Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
117677
11564
6566
43368
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Аржавкин Александр Федорович



Пол:мужской
Дата рождения:18.4.1909
Место рождения:село Ярцево Духовщинского уезда Смоленской губернии (ныне город Ярцево – центр Ярцевского района Смоленской области)
Национальность:русский
Должность:ком-р 2 отд. бригады речных кораблей Дунайской ВФ
Звание:капитан 1 ранга

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

---
1 ударная армия
2 бригада траления Волжской военной флотилии
2 Прибалтийский фронт
2 Сулинско-Братиславская Краснознаменная ордена Ушакова II степени бригада речных кораблей Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии
2 Украинский фронт
25 отдельный дивизион катеров ВМФ на озере Ильмень
3 Прибалтийский фронт
3 Украинский фронт
4 Сулинская бригада речных кораблей Дунайской флотилии
Волжская военная флотилия (Военно-морского флота)
Донской фронт
Краснознаменная орденов Нахимова и Кутузова Дунайская военная флотилия (2 формирования) (Военно-морского флота)
Краснознаменный Балтийский флот
Ленинградский фронт
Отдельная бригада траления Волжской военной флотилии
Отдельная Краснознаменная бригада речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере
Прибалтийский фронт
Сталинградский фронт (1 формирования)
Сталинградский фронт (2 формирования)
Черноморский флот

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:жена, сыновья Спартак (1931 г.р.), Марат (1934 г.р.), Эрнст (1937 г.р.)
Дата призыва:30.6.1932
Место призыва (военкомат):добровольно, во ВМУЗ
Дополнительные сведения:Родился 18 апреля 1909 года в семье крестьянина в селе Ярцево Духовщинского уезда Смоленской губернии (ныне город Ярцево – центр Ярцевского района Смоленской области. Русский. До 1922 года носил другую фамилию — Зайченков. Член ВКП(б) с 1931 года. ВРККФ с 30 июня 1932 года. В 1936 году окончил Севастопольское военно-морское училище береговой обороны. Служил командиром батареи. В 1941 году окончил Военно-морскую академию, служил в штабе Черноморского флота. С началом Великой Отечественной воны командовал канонерской лодкой. В июле 1942 года капитан-лейтенант Аржавкин А.Ф. был назначен командиром 2 дивизиона катеров-тральщиков отдельной бригады траления Волжской военной флотилии. Формирование Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии началось весной 1942 года. К лету 1942 года Отдельная бригада траления имела в своем составе 26 катеров-тральщиков, переоборудованных из транспортных и промысловых судов Волжского бассейна. Комплектовались корабли офицерским, старшинским и рядовым составом резерва НК ВМФ и военнообязанными, призванными из запаса. С началом навигации 1942 года Отдельная бригада траления приступила к интенсивной боевой подготовке, отработке взаимодействия с сухопутными войсками и системы противоминной и противовоздушной обороны Волжской водной коммуникации. К началу битвы на Волге Отдельная бригада траления Волжской военной флотилии была вполне подготовлена для решения задач содействия войскам Красной Армии. Начало оперативному развертыванию Волжской флотилии было положено директивой Народного комиссара ВМФ от 14 июля 1942 года, когда создалась реальная угроза прорыва противника к Сталинграду. Этой директивой, в частности, предписывалось ускорить формирование Отдельной бригады траления и подготовку ее к противоминной обороне перевозок на участке Саратов — Астрахань. К 22 июля 1942 года Отдельная бригада траления в составе трех дивизионов катерных тральщиков (14 ед.) сосредоточилась в Сталинграде. Дивизион катеров-тральщиков, в составе которого имелись также два бронекатера и несколько полуглиссеров, базировался севернее Сталинграда в районе города Дубовка Сталинградской области. Распоряжением Ставки Верховного Главнокомандования от 24 июля 1942 года Волжская военная флотилия была оперативно подчинена командующему войсками Сталинградского фронта, который поставил перед ней следующие задачи: развернуть корабли и плавучие батареи для артиллерийской поддержки сухопутных войск на сталинградских оборонительных рубежах; не допустить форсирования Волги войсками противника; обеспечить перевозки воинских и народнохозяйственных грузов по Волге на участке от Саратова до Астрахани и переправы через Волгу в операционной зоне Сталинградского фронта; обеспечить противоминную оборону нижнего участка Волги. Главной опасностью для судоходства на Нижней Волге являлись ставившиеся самолетами противника неконтактные мины, удары бомбардировочной авиации гитлеровцев по караванам судов на переходах по Волге. Во время оборонительного этапа битвы за Сталинград и Кавказ бассейн Нижней Волги непрерывно подвергался ударам авиации противника, вражеские самолеты систематически бомбардировали конвои на переходе и порты, ставили мины на фарватерах. Конвоирование наиболее ценных судов с воинскими грузами, нефтью и нефтепродуктами кораблями Волжской флотилии началось с 25 июля 1942 года — после первых же налетов вражеской авиации. Самолеты противника регулярно вели на реке разведку утром, в середине дня и перед наступлением сумерек. Это позволяло им выбирать участки Волги, наиболее удобные для атаки обнаруженных судов и для минных постановок на путях их движения. Волжские конвои обычно следовали ночью. Учитывая опасность прорыва немецко-фашистских войск к Волге у Сталинграда, штаб флотилии разработал детальный план совместных действий соединений, частей и кораблей с сухопутными войсками Сталинградского фронта и противоминной обороны перевозок на Волге. По этому плану, одобренному и утвержденному 5 августа 1942 года Военным советом Сталинградского фронта, окончательное оперативное развертывание сил флотилии было завершено, когда немецко-фашистские войска вышли к Волге севернее Сталинграда. Отдельная бригада траления с приданными бронекатерами и катерами-тральщиками оперативно подчинялась начальнику инженерных войск Сталинградского фронта. Она обеспечивала переправы и перевозки войск. Военный совет фронта 29 июля 1942 года принял специальное постановление об обеспечении бесперебойности перевозок по Волге в условиях сильного противодействия авиации противника и большой минной опасности. На Отдельную бригаду траления Волжской военной флотилии возлагалась задача уничтожения мин на фарватерах. Этим же постановлением Военный совет Сталинградского фронта обязал командующего флотилией усилить траление фарватеров, при необходимости мобилизовать и вооружить тралами транспортные и промысловые суда. Командующий флотилией контр-адмирал Д. Д. Рогачев приказом от 31 июля 1942 года определил мероприятия по обеспечению противоминной обороны Волжской водной коммуникации в операционной зоне Сталинградского фронта и распределил силы для защиты перевозок по реке от Никольского до Камышина. В начале августа 1942 года сложилась четкая организация противоминной обороны в операционной зоне флотилий от Саратова до Астрахани. Тральщики флотилии были развернуты на боевых участках. 2 дивизион катеров-тральщиков (командир — капитан-лейтенант А. Ф. Аржавкин, военком — батальонный комиссар А. Т. Литвинов) был развернут на боевом участке село Светлый Яр — село Горный Балыклей Сталинградской области. Поскольку главной опасностью для судоходства на Нижней Волге являлись мины, ставившиеся авиацией противника, ведущая роль в борьбе с ними оставалась за тральными силами Волжской военной флотилии. С 25 по 31 июля 1942 года фашистская авиация поставила на Волге 231 мину, в августе же — 74, а в сентябре — ноябре всего лишь 37. Тральные силы флотилии с большим напряжением вели боевое траление и обеспечивали проводку конвоев за тралами. Корабли Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии систематически производили траление фарватеров. Только с 25 июля по 23 августа 1942 года они провели в составе 113 конвоев более 1500 различных судов, отразили 152 воздушные атаки противника. Капитан-лейтенант Аржавкин А.