Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
157859
9940
6912
53038
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Цема Иван Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1918
Место рождения:Сумская обл., Тростянецкий р-н, с.Машинка
Национальность:украинец
Должность:командир АЭ
Звание:капитан

Попечитель:

Головин Дмитрий

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

244 бомбардировочная авиационная Лозовская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия
260 бомбардировочный авиационный орденов Суворова и Кутузова полк

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:Иркутская обл., ст. Белая, военный гродок
Родственники во время войны:жена - Цема Александра Михайловна
Дата призыва:0.0.1935
Место призыва (военкомат):Тростянецким РВК Сумской обл.
Дополнительные сведения:260 БАП 244 БАД 17 ВА погиб 30.11.43г.в авиакатастрофе при опробировании моторов. Похоронен в Днепропетровской обл. Павлоградский р-н, с. Мек(ж)еричи. Участник боев у реки Халхин-Гола. В Красной Армии с 1935 года. В 1939 году награждался медалью «ЗА ОТВАГУ». Из наградного листа: Участвует в Отечественной войне с 21 мая 1943 года в составе 260 ББАП в должности командира эскадрильи, совершил 20 успешных боевых вылетов по переправам, ж.д. станциям, артпозициям, живой силе и технике противника, ведущим группы от 9 до 18 самолетов. 6 июля 1943 г. во время боев на Белгородском направлении , в районе СОЛОМИНО-БЕЗЛЮДОВКА, при сильном противодействии ЗА (зенитной артиллерии) и ИА (истребительной авиации) противника, в результате успешного бомбометания наших самолетов, 9 из которых вел старший лейтенант ЦЕМА были уничтожены 3 переправы через реку Северный Донец. 9 августа 1943 г., при бомбардировочном налете на ж.д. станцию ЛОЗОВАЯ, наших самолетов, было разбито до 7 ж.д. эшелонов. Отмечено до 20 прямых попаданий в ж.д. эшелоны. 27 августа 1943г., при налете группы наших самолетов на населенный пункт СОКОЛОВО, которые вел старший лейтенант Цема, было произведено точное бомбометание по заданной цели. Отмечено несколько очагов пожаров. Бомбометание зафотографировано. 6 сентября 1943г. произведено бомбометание по аэродрому противника около станции КРАСНОАРМЕЙСКАЯ, где зарегистрировано до 12 горящих самолетов противника. За успешное выполнение боевых заданий по освобождению Донбасса, достоин представления к награде орденом «Красного Знамени». СПРАВКА: Приказом командования 17 ВА № 044 от 21 октября 1943г. старший лейтенант Цема И.И. награжден орденом «Красное Знамя». Из воспоминаний штурмана 1-й АЭ Иркутского Н.И. (ссылка http://www.pobeda1945.su/frontovik/19339 ): ".......... День 30 ноября 1943 года стал днём невосполнимой утраты для нашей части. В этот день при облёте (после доработок) самолёта А-20Б погиб командир нашей АЭ капитан Дмитрий Цема. В свои 25 лет Цема прошёл славный боевой путь. С первых дней Великой Отечественной войны он совершил более 100 боевых вылетов. Мастерски водил девятку пикирующих бомбардировщиков ПЕ-2 в бой на Северо-Западном фронте. С августа 1943 года во главе эскадрильи выполнял боевые задания на самолётах А-20Б на Юго-Западном и 3-м Украинском фронте. Это был опытный, мужественный и энергичный командир. В испытательный полёт 30 ноября он вылетел один, нас – членов экипажа, попросил остаться на земле. Так осталось и неизвестным его такое решение. После взлёта он пилотировал на небольшой высоте – под облаками (облачность была низкая), и вдруг у нас на глазах самолёт сваливается в штопор и, не выходя из него, падает в болотистую местность. Наблюдавшие за этим полётом мы, после его падения, на «санитарке» подъехали к месту гибели. Самолёт не потерпел разрушения. Планер в целостности лежал на топкой местности. Двигатели были выключены. Из кабины извлекли тело командира. Позже мы предположили, что Цема намеревался выполнить вхождение и вывод самолёта из штопорного положения. На фронте были случаи сваливания самолётов этого типа в штопор и, вследствие задней центровки, они переходили в плоский штопор. Вывести из него самолёт лётчики были бессильны, и экипаж погибал. Может быть Цема и ставил перед собой цель доказать, что из плоского штопора опытный лётчик (а таким он был) может вывести самолёт. Но для этого нужна была высота, а её в этот день не было. В глубоком трауре личный состав части проводил в последний путь любимого командира...".
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2009-11-18 12:05:40
Дата и время последнего изменения:2015-05-07 07:41:30
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.