Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158611
9669
6879
53058
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Шутов Василий Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:30.12.1911
Место рождения:деревня Кушково нынешнего Куракинского района Вологодской области
Национальность:русский
Должность:командир корабля 6 отаэ ВВС Войска Польского
Звание:гвардии майор

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

1 авиационная транспортная дивизия Гражданского воздушного флота (ГВФ)
1 авиационный транспортный Херсонский полк Гражданского воздушного флота (ГВФ)
10 гвардейская авиационная транспортная дивизия Гражданского воздушного флота (ГВФ)
3 Украинский фронт
Военно-Воздушные Силы Войска Польского (Lotnictwo Wojska Polskiego)
Западный фронт
Ленинградский фронт
Московская авиагруппа особого назначения Гражданского воздушного флота (МАОН ГВФ)
Северо-Кавказский фронт (1 формирования)

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:9.7.1941
Место призыва (военкомат):на основании Приказа НКО ССР № 0047 от 09.07.41 г
Дополнительные сведения:Воинское звание: гвардии майор. Воинская должность: командир корабля (самолета Ли-2) 6 отдельной транспортной авиационной эскадрильи (6 Samodzielna Eskadra Lotnictwa Transportowego) Гражданского воздушного флота ВВС Войска Польского. Родился 30 декабря 1911 года в деревне Кушково нынешнего Куракинского района Вологодской области. Русский. Из рабочих. В Гражданском воздушном флоте СССР с 30.04.1931 года. В 1932 году окончил Батайскую авиационную школу. Пилот, лётчик-испытатель. Принял участие в испытании самолетов По-2, П-5, Ли-2, К-5, Р-Z, СП, Пр-5, ПС-84, С-47. В РККА был зачислен на основании Приказа НКО ССР № 0047 от 09.07.1941 года командиром корабля - пилотом самолета С-47 «Дуглас» Московской авиационной группы особого назначения Гражданского воздушного флота (ГВФ), которая была сформирована в первые дни войны из опытных летчиков гражданской авиации. Группа выполняла самые разнообразные задания по доставке грузов и людей, в том числе в тылы противника. В соответствии с Постановлением ГКО ССР об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом от 20.09.1941 года экипажи авиагруппы выполняли полеты в осажденный Ленинград. Использовались преимущественно аэродромы в Новой Ладоге, Шибенце, Хвойной и Подборовье Ленинградской области. Пилот 2 класса, командир корабля Московской авиационной группы особого назначения ГВФ старший лейтенант Шутов Василий Иванович к ноябрю 1941 года налетал на самолете С-47 «Дуглас» свыше 600 часов, совершив более 400 вылетов по заданию Генерального штаба Красной Армии, из них по обслуживанию Ленинградского фронта налетал 237 часов, сделав 162 вылета, доставил в Ленинград 141 тонну боеприпасов и продовольствия. Он вывез из Ленинграда 23 тонны оборонного груза, 1549 десантников и пассажиров, трижды вступал в бой с противником. 6 октября 1941 года старший лейтенант Шутов В.И. по заданию Военного Совета Ленинградского фронта ночью выполнил рейс на отрезанный остров в Рижском заливе, 7 ноября ночью доставил в тыл врага 2 тонны агитационного груза. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старший лейтенант ШУТОВ Василий Иванович 26 ноября 1941 года награжден орденом Красной Звезды. В конце декабря 1941 года эскадрильи » Московской авиационной группы особого назначения ГВФ были отозваны в Подмосковье для выполнения других заданий. К этому времени уже начала действовать ледовая дорога через Ладожское озеро. Но летчики авиагруппы, базируясь на основном аэродроме Внуково, продолжали летать в Ленинград до снятия блокады. Пилот 2 класса, командир корабля 4 эскадрильи Авиагруппы особого назначения ГВФ старший лейтенант Шутов Василий Иванович к средине января 1942 года налетал на самолете С-47 «Дуглас» 657 часов, совершив более 438 вылетов по заданию Генерального штаба Красной Армии. За время с 1 по 10 января 1942 года с аэродрома Внуково он выполнил 12 ночных рейсов в тыл ночных рейсов в тыл врага. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старший лейтенант ШУТОВ Василий Иванович в январе 1942 года командиром 4 эскадрильи АОН майором Бухаровым К.