Ф., будучи командиром 2 дивизиона катеров-тральщиков Отдельной бригады траления, с первых дней боевых действий авиации противника на Волге умело организовал траление магнитных мин, выставленных противником на его боевом участке, отыскание обходных фарватеров и проводку по ним караванов. Случаев подрыва судов на минах по вине дивизиона не было. Несмотря на интенсивную бомбежку караванов и пристаней, особенно в районе села Горный Балыклей, дивизион катеров-тральщиков под командованием капитан-лейтенанта Аржавкина А.Ф. работу не прекращал. Во время очередной вражеской бомбардировки сопровождаемых барж с горючим, когда загорелась надстройка на одной из барж, капитан-лейтенант Аржавкин А.Ф. немедленно пришвартовался к загоревшейся барже и быстро ликвидировал пожар, тем самым спас свыше 1000 тонн горючего. В районе села Горный Балыклей под его руководством из затонувших барж было спасено свыше 500 минометов и огромное количество армейского обмундирования. В момент выхода противника к берегу Волги в районе села Акатовка, капитан-лейтенант Аржавкин, как старший командир, объединил под свое руководство прибывшие в район боевых действий бронекатера, умело и правильно организовал взаимодействие с левофланговыми частями 66 армии Донского фронта. Утром 5 сентября 1942 года части 24, 1 гвардейской и 66 армий Донского фронта перешли в наступление с рубежа Самофаловка, Ерзовка с задачей разгромить соединения 6 немецкой армии, прорвавшиеся к Волге севернее Сталинграда, и ликвидировать разрыв между Сталинградским и Юго-Восточным фронтами, отвлечь на себя часть сил врага, рвавшихся к городу с северо-запада. На приречном фланге удар вдоль правого берега Волги наносила 66 армия. Левофланговые приречные части 66 армии поддерживал отряд бронекатеров капитан-лейтенанта А. Ф. Аржавкина. Отряд бронекатеров капитан-лейтенанта А. Ф. Аржавкина должен был днем вести огонь с закрытых огневых позиций, а ночью, прорываясь на приречные фланги частей противника, обстреливать скопления его войск и боевой техники по целеуказаниям командира 451 стрелковой дивизии 66 армии. Особой смелостью и дерзостью отличались набеговые действия бронекатеров, неоднократно прорывавшихся на фланги противника. Эти корабли своим огнем с Волги срывали бешеные контратаки вражеской пехоты и танков, подавляли многочисленные артиллерийские и минометные батареи гитлеровцев. В те дни Волжская военная флотилия впервые ввела в действие бронекатера, вооруженные реактивной артиллерией. Капитан-лейтенант Аржавкин А.Ф. лично руководил набеговыми операциями бронекатеров на Акатовку, во время которых противнику был нанесен значительный урон. Потерпев неудачу в попытках взять Сталинград с ходу, немецко-фашистское командование к середине сентября 1942 года перегруппировало и усилило свои войска для решительного штурма города. 13 сентября 1942 года противник начал штурм Сталинграда. Северная группа кораблей и отряд бронекатеров поддерживали приречные фланги 62 и 66 армий в наступлении и обороне. Хотя контрудары этих войск севернее и северо-западнее города не привели к ликвидации разрыва между Сталинградским и Юго-Восточным фронтами, они в значительной мере облегчили положение 62 армии в Сталинграде. Командование фронта 16 сентября 1942 года возложило на Северную группу кораблей артиллерийскую поддержку наступления частей оперативной группы С. Ф. Горохова из района Рынка на поселок Латошинка. Она также должна была вести огонь по скоплениям войск противника на правом берегу Волги между селом Виновка Городищенского района и поселком Латошинка. Отряд бронекатеров капитан-лейтенанта А. Ф. Аржавкина, базировавшийся в городе Дубовка Сталинградской области, получил задание поддержать своей артиллерией наступление 66 армии на Латошинку с севера. Флагманский артиллерист Северной группы кораблей Я. В. Небольсин разработал план боевого использования артиллерии канонерских лодок «Усыскин», «Чапаев» и бронекатеров совместно с полевой артиллерией частей группы полковника С. Ф. Горохова. Наступление 62 и 66 армий началось 18 сентября 1942 года. Канонерские лодки «Усыскин», «Чапаев» и бронекатера Северной группы кораблей совместно с артиллерией и танками 135 танковой бригады участвовали в артиллерийской подготовке и артиллерийской поддержке наступавших войск. Завязались упорные бои. Части полковника С. Ф. Горохова при поддержке артиллерии Северной группы кораблей продвинулись до 2 км в северном направлении, но поселка Латошинка не достигли. Бронекатера отряда бронекатеров капитан-лейтенанта А. Ф. Аржавкина в эти дни неоднократно прорывались на фланг оборонявшихся частей противника, обстреливали гитлеровские войска в Каменоломне, Латошинке и Виновке. 20 - 26 сентября 1942 года корабли Северной группы продолжали оказывать артиллерийскую поддержку частей группы полковника С. Ф. Горохова. Таким образом, при отражении первого натиска гитлеровцев под Сталинградом корабли, плавучие и береговые батареи Волжской военной флотилии своим артиллерийским огнем оказали эффективную помощь 64, 57, 62 и 66 армиям. За месяц напряженных боев они приобрели большой боевой опыт совместных действий с сухопутными войсками. Волжская флотилия и в дальнейшем принимала активное участие в героической обороне Сталинграда. Во время боев за заводские районы Сталинграда исключительное значение приобрело использование артиллерии с левого берега Волги, а также с кораблей и плавучих батарей флотилии. Бронекатера отряда капитан-лейтенанта А. Ф. Аржавкина получили задачу не допустить форсирования Волги противником в районе деревни Томилино. Под его руководством было проведено несколько смелых огневых налетов на противника. Кроме того, на бронекатерах его отряда были переброшены через Волгу части Красной Армии, чем была оказана большая помощь 64 стрелковой дивизии 66 армии Донского фронта. С 12 по 31 октября 1942 года корабли Северной группы систематически поддерживали артиллерийским огнем части группы полковника С. Ф. Горохова, которые занимали оборону в районе Рынка. Гитлеровцы десятки раз предпринимали сильные атаки против нее с севера, запада и юга. Но каждый раз они откатывались назад. В августе — ноябре 1942 года Отдельной бригадой траления было вытралено и уничтожено 211 вражеских мин. Бронекатера, сторожевые катера и тральщики осуществляли проводку транспортных судов по протраленным фарватерам. Тральщики Волжской флотилии наряду с тралением Волги у Сталинграда переправляли войска и военные грузы, эвакуировали раненых и гражданское население. Волжская флотилия, таким образом, успешно решила свою важную задачу по защите перевозок воинских и народнохозяйственных грузов в бассейне Волги во время оборонительного периода Сталинградской битвы и всей летне-осенней кампании 1942 года. Моряки Волжской флотилии успешно выполнили свои задачи в героической обороне Сталинграда, в защите перевозок войск и воинских и других грузов на Волжско-Каспийском водном пути от Астрахани до Саратова. За героизм, стойкость и высокое боевое мастерство, проявленные в обороне Сталинграда, более 300 матросов, старшин и офицеров флотилии были награждены орденами и медалями. Все моряки, участвовавшие в битве на Волге, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года награждены медалями «За оборону Сталинграда» (в том числе и капитан-лейтенант Аржавкин А.Ф.). За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 2 дивизиона катеров-тральщиков Отдельной бригады траления капитан-лейтенант Аржавкин Александр Федорович начальником штаба Волжской военной флотилии контр-адмиралом Федоровым М.И. 31 декабря 1942 года был представлен к ордену Красной Звезды, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Волжской военной флотилией № 2/н от 29 января 1943 года. Орден № 74730, удостоверение № 13262 выдано 24.03.1943 года. При уничтожении стратегической группировки противника Волжская флотилия продолжала оказывать содействие войскам, оборонявшим Сталинград. Своими активными действиями эти войска сковывали крупные силы гитлеровцев, а затем перешли в наступление и 26 января 1943 года соединились у Мамаева Кургана с войсками 21 армии, ворвавшимися в город с запада. Тем самым окруженная группировка противника была расчленена на две части. В этот период главные задачи Волжской флотилии были прежние — переправа войск и боеприпасов через Волгу, эвакуация из города раненых, артиллерийская поддержка войск 62 армии. В связи с ледоставом на Волге и отводом большей части артиллерийских кораблей на зимнее базирование в Астрахань и Гурьев возможности флотилии, естественно, были ограниченными. Однако она сумела оказать советским войскам большую помощь и на этом этапе величайшей битвы на Волге. Переправу на правый берег войск, боеприпасов и других воинских грузов 62 армии, удерживавшей небольшие прибрежные участки в Сталинграде, а также 64 и 57 армий, действовавших южнее и юго-западнее города, могли производить главным образом бронекатера с мощными машинами и сильным вооружением. Командир 2 дивизиона катеров-тральщиков Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии капитан-лейтенант Аржавкин А.