Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158514
9706
6878
53054
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Кобзев Степан Петрович



Пол:мужской
Дата рождения:5.2.1915
Место рождения:с.Дегтевое, Липецкая губерния, Российская империя
Национальность:русский
Должность:зам.командира ШАП
Звание:гв.майор

Попечитель:

Александр Кукалев

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

1 гвардейская смешанная авиационная Свирская Краснознаменная дивизия
103 смешанная авиационная дивизия (103-я сад)
17 гвардейский штурмовой авиационный полк(17-й гв.шап)
258 смешанная авиационная дивизия
261 смешанная авиационная Свирская ордена Суворова дивизия
65 штурмовой авиационный полк (65-й шап)
9 штурмовой авиационный полк(9-й шап)
Карельский фронт
Ленинградский военный округ

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:Московская обл.
Родственники во время войны:жена, дети
Дата призыва:1.2.1936
Место призыва (военкомат):кадры РККА
Дополнительные сведения:В рядах РККА с февраля 1936 года. В 1936 году окончил Качинскую Военную авиационную школу пилотов, после чего служил в войсках Ленинградского ВО, участвовал в советско-финляндской Зимней войне 1939 - 1940 годов. К моменту начала ВОВ старший лейтенант С.П.Кобзев командовал звеном в 65-м штурмовом авиационном полку(65-й шап). Боевые действия полк начал в первый же день войны, нанося удары по танковым и механизированным колонам противника. С 24 июня 1941 года полк вошёл в состав ВВС Северного фронта, образованного по решению Ставки на северо - западном направлении советско - германского фронта на базе Управления и войск Ленинградского ВО. Осенью 1941 года полк был переброшен на Свирское направление и придан 7-й отдельной Армии Карельского фронта, которая вела тяжёлые оборонительные бои в южной Карелии с превосходящими силами противника. Лётчики - штурмовики оказали большую помощь наземным войскам в срыве вражеских наступательных планов. К марту 1942 года в тяжёлых боях 65-й шап уничтожил 25 танков, 683 автомашины, 13 самолётов, до 3 полков пехоты врага. За проявленную отвагу в боях с немецко - фашистскими захватчиками, стойкость, мужество, героизм и организованность лётчиков, техников и авиаспециалистов 65-й шап 8 марта 1942 года был преобразован в 17-й гвардейский шап (17-й гв.шап) и передан в состав ВВС 26-й общевойсковой Армии. Лично С.П.Кобзеву и лётчикам под его командованием неоднократно приходилось выполнять различные задания по штурмовке вражеских аэродромов на Кандалакшском и Мурманском направлениях, содействуя тем самым защите внешних морских сообщений и обеспечивая безопасность транспортировки грузов по Кировской железной дороге. В силу географических условий и общей военной обстановки на советско - германском фронте северные порты и Кировская железная дорога приобрели важное стратегическое значение. В Мурманск и Архангельск приходили через Атлантику караваны судов наших союзников. Далее грузы переправлялись по железной дороге в различные районы Советского Союза. По этой же коммуникации главным образом шло обеспечение войск Карельского фронта и Северного флота. Так что упорная борьба с противником в воздухе не прекращалась даже несмотря на стабилизацию Карельского фронта к концу 1942 года. С 10 ноября 1942 года, в соответствии с приказом НКО СССР, ВВС Карельского фронта переформировываются в 7-ю ВА. В то же время ВВС 26-й Армии, в составе которых воевал полк Кобзева, были переформированы в 261-ю штурмовую (с 26 Февраля 1943 года - смешанную) авиационную дивизию. С организацией Воздушной армии создались гораздо лучшие условия для маневрирования авиацией, что особенно положительно сказалось в дальнейших наступательных операциях 1944 года. К весне 1943 года на счету гвардии капитана Кобзева числилось 95 боевых вылетов на самолётах И-15бис, И-153 и Ил-2, из которых 46 были произведены ночью. Он стал мастером штурмовых ударов, отлично владеющим техникой пилотирования. В марте - апреле 1943 года лётчики 17-го гв.шап добились больших успехов в борьбе с неприятельской авиацией на аэродромах. Было выведено из строя более 30 фашистских самолётов. Мужеством, героизмом и высоким боевым мастерством отличался командир АЭ гвардии майор С.П.