Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158533
9706
6878
53054
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Паршков Михаил Тимофеевич



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1917
Место рождения:город Баку
Национальность:русский
Должность:старшина катера Хийумского участка СНиС ОМОР КБФ
Звание:старшина 2 статьи

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

1 ударная армия
13 гвардейский стрелковый Кенигсбергский корпус
13 гвардейский стрелковый корпус
2 Прибалтийский фронт
25 отдельный дивизион катеров ВМФ на озере Ильмень
34 армия
612 отдельная штрафная рота Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Ленинградский фронт
Островной морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Отдельная Краснознаменная бригада речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере
Отряд лёгких сил (Краснознаменного Балтийского флота)
Рижский морской оборонительный район (Краснознаменного Блатийского флота)
Северо-Западный фронт
Эскадренный миноносец «Сметливый» Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:город Тбилиси, улица Шустинадзе, дом № 3, квартира № 14
Родственники во время войны:Паршков М.Г.
Дата призыва:0.0.1939
Место призыва (военкомат):Ворошиловский РВК города Баку.
Дополнительные сведения:Родился в 1917 году в городе Баку. До апризыва в ряды ВМФ проживал в городе Баку на улице Шаумяна, дом № 18. В РККФ призван в 1939 году Ворошиловским РВК города Баку. В ноябре 1941 года краснофлотец Паршков Михаил Тимофеевич воевал комендором палубным эскадренного миноносца «Сметливый» 1 дивизиона эскадренных миноносцев Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Эскадренный миноносец «Сметливый» проекта 7 был заложен 17 сентября 1936 года на заводе №189 имени С.Орджоникидзе в городе Ленинграде. Заводской № 294. Спущен на воду 16 июля 1937 года. Вступил в строй 12 декабря 1938 года и вошел в состав 1 дивизиона эскадренных миноносцев Отряда легких сил Краснознаменного Балтийского флота. Тактико-технические данные корабля: Водоизмещение нормальное 1657 т. Водоизмещение полное 2039 т. Длина наибольшая 113,0 м. Ширина наибольшая 10,2 м. Осадка максимальная 3,27 м. Паротурбинная установка мощностью 50500 л. с. Винтов 2 шт. Скорость хода полная 39 узлов. Скорость хода экономическая 20 узлов. Дальность плавания экономическим ходом 2800 миль. Артиллерийское вооружение на 1941 год: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21К. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н. Запас торпед 12 шт . Мины: принимал на палубу 88 мин образца 1912 года, или 60 мин образца 1926 года, или 56 мин КБ. Экипаж в мирное время 197 человек. Участвовал в советско-финской войне – нес дозорную и конвойную службу. К началу Великой Отечественной по уровню боевой подготовки считался одним из лучших кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны эскадренным миноносцем «Сметливый» командовал капитан 2 ранга Нарыков Василий Максимович (до 28.10.1941 года), а за неделю до гибели корабля его сменил капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович. В первые дни войны эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Нарыкова Василия Максимовича участвовал в минных постановках в Ирбенском заливе, в районе острова Сааремаа и Рижском заливе. Базировался в Усть-Двинске (Рижский залив), Куйвасту (на острове Муху, Эстония), 30 июня 1941 года перешел в Таллин. В июле 1941 года эсминец «Сметливый» в составе конвоя из 4-х подводных лодок типа «С» и тральщика на переходе из Таллина в Кронштадт в районе города Кунда на севере Эстонии, в уезде Ляэне-Вирумаа отразил две атаки торпедных катеров противника и благополучно довел конвой до места назначения, обратно в Таллин провел другой конвой из 3-х транспортов. Вместе с другими кораблями 1 дивизиона эсминец «Сметливый» неоднократно обстреливал сухопутные позиции немецких войск. Получил повреждения от взрывов вражеских авиабомб, из-за чего с 15 по 27 июля 1941 года проходил ремонт на Балтийском заводе в