Ф. за период боевых операций на Сталинградском фронте показал себя исключительно смелым и инициативным командиром, воспитавшим десятки бесстрашных бойцов. Он смело отражал неоднократные атаки вражеских самолетов на сопровождаемые тральщиками суда. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 2 дивизиона катеров-тральщиков капитан-лейтенант Аржавкин Александр Федорович командиром Отдельной бригады траления Волжской военной флотилии капитаном 1 ранга Смирновым П.А. 3 февраля 1943 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени, но награждение не состоялось. Главной задачей Волжской флотилии на кампанию 1943 года являлось обеспечение надежной противоминной и противовоздушной обороны перевозок на Волжско-Каспийском бассейне в условиях продолжавшегося сильного противодействия авиации противника. 9 февраля 1943 года Народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов приказал командующему флотилией контр-адмиралу Д. Д. Рогачеву в месячный срок разработать план весеннего боевого траления Волги от Саратова до морской части Астраханского канала с привлечением тральщиков Астраханской военно-морской базы Каспийской флотилии. Такой план к 5 марта был разработан и 10 марта 1943 года утвержден. Им предусматривалось расчистить основные фарватеры Волги от мин и обеспечить безопасное плавание транспортных судов на участке от Астрахани до Саратова. Были определены способы и методы решения этой задачи - уничтожение мин на фарватерах трал-баржами, проводка транспортных судов за тральщиками, размагничивание кораблей флотилии и транспортных судов, проводка судов по протраленным фарватерам лоцманами военно-лоцманской службы флотилии. Отдельная бригада траления с приданными ей тральными силами Астраханской военно-морской базы должна была тесно взаимодействовать с Нижне-Волжским пароходством и пароходством «Волготанкер». Командование флотилии к весне 1943 года сгруппировало силы по их оперативно-тактическому назначению. Все тральщики вошли в Отдельную бригаду траления и использовались для непосредственной борьбы с минами и проводки транспортных судов за тралами. Как только низовье Волги от Черного Яра до Астрахани очистилось от льдов, флотилия начала оперативное развертывание своих сил. 5 апреля 1943 года была введена оперативная готовность № 1 для Отдельной бригады траления. Тральщики Отдельной бригады и Астраханской военно-морской базы приступили к разведывательному и гидрографическому тралению на участке Астрахань — Черный Яр. После разведывательного и контрольного траления фарватеров вплоть до Сталинграда, проведенного с 6 по 14 апреля, открылось движение транспортных судов. С 14 по 21 апреля 1943 года были протралены фарватеры от Саратова до Сталинграда. Началось плавание судов на всем участке от Астрахани до Саратова. Раннее весеннее контрольное траление на этом участке в период с 7 по 22 апреля 1943 года проводилось лишь в пределах ширины 100 — 130-метрового судового хода на протраленных осенью 1942 года фарватерах. До конца апреля были протралены подходы к пристаням и причалам. После раннего траления восемь дивизионов Отдельной бригады траления на отведенных им боевых участках приступили к расширению фарватеров, обеспечению проводки транспортных судов за тралами. На Волге начались массовые перевозки грузов, особенно нефти и нефтепродуктов. Перевозки жидкого топлива на транспортных судах «Волготанкера» во второй половине апреля составили 467 тыс. тонн. С середины апреля 1943 года вверх и вниз по Волге двигалось ежедневно до 15 — 20 караванов и десятки отдельных судов. Около двух тысяч самоходных и несамоходных судов участвовало в перевозках грузов на Нижней Волге. Все находившиеся в строю тральщики были заняты боевым тралением и проводкой судов за тралами. До 100 боевых кораблей Волжской флотилии осуществляли конвоирование транспортов. Волжская флотилия начала раннее весеннее траление всего 27 тральщиками. К концу апреля их численность достигла 57. Однако в условиях массированных минных постановок, начатых противником, такого количества тральщиков было явно недостаточно. Чтобы не сорвать перевозки нефтепродуктов и других грузов, эти корабли, развернутые подивизионно на боевых участках, вели контрольное траление лишь открытых основных фарватеров, а также находили и тралили обходные фарватеры с целью не допустить закупорки отдельных участков и скопления большого числа транспортных судов. Кроме того, тральщики обеспечивали проводку судов за тралами в наиболее опасных районах. На Волжскую флотилию была возложена вся полнота ответственности за безопасность судоходства на Волге от Астрахани до Саратова, за перевозки нефти и нефтепродуктов. Они осуществлялись в условиях дальнейшего усиления минной опасности, нарастания объема и темпов перевозок нефтепродуктов. В соответствии с задачей эффективной борьбы с минной опасностью, обеспечения перевозок нефтепродуктов командование флотилии разработало более гибкую организацию ее сил. В основу новой организации был положен принцип формирования мощных соединений тральных сил и закрепление за каждым из них определенного боевого района с органами тыла, подчиненными непосредственно командиру соединения. Командир соединения являлся и командиром боевого района. 15 мая 1943 года были сформированы: 1 бригада траления и 2 бригада траления. Капитан 3 ранга Аржавкин Александр Федорович был назначен командиром 6 дивизиона катеров-тральщиков 2 бригады траления Волжской военной флотилии. Волевой, энергичный офицер Военно-Морского Флота дневал и ночевал на реке, переходя с корабля на корабль. 2 бригада траления действовала в границах второго боевого района – от села Райгород Светлоярского района Сталинградской области до города Саратова. Ее командный пункт находился на штабном корабле у города Камышина Сталинградской области. Командиру бригады непосредственно подчинялись четыре дивизиона тральщиков, развернутые на 5 - 8 боевых участках, отделение тыла 2 боевого района, восемь зенитных батарей флотилии. Командование Волжской военной флотилии с 17 мая 1943 года организовало конвоирование транспортов канонерскими лодками, бронекатерами и сторожевыми катерами, а также проводку судов за тралами в районах, где возникала минная опасность. Наращивались темпы и объем боевого траления с целью расширения действовавших фарватеров и уничтожения вновь поставленных противником минных банок. Авиация противника в течение месяца, с 15 мая по 15 июня, поставила 227 мин. Во второй половине июня ее активность на Волге заметно спала. Тогда вражеские самолеты поставили всего 21 мину. Тральные силы флотилии в границах боевых районов и участков непрерывно очищали фарватеры от вражеских мин, поддерживали безопасность судового хода во всей операционной зоне. В мае - ноябре 1943 года боевое траление являлось главной задачей флотилии, определявшей всю боевую деятельность военных моряков на Волге. Корабли 1 и 2 бригад траления были развернуты в отведенных им районах и боевых участках во второй половине мая. Несмотря на то, что тральные силы постоянно росли за счет переоборудования транспортных судов, боевая деятельность бригад носила исключительно напряженный характер. К тому же начавшийся спад весенней большой воды вызвал обмеление обходных фарватеров, ограничивая тем самым возможности для маневрирования ими. Тральщикам, которых постоянно не хватало, пришлось действовать во всей операционной зоне флотилии протяженностью более 1000 км - прокладывать фарватеры через плотные минные банки, обеспечивать проводку транспортных судов за тралами, вести контрольное траление не обмелевших обходных фарватеров. Экипажи этих кораблей решали свои задачи, проявляя большую выдержку, стойкость, инициативу и находчивость. С начала июня плавание транспортных судов стало возможным только по основным летним меженным фарватерам. Поэтому 1 и 2 бригады траления получили задание в кратчайший срок восстановить их в границах 1 и 2 боевых районов. С 5 июня 1943 года все дивизионы тральщиков начали регулярное сплошное траление всего основного летнего судового хода с перекрытием и тщательной обработкой на 15 импульсов. После такой обработки по меженным фарватерам проходили 20 — 25 караванов транспортов, следовавших порожняком, и только после этого они открывались для груженых нефтеналивных судов. Это задание тральщики выполнили успешно. К концу июня открылось плавание по всем летним фарватерам в операционных зонах Волжской флотилии и Астраханской военно-морской базы. Качество тральных работ было довольно высоким. Командуя 6 дивизионом катеров-тральщиков на боевом участке, подвергшемся наиболее интенсивному минированию авиацией противника, капитан 3 ранга Аржавкин А.