Пока ни в одно подразделение этот Фронтовик не добавлен.
Захоронение:
-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
г.Москва
Родственники во время войны:
мать
Дата призыва:
0.6.1942
Место призыва (военкомат):
ОК Соловецкой школы юнг
Дополнительные сведения:
Пружан Израиль Львович родился 29 декабря 1926 года в г.Москве. Француз.
Осенью 1941 года, когда фашисты приближались к Москве, вместе с матерью был эвакуирован в г. Березники Пермской области. В 1942 году окончил семь классов. Стал членом ВЛКСМ.
В июне 1942 года был вызван в райком комсомола, где получил предложение отправиться на обучение в Соловецкую школу юнг, созданную 25 мая 1942 года по приказу Наркома ВМФ СССР Н. Г. Кузнецова на базе учебного отряда Северного Флота. За три года существования эта школа выпустила: радистов 946, рулевых 635, боцманов 44, электриков 534, артиллерийских электриков 360, торпедных электриков 139, мотористов-дизелистов 124. За три выпуска Соловецкая школа дала флоту свыше четырёх тысяч квалифицированных специалистов. Более 1000 мальчишек погибло в боях за Родину.
В мировой истории это была самая юная полноценная войсковая часть.
В ряды Рабоче-Крестьянского Военно-Морского Флота вступил добровольно в июне 1942 года в неполные 16 лет. Призван в РКВМФ отделом кадров Соловецкой школы юнг.
Освоил специальность рулевого и был направлен на Черноморский флот.
Активный участник Великой Отечественной войны. С декабря 1943 года краснофлотец Пружан И.Л. служил рулевым на быстроходном тральщике «Арсений Раскин» в составе Отдельной базы СКР Черноморского флота. Быстро освоил дополнительные специальности установщика прицела 100 мм орудия и сигнальщика.
За годы войн БТЩ «Арсений Раскин» прошёл свыше 30 тысяч миль, отконвоировал сотни судов, вытралил не один десяток мин. Боевая обстановка вынуждала использовать быстроходные тральщики и в роли транспортных судов: перевозили войска, боеприпасы, горючее и даже торпеды для подводных лодок.
Согласно инструкции при тралении мин первыми должны были идти катерные тральщики, а за ними более крупные быстроходные тральщики. Однако катеров на базах было немного, поэтому крупным быстроходным тральщикам приходилось идти на риск. Особенно рисковал тральщик, идя первым галсом, прокладывая в минном поле фарватер.
Много опасных часов пришлось пережить экипажу БТЩ. В жестокий январский снежный шторм 1944 года тральщик спасал потерявшую управление подводную лодку. Скорость ветра достигала свыше 40 метров в секунду, высота волн не менее 8-10 метров. Корабль швыряло как щепку. Постепенно корпус, палуба (она была железной), мачты стали покрываться льдом. Матросы, привязавшись к поручням, ломами, топорами, гаечными ключами скалывали лёд. Холодные волны накрывали с ног до головы, но никто не прекратил работу.
Такой ураганный шторм бывает весьма редко. Управлять кораблём было очень сложно, подчас даже оголялись винты. Лёд создавал опасный крен. При сильном шторме необходимо удерживать корабль поперёк волны, в противном случае он мог опрокинуться. При изменении курса тральщик располагается бортом к волне, резко ложится от волны на борт, а выравнивается очень медленно. Возникало так называемое состояние неустойчивого равновесия, и малейшая ошибка рулевого могла стоить жизни всему экипажу.
Наконец, обнаружили подводную лодку, но подойти к ней близко было невозможно. Подать ей буксирный трос мешал ураганный ветер. И все-таки это было сделано. Обратный путь буксировки прошёл также в условиях жестокого шторма.
За успех этой операции контр-адмирал В. Фидеев объявил всему личному составу благодарность. За исключительное мужество, проявленное экипажем, тральщик «Арсений Раскин» награждён орденом Красного Знамени.
17 августа 1944 года рулевой матрос Пружан И.Л. награждён медалью Ушакова.
После окончания Отечественной войны продолжил службу на флоте. С октября 1945 года по 1949 год служил рулевым на катере-тральщике КТ-1272. Ещё долгие послевоенные годы, зачастую в штормовых условиях, участвовал в тралении мин, очищая черноморские воды.
Уволен в запас с должности старшего краснофлотца 1949 году. Окончил вечернюю школу (за один год два класса). Затем поступил в горный институт. Работал на руднике в Актюбинской области. Занялся научной работой. Окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию в Институте горного дела им. А.А. Скочинского (г. Люберцы).
Длительное время работал в должности доцента на кафедре «Техническая механика» в Новомосковском химико-технологическом институте, а также в лаборатории Института горного дела.
Являлся автором многих научных работ, изобретений, посвящённых разработке и внедрению в производство новых бестранспортных технологических схем в Подмосковном бассейне, Южном Кузбассе, повышению эффективности использования мощных шагающих драглайнов, которые способствовали развитию экспериментальных исследований производительности и нагруженного состояния машин, прогнозированию новых моделей драглайнов, созданию нового типа ряда ковшей.
Также награждён медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» и др.
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2021-09-28 17:34:37
Дата и время последнего изменения:
2021-09-29 08:50:35
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.