороны финского берега. На фортах Обручев, Первомайский и линкоре «Марат» ударили зенитки. Немецкие самолеты поставили на подходах к Кронштадту 16 магнитных мин. На одной из них 22 июня подорвался и затонул в районе Петергофа пароход «Рухно», шедший из Ленинграда.
Рано утром 23 июня 16 немецких самолетов произвели налет на Кронштадт и форты, сбросив мины в районе Красногорского рейда, маяка Толбухина, фортов «К» и «Р». 24 июня авиация противника вновь пыталась прорваться к Кронштадту. Зенитная артиллерия 1-го и 2-го полков, Гогландского и Выборгского секторов 22, 23 и 24 июня сбила 4 самолета. После налета 24 июня противник до 19 сентября налетов на Кронштадт не предпринимал.
Силы базы вели боевые действия в Выборгском заливе, участвовали в создании Восточной и Тыловой минно-артиллерийских позиций, обеспечивали благоприятный оперативный режим в восточной части Финского залива, готовили к боевым действиям суда гражданских ведомств (дооборудование, вооружение, укомплектование, обучение экипажей).
Главная база КБФ – Таллин и передовые военно-морские базы – Моонзунд и Ханко могли обеспечить действия боевых кораблей и авиации только при бесперебойном снабжении их топливом, боезапасом и другими видами снабжения. Поэтому по коммуникации Кронштадт – Таллин – Моонзунд – Ханко в 1941 г. году прошло более 800 транспортных судов, на которых было перевезено 89 тыс. человек и 193 тыс. т грузов.
Однако недолго Кронштадт оставался глубоким тылом. Уже 3 июля привели изувеченный взрывом крейсер «Максим Горький», затем эсминцы «Сторожевой» с оторванным носом, «Карл Маркс» с разрушенной кормой. 2 июля в Кронштадт пришли из Таллина линкор «Октябрьская Революция», минный заградитель «Урал», несколько вспомогательных судов. Вскоре Кронштадт, бывший тыловой базой, оказался на переднем крае боевых действий.
В начале июля 1941 года, неся значительные потери в живой силе и технике, войска группы армий «Север» захватили Литву, Латвию и часть Эстонии и вышли на линию Пярну – Выхма – Тарту – Псков – Опочка, Создалась угроза прорыва гитлеровцев к Ленинграду.
Роль Кронштадта в битве за Ленинград возрастала по мере приближения сухопутного фронта к Ленинграду. В конце августа флот вынужден был оставить главную базу – Таллин. Около 140 кораблей и судов прорвались в Кронштадт. 29 августа 1941 года штаб флота перебазировался из Таллина в Кронштадт. 30 августа 1941 года Кронштадтская военно-морская база становится Главной базой флота.
1 сентября 1941 года расформирована, её силы и средства были привлечены к отражению наступления противника на Ленинград. В мае 1942 года Кронштадтская военно-морская база была создана вновь как главная база Краснознаменного Балтийского флота с включением в её состав Островного сектора береговой обороны (острова Сескар и Лавенсари). 5 января 1943 года, в связи с необходимостью расширить оперативную зону действий Краснознаменного Балтийского флота на запад, Кронштадтская военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район.
Командиры: контр-адмирал В.И. Иванов (июнь – август 1941 г.), контр-адмирал К.Ю. Коренев (август 1941 г.), генерал-лейтенант береговой службы И.С. Мушнов (май – июнь 1942 г), капитан 1 ранга Г.И. Левченко (июнь 1942 – январь 1943 г.).