Ф. смело и решительно руководил операциями по борьбе с минной опасностью. Он лично участвовал в тралении в наиболее опасных местах. Под его руководством дивизион успешно выполнил боевую задачу по обеспечению судоходства на реке Волга. Сотни караванов проведены им по минным полям. За весь период дивизионом вытралено и обезврежено 143 вражеские мины. За образцовые действия по обеспечению безопасности речной коммуникации в 1943 году более 800 моряков Волжской флотилии и транспортного флота Волжско-Каспийского бассейна было награждено орденами и медалями. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 6 дивизиона катеров-тральщиков капитан 3 ранга Аржавкин Александр Федорович командиром 2 бригады траления Волжской военной флотилии капитаном 2 ранга Криновым В.А. 26 июля 1943 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Волжской военной флотилией № 16/н от 13 августа 1943 года. В июле 1943 года капитан 3 ранга Аржавкин А.Ф. был назначен командиром вновь формируемого 25 отдельного дивизиона катеров ВМФ на озере Ильмень. 1 августа 1943 года Командующий Волжской военной флотилией приказал отряду в составе пяти минных катеров типа Я-5 под командованием капитана 3 ранга Аржавкина А.Ф. из 4 бригады речных кораблей, укомплектованных личным составом и имуществом, 3 августа выйти своим ходом в Саратов, а там погрузиться на платформы для дальнейшего следования на озеро Ильмень по железной дороге. 25 отдельной дивизион катеров ВМФ на озере Ильмень был создан 10 сентября 1943 года путем реорганизации Военно-речного отряда 34 армии Северо-Западного фронта. Дивизион полностью укомплектовали моряками. Позднее создали отряд из пяти захваченных парусных шхун использовавшийся на охране южного побережья. Три шхуны вооружили 45-мм пушками, а на одной из них дополнительно установили один пулемет ДШК; четвертая шхуна имела одну 37-мм трофейную пушку и один пулемет ДПЖ, пятая шхуна осталась невооруженной. В ночь с 13 на 14 сентября 1943 года дивизион участвовал в высадке разведгруппы на западный берег озера Ильмень с целью захвата «языка». 17, 30 сентября и 3 октября 1943 года в набеговых операциях у берегов противника кораблями дивизиона были захвачены 5 парусников и 11 пленных, давших ценные сведения о противнике. В октябре 1943 года, находившийся в дозоре катер дивизиона, обнаружил 2 шхуны противника. При подходе катера вплотную к шхуне, краснофлотец Паршков Михаил Иванович первым прыгнул на нее и вместе со старшиной 1 статьи Титенко Иваном Дмитриевичем пленил 2 немцев, которые дали ценные сведения командованию. 8 октября 1943 года дивизион разгромил флотилию противника в составе 43 единиц: 10 боевых катеров, 16 вооруженных шхун, 17 грузовых шхун. 9 и 10 октября 1943 года корабли дивизиона успешно высадили разведгруппы в деревню Ямок, а 14 октября 1943 года – тактический десант в деревню Дубровка Новгородского района Новгородской области. В результате успешных действий десанта был разгромлен гарнизон противника, захвачены в плен начальник гарнизона и староста деревни. На основании директивы Военного Совета Северо-Западного фронта от 15 ноября 1943 года 25 отдельный дивизион катеров из состава 34 армии был передан в состав 1 ударной армии 2 Прибалтийского фронта. 17 ноября 1943 года в сложной ледовой обстановке были высажены разведчики в тыл противника. 22 ноября 1943 года катера дивизиона подняли на берег, на зимовку. В период с 15 сентября по 22 ноября 1943 года 25 отдельный дивизион катеров ВМФ на озере Ильмень под командованием капитана 3 ранга Аржавкина А.Ф. всего провел 10 боевых операций. В результате боевых действий дивизиона были полностью парализованы все действия противника на озере Ильмень: патрулирование катеров, переброска грузов, рыбная ловля, возможность высадки десантов на советское побережье, противник был вынужден усилить гарнизоны на своем побережье. В результате умелого руководства боевыми операциями капитаном 3 ранга Аржавкиным А.Ф., дивизион не имел потерь в личном составе и технике. Во время Ленинградско-Новгородской операции в рядах 137 стрелковой Дновской бригады 1 ударной армии 2 Прибалтийского фронта в боях 21 января 1944 года по освобождению сел Устрека и Заднее Поле Мошенского района Новгородской области принимал участие отряд моряков дивизиона. Специально отобранный и хорошо подготовленный личный состав отряда показал образцы мужества и отваги в бою. За обрзцовое выполнение заданий командования многие офицеры, старшины и краснофлотцы дивизиона были награждены орденами и медалями. Командир дивизиона капитан 3 ранга Аржавкин Александр Федорович за блестящее руководство боевыми операциями на озере Ильмень приказом командующего 1 ударной армией Прибалтийского фронта № 030 от 28 января 1944 года был награжден орденом Александра Невского. 18 февраля 1944 года Главный штаб ВМФ запросил штаб Краснознаменного Балтийского флота о возможности переброски боевых катеров на Чудское озеро. Было решено воссоздать соединение речных кораблей на этом озере в составе Краснознаменного Балтийского флота на базе выводимого с озера Ильмень 25 отдельного дивизиона катеров. 6 апреля 1944 года приказом Наркома ВМФ 25 отдельный дивизион катеров был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота с оперативным подчинением командующему Ленинградским фронтом. 27 мая 1944 года командующий КБФ своим приказом объявил новую организацию 25 отдельного дивизиона катеров: отряд бронекатеров (5 ед.), отряд сторожевых катеров (типа БМК-70-5 ед., типа КМ — 6 ед.), отряд катеров вооруженных НУРС типа Я-5 (5 ед.), отряд полуглиссеров (3 ед.), самоходный тендер, береговая база, посты СНиС и манипуляторные пункты. Главная база - устье реки Гдовка. 18 июня 1944 года 25 отдельный дивизион катеров был переформирован в Отдельную бригаду речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере. Командиром бригады был назначен капитан 3 ранга (с сентября 1944 года – капитан 2 ранга) Аржавкин Александр Федорович. В это время противник имел довольно сильную Чудскую флотилию, насчитывающую до 20 быстроходных десантных барж и более 30 катеров и тральщиков. Несмотря на столь внушительные силы противника, корабли бригады успешно решали задачи по поддержке приозерного фланга сухопутных войск. 17 июля 1944 года корабли бригады высадили десант в районе входа в Псковское озеро из Чудского. Во время высадки десанта катера бригады с понтонами подверглись атаке 6 немецких самолетов «Ю-87». Поставив дымовую завесу, катера бригады прикрыли место высадки и удачно высадили десант на берег. 12 августа 1944 года Ставка ВГК вывела Отдельную бригаду речных кораблей КБФ на Чудском озере из оперативного подчинения Ленинградского фронта и передала ее 3 Прибалтийскому фронту, который подготовили к наступлению. Бригаде было приказано высадить десант в составе 191 стрелковой Новгородской Краснознаменной на западное побережье Теплого озера. 