Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): Эскадренный миноносец «Сильный» Краснознаменного Балтийского флота
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 1 ноября 1938 года - 21 января 1960 года
Период вхождения в действующую армию: 22.6.41 г. - 9.5.45 г.
Последующие переименования: 20 февраля 1959 года исключен из боевого состава ВМФ и переоборудован в судно-цель ЦЛ-43.
Дополнительная информация: Эскадренный миноносец «Сильный» был заложен 26 октября 1936 года по проекту 7 на заводе № 190 имени Жданова в Ленинграде под заводским № С-520. Перезаложен по проекту 7У в январе 1938 года. Спущен на воду 1 ноября 1938 года. Вступил в строй 31 октября 1940 года и 12 апреля 1941 года вошел в состав 2 дивизиона эскадренных миноносцев Отряда легких сил (ОЛС) Краснознаменного Балтийского флота. С 14 июня 1941 года Отряд легких сил КБФ базировался на Усть-Двинск (Даугавгрива).
В первые дни Великой Отечественной войны эм «Сильный» в составе Отряда легких сил КБФ участвовал в минных постановках в Ирбенском проливе. Приказание на постановку минного заграждения было отдано командующим Краснознаменным Балтийским флотом 22 июня, а полный план минных постановок был доставлен в Ригу на самолете 25 июня 1941 года. 23 июня 1941 года в 21.53 2 дивизион вышел для постановки минного заграждения в Ирбенском проливе с расчетом выполнить ее к рассвету 24 июня. Впереди новых эсминцев шел эсминец «Энгельс» (типа «Новик»). На него была возложена задача — нести охранение и выполнять контрольное траление параванами. На эм «Стойкий» держал флаг командир OЛC контр-адмирал В.П.Дрозд.
Поскольку эсминцы имели по 25–50 процентов от полного запаса мазута, было принято решение пополнить его с танкера «Железнодорожник», который пришел из Либавы на рейд Курессааре. Приняв топливо, корабли в 12 часов 24 июня вышли на постановку минного заграждения. Мины были поставлены согласно плану. Всего было поставлено 270 якорных мин. Во время постановки эсминцы неоднократно открывали огонь по одиночным немецким самолетам. В 17.20 корабли закончили минную постановку и возвратились на рейд Курессааре и вновь произвели приемку топлива с танкера. Затем эсминцы направились в Усть-Двинск. На переходе восточнее маяка Колка они были атакованы самолетами противника, но атака была отбита. На подходах к Рижскому бую эсминец «Стойкий» обнаружил подводную лодку противника. В районе обнаружения лодки корабли сбросили глубинные бомбы. Позже подводная лодка подверглась атаке торпедных катеров, выходивших из Риги для встречи эсминцев. В 7 часов утра 25 июня 1941 года отряд вернулся в Ригу (Усть-Двинск). 27-28 июня 1941 года эм «Сильный» конвоировал крейсер «Киров» при отходе ОЛС из порта Вентспилс в пролив Моонзунд, отражал воздушные налеты. 3 июля 1941 года эсминец «Энгельс» и сторожевой корабль «Туча» в охранении эсминцев «Сильный», «Сердитый», четырех торпедных катеров и звена истребителей поставили 90 мин в Ирбенском проливе, в районе маяка Михайловский. Постановка мин была выполнена днем, так как корабли опоздали с приемкой мин. Во время операции корабли отразили атаку авиации противника, затем вернулись в Рохукюля. Для следующей постановки минного заграждения в Ирбенском проливе был выделен отряд кораблей под командованием капитана 1 ранга Б.В. Хорошкина в составе эскадренных миноносцев «Сильный», «Энгельс» и сторожевых кораблей «Снег» и «Туча» в охранении эскадренного миноносца «Сердитый» (брейд-вымпел командира 2 дивизиона эсминцев капитана 2 ранга Г.С. Абашвили) и трех торпедных катеров. Отряд имел задачу — поставить минное заграждение в трех местах западной части Ирбенского пролива. Эсминец «Сильный» должен был поставить 70 мин ближе к южному берегу пролива, а остальные корабли — в средней его части. 5 июля, приняв мины в Рохукюля, корабли перешли на рейд Куйвасту, а утром, в 9 часов, 6 июля двумя группами вышли на постановку мин. Первая группа — «Энгельс», «Туча», «Снег» и три торпедных катера — двигалась вдоль берега острова Сааремаа, вторая («Сердитый» и «Сильный») — в расстоянии 4–5 миль от первой мористее. Командир отряда капитан 1 ранга Б.