А. был представлен к ордену Ленина. Командир Авиагруппы особого назначения майор Коротков ходатайствовал об этой награде. Решением ВРИД командующего ВВС Западного фронта генерал-майора авиации Худякова старший лейтенант ШУТОВ Василий Иванович, от имени Президиума Верховного Совета СССР Приказом войскам Западного фронта № 0183 от 10 февраля 1942 года награжден орденом Красного Знамени. В июне 1942 года пилот 1 класса старший лейтенант ШУТОВ Василий Иванович воевал командиром корабля – самолета ПС-84 (Ли-2) 1 эскадрильи Московской авиационной группы особого назначения ГВФ. В боях с немецкими фашистами он проявил себя как подлинный патриот, беспредельно любящий свою Родину. Летая с начала войны командиром корабля, он добился исключительных успехов, воспитав за период боевых действий отличный экипаж. В эскадрильи он являлся пионером по выполнению ответственных ночных заданий. К этому времени в его послужном списке значились блестяще выполненные ночные задания на острова в Рижском заливе из Ленинграда, полеты по заданиям Разведывательного управления РККА, десятки вылетов ночью к войскам, отрезанным от основных сил, к различным партизанским отрядам и группам. К этому времени он имел налет 1227 часов, в том числе 432 вылета ночью, 111 вылетов в тыл врага, из них 11 с посадкой ночью, зимой на колесах на заснеженные площадки. Летал отлично, бесстрашно, безаварийно. За Севастопольскую операцию с 22 июня по 1 июля 1942 года с аэродрома Кореновская в Краснодарском крае старший лейтенант ШУТОВ В.И. из всех экипажей Московской авиационной группы особого назначения ГВФ добился высших показателей. Боевая работа выполнялась с аэродромов Краснодара и станицы Кореновская. Посадка возможна была только на небольшой площадке «Херсонесский маяк», которая находилась под постоянным артобстрелом. На своем самолете он вывез из-под обстрелов и бомбежек с Херсонесского аэродрома Севастополя 224 человек раненых, командиров и ответственных руководителей обороны героического Севастополя, доставил обороняющимся 20 тонн боеприпасов. Каждую ночь он с максимальной загрузкой в кратчайшие сроки успевал сделать по два вылета, отлично выполнив всего 18 рейсов. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старший лейтенант ШУТОВ Василий Иванович в июле 1942 года командиром 1 эскадрильи Московской авиационной группы особого назначения ГВФ подполковником Бухаровым К.А. был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден Приказом войскам Северо-Кавказского фронта № 0169 от 21 июля 1942 года. 6 ноября 1942 года на базе Московской авиационной группы особого назначения ГВФ на аэродроме Внуково была сформирована 1 авиационная транспортная дивизия ГВФ, в составе 1 транспортного авиационного полка ГВФ которой старший лейтенант ШУТОВ Василий Иванович воевал командиром корабля Ли-2 1. Самоотверженная борьба партизанских соединений Белоруссии и Украины, Смоленщины, Брянщины, Орловщины, напрямую связана с неоценимой помощью, оказанной летным составом дивизии. Так, к партизанам на Украину было выполнено 655 вылетов, в Белоруссию — 516, к партизанам Крыма — 435, в Молдавию — 50 вылетов. Помимо отдельных полетов, самолетами дивизии выполнялись массовые операции в немецком тылу. Так, с середины августа 1943 года дивизия начала выполнение боевой задачи по транспортировке в тыл противника трех партизанских отрядов в составе 250 человек и 26 тонн боеприпасов, для нарушения деятельности двух железных дорог, питавших Харьковский укрепленный узел противника. Поставленная задача была выполнена за семь дней. Высокую оценку деятельности дивизии дал начальник Крымского штаба партизанского движения Булатов: «В результате героической работы летного состава партизаны Крыма вели успешные операции, нанося большой урон противнику как в живой силе, так и в технике. В ходе боевых операций, проводимых партизанами, в лесных партизанских лагерях скопилось большое число раненых, нуждавшихся в срочной медицинской помощи и стеснявших боевую деятельность и маневренность партизанских отрядов. Не прекращая работы по доставке партизанам боеприпасов, летный состав задачу по вывозке раненых выполнил отлично. Командиры эскадрилий, командиры кораблей, совершая по два полета в ночь и выполняя посадку на горных неприспособленных площадках, вывезли более 700 раненых. Эти задания могли выполнять летчики, обладающие большим летным мастерством и отвагой, готовые на самопожертвование во имя Родины...». За личное боевое отличие в выполнении приказов и заданий командования, за активное содействие в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом доблесть и мужество Шутов Василий Иванович награжден медалью «Партизану Отечественной войны», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1943 года. Самолеты 1 транспортного авиационного полка ГВФ под командованием подполковника Бухарова Константина Александровича с февраля по конец мая 1944 года обеспечивали наступление войск 3 Украинского фронта в направлении Херсона, Николаева и Одессы. В первых числах марта советские войска форсировали реку Ингулец и захватили плацдарм на западном берегу. Пехотинцы зацепились за маленький клочок земли, который острым клином вдавился в оборону противника. В помощь частям, ведущим боевые действия на правобережье, командование направило самолеты дивизии ГВФ. Под ожесточенным