128 стрелковая Псковская Краснознамённая дивизия должна была высаживаться на плацдарм во втором эшелоне. В ночь на 14 августа 1944 года бригада речных кораблей передислоцировалась из города Гдова в Раскопельский залив, а еще через сутки — около полуночи — была произведена посадка первого эшелона войск. В ночь на 16 августа 1944 года бригада высадила части 191 стрелковой дивизии на необорудованный западный берег Теплого озера, соединяющего Чудское и Псковское озера в районе городка Мехикоорма уезда Тартумаа Эстонской ССР. Действиями боевых кораблей командир бригады капитан 3 ранга Аржавкин А.Ф. прикрыл район переправы и отвлек внимание противника от основного района действий. Артиллерия бронекатеров внезапно нанесла удар по малочисленным войскам противника, и десант стал развивать успех в направлении города Тарту (Эстония) к реке Эмайыги. На занятое побережье озера доставлялись не только штатные части стрелковых дивизий, но и средства усиления, а также многообразная техника и боезапасы. Утром 16 августа 1944 года самолеты противника обнаружили посадку второго эшелона на корабли бригады в районе деревни Пнево на восточном берегу Теплого озера. Противник бросил в район посадки второго эшелона 25 самолетов для атаки кораблей и личного состава, чтобы не допустить наращивания сил высаженного десанта. Атаки немецкой авиации отражали прибывшие зенитные батареи и самолеты ВВС КБФ. Вражеская авиация пыталась помешать переправе, совершая налеты большими группами по 18-36 бомбардировщиков в сопровождении истребителей. В результате ударов авиации противника бригада потеряла несколько катеров. Еще четыре бронекатера получили различные повреждения. Экипажи катеров и тендеров мужественно отбивались, боролись до последней возможности. К исходу 16 августа 1944 года из 20 тендеров в строю осталось 7. Пришлось спешно, не имея на озере достаточных средств, организовать ремонт бронекатеров и тендеров. К счастью, окончательно выведенных из строя десантных тендеров было не так много. 18 августа 1944 года в ходе Таллинской операции часть сил Отдельной бригады речных кораблей КБФ капитана 3 ранга Аржавкина А.Ф. принимала участие в освобождении города Калласте Эстонской ССР. До 19 августа 1944 года бригада осуществила перевозку еще двух дивизий, всего 6425 человек с вооружением, 89 орудий, 81 миномет, 24 автомашины, 137 лошадей, 312 тонн боеприпасов и 40 тонн различных грузов. Для усиления бригады в срочном порядке 22 августа 1944 года по железной дороге было переброшено еще шесть бронекатеров. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир Отдельной бригады речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере капитан 3 ранга Аржавкин Александр Федорович от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 98 от 23 августа 1944 года награжден орденом Нахимова II степени (вручен орден № 37). В конце августа 1944 года бригада стояла в устье речки Желча в Гдовском районе Псковской области, готовилась к предстоящим оперативным перевозкам войск 2 ударной армии Ленинградского фронта. Перевозки начались точно в срок - 5 сентября 1944 года. За 15 дней, с 5 по 19 сентября 1944 года, на кораблях и судах бригады через Чудское озеро были перевезены управление 2 ударной армии, 8, 30 гвардейский и 108 стрелковые корпуса, 100 тысяч человек, тысяча орудий, 4 тысячи автомашин, 13, 2 тысячи лошадей, 14 тысяч тонн боезапаса, 67 тысяч тонн продовольствия. В итоге на тартуском направлении была сосредоточена 2 ударная армия со всеми необходимыми средствами усиления, имевшая мощную артиллерийскую группировку (2040 стволов). Эта группа войск должна была в операции по разгрому фашистов в Эстонии нанести по врагу главный удар. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир Отдельной бригады речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере капитан 3 ранга Аржавкин Александр Федорович начальником морского отдела штаба Ленинградского фронта капитаном 1 ранга Луцким 19 сентября 1944 года был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом по войскам Ленинградского фронта № 0108/Н от 5 октября 1944 года. Закончив перевозку большей части войск на Чудском озере, бригада сразу же получила новые боевые задачи. Она должна была прикрыть фланги войск 2 ударной и 8 армий, выходившие на озеро, огнем бронекатеров оказать поддержку наступлению войск 2 ударной армии генерала Федюнинского и обеспечить продолжавшиеся перевозки техники, боезапаса и питания через Теплое озеро. И наконец, бригада должна была находиться в готовности к высадке тактического десанта на северный берег Чудского озера. Все эти задачи начали выполняться немедленно, энергично и настойчиво. После освобождения западного берега Чудского озера командир бригады капитан 3 ранга Аржавкин А.Ф. отозвал основные силы бронекатеров в город Гдов для пополнения боеприпасов, ремонта, но уже 20 сентября 1944 года большая группа катеров ушла к северному берегу на помощь 109 стрелковой дивизии 109 стрелкового корпуса 8 армии Ленинградского фронта. Катера сразу же получили задание провести разведку берега. В ходе разведки моряки уничтожили отряды «факельщиков», сжигавших все селения, находившиеся на берегу. Немцы отступали вглубь Эстонии. Командование бригады предложило командиру 109 стрелковой дивизии ускорить движение дивизии на запад путем переброски личного состава на кораблях. В два приема группа катеров перебросила на 20 км стрелковый полк, предварительно разминировав причалы и дороги в местах высадки в районе посёлков Раннапунгерья и Лохусуу в уезде Ида-Вирумаа Эстонии, расположенных на северном побережье Чудского озера, и подавив береговую батарею. 20 сентября 1944 года был последним днем боевых действий бригады на Чудском озере. После завершения Тартуской и Нарвской наступательных операций фланги 2 Ударной и 8 армий соединились, образовав сплошной фронт. Все побережье Чудского озера было очищено от противника, и необходимость размещения на нем морских сил отпала. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир Отдельной бригады речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере капитан 2 ранга Аржавкин Александр Федорович Командующим Краснознаменным Балтийским флотом адмиралом Трибуцем В.Ф. в сентябре 1944 года был представлен к медали «За боевые заслуги», которой награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года. 29 сентября 1944 года, в связи с уходом фронта от Чудского озера началась перевозка катеров бригады из города Гдова в Ораниенбаум. Сотни моряков бригады были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1944 года Отдельная бригада речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере награждена орденом Красного Знамени. 26 октября 1944 года командир бригады капитан 2 ранга А. Ф. Аржавкин получил назначение командиром 4 Сулинской бригады речных кораблей Дунайской флотилии.14 ноября 1944 года Отдельная Краснознаменная бригада речных кораблей Краснознаменного Балтийского флота на Чудском озере была расформирована. Дунайская военная флотилия (второго формирования) была сформирована на базе расформированной Азовской военной флотилии 19 апреля 1944 года Приказом НК ВМФ № 00265 в составе Черноморского флота. В состав флотилии входили 1 бригада бронекатеров и 4 бригада речных кораблей. 6 июля 1944 года корабли, части и штаб флотилии передислоцировались в Одессу. В июле-августе 1944 года боевая деятельность флотилии в основном сводилась к поддержке приморского фланга фронта и тралению в районе Одесса-Очаков. 13 августа 1944 года Дунайская военная флотилия переименована в Дунайскую флотилию. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, взятие городов городов Тулча и Сулина Приказом ВГК № 0302 от 7 сентября 1944 года 4 бригаде речных кораблей Дунайской флотилии присвоено почетное наименование «Сулинская». 8 сентября 1944 года высажены десанты в болгарские порты на Дунае Силистра, Тутракан, Рущук (Русе), Лом и Видин. С 28 сентября по 21 октября 1944 года Дунайская флотилия участвовала в Белградской операции. 