В рядах РККА с 1940 года, в составе ВВС - с 1943 года. Член экипажа штурмового бомбардировщика Ил-2 (воздушный стрелок). Награжден медалью "За отвагу" (1943), орденом Красной Звезды (1944).
При выполнении боевого задания по уничтожению артиллерии и танков противника 3.09.1944 года в районе нас.пунктов Дзбенин-Опенхово (Польша) штурмовик получил прямое попадание зенитного снаряда, сорвался в штопор и горящий упал в степи на западном берегу р.Нарев, 18 км восточнее ж/д станции Остроленка. Самолёт сгорел, экипаж погиб. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевого задания командир машины был награждён званием Героя Советского Союза (посмертно).
До настоящего времени местом захоронения экипажа погибшего бомбардировщика считается место падения самолёта. Между тем, ещё в 1947-50 гг местными органами управления Польской Народной Республики была проделана огромная работа по поиску, идентификации и перезахоронению останков советских солдат в братские могилы. Так, останки красноармейцев из района предполагаемого падения штурмовика Ил-2 (по моим расчетам, это пустырь на западном берегу р.Нарев, так наз. Lęg Starośćiński) в количестве 29 тел были перенесены и захоронены на кладбище в Войцеховицах. К сожалению, ни один из погибших не был идентифицирован. Спустя 3-5 лет после гибели от человека мало что остаётся, а после столкновения с землёй тяжёлого бомбардировщика с боекомплектом на борту и подавно... Согласно официальным сведениям, на советском воинском кладбище в Остроленке захоронено около 11.000 павших; местные знатоки истории увеличивают эту цифру почти втрое. Идентифицировано на сегодняшний день порядка 2300 останков. Если моё предположение относительно места падения самолёта соответствует истине, то прах экипажа сбитого штурмовика может находиться в братской могиле №88 воинского мемориала, вместе с останками других найденных в той местности красноармейцев. В противном случае для более точного определения места захоронения летчиков следует изучить краеведческую литературу, воспоминания жителей района, блоги местных любителей истории. К слову, последних в Остроленке хватает, так как события здесь бурлили и в 1809, и в 1831, и в 1914-15 годах. Битва при Остроленке 26.05.1831 - неотъемлемая часть восстания Костюшко...
Точное определение места падения самолёта даст возможность по протоколам перезахоронения определить номер братской могилы. Их на сегодняшний день в Войцеховицах насчитывается 255. Кстати, протокол комиссии по перезахоронению найденных в Lęge Starośćińskiem останков датирован февралем 1961 года, то есть спустя почти 16 лет после гибели военнослужащих. Понятно, что шансы идентифицировать останки приближались к нулю, ведь и проводили эту работу вовсе не патологоанатомы. От себя добавлю, что в 1972-74 годах, будучи пацаненком 8-10 лет в польской Świdnice, где проходил тогда службу мой отец, лично был свидетелем как люди в серых бушлатах регулярно привозили что-то укрытое покрывалами на носилках и закапывали на местном кладбище. Мы бегали в школу по кладбищенскому парку и часто наблюдали эту картину. Занимались этим заключённые местной тюрьмы, под охраной вооруженной автоматами ППС польской народной милиции. Вот как спустя годы многое становится понятным )).
Дополнительные материалы по теме:
https://www.prussia39.ru/sight/index.phpsid=2059
https://tass.ru/obschestvo/4453923
http://rowerowaostroleka.pl/viewtopic.php?t=115&view=next&sid=3be3f5c1c8b98b3a425ce86c84dc7a0d
Выжил / пропал без вести / погиб:
погиб
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2021-09-10 08:56:44
Дата и время последнего изменения:
2021-10-19 21:29:19
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.