Кобзев, который 16 раз водил эскадрилью на штурмовку вражеского аэродрома Луостари в северной Финляндии. В результате этих ударов было уничтожено 10 самолётов противника, склад с боеприпасами и разрушен ангар с техникой. Приходилось Степану Петровичу сбивать фашистские самолёты и в воздухе. Однажды при подходе к аэродрому он увидел истребитель Ме-109, идущий на взлёт. Советский штурмовик атаковал его. "Мессер" свалился на крыло и врезался в землю. В другом налёте на аэродром взлетевший Ме-109 пошёл на самолёт Кобзева в лобовую атаку. Но она оказалась для фашиста последней... Вскоре Степан Петрович поверг наземь ещё один немецкий истребитель, производивший взлёт для отражения налёта советских штурмовиков. После этих вылетов командиром полка Кобзев был представлен к ордену. "В 1943 году произвёл 15 боевых вылетов, из них 8 раз водил эскадрилью на штурмовку аэродромов противника. Лично провёл 6 воздушных боёв с превосходящими силами. В боях уничтожил 5 автомашин с разным грузом, 4 полевых орудия, 3 склада с боеприпасами, 4 цистерны с горючим и 5 зенитных орудий. При налёте на аэродром Луостари лично сбил на взлёте 3 самолёта противника. В боях с немецкими захватчиками проявил себя смелым, решительным командиром. Своими дерзкими атаками увлекал подчинённых на выполнение каждого боевого задания. Отлично выполнил все задачи, поставленные перед эскадрильей. Умело передаёт свой большой боевой опыт молодому лётному составу". За проявленную отвагу и героизм при выполнении налётов на вражеские аэродромы, уничтожение смелыми штурмовыми ударами живой силы и техники противника, умелое руководство авиационной эскадрильей, приказом командующего 7-й ВА № 035/н от 18 октября 1943 года, гвардии капитан С.П.Кобзев был награждён орденом "Александра Невского". Приходилось Кобзеву выполнять и отдельные специальные задания. Так, во время блокады города Ленинграда он был командирован в состав специальной группы по прикрытию города от воздушных налётов. Кроме того, по заданию командующего 7-й ВА экипажем Кобзева был уничтожен в тылу врага важный объект и бронепоезд. Летом следующего, 1944 года, лётчики 7-й ВА принимали участие в Свирско - Петрозаводской наступательной операции, осуществляя авиационную поддержку войск при форсировании реки Свирь, прорыве обороны противника и высадке десантов Ладожской и Онежской военными флотилиями. Особая роль в этих операциях отводилась штурмовикам, обеспечивавшим подавление береговой системы обороны при десантировании войск, уничтожении артиллерии противника и сковывании действий его авиации. В числе отважных лётчиков - штурмовиков продолжала драться с врагом и эскадрилья Кобзева. Лётчики во главе со своим комэском штурмовали отступавшие колонны противника по дороге Усланка - Куйтежа, бомбили артиллерийские позиции в районе Мансила и севернее Салми. На станции Усуган гвардии майором Кобзевым был уничтожен целый эшелон с боевой техникой и живой силой противника. Свирско - Петрозаводская операция продолжалась в течение всего лета и привела к поражению финских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии, к выходу Финляндии из войны на стороне Германии и освобождению территории Советской Карелии. В этих боях самое активное участие принимала 261-я смешанная авиадивизия, которая была перебазирована с севера в район прорыва. За большие заслуги в обеспечении успеха наступательной операции ей было присвоено почетное наименование "Свирская". К середине октября 1944 года командир АЭ 17-го гв.шап гвардии майор С.П.Кобзев совершил 317 боевых вылетов на штурмовку военных объектов и скоплений войск противника, нанёс ему большой урон. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена "Ленина" и медали "Золотая Звезда" (№ 4314). К моменту окончания войны гвардии майор С.П.Кобзев являлся заместителем командира полка. После окончания ВОВ он продолжал службу в ВВС СССР, в 1953 году окончил командную Военно - Воздушную академию, а с 1958 года гвардии подполковник С.П.Кобзев находился в запасе. Проживал в городе Красногорске Московской области. Скончался 21 января 1993 года. Похоронен в Красногорске на Павшинском кладбище. Награждён орденами: орд."Ленина"(02.11.1944), дважды орд."Красного Знамени" (07.11.1941, 13.02.1942), орд."Александра Невского"(18.10.1943), дважды орд."Отечественной войны 1-й ст." (09.10.1944, 06.04.1985), орд."Красной Звезды"(21.08.1953); медалями "За оборону Советского Заполярья"(05.12.1944), "За боевые Заслуги"(05.11.1946), "За победу над Германией"(09.05.1945) и другими.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2022-07-21 19:59:26
Дата и время последнего изменения:2022-07-23 10:36:39
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.