28 – 30 сентября 1944 года кораблями флотилии высажены десанты в югославские города Раброво, Радуевац, Неготин, Прахово и Штубик (ныне в Борском округе Сербии). С 1 октября войска 57 армии повели наступательные бои в приграничных с Румынией районах Югославии. Чтобы помочь им, корабли Дунайской флотилии сосредоточивались в районе Турну-Северина. Им предстояло преодолеть труднопроходимый участок Дуная — знаменитые Железные Ворота, где скорость течения в осенние дни достигает 16 километров в час. Железные Ворота миновали 16 бронекатеров. Они сосредоточились на подступах к Смедерово. Вскоре сюда же подошли 5 катеров-тральщиков. 16 октября 1944 года Дунайская флотилия была выведена из состава Черноморского флота и стала самостоятельным объединением ВМФ, подчиненным непосредственно Наркому ВМФ. 20 октября 1944 года частями Красной и Народной Освободительной Югославской Армий во взаимодействии с кораблями Дунайской флотилии была освобождена столица Югославии город Белград. После освобождения Белграда и всей Югославии началась перегруппировка войск 2 и 3 Украинских фронтов, готовившихся к Будапештской операции. Дунайская флотилия принимала в этом самое активное участие. Она производила переправу и перевозку войск. 26 октября 1944 года командиром 4 Сулинской отдельной бригады речных кораблей был назначен капитан 2 ранга Аржавкин Александр Федорович. 30 октября 1944 года приказом НК ВМФ № 00245 4 Сулинская бригада речных кораблей была переформирована во 2 Сулинскую бригаду речных кораблей Дунайской флотилии. В состав бригады вошли: 2 дивизион мониторов (мониторы «Азов», «Бердянск», «Мариуполь»), 5 дивизион бронекатеров, 1 дивизион минометных катеров, 1 дивизион полуглиссеров. 17 ноября 1944 года штаб Дунайской флотилии передислоцирован в румынский город Турну-Северин. Флагманский командный пункты 2 Сулинской бригады речных кораблей развертывался вблизи армейских, корпусных и дивизионных штабов. В ходе операции по освобождению Югославии в начале декабря 1944 года командующим войсками 3 Украинского фронта Маршалом Советского Союза Толбухиным Ф.И. было запланировано проведение частной наступательной операции силами 57 армии и 12 корпуса Народно-освободительной армии Югославии. Основной целью операции было сковывание противостоящих сил противника с целью недопущения переброски немецких войск на север в Венгрию, где велись крайне ожесточенные и упорные сражения Будапештской наступательной операции. В ходе операции перед Дунайской флотилией была поставлена задача содействовать 57 армии в захвате сильно укрепленных югославских городов на берегу Дуная Илок, Опатовац и Вуковар (ныне Вуковарско-Сремская жупания, Хорватия). На первом этапе операции флотилия должна была высадить тактические десанты в крепость Илок и город Опатовац. В этом районе оборонялись части немецкой группы армий «F». Командующий Дунайской флотилией вице-адмирал Горшков С.Г. выделил в корабельный отряд высадки десанта 5 бронекатеров, в отряд артиллерийской поддержки - 5 минных катеров из состава 2 Сулинской бригады речных кораблей (командир капитан 2 ранга Аржавкин А.Ф.) В состав десанта были назначены 305 батальон морской пехоты Дунайской флотилии и два пехотных батальона Народно-освободительной армии Югославии (1470 человек). 3 декабря 1944 года в 15.00 десант вышел из исходного пункта - города Нови-Сад (ныне административный центр автономного края Воеводина, Сербия). Моряки прошли вверх по реке 57 километров, в том числе 17 километров скрытно по участку, где оба берега были заняты противником. В 01.30 ночи 4 декабря 1944 года был высажен первый эшелон десанта в намеченном пункте в 2 километрах ниже по течению от города Опатовац. Добившись полной внезапности, моряки и десантники застали врага врасплох и уже к 6 часам утра был захвачен плацдарм в 3 километра по фронту и 2 в глубину. На него без потерь был высажен второй эшелон десанта. Ещё одна группа морских пехотинцев (52 человека) была высажена непосредственно в город-крепость Илок. В неравном бою было уничтожено свыше взвода солдат противника. Из состава группы в живых осталось только 7 бойцов, двое из которых умерли от ран. Потери в кораблях отсутствовали. Советские и югославские бойцы отбили все атаки противника и продержались до подхода советских войск 5 декабря 1944 года. Соединившись с 68 стрелковым корпусом 57 армии, десантники совместно с ними в тот же день освободили города Илок и Опатовац. Во время десантных операций в город Опатовац и крепость Илок, командир 2 Сулинской бригады речных кораблей капитан 2 ранга Аржавкин А.Ф. лично вел бронекатера своей бригады, прорываясь вдоль линии фронта к местам высадки десантов, успешно и без потерь высадил десанты, в результате действий которых части 52 стрелковой дивизии, овладев городами Опатовац и Илок, продвинулись вперед до югославского города Сотин (ныне Вуковарско-Сремская жупания, Хорватия). Успешно выполнив задачу первого этапа операции, Дунайская флотилия приступила к подготовке второго этапа – десанта в город Вуковар. По плану операции десант должен был высадиться в районе югославского города Вуковар, занять город, перерезать прибрежное шоссе, оттянуть на себя силы врага. Одновременно войска 68 стрелкового корпуса 3 Украинского фронта и 12 армейского корпуса Народно-освободительной армии Югославии должны были той же ночью прорвать оборону противника, к рассвету обойти Вуковар с юго-запада и соединиться с десантом. С учетом того, что Вуковар находился в 37 километрах от линии фронта в пересеченной горно-лесистой местности, такая задача для войск была чрезмерной. В десант были выделены 305 батальон морской пехоты Дунайской флотилии, подразделения 1 гвардейского укрепленного района 3 Украинского фронта, 5 пехотная бригада НОАЮ — всего более 1 500 человек. Высадку производили катера 2 Сулинской бригады речных кораблей. Руководство десантной операцией осуществлял командующий флотилией вице-адмирал Горшков С.Г. Подход кораблей и высадка десанта были внезапными для противника. В тяжелом ночном бою была занята значительная часть города Вуковар. Был создан плацдарм в 3 километра по фронту и в 2 километра в глубину. Однако наступавшие на сухопутном фронте войска после первоначального продвижения были остановлены противником и не смогли прорваться к Вуковару. По приказу командования десант перешёл к обороне. Основные бои разгорелись на примыкающих к реке флангах, где противник пытался отрезать десант от Дуная. Здесь большую помощь бойцам оказали корабли флотилии – их действия огнём поддерживали 9 бронекатеров и 4 миномётных катера (с смонтированными на них реактивными установками «Катюша»). Кроме того, в поддержку десанта действовали береговые батареи флотилии из-за Дуная. Всего было отражено до 20 атак. При десантной операции в район города Вуковар 8 – 10 декабря 1944 года капитан 2 ранга Аржавкин А.Ф. лично провел катера с десантом вдоль линии фронта к месту высадки и успешно высадил десантников тремя эшелонами. После высадки десанта он своевременно организовал перевозку боеприпасов, продовольствия и пополнений высаженному десанту. Ввиду неудачного наступления сухопутных войск по предложению командующего флотилией десант был снят 10 декабря 1944 года. Противник пытался уничтожить его в момент эвакуации, поэтому она происходила в жестоком непрерывном бою. Тем не менее, десант был вывезен кораблями флотилии в полном составе. Потери в кораблях составили 2 бронекатера, потопленные вражеской артиллерией. Десантная операция не привела к успеху ввиду неудачного наступления сухопутных войск. Тем не менее, действия кораблей и десантников были организованы правильно, что позволило им трое суток вести тяжелый бой с превосходящим врагом и устойчиво оборонять занятый плацдарм. В бою личный состав советских и югославских частей продемонстрировал массовый героизм, получил хорошую школу взаимодействия. Имели место случаи, когда советским офицерам и даже солдатам приходилось брать на себя командование югославскими подразделениями. За мужество и героизм в этой операции несколько сот бойцов были награждены советскими и югославскими орденами. 27 декабря 1944 года Приказом НК ВМФ № 0928 за проявленное в боях с немецкими захватчиками мужество и высокое воинское мастерство 4 дивизион бронекатеров 2 Сулинской бригады речных кораблей награжден орденом Александра Невского. 