Ленинграде, затем вернулся в Таллин. С 20 по 27 августа 1941 года эсминец «Сметливый» участвовал в обороне города Таллина, содействуя своим огнем сухопутному участку обороны. Во время перехода из Таллина в Кронштадт 28 августа 1941 года «Сметливый» вместе с эсминцем «Гордый» входил в отряд главных сил и стал единственным эсминцем, полностью сохранившим боеспособность к моменту завершения прорыва. В начале сентября 1941 года эм «Сметливый» выполнил 2 постановки мин у берегов противника в Финском заливе. В сентябре-октябре 1941 года «Сметливый» принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда, с передовой позиции у Канонерского завода в Морском канале вел огонь из орудий главного калибра по наступавшим частям вермахта, уничтожал его живую силу и наступавшие танки, подавлял огонь батарей противника на подступах к городу, разбил группу самокатчиков на шоссе, сбил аэростат-корректировщик, проведя при этом до 40 стрельб. Кроме того, эм «Сметливый» участвовал в заградительных операциях в Финском заливе. В конце октября эсминец «Сметливый» под командованием капитана 2 ранга Маслова Виктора Ивановича учувствовал в эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко. Противником к тому времени в Финском заливе было выставлено 4631 мина и 3361 минный защитник. Первым крупным боевым соединением, прорвавшимся из Кронштадта, стал отряд вице-адмирала В.П. Дрозда (эсминцы «Стойкий» и «Славный», минный заградитель «Марти», 4 тральщика и 5 сторожевых катеров). Вслед за ним, 3 ноября 1941 года, вышел второй отряд под командованием начальника штаба Эскадры надводных кораблей КБФ капитана 2 ранга В.М. Нарыкова: эсминцы «Сметливый» и «Суровый», 4 тральщика, 4 морских охотника и 4 торпедных катера. Корабли без потерь достигли Ханко. Во время стоянки в базе «Сметливый» попал под обстрел финской осадной артиллерии, и один вражеский снаряд вывел из строя носовое орудие эсминца. Снарядом был пробит кранец, в котором находился боезапас, что вызвало пожар, загорелись заряды, каждую минуту можно было ожидать взрыва боезапаса. Раненый в правую ногу комендор палубный краснофлотец Паршков Михаил Тимофеевич, истекая кровью, под бешеным огнем батарей противника, рискуя жизнью, подполз к кранцу и вместе с подоспевшим краснофлотцем Гореславец Михаилом Ивановичем выбросил за борт горящие заряды. Своим отважным поступком краснофлотцы Паршков М.Т. и Гореславец М.И. предотвратили гибель корабля. Несмотря на повреждения корабля, посадка эвакуируемых прошла успешно. Приняв на борт 560 человек, эм «Сметливый» 4 ноября 1941 года отправился в обратный путь в Кронштадт. В строю он шел концевым. На нем работали 2 котла (№ 1 и № 2), эскадренный ход отряда равнялся 13 узлам. Погода ухудшалась, поднялся ветер силою 4-5 баллов, волны 4 балла. Это сильно затруднило форсирование минного поля, выставленного немцами к северо-западу от острова Нарген (ныне остров Найссаар в Финском заливе к северо-западу от Таллина). В 23.07 у острова Нарген в правом параване «Сметливого» взорвалась мина. Корабль окутало облаком пара и дыма. Командир капитан 2 ранга приказал дать полный ход назад, но, едва турбины перевели на задний ход, давление пара упало до нуля. Эсминец остался без хода. Взрыв произошел в районе 52-58-го шпангоутов. Обшивка получила сильные повреждения, и в носовые погреба боезапаса, центральный артиллерийский пост и носовое котельное отделение стала поступать вода. В кормовой части появились гофры в обшивке и настиле палуб, но герметичность отсеков сохранилась. Уже в 23.20 удалось поднять давление пара, и «Сметливый» малым ходом лег на прежний курс, следуя в кильватер эсминцу «Суровый». Но через 5 минут в районе носовой надстройки раздался новый взрыв: корабль подорвался на второй мине. В третьем носовом погребе сдетонировал боезапас, вся носовая часть эсминца до 61-го шпангоута оторвалась и, продержавшись на плаву примерно 12 минут, затонула. Находившиеся на мостике командир корабля капитан 2 ранга Маслов Виктор Иванович и командир 2 дивизиона эскадренных