вражеским огнем, невзирая на сложные метеоусловия, летчики направились в район прорыва. Экипажи самолетов сбросили большое количество топлива советским танковым соединениям, расширявшим прорыв. Было совершено 1225 самолетовылетов. Группа также взаимодействовала с танковыми и кавалерийскими частями генерала Плиева, вышедшими в глубокие рейды в тылу врага. Боевую работу в районе прорыва заместитель командующего 3 Украинским фронтом оценил так: «Транспортная группа 1 АТД своей оперативностью и маневренностью по-боевому содействовала успешному углублению плацдарма на реке Ингулец. Перед экипажами стояла новая задача — обеспечить части, вырвавшиеся на оперативный простор в германском тылу, топливом и боеприпасами. Группа отлично справилась с поставленной задачей. Форсировав реку Днепр в нижнем течении, войска 3 Украинского фронта, заняли город Берислав Херсонской области Украинской ССР и, развивая наступление, 13 марта 1944 года в результате уличных боев овладели городом Херсон – крупным узлом железнодорожных и водных коммуникаций и важным опорным пунктом обороны немцев у устья реки Днепр. За отличные боевые действия войскам, участвовавшим в боях за освобождение городов Херсон и Берислав, Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. СТАЛИНА № 83 от 13 марта 1944 года объявлена благодарность, в Москве был дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. В ознаменование одержанной победы, среди соединений и частей, наиболее отличившихся в боях за освобождение города Херсон, 1 авиационный транспортный полк ГВФ подполковника Бухарова Константина Александровича был представлен к присвоению почетного наименования «Херсонский», которого удостоен Приказом Верховного Главнокомандующего № 067 от 23 марта 1944 года. Летом 1944 года фронтовые формирования ГВФ принимали активное участие в освобождении Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Австрии, Греции. В июле – августе 1944 года 10 тяжелых транспортных самолетов Ли-2 и С-47 с экипажами от 1 транспортной авиационной дивизии ГВФ были прикомандированы к Польскому Комитету национального освобождения, в том числе от 1 авиационного транспортного полка экипаж капитана Шутова Василия Ивановича. Приказом НКО СССР № 0361 от 5 ноября 1944 года «за стойкость, дисциплину и организованность, за героизм» 1 авиационная транспортная дивизия ГВФ была преобразована в 10 гвардейскую авиационную транспортную дивизию. При присвоении дивизии гвардейского звания все три полка гвардейскими не именовались, сохранив свои прежние номера и наименования, однако все воины дивизии стали гвардейцами, получив не только приставку «гвардии» к своим воинским званиям, но и все положенные льготы и привилегии. Указом Президиума Верховного Совета ССР № 219/179 от 3 ноября 1944 года за безупречную службу в Красной Армии гвардии капитан ШУТОВ Василий Иванович награжден медалью «За боевые заслуги». В апреле 1945 года 5 самолетов Ли-2 и 5 самолета С-47 с экипажами от 10 гвардейской авиационной транспортной дивизии, ранее обслуживавшие Польский Комитет национального освобождения, были направлены на формирование 6 отдельной транспортной авиационной эскадрильи (6 Samodzielna Eskadra Lotnictwa Transportowego) Гражданского воздушного флота ВВС Войска Польского, в том числе экипаж Ли-2 гвардии капитана Шутова Василия Ивановича. Принимая участие в Берлинской стратегической наступательной операции, летные экипажи эскадрильи выполняли вылеты по перевозке грузов и войск. В послевоенное время советские экипажи транспортных самолетов еще некоторое время работали по обслуживанию Войска Польского и Польского правительства. На базе 6, 7 и 8 отдельных транспортных авиационных эскадрилий ГВФ Войска Польского был сформирован Специальный правительственный авиационный полк. Шутов Василий Иванович в запас был уволен 22 июня 1946 года в воинском звании «гвардии майор». Шутов Василий Иванович - один из основателей отряда испытателей Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА). В 1948 году он провел летные испытания по исследованию боковой устойчивости и управляемости самолета Ил-12 с новым вертикальным оперением, эксплуатационные испытания самолета ТС-82 на высокогорных трассах. Шутов В.И. занимался испытаниями авиационных приборов управления самолетов (Отделом фотосъемки ГосНИИ ГА выполнялись работы по автоматизации самолетовождения во время съемок с целью повышения производительности, качества и облегчения работы экипажа). Источник информации – польская волонтерская организация «Содружество КУРСК» («Stowarzyszenie KURSK»).
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2024-03-21 01:00:32
Дата и время последнего изменения:2024-03-21 15:17:04
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.