В. Хорошкин находился на «Туче». При выходе из Моонзунда отряд был обнаружен самолетом-разведчиком противника. Эсминцы «Сильный» (капитан 3 ранга С.С. Комаров) и «Сердитый» (капитан-лейтенант А.Г. Письменный) в 12.04 отделились от первой группы и направились к месту постановки — южному берегу Ирбенского пролива. В 12.30 при подходе к месту постановки эсминцы обнаружили прямо по носу на расстоянии 160 кабельтовых силуэты трех кораблей противника. Эсминцы, по приказу комдива капитана 2 ранга Абашвили Г.С., увеличив ход до 23 узлов, пошли на сближение с противником. «Сильный», имевший на борту 70 мин, следовал за «Сердитым» в строе уступа влево. В 13.09 противник открыл огонь с дистанции 112 кабельтовых, снаряды ложились с большими недолетами. В 13.12, сблизившись с противником до 108 кабельтовых, эсминец «Сердитый» открыл огонь из носовых орудий. Через три минуты, получив приказание командира отряда, «Сильный» также открыл огонь из носовых орудий с дистанции 98 кабельтовых. Вести бой с минами на палубе было чрезвычайно рискованно, и командир «Сильного» приказал сбрасывать мины за борт. Эсминец «Сердитый» перешел на поражение третьим залпом, а «Сильный» — вторым залпом. Через 10 минут боя эсминец «Сильный» получил попадание снаряда в корму. Взрывом убило четырех и ранило семь краснофлотцев, повредило кормовое орудие. Осколок снаряда пробил корпус одной из мин, и она загорелась. Опасность взрыва мин, приготовленных к постановке, и гибели корабля была предотвращена лейтенантом Н.Я. Горовым, краснофлотцами В.С. Александровым, В.В. Карповым и И.П. Уложенко, которые сбросили горящую мину за борт. Через неделю все четверо были награждены орденами Красного Знамени. В это же время наши корабли были обстреляны с южного берега Ирбенского пролива батареей противника. В 13.22 командир отряда, находившийся на сторожевом корабле «Туча», приказал: «Миноносцам уклониться». По этому сигналу эскадренный миноносец «Сердитый» лег на курс отхода, продолжая вести огонь из кормовых орудий и периодически закрываясь дымовыми завесами, а «Сильный» пошел зигзагом, продолжая ставить дымовую завесу и сбрасывать мины. В 13.45 «Сильный» закончил постановку всех 70 мин. Командир отряда приказал эскадренным миноносцам «Сильный» и «Сердитый» отрезать и уничтожить врага. После часа преследования корабли, не обнаружив противника, возвратились в Моонзунд. В июле «Сильный» совершил еще несколько походов в Моонзунд и Рижский залив, но в районе банки Норвейн коснулся винтами грунта (или затонувшего судна) и ушел в Кронштадт для ремонта. На нем одновременно установили 2 дополнительных 37-мм автомата 70-К. 23 августа 1941 года эсминец вышел из дока, а через два дня он уже совместно с эсминцем «Стойкий» обстреливал неприятельские позиции на побережье Выборгского залива. За 3 последующих дня он выпустил более 500 130-мм снарядов.
23 августа 1941 года началась постановка основного заграждения Тыловой минно-артиллерийской позиции на линии островов Нерва, Лавенсари и пплуостроова Кургальский в Финском заливе. Для его постановки использовались минный заградитель «Марта», лидер эсминцев «Ленинград», эсминцы «Сильный», «Стойкий», «Грозящий», БТЩ, сетевой заградитель «Онега». Всего с 16 июля до 16 октября 1941 года корабли совершили до 20 выходов, было выставлено 3484 мины различных образцов и 848 минных защитника.
К началу боевых действий на ближних подступах к Ленинграду (30 августа 1941 года) для поддержки войск фронта была подготовлена артиллерия кораблей КБФ, в том числе и эсминца «Сильный».
9, 14 и 20 сентября 1941 года «Сильный» эсминцы «Стойкий», «Сильный», «Сметливый», БТЩ и катера МО участвовали в постановке минных заграждений на Восточно-Гогландской минно-артиллерийской позиции в Финском заливе в районе островов Родшер — Гогланд. За 5 выходов в море эм «Сильный» было выставлено 196 мин и 130 минных защитников.