миноносцев капитан 1 ранга Заяц Андрей Иванович погибли. Погибли также военком корабля батальонный комиссар С. В. Щеглов и другие командиры и краснофлотцы, а также размещенные в носовых кубриках бойцы с Ханко. Всем катерам МО было приказано подойти к «Сметливому». В командование кораблем (вернее, тем, что от него осталось) вступил командир БЧ-3 старший лейтенант П. И. Иванов. Им была организована борьба за спасение корабля. Удалось укрепить носовые переборки и запустить дизель-генератор, что позволило перейти с аккумуляторного освещения на нормальное. На помощь искалеченному эсминцу подошел тральщик Т-205. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50, дрейфующий эсминец коснулся еще одной мины. Но через 25 минут после второго взрыва, в 23.50 дрейфующий эсминец коснулся третьей мины. Корпус разорвался в районе 112-116-го шпангоутов на две части, на плаву осталась лишь кормовая. Носовой торпедный аппарат сбросило за борт. Погас свет, и оставшаяся половина эсминца начала быстро погружаться. Через некоторое время она встала вертикально винтами вверх и в 00 часов 13 минут 5 ноября 1941 года ушла под воду. Тральщику Т-205 и трем катерам типа МО удалось спасти 350 человек – 80 членов экипажа и 270 пассажиров и эвакуируемых солдат. Большинство находившихся на борту эсминца людей погибло. Среди спасенных были и краснофлотцы Паршков М.Т. и Гореславец М.И. В ноябре 1942 года краснофлотец Паршков Михаил Тимофеевич воевал строевым матросом 612 отдельной штрафной роты Краснознаменного Балтийского флота. 8 ноября 1942 года 612 отдельная штрафная рота КБФ вела боевые действия в районе деревни Терентьевка Ораниенбаумского (ныне Ломоносовского) района Ленинградской области. Краснофлотец Паршков М.Т. числился погибшим в бою 08.11.1942 года и похороненным в братской могиле в деревне Терентьевка Ораниенбаумского (ныне Ломоносовского) района Ленинградской области. Однако он выжил и в сентябре 1943 года воевал в 25 отдельном дивизионе катеров 13 гвардейского стрелкового корпуса 34 армии Северо-Западного фронта. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года краснофлотец Паршков Михаил Тимофеевич награжден медалью «За оборону Ленинграда». 25 отдельной дивизион катеров был создан 10 сентября 1943 года на озере Ильмень путем реорганизации Военно-речного отряда 13 гвардейского стрелкового корпуса 34 армии Северо-Западного фронта. В состав дивизиона вошли: отряд минных катеров — пять минных катеров типа Я-5 за № 5, 6, 7, 8, 9 из состава 4 бригады речных кораблей Волжской военной флотилии; отряд сторожевых катеров - пять сторожевых катеров типа БМК-70 за № 1, 2, 3, 4, 5 из состава Военно-речного отряда; отряд полуглиссеров - четыре полуглиссера типа НКЛ-27 за № 5, 7, 8, 9. Кроме того, в состав дивизиона вошли: береговая база, береговая радиостанция и два поста Службы наблюдения и связи (СНиС). Дивизион полностью укомплектовали моряками. Позднее создали отряд из пяти захваченных парусных шхун использовавшийся на охране южного побережья. Три шхуны вооружили 45-мм пушками, а на одной из них дополнительно установили один пулемет ДШК; четвертая шхуна имела одну 37-мм трофейную пушку и один пулемет ДПЖ, пятая шхуна осталась невооруженной. Командиром дивизиона был назначен капитан 3 ранга Аржавкин Александр Федорович. В ночь с 13 на 14 сентября 1943 года дивизион участвовал в высадке разведгруппы на западный берег озера Ильмень с целью захвата «языка». Краснофлотец Паршков М.Т. по его собственному желанию был направлен в группу захвата. Группа захвата в составе 9 человек под командованием старшего лейтенанта Шахунова А.П. вошла в деревню Дубровка Новгородского района Новгородской области, захватила старосту деревни, который показал, что в деревне до 40 гитлеровцев. Действуя решительно, группа пленила 3 унтер-офицеров, двое из которых пытались оказать сопротивление и были убиты. На отходе группа была обстреляна артиллерийско-минометным огнем. Несмотря на это, разведчики унтер-офицера и старосту деревни доставили в штаб 34 армии, где пленные дали ценные сведения о противнике. 