Пока ни в одно подразделение этот Фронтовик не добавлен.
Захоронение:
-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:
0.0.1936
Место призыва (военкомат):
Кадровый
Дополнительные сведения:
. По окончании десятилетки в 1932г. поступил в Ленинградский институт
инженеров Гражданского Воздушного Флота. В 1935г. перевёлся в Политехнический
институт. В 1936г. окончил школу пилотов и школу инструкторов аэроклуба. С
работал практикантом. По окончании политехнического института трудился
инженером Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е.Жуковского
26 сентября 1969г. в "Комсомольской правде" очень убедительно раскрыта та
высокая цель, к осуществлению которой с ранних лет стремился Марк Галлай:
"Когда в 22 года Марк Галлай был направлен на преддипломную практику в
Центральный аэрогидродинамический институт, он уже твёрдо знал, к какой цели
стремиться-стать лётчиком-испытателем. Эта цель усматривалась им как
бесспорная вершина лётного искусства и инженерной деятельности одновременно.
Ещё в студенческие годы Галлай летал на планерах, прыгал с парашютом,
подготовил, будучи инструктором парашютного спорта Ленинградского аэроклуба,
несколько десятков перворазрядников. так началась сложная, многоступенчатая
и рискованная дорога Марка Галлая к вершине. Она была завоёвана годами труда,
участия в Отечественной войне, испытательными полётами первого класса
трудности, когда десятки самолётов экзаменовались в воздухе опытнейшим
лётчиком и учёным одновременно..
Боевую службу Марк Галлай начал в декабре 1941г. лётчиком-истребителем
Московской зоны ПВО. В этих первых воздушных боях Галлай одержал свою первую
победу: сбил вражеский бомбардировщик.
В январе 1942г. большая группа истребителей, в составе которой бал и
Галлай, сорвала налёт на Москву немецких бомбардировщиков. В результате
из 200 самолётов к Москве прорвалось лишь несколько.
Из наградного листа:"Тов. Галлай прибыл из ЛИИ ВВС КА для для получения
лётного опыта как всесторре развитый лётчик, быстро освоил тактику
бомбардирования авиации; в начале летал ведовым, а в последнее время ведущим.
Успешно выполнял поставленные боевые задания.
С 20.01.42г. по 7..3.42г. произвёл 28 успешных боевых полётов на разведку и
и бомбардировку опорных пунктов и живой сила пр-ка.
Неоднократно летал в условиях плохой погоды: 22.1.42г. разведка и
бомбардировка ст. Нелидово в составе пары; 2.2.42г. бомбардировка войск
пр-ка в лесу и р-не Лебзино при сложных метеоусловиях (высота 150 м, вид.
1 км), уничтожено до батареи противника; 6.2.42г. бомбардировка опорного
пункта Нелюбино при сильном противодействии ЗА пр-ка; 7.3.42г. бомбардировка и
фоторазведка укреплений в районе вдоль р.Лучесы в составе звена (ведущим)
Доставлены ценные сведения о противнике.
Тов. Галлай в бою проявлял товарищескую выручку и взаимную помощь. Так,
например, 22.2.42г. во время выполнения боевого задания над целью, у ведущего
огнём ЗА был подбит правый мотор и тот вынуждён был идти на одном моторе.
Тов. Галлай сопровождал и охранял его до своего аэродрома и, когда убедился,
что тот благополучно произвёл посадку, только лишь тогда посадил свой самолёт".
Был награждён вторым орденом Красного Знамени.
В марте 1942г. Галлай был отозван в Москву для лётных испытаний. В 1943г.
вновь вернулся на фронт и сражался в одном из полков авиации дальнего
действия. В ходу успешных боевых вылетов наносил удары по тылам противника
в глубоком вражеском тылу выискивал его резервы, уничтожал железнодорожные
эшелоны, станции снабжения.
В июне 1943г группой бомбардировщиков, в состав которой входил Галлай,
нанёс ночной удар по Брянскому аэродрому, на котором находилось значительное
количество бомбардировщиков, которые с регулярной точностью совершали рейды
на Москву и бомбили её. В ходе выполнения этого боевого задания самолёт
Галлая был подбит. Командиру корабля и штурману Гордеев удалось выброситься
из горящей машины на парашютах. Через три недели лётчикам удалось добраться
до своей части, где их уже считали погибшими.
В дальнейшем Галлай был отозван для испытания новых видов авиационной
техники. За годы лётной работы Марк Лазаревич Галлай испытал и освоил 124
типа самолётов, вертолётов и планеров.
В 1958ш. в звании полковника уволен из Вооружённых Сил СССР.
В 1958г. вернулся в Лётный Испытательный Институт, где трудился до 1975г. в
должности старшего научного сотрудника. В 1960-1961 гг.-инструктор-
методист по пилотированию космического корабля в первом отряде космонавтов,
работал с первой группой- "гагаринской шестёркой" в одном из филиалов ЛИИ и
лаборатории, где находился тренажёр космического корабля "Восток-3А".
С 1959г. был заместителем председателя методического совета министерства
авиационной промышленности СССР по лётным испытаниям.
На протяжении всей своей творческой жизни Марк Лазаревич Галлай успешно
сочетал испытательную работу с научно-исследовательской деятельностью,
являсь автором 30 научных работ, преподавал в Московском авиационном
институте.
При всей своей колоссальной загруженности Марк Лазаревич находил время для
литературной работы, став членом Союза Писателей СССР.
Умер 14 июля 1998г. похоронен на Троекуровском кладбище в Москве..
За мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, 1 мая
1957г. Марку Лазаревичу Галлаю присвоено звание Героя Советского Союза.
Награды: три ордена Ленина( 29 апреля 1944г.; 20 сентября 1947г.; 1 мая 1957),
четыре ордена Красного Знамени (24 января 1941г; 23 июня 1942г.; 19 августа
1944г.; 5 февраля 1947г.), два ордена Красной Звезды (31 июля 1957г.; 15
ноября 1950г.), ордена Отечественной войны 1-й ст. (16 сентября 1945г.),
"Знак Почёта" (13 апреля 1984г.)
Источники и литература:
1.ЦАМО, ф.33, оп.682524, ед.хр.194, л.28-29.
2.ГАРФ, фр.7523, оп.4, ед.хр.235, л.2.
3.ГАРФ, фр.7523, оп.4, ед.хр.234, л.1.
4.ГАРФ, фр. 7523, оп.4, ед.хр.53, л.2.
5.ГАРФ, фр. 7523, оп.4, ед.хр.90, л.1.
6.ГАРФ, фр. 7523, оп.4, ед.хр.402, л.1.
7.Галлай М.Л. Через невидимые барьеры. Из записок лётчика-испытателя.
М., 1990.
8.Галлай М.Л. Испытано в небе. М., Воениздат, 1990.
9.Галлай М.Л. Встречи на аэродромах. М. 1963.,
10.Галлай Марк Лазаревич.-Википедия.
11.Герои Советского Союза. М., Воениздат, 1987, т.1, с.308.
13.Свердлов Ф.Д. В строю отважных. М., 1992, с.64-65.
14.Очерки еврейского героизма. Киев-Тель-Авив, 1992, с.64-65.
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2022-04-21 11:56:39
Дата и время последнего изменения:
2022-04-21 11:56:39
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.