Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Харламов Григорий Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1908
Место рождения:д. Троицкая, Клинского района, Московской обл.
Национальность:русский
Должность:командир авиаэскадрильи
Звание:Герой Советского Союза майор

Попечитель:

Головин Дмитрий

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

96 отдельный корректировочно-разведывательный авиационный Нижнеднестровский полк

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.6.1941
Место призыва (военкомат):Сталинским РВК г.Москвы
Дополнительные сведения:Окончил 7 классов. В Красной Армии в 1930-1935 годы. Служил в авиации. С 1935 года жил в Москве. Работал авиатехником в аэроклубе. В 1938 году окончил школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима. Стал работать лётчиком-инструктором в аэроклубе. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года. В июне 1941 года призван на фронт Сталинским РВК города Москва. До мая 1943 года занимался подготовкой лётных кадров для фронта в школе пилотов первоначального обучения, осваивал технику пилотирования, боевое применение самолёта-штурмовика Ил-2, бомбардировщика Пе-2 и истребителей Ла-5, Як-9. На фронте в Великую Отечественную войну с мая 1943 года. Командовал отдельной разведывательно-корректировочной авиационной эскадрильей на Юго-Западном, 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях за Никопольский плацдарм на Днепре, освобождении Правобережной Украины, Ясско-Кишинёвской операции, боях в Восточной Пруссии. Инструктор-лётчик отдела корректировочной авиации Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС Красной Армии майор Харламов к маю 1945 года совершил 138 боевых вылетов на корректировку огня артиллерии, фотографирование обороны противника и визуальную разведку. В 22 воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство майору Харламову Григорию Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7969). С 1949 года подполковник Г.И.Харламов – в запасе. Жил в Москве, работал в Осоавиахиме, был начальником Московского городского аэроклуба. Умер 18 февраля 1952 года. Похоронен в Москве. Награждён орденами Ленина (18.08.45), Красного Знамени (09.04.44), Александра Невского (№ 7715 от 17.08.44), Отечественной войны 1-й (05.08.43) и 2-й (13.01.44) степеней, медалью "За боевые заслуги" (30.04.47), другими медалями. В 1930 году Григория Харламова призвали в армию. Об авиации он даже не мечтал, но попал именно в неё. Его направили сначала в авиапарк, где он окончил годичную школу авиамотористов, а затем в авиаотряд, где он продолжил службу младшим авиаспециалистом. После армии Харламов устроился на работу авиатехником в один из аэроклубов столицы. Здесь без отрыва от основной работы в 1938 году он окончил школу лётчиков-инструкторов и стал обучать молодежь лётному мастерству. На этой работе его и застала Великая Отечественная война. Уже в июне 1941 года он вторично был призван в армию. Но вместо фронта, куда стремился, Харламов был назначен лётчиком-инструктором по подготовке лётных кадров сначала в школу пилотов первоначального обучения, а затем в запасной авиационный полк. Харламов неоднократно подавал рапорты с просьбой отправить его на фронт. Но инструктор был нужнее. Так и проработал бы Харламов до конца войны инструктором, но в мае 1943 года в штаб 10-го запасного авиационного полка поступил запрос с фронта на одну эскадрилью. И командир 58-й отдельной авиаэскадрильи капитан Харламов со своими подчинёнными оказался в распоряжении командующего артиллерией Юго-Западного фронта, осенью 1943 года ставшего 3-м Украинским. Действуя в интересах артиллерии фронта, лётчики эскадрильи вместе со своим командиром вели разведку и фотографирование огневых позиций вражеской артиллерии и миномётов, оборонительных сооружений и других объектов, а затем, когда возникала необходимость, корректировали огонь своей артиллерии по обнаруженным целям. Харламов проявлял исключительную интуицию в выборе маршрута полёта и никогда не повторял один и тот же приём прорыва к цели дважды подряд: то стремительно прорывался к объекту, то кружил, постепенно подбираясь к цели, то «крался» у самой земли. По его наводке артиллеристы бомбили врага в районе Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Апостолово, Никополя, Кривого Рога. Особую виртуозность капитан Харламов проявил при «рассекречивании» обороны противника в период подготовки Ясско-Кишинёвской операции. Харламов лично совершил 29 боевых вылетов, из которых 16 – на фотографирование вражеской обороны, 8 – на корректировку огня по скоплениям вражеских войск, 5 – на разведку поля боя уже в ходе операции. Активное участие Харламов принимал и в ликвидации вражеских войск в междуречье Тисы и Дуная. В итоге была освобождена Молдавия, Измаильская область УССР, выведена из войны Румыния. Войска пошли дальше на юг и запад. Но Харламов уже не участвовал в этой освободительной миссии. Вместе со своей эскадрильей он был переброшен в Восточную Пруссию на 3-й Белорусский фронт. Боевые задачи эскадрильи остались прежними, но полёты на разведку поля боя стали основными – бои практически не прекращались. Харламов летал на самолёте Як-9, Ил-2 и лично выполнял самые трудные задания. Однажды он на По-2 поднялся в воздух и корректировал огонь нашей артиллерии при штурме одного из городов Восточной Пруссии. За успешное выполнение боевых заданий Харламов удостоился 4-х благодарностей командующего артиллерией 3-го Белорусского фронта. В феврале 1945 года командование, оценив богатый боевой опыт и талант Харламова как воздушного разведчика и корректировщика, выдвинуло его на должность лётчика-инструктора отдела корректировочной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации штаба ВВС. Он стал майором. Постоянно находясь в отдельных корректировочно-разведывательных полках, Харламов организовывал обучение их лётного и штурманского состава. Вместе с тем он не прекращал и сам летать на задания. Будучи инструктором, он произвёл 18 боевых вылетов. Всего за 2 года пребывания на фронте на самолётах Ил-2, Як-7б, Як-9, По-2 Харламов произвёл 138 боевых вылетов. Он провёл 22 воздушных боя, в ходе которых сбил два Ме-109 и один ФВ-189. За время полётов на корректирование огня им было уничтожено 57 и подавлено 5 артбатарей, уничтожены 31 танк, 154 автомашины и склад боеприпасов. При полётах на разведку поля боя Харламов обнаружил 177 артиллерийских батарей, до двух пехотных дивизий, 200 танков и самоходных орудий, до 3000 автомашин и 24 железнодорожных эшелона. Сфотографировал оборону противника протяжённостью до 1700 километров. 18 августа 1945 года майору Григорию Ивановичу Харламову было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны майор Харламов перешёл на работу в Осоавиахим, преобразованный позже в ДОСААФ. Его назначили начальником Московского городского аэроклуба. Нелегко было в первые послевоенные годы налаживать спортивно-массовую и оборонную работу. Но закалённый в боях офицер успешно преодолел все трудности и уже в первые годы после войны наладил работу аэроклуба. Разносторонняя патриотическая деятельность аэроклуба была на виду у всех общественных организаций и жителей Октябрьского района столицы. Не случайно Г.И.Харламова избрали депутатом районного Совета. Однако недолго пришлось Харламову работать в Совете. Вскоре он тяжело заболел и в 1952 году умер. Но память о нём, как о человеке, посвятившем свою жизнь авиации, продолжает жить в благодарной памяти народа…
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2010-12-28 10:04:43
Дата и время последнего изменения:2011-01-01 23:02:45
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.