17, 30 сентября и 3 октября 1943 года в набеговых операциях у берегов противника кораблями дивизиона были захвачены 5 парусников и 11 пленных, давших ценные сведения о противнике. В октябре 1943 года, находившийся в дозоре катер дивизиона, обнаружил 2 шхуны противника. Первым заметил вражеские шхуны краснофлотец Паршков М.Т. При подходе катера вплотную к шхуне, краснофлотец Паршков Михаил Тимофеевич первым прыгнул на нее и вместе со старшиной 1 статьи Титенко Иваном Дмитриевичем пленил 2 немцев, которые дали ценные сведения командованию. 8 октября 1943 года дивизион разгромил флотилию противника в составе 43 единиц: 10 боевых катеров, 16 вооруженных шхун, 17 грузовых шхун. 9 и 10 октября 1943 года корабли дивизиона успешно высадили разведгруппы в деревню Ямок, а 14 октября 1943 года – тактический десант в деревню Дубровка Новгородского района Новгородской области. В результате успешных действий десанта был разгромлен гарнизон противника, захвачены в плен начальник гарнизона и староста деревни. На основании директивы Военного Совета Северо-Западного фронта от 15 ноября 1943 года 25 отдельный дивизион катеров из состава 34 армии был передан в состав 1 ударной армии 2 Прибалтийского фронта. 17 ноября 1943 года в сложной ледовой обстановке были высажены разведчики в тыл противника. 22 ноября 1943 года катера дивизиона подняли на берег, на зимовку. В период с 15 сентября по 22 ноября 1943 года 25 отдельный дивизион катеров ВМФ на озере Ильмень под командованием капитана 3 ранга Аржавкина А.Ф. всего провел 10 боевых операций. В результате боевых действий дивизиона были полностью парализованы все действия противника на озере Ильмень: патрулирование катеров, переброска грузов, рыбная ловля, возможность высадки десантов на советское побережье, противник был вынужден усилить гарнизоны на своем побережье. В результате умелого руководства боевыми операциями капитаном 3 ранга Аржавкиным А.Ф., дивизион не имел потерь в личном составе и технике. Во время Ленинградско-Новгородской операции в рядах 137 стрелковой Дновской бригады 1 ударной армии 2 Прибалтийского фронта в боях 21 января 1944 года по освобождению сел Устрека и Заднее Поле Мошенского района Новгородской области принимал участие отряд моряков дивизиона. Специально отобранный и хорошо подготовленный личный состав отряда показал образцы мужества и отваги в бою. За обрзцовое выполнение заданий командования многие офицеры, старшины и краснофлотцы дивизиона были награждены орденами и медалями. Командир дивизиона капитан 3 ранга Аржавкин Александр Федорович за блестящее руководство боевыми операциями на озере Ильмень приказом командующего 1 ударной армией « Прибалтийского фронта 28 января 1944 года был награжден орденом Александра Невского. 18 февраля 1944 года Главный штаб ВМФ запросил штаб Краснознаменного Балтийского флота о возможности переброски боевых катеров на Чудское озеро. Было решено воссоздать соединение речных кораблей на этом озере в составе Краснознаменного Балтийского флота на базе выводимого с озера Ильмень 25 отдельного дивизиона катеров. 6 апреля 1944 года приказом Наркома ВМФ 25 отдельный дивизион катеров передали в состав Краснознаменного Балтийского флота с оперативным подчинением командующему Ленинградским фронтом. 13 мая 1944 года, когда дивизион находился в Ленинграде, в него передали первый отряд бронекатеров из состава Бригады шхерных кораблей Краснознаменного Балтийского флота. 18 мая 1944 года передовой отряд дивизиона, в том числе бронекатера проекта 1125 № 212 (370), 213 (300), 214 (301), 322 (322) и 323 (323), прибыли по железной дороге в город Гдов Псковской области, расположенный на реке Гдовка, в 2 км от её впадения в Чудское озеро. На следующий день начался спуск плавсредств на воду. 27 мая 1944 года командующий КБФ своим приказом объявил новую организацию 25 отдельного дивизиона катеров: отряд бронекатеров (5 ед.), отряд сторожевых катеров (типа БМК-70-5 ед., типа КМ — 6 ед.), отряд катеров вооруженных НУРС типа Я-5 (5 ед.), отряд полуглиссеров (3 ед.), самоходный тендер, береговая база, посты СНиС и манипуляторные пункты. Главная база - устье реки Гдовка. 