15 сентября 19541 года эсминец «Сильный» прибыл в Ораниенбаум. С помощью корректировочного поста он вел огонь по наступающим гитлеровцам. До 20 сентября эсминец выпустил 500 снарядов главного калибра, но из-за усилившихся обстрелов и авианалетов на незащищенную гавань Ораниенбаума был вынужден уйти в Кронштадт.
21 и 22 сентября 1941 года Кронштадт подвергся жесточайшей бомбардировке, в которой участвовало до 210 бомбардировщиков люфтваффе. 22 сентября противником было произведено два налета, в них участвовали 38 «юнкерсов». Был поврежден эсминец «Сильный», стоявший на Восточном рейде. На корабль в 13.15 спикировали 9 «юнкерсов». Один самолет был сбит зенитным огнем, но попаданий избежать не удалось: 100-кг бомба угодила в кормовую надстройку, еще несколько разорвались в 10–15 м от корабля, осыпав его осколками. Кормовая часть корпуса получила повреждения, вспыхнул пожар. 7 человек погибли, 27 ранило. Во избежание взрыва кормовые погреба боезапаса № 3, 4, 5 и 7 были немедленно затоплены, затем потушен пожар. Вечером эсминец перешел с рейда к стенке Морского завода. 30 сентября 1941 года эсминец «Сильный» под одной машиной перешел для ремонта на Балтийский завод в Ленинград. 12 декабря 1941 года эсминец опять понес потери: во время обстрела территории завода в корабль попал снаряд калибром около 5 дюймов. Взрывом в районе 173 шпангоута убило двух и ранило 7 человек, повредило 4-е 130-мм орудие, перебило кабели, изуродовало палубу и часть кормовой надстройки. Ремонт «Сильного» завершился 30 декабря 1941 года, но его дальнейшая служба до конца войны проходила лишь в Ленинграде и Кронштадте. В апреле 1942 года эсминец повредило во время очередного артобстрела, но его быстро отремонтировали. 24 апреля огнем из корабельного 37-мм автомата эсминца был сбит немецкий самолет, упавший на территорию Адмиралтейского завода. В ночь на 25 июля 1942 года эсминец перешел в Кронштадт. Там вместо 45-мм пушек на нем установили еще два 37-мм автомата (теперь его зенитное вооружение включало 2 орудия калибра76-мм 34-К, 4 автомата калибра 37-мм 70-К, 2 автомата калибра20-мм «Эрликон», 1 счетверенный 12,7-мм «виккерс» и 4 пулемета ДШК калибра 12,7-мм). В течение второй половины 1942 и весь 1943 год эсминец «Сильный» боевых стрельб не проводил.
В январе 1944 года артиллерия эсминца поддерживала проведение Красносельско-Ропшинской операции (выпущено около 400 снарядов калибра 130-мм). А 10 июня 1944 года эсминец «Сильный» сделал свои последние залпы: находясь в Кронштадте, он с помощью корректировочного поста обстреливал позиции финнов на Карельском перешейке. С ноября 1944 года до конца войны эсминец ремонтировался на Балтийском заводе в Ленинграде.
В годы войны «Сильным» командова¬ли капитан 3 ранга С.С.Комаров (до 16.8.1941 г.), капитан 3 ранга А.Е.Шомраков (до июня 1942 г.), капитан 3 ранга А.А.Маклецов (до 30.9.1943 г.) и капитан 3 (затем 2) ранга К.К.Черемхин.
С 19 ноября 1948 года по 10 декабря 1954 года эм «Сильный» прошел капитальный ремонт и модернизацию. 20 февраля 1959 года исключен из боевого состава ВМФ и переоборудован в судно-цель ЦЛ-43. 21 января 1960 года исключен из списков плавсредств ВМФ и сдан в ОФИ для разделки на металл.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Михаил Пыресин

Фронтовики, служившие в подразделении:

Басов Иван Евлампиевич
0.0.1918
младший лейтенант
Марусин Федор Михайлович
0.0.1919
старший краснофлотец
Рыков Иван Николаевич
25.8.1925
старшина 1-ой статьи

Дата и время создания карточки:

2013-03-30 18:53:18
Дата и время последнего изменения: 2013-03-30 18:53:18
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.