Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158596
9697
6879
53057
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Галлай Марк Лазаревич



Пол:мужской
Дата рождения:17.4.1914
Место рождения:г.Санкт-Петербург
Национальность:Еврей
Должность:Лётчик-испытатель
Звание:Полковник

Попечитель:

Иосиф Финкельштейн

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

Пока ни в одно подразделение этот Фронтовик не добавлен.

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1936
Место призыва (военкомат):Кадровый
Дополнительные сведения:. По окончании десятилетки в 1932г. поступил в Ленинградский институт инженеров Гражданского Воздушного Флота. В 1935г. перевёлся в Политехнический институт. В 1936г. окончил школу пилотов и школу инструкторов аэроклуба. С работал практикантом. По окончании политехнического института трудился инженером Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е.Жуковского 26 сентября 1969г. в "Комсомольской правде" очень убедительно раскрыта та высокая цель, к осуществлению которой с ранних лет стремился Марк Галлай: "Когда в 22 года Марк Галлай был направлен на преддипломную практику в Центральный аэрогидродинамический институт, он уже твёрдо знал, к какой цели стремиться-стать лётчиком-испытателем. Эта цель усматривалась им как бесспорная вершина лётного искусства и инженерной деятельности одновременно. Ещё в студенческие годы Галлай летал на планерах, прыгал с парашютом, подготовил, будучи инструктором парашютного спорта Ленинградского аэроклуба, несколько десятков перворазрядников. так началась сложная, многоступенчатая и рискованная дорога Марка Галлая к вершине. Она была завоёвана годами труда, участия в Отечественной войне, испытательными полётами первого класса трудности, когда десятки самолётов экзаменовались в воздухе опытнейшим лётчиком и учёным одновременно.. Боевую службу Марк Галлай начал в декабре 1941г. лётчиком-истребителем Московской зоны ПВО. В этих первых воздушных боях Галлай одержал свою первую победу: сбил вражеский бомбардировщик. В январе 1942г. большая группа истребителей, в составе которой бал и Галлай, сорвала налёт на Москву немецких бомбардировщиков. В результате из 200 самолётов к Москве прорвалось лишь несколько. Из наградного листа:"Тов. Галлай прибыл из ЛИИ ВВС КА для для получения лётного опыта как всесторре развитый лётчик, быстро освоил тактику бомбардирования авиации; в начале летал ведовым, а в последнее время ведущим. Успешно выполнял поставленные боевые задания. С 20.01.42г. по 7..3.42г. произвёл 28 успешных боевых полётов на разведку и и бомбардировку опорных пунктов и живой сила пр-ка. Неоднократно летал в условиях плохой погоды: 22.1.42г. разведка и бомбардировка ст. Нелидово в составе пары; 2.2.42г. бомбардировка войск пр-ка в лесу и р-не Лебзино при сложных метеоусловиях (высота 150 м, вид. 1 км), уничтожено до батареи противника; 6.2.42г. бомбардировка опорного пункта Нелюбино при сильном противодействии ЗА пр-ка; 7.3.42г. бомбардировка и фоторазведка укреплений в районе вдоль р.Лучесы в составе звена (ведущим) Доставлены ценные сведения о противнике. Тов. Галлай в бою проявлял товарищескую выручку и взаимную помощь. Так, например, 22.2.42г. во время выполнения боевого задания над целью, у ведущего огнём ЗА был подбит правый мотор и тот вынуждён был идти на одном моторе. Тов. Галлай сопровождал и охранял его до своего аэродрома и, когда убедился, что тот благополучно произвёл посадку, только лишь тогда посадил свой самолёт". Был награждён вторым орденом Красного Знамени. В марте 1942г. Галлай был отозван в Москву для лётных испытаний. В 1943г. вновь вернулся на фронт и сражался в одном из полков авиации дальнего действия. В ходу успешных боевых вылетов наносил удары по тылам противника в глубоком вражеском тылу выискивал его резервы, уничтожал железнодорожные эшелоны, станции снабжения. В июне 1943г группой бомбардировщиков, в состав которой входил Галлай, нанёс ночной удар по Брянскому аэродрому, на котором находилось значительное количество бомбардировщиков, которые с регулярной точностью совершали рейды на Москву и бомбили её. В ходе выполнения этого боевого задания самолёт Галлая был подбит. Командиру корабля и штурману Гордеев удалось выброситься из горящей машины на парашютах. Через три недели лётчикам удалось добраться до своей части, где их уже считали погибшими. В дальнейшем Галлай был отозван для испытания новых видов авиационной техники. За годы лётной работы Марк Лазаревич Галлай испытал и освоил 124 типа самолётов, вертолётов и планеров. В 1958ш. в звании полковника уволен из Вооружённых Сил СССР. В 1958г. вернулся в Лётный Испытательный Институт, где трудился до 1975г. в должности старшего научного сотрудника. В 1960-1961 гг.-инструктор- методист по пилотированию космического корабля в первом отряде космонавтов, работал с первой группой- "гагаринской шестёркой" в одном из филиалов ЛИИ и лаборатории, где находился тренажёр космического корабля "Восток-3А". С 1959г. был заместителем председателя методического совета министерства авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям. На протяжении всей своей творческой жизни Марк Лазаревич Галлай успешно сочетал испытательную работу с научно-исследовательской деятельностью, являсь автором 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном институте. При всей своей колоссальной загруженности Марк Лазаревич находил время для литературной работы, став членом Союза Писателей СССР. Умер 14 июля 1998г. похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.. За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, 1 мая 1957г. Марку Лазаревичу Галлаю присвоено звание Героя Советского Союза. Награды: три ордена Ленина( 29 апреля 1944г.; 20 сентября 1947г.; 1 мая 1957), четыре ордена Красного Знамени (24 января 1941г; 23 июня 1942г.; 19 августа 1944г.; 5 февраля 1947г.), два ордена Красной Звезды (31 июля 1957г.; 15 ноября 1950г.), ордена Отечественной войны 1-й ст. (16 сентября 1945г.), "Знак Почёта" (13 апреля 1984г.) Источники и литература: 1.ЦАМО, ф.33, оп.682524, ед.хр.194, л.28-29. 2.ГАРФ, фр.7523, оп.4, ед.хр.235, л.2. 3.ГАРФ, фр.7523, оп.4, ед.хр.234, л.1. 4.ГАРФ, фр. 7523, оп.4, ед.хр.53, л.2. 5.ГАРФ, фр. 7523, оп.4, ед.хр.90, л.1. 6.ГАРФ, фр. 7523, оп.4, ед.хр.402, л.1. 7.Галлай М.Л. Через невидимые барьеры. Из записок лётчика-испытателя. М., 1990. 8.Галлай М.Л. Испытано в небе. М., Воениздат, 1990. 9.Галлай М.Л. Встречи на аэродромах. М. 1963., 10.Галлай Марк Лазаревич.-Википедия. 11.Герои Советского Союза. М., Воениздат, 1987, т.1, с.308. 13.Свердлов Ф.Д. В строю отважных. М., 1992, с.64-65. 14.Очерки еврейского героизма. Киев-Тель-Авив, 1992, с.64-65.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2022-04-21 11:56:39
Дата и время последнего изменения:2022-04-21 11:56:39
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.