7 июня 1944 года по железной дороге в состав дивизиона прибыл бронекатер проекта 1124 № 103 (374). 18 июня 1944 года 25 отдельный дивизион катеров был переформирован в Бригаду речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере. Командиром бригады был назначен капитан 3 ранга (с сентября 1944 года – капитан 2 ранга) Аржавкин Александр Федорович. В это время противник имел довольно сильную Чудскую флотилию, насчитывающую до 20 быстроходных десантных барж и более 30 катеров и тральщиков. Несмотря на столь внушительные силы противника, корабли бригады успешно решали задачи по поддержке приозерного фланга сухопутных войск. 17 июля 1944 года корабли бригады высадили десант в районе входа в Псковское озеро из Чудского. Во время высадки десанта катера бригады с понтонами подверглись атаке 6 немецких самолетов «Ю-87». Краснофлотец Паршков М.Т. разбил дымовые шашки. Поставив дымовую завесу, катера бригады прикрыли место высадки и удачно высадили десант на берег. 19 июля 1944 года к имевшимся шести бронекатерам добавились катера пр. 1125 №305 (156), 306 (157) и 307 (162) и катера пр. 1124 № 308 (376), 309 (378), 310 (396). В ночь на 16 августа 1944 года бригада высадила части 191 стрелковой дивизии на южное побережье Чудского озера, а затем до 19 августа осуществляла перевозку еще двух дивизий 2 ударной армии, всего 6425 человек с вооружением, 89 орудий, 81 миномет, 24 автомашины, 137 лошадей, 312 тонн боеприпасов и 40 тонн различных грузов. Действиями боевых кораблей командир бригады капитан 3 ранга Аржавкин А.Ф. прикрыл район переправы и отвлек внимание противника от основного района действий. В результате ударов авиации противника бригада потеряла несколько катеров, в том числе бронекатер № 323. Еще четыре бронекатера получили различные повреждения. Для усиления бригады в срочном порядке 22 августа 1944 года по железной дороге перебросили еще шесть бронекатеров. В ходе общего наступления войск Красной Армии с 5 по 19 сентября 1944 года на кораблях и судах бригады через Чудское озеро было перевезено около 100 тыс. солдат и офицеров, более 1 тыс. орудий и минометов, около 3,5 тыс. автомашин и значительное количество боеприпасов и продовольствия. К 20 сентября 1944 года все побережье Чудского озера было очищено от противника, и необходимость размещения на нем морских сил отпала. 29 сентября 1944 года, в связи с уходом фронта от Чудского озера началась перевозка катеров бригады из города Гдова в Ораниенбаум. 14 ноября 1944 года бригада была расформирована. В октябре 1944 года старшина 2 статьи Паршков Михаил Тимофеевич был назначен старшиной катера Хийумского участка Службы наблюдения и связи Рижского района Службы наблюдения и связи Рижского ( с 23 января 1945 года Островного) морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота. Во время службы в подразделении старшина 2 статьи Паршков М.Т. проявил себя, как высоко дисциплинированный, отлично знающий свою специальность младший командир, преданный партии Ленина-Сталина. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество старшина катера старшина 2 статьи Паршков Михаил Тимофеевич начальником Хийумского участка Службы наблюдения и связи Рижского района Службы наблюдения и связи капитаном 3 ранга В.Броневицким 15 мая 1945 года был представлен к ордену Красной Звезды, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Островным морским оборонительным районом Краснознаменного Балтийского флота № 16 от 26 мая 1945 года. По состоянию на 12 сентября 1945 года старшина 2 статьи Паршков М.Т. проходил службу в Хийумском (Дагском) Службы наблюдения и связи Рижского района Службы наблюдения и связи Островного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2012-11-02 13:45:45
Дата и время последнего изменения:2012-11-08 14:17:23
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.