6 января 1945 года за образцовое выполнение заданий противника в боях с немецкими захватчиками при форсировании Дуная и прорыве обороны противника и проявленные при этом доблесть и мужество Дунайская флотилия награждена орденом Красного Знамени (Приказ НК ВМФ № 060 от 3.02.45 г.). За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками в ходе операции по освобождению Югославии и проявленные при этом доблесть и мужество командир 2 Сулинской бригады речных кораблей капитан 2 ранга Аржавкин Александр Федорович командующим Краснознаменной Дунайской флотилией контр-адмиралом Холостяковым Г.Н. в январе 1945 года был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом по войскам 3 Украинского фронта № 063/Н от 22 февраля 1945 года. 13 февраля 1945 года в ходе Будапештской операции войсками 2 и 3 Украинских фронтов и силами Краснознаменной Дунайской флотилии был полностью освобожден город Будапешт. Среди отличившихся в боях за освобождение венгерской столицы Верховный Главнокомандующий в своем приказе отметил части и корабли Дунайской военной, в 2 Сулинскую бригаду речных кораблей (командир - капитан 2 ранга Аржавкин Александр Федорович). Войскам, участвовавшим в боях за овладение Будапештом, приказом ВГК от 13 февраля 1945 года объявлена благодарность и в Москве дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городом Будапешт Краснознаменная Дунайская флотилия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года награждена орденом Нахимова I степени (Приказ НК ВМФ № 210 от 14.05.45 г.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года учреждена медаль «За взятие Будапешта». На начальном этапе Венской наступательной операции (16 марта - 15 апреля 1945 года) советские войска разбили группировку частей немецко-венгерской группы армий «Юг») на правом, венгерском, берегу Дуная в районе городов Эстергом - Тата). Однако на левом, чехословацком, берегу Дуная части 8 немецкой армии упорно оборонялись, остановив наступление войск 7 гвардейской армии 2 Украинского фронта. С целью добиться перелома в боевых действиях, командующий фронтом приказал командующему Краснознаменной Дунайской флотилии высадить речной десант в прибрежном селе Радвань (Радвань-над-Дунаем Нитранского края Словакии), в тридцати километрах выше города Паркань (ныне город Штурово, район Нове Замки Нитранского края Словакии). Срок для подготовки операции был сжатый. Выделенные для десанта части морской пехоты в намеченный срок не успели прибыть в исходный пункт десанта — венгерский городок Несмей, что сорвало ночную высадку. Поэтому командующий флотилией принял решение высаживаться днём 28 марта 1945 года. Первая половина дня 28 марта 1945 года была максимально использована для уничтожения немецкой обороны на участке высадки сосредоточенным артиллерийским огнём и серией авиационных ударов. Высадка десанта была возложена на 2 Сулинскую бригаду речных кораблей флотилии (13 бронекатеров, командир бригады капитан 2 ранга Аржавкин А.Ф., он же командир высадки). Для прикрытия десанта была выделена вся артиллерия флотилии и значительные силы из фронтовой артиллерии. Переход производился под артиллерийско-миномётным огнём противника. Первый эшелон десанта составлял 305 отдельный батальон морской пехоты (450 человек), затем очередными рейсами к 17.00 того же дня была доставлена вся 83 отдельная бригада морской пехоты (1700 человек, командир бригады полковник Л. К. Смирнов), с артиллерией и минометами. Первоначально были захвачены береговые укрепления противника. Затем бригада выбила противника из населенных пунктов Радвань и Моча. Оправившись от первоначальной внезапности и подтянув подкрепления, противник неоднократно переходил в контратаки. Однако в условиях одновременного удара с фронта и десанта с тыла, а также непрерывных ударов советской авиации по коммуникациям, немецкое командование не имело возможности сосредоточить для уничтожения десанта значительные силы. Отразив разрозненные атаки, бригада стала продвигаться навстречу войскам 7 гвардейской армии. Замысел советского командования оправдался - появление в тылу противника советских войск вынудило противника к отходу. К утру 30 марта 1945 года десантники вышли на окраину словацкого города Комарно и в течение дня совместно с подошедшими передовыми частями 7 гвардейской армии освободили его. В ходе боя в порту Комарно катера флотилии дважды высаживали десантные группы, сыгравшие большую роль в успешном исходе боя. Освобождение Радвани и Комарно значительно ускорило продвижение советских войск по северному берегу Дуная к Братиславе. За отличные боевые действия при прорыве обороны противника и овладении городами Комарно, Новы Замки, Шураны, Комъятице и Втабле приказом ВГК от 30 марта 1945 года кораблям и частям Краснознаменной Дунайской флотилии объявлена благодарность. 4 апреля 1945 года в ходе Братиславско-Брновской операции войсками 2 Украинского фронта освобожден город Братислава. В освобождении столицы Словакии принимали участие корабли 2 Сулинской бригады речных кораблей Краснознаменной Дунайской флотилии. Корабли бригады прорывались под разрушенными мостами и огнем с реки обстреливали врага в самом городе. Враг неистово сопротивлялся, бронекатера получали пробоины, загорались. Матросы гасили пожары, устраняли повреждения механизмов и ни на миг не прекращали огня. Корабли доставили в город морскую пехоту. Она высаживалась на набережные и вступала в уличные бои. Особенно отличившимся в боях 2 Сулинской бригаде речных кораблей (командир капитан 2 ранга Аржавкин Александр Федорович) и 1 дивизиону минных катеров (командир - старший лейтенант Бобков Георгий Иванович) бригады Приказом ВГК присвоено почетное наименование Братиславских. Войскам, участвовавшим в боях за освобождение Братиславы, приказом ВГК от 4 апреля 1945 года объявлена благодарность и в Москве дан салют 20 артиллерийскими залпами из 224 орудий. 6 апреля 1945 года в директиве Ставки ВГК № 11063 46 армии было приказано переправиться на северный берег Дуная для обхода Вены с севера. Та же задача была поставлена перед 2 гвардейским механизированным и 23 танковым корпусами. Большую работу по переправе войск выполнила Краснознаменная ордена Нахимова I степени Дунайская флотилия: в течение трёх суток она перевезла около 46 тыс. человек, 138 танков и САУ, 743 орудия и миномёта, 542 автомашины, 2230 лошадей, 1032 тонны боеприпасов. Происходило это севернее селения Хайнбург-ан-дер-Донау (округ Брук-на-Лайте, федеральная земля Нижняя Австрия) очень близко от вражеских позиций. Противник пытался помешать переправе воздушными налетами и артиллерийским обстрелом. Еще полным ходом шла переправа, когда флотилия 8 апреля 1945 года высадила два десанта в ближнем тылу вражеских войск в районах Маннсдорф-ан-дер-Донау и Орт-ан-дер-Донау (округ Гензерндорф, федеральная земля Нижняя Австрия). Это помогло советским войскам взломать вражескую оборону и продвинуться на 20 километров, завязав бои на улицах австрийской столицы. К исходу 10 апреля 1945 года вражеский гарнизон Вены был зажат с трёх сторон, продолжая оказывать сопротивление лишь в центре города. В сложившейся обстановке немецкое командование предпринимало все меры чтобы удержать единственный не взорванный мост через Дунай — Рейхсбрюкке (Имперский мост). Разрушив четыре моста, гитлеровцы цепко держались за этот последний, связывающий берега реки в самом центре города. По нему они перебрасывали резервы, технику. На случай отхода враг заминировал красивейший Имперский мост, национальную гордость австрийцев. Взрыв Рейхсбрюкке сильно затруднил бы наступление войск. Советское командование в свою очередь старалось захватить мост, чтобы не допустить отхода противника. Для этого 11 апреля 1945 года в районе моста Дунайская флотилия высадила десант в составе усиленной роты 217 гвардейского стрелкового полка. В десантный отряд под командованием старшего лейтенанта Клоповского С.И. были включены пять бронекатеров, в отряд поддержки - восемь минометных катеров под командованием старшего лейтенанта. Бобкова Г.И из состава 2 Сулинской бригады речных кораблей. Корабли отдали швартовы и один за другим выдвинулись на узкую, огражденную бакенами полоску воды вдоль самого берега. Десантный отряд принял роту автоматчиков под командованием старшего лейтенанта Пилосяна Э.А. с двумя пушками-сорокапятками и четырьмя станковыми пулеметами. Половина роты погрузилась на бронекатер старшего лейтенанта Синявского А.П., вторая половина — на бронекатер старшего лейтенанта Третьяченко А.П. Миновав разрушенный железнодорожный мост Штадтлаубрюкке, где разведчики флотилии нащупали единственную узкую лазейку, под огнем артиллерии противника с обоих берегов Дуная корабли с десантом достигли моста Рейхсбрюкке. Скрываясь клубах дымзавесы, поставленной бронекатерами, автоматчики старшего лейтенанта Пилосяна Э.А. почти одновременно высадились на оба берега Дуная совсем близко от моста. Решительной атакой они уничтожили гитлеровцев на мосту и подходах к нему, занялит окопы, в которых только что сидел противник. Саперы обезвредили взрывные заряды, установленные противником для подрыва моста. Минометные катера отряда поддержали действия десантников огнем своих реактивных установок. Боевая задача была успешно решена. Корабли получили приказ на отход. Это оказалось тоже нелегко. Фашисты подтянули к берегу реки танки и самоходки и усиленно обстреливали корабли. Некоторые корабли получили повреждения. Экипажи, не прекращая огня по врагу, ликвидировали пожары, откачивали поступающую через пробоины воду. Не удалось избежать потерь - восемь убитых и тяжелораненых. Среди раненых - югославский лоцман Будемир Петрович, не раз выручавший флотилию своим опытом и знаниями. Он и в этой операции безупречно провел корабли сквозь руины Штадтлаубрюкке. Двое суток гвардейцы-автоматчики отстаивали мост, пока на выручку к ним не прорвались подразделения 80 гвардейской стрелковой дивизии. Спасенный мост помог быстрому освобождению Вены. К середине дня 13 апреля 1945 года в результате хорошо подготовленного штурма Вена была очищена от немецких войск. В ходе боя в районе Имперского моста был высажен второй десант в составе батальона 21 гвардейского стрелкового полка 7 гвардейской воздушно-десантной дивизии. Мост был заминирован немецкими войсками, однако стремительные и смелые действия десантников предотвратили взрыв. В приказе ВГК от 13 апреля 1944 года за отличные боевые действия при овладении городом Вена кораблям и частям Краснознаменной ордена Нахимова I степени Дунайской флотилии объявлена благодарность. За участие в этой операции Краснознаменная ордена Нахимова I степени Дунайская флотилия была награждена орденом Кутузова II степени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года в честь взятия Вены учреждена медаль «За взятие Вены». За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 2 Сулинско-Братиславской бригады речных кораблей Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии капитан 2 ранга Аржавкин Александр Федорович награжден орденом Ушакова II степени (вручен орден № 249). За время Великой Отечественной войны корабли флотилии прошли с боями по Дунаю свыше 2 тысяч километров до города Линц - административного центра федеральной земли Верхняя Австрия , высадили 18 тактических десантов, переправили до 900 тысяч человек, свыше 1,5 тысячи танков и САУ, 7 тысяч орудий и миномётов, 450 тысяч тонн грузов. С 20 апреля 1945 года по приказу НК ВМФ для обеспечения судоходства 2 Сулинско-Братиславская бригада речных кораблей начала интенсивное траление реки Дунай от Братиславы до города Комарно (Нитранский край, Словакия). За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев в горах Вэртэшхедьшег западнее Будапешта, овладение городами Эстергом, Несмей, Фельше-Галла, Тат 2 Сулинско-Братиславская бригада речных кораблей Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 года награждена орденом Ушакова II степени. 1 мая 1945 года 2 Сулинско-Братиславская ордена Ушакова II степени бригада речных кораблей под командованием капитана 2 ранга Аржавкина А.Ф. закончила траление основного фарватера шириной 60 метров реки Дунай от Братиславы до Комарно. День Победы 9 мая 1945 года 2 Сулинско-Братиславская ордена Ушакова II степени бригада речных кораблей встретила в столице Австрии городе Вене. 24 июня 1945 года 5 офицеров и 7 матросов Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии приняли участие в Параде Победы на Красной площади в Москве. В их числе был и капитан 2 ранга Аржавкин А.Ф. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир 2 Сулинско-Братиславской ордена Ушакова II степени бригады речных кораблей Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии капитан 2 ранга Аржавкин Александр Федорович Указом Президиум Верховного Совета СССР награжден орденом Нахимова I степени (вручен орден № 46). 8 июля 1945 года тральными силами флотилии было завершено траление судового фарватера от города Джурджу (Румыния) до Вены протяженностью 1420 км и шириной 100 - 150 метров. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года 2 Сулинско-Братиславская ордена Ушакова II степени бригада речных кораблей награждена орденом Красного Знамени. 22 июля 1945 года на парад в День ВМФ в город Будапешт прибыл Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов. Парад проходил в районе Будапешта (остров Чепель). В параде участвовали 4 монитора, 26 бронекатеров, 12 минных катеров, 5 торпедных катеров, 39 тральщиков и штабной корабль «Царица Иоанна». В течение лета и осени 1945 года корабли и подразделения 2 Сулинско-Братиславской Краснознаменной ордена Ушакова II степени бригады речных кораблей Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии продолжали боевое траление на реке Дунай и ее притоках, выполняли другие мероприятия по поддержанию оперативного режима. К окончанию навигации 1945 года судовой фарватер на Дунае был расширен до 170 - 200 метров и протрален магнитными и акустическими тралами на 18 крат. Правительство Югославии наградило многих моряков боевыми орденами. Командир 2 Сулинско-Братиславской Краснознаменной ордена Ушакова II степени бригады речных кораблей капитан 2 Аржавкин Александр Федорович награжден орденом «За заслуги перед народом». С 1 января 1946 года Краснознаменная Дунайская флотилия начала переформирование на штаты мирного времени. 2 Сулинско-Братиславская Краснознаменная ордена Ушакова II степени бригада речных кораблей Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии была расформирована 24 марта 1947 года, мониторы и 4 Тулчанский дивизион бронекатеров были переданы 1 Керченско-Венскую Краснознаменную бригаду речных кораблей, минные катера (12 единиц) переданы в отряд кораблей резерва флотилии. 19 мая 1947 года капитан 1 ранга Аржавкин А.Ф. был назначен командиром 1 Керченско-Венской Краснознаменной бригады речных кораблей Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии. В апреле 1949 года капитан 1 ранга Аржавкин Александр Федорович был назначен начальником штаба Краснознаменной орденов Нахимова I степени и Кутузова II степени Дунайской флотилии и занимал эту должность до ноября 1949 года. В последующие годы он занимал должности командира соединения, учебного отряда, командующего Северной Тихоокеанской флотилией, заместителя командующего Северным флотом, заместителя командира Ленинградской военно-морской базы. Воинское звание контр-адмирал ему присвоено 21 января 1951 года. Аржавкин Александр Федорович – единственный офицер Военно-Морского флота СССР, удостоенный за личное мужество, умелое командование частями, соединением, образцовое выполнение боевых заданий тремя флотоводческими орденами — Нахимова I и II степени, Ушакова II степени, полководческим орденом Александра Невского. Он также награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, болгарским орденом «За храбрость», югославским — «За заслуги перед народом», чехословацким — «За храбрость перед врагом», многими советскими и иностранными медалями. Аржавкин Александр Федорович - почетный гражданин города Братиславы (Словакия). Имя Александра Федоровича Аржавкина носит корабль - сухогруз Дунайского пароходства «Александр Аржавкин». Аржавкин Александр Федорович умер 16.09.1965 года, похоронен на Серафимовском кладбище города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2012-11-12 09:09:26
Дата и время последнего изменения:2012-11-18 00:30:59
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.