Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
129085
12335
6861
48452
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Гуськов Евгений Владимирович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1899
Место рождения:
Национальность:русский
Должность:командир Кольбергской ВМБ ЮЗМОР КБФ
Звание:капитан 1 ранга

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

2 Балтийский отряд пограничных судов
Главная военно - морская база (Таллин, Кронштадт) (Краснознаменного Балтийского флота)
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменная бригада торпедных катеров (Краснознаменного Балтийского флота)
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Прибалтийский пограничный округ (Войск НКВД)
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:город Ленинград
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.1.1919
Место призыва (военкомат):добровольно в партизанский отряд ДВК
Дополнительные сведения:Родился в 1899 году. Русский.Член ВКП(б) с 1932 года. В Гражданскую войну с января 1919 по октябрь 1920 года воевал в партизанском отряде Шевцова в Дальневосточном крае. В 1920 году получил сильное обморожение ног. С октября 1920 года краснофлотец Гуськов Е.В. воевал рулевым на Амурской флотилии Народно-революционной армии Дальневосточной Республики. Боеспособные силы флотилии к лету 1921 года после ремонта состояли из шести канонерских лодок, пяти вооружённых пароходов, шести катеров, шести тральщиков и до 20 вспомогательных судов. С апреля 1921 года флотилия подчинялась штабу Морских сил Дальневосточной Республики. Флотилия взаимодействовала с сухопутными войсками на реках Амур и Уссури, обороняла минно-артиллерийскую позицию в районе Хабаровска. С 9 января 1922 года называлась Народно-революционным флотом Дальневосточной Республики. Последней операцией флотилии в период гражданской войны стал поход отряда кораблей в составе Северной группы сухопутных и морских сил в сентябре-октябре 1922 года с целью освобождения низовьев Амура от японцев и прояпонских властей. Вскоре после занятия Народно-революционной армией Дальневосточной Республики Владивостока, Дальневосточная Республика объявила о своем присоединении к РСФСР, и, соответственно, флотилия 17 ноября 1922 года стала называться Амурской речной военной флотилией Морских сил Дальнего Востока РСФСР. После интервенции и гражданской войны флотилия находилась в плачевном состоянии, потеряв более половины боевого состава, но в середине 1920-х годов начала восстанавливаться с большим энтузиазмом путем ремонтов, модернизаций и перевооружений доставшихся в наследство от Российской империи речных кораблей, а также переброской по железной дороге из Балтийского и Чёрного морей нескольких бронекатеров. С 6 сентября 1926 года в связи с упразднением Морских сил Дальнего Востока флотилия непосредственно подчинялась начальнику Военно-Морских Сил РККА. С апреля 1927 по октябрь 1929 года Гуськов Е.В. служил старшиной катера Морской базы Дальневосточного полномочного представительства ОГПУ (ПП ОГПУ) в городе Хабаровске. В сентябре 1929 года Гуськов Е.В. поступил в Военно-Морское училище имени М.В.Фрунзе, которое успешно закончил в октябре 1932 года. С октября 1932 по ноябрь 1934 года служил вахтенным начальником тральщика «Украина» Черноморского флота. С ноября 1934 по март 1938 года Гуськов Е.В. командовал дивизионом 26 Одесского погранотряда Черноморского погранокруга НКВД СССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1938 года Гуськов Евгений Владимирович награжден медалью «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии». С марта 1938 по апрель 1939 года он возглавлял морское отделение Управления пограничных войск УССР. В апреле 1939 года Гуськов В.Е. был назначен командиром вновь формируемого 1 Северного отряда погрансудов Мурманского пограничного округа НКВД, а в июне 1940 года – начальником отделения Главного управления пограничных войск НКВД. В 1940 году Гуськов Евгений Владимирович награжден почетным знаком «Заслуженный работник НКВД». В июне 1941 года Гуськов Евгений Владимирович был назначен начальником штаба 2 Балтийского отряда пограничных судов НКВД Прибалтийского пограничного округа. В этой должности он встретил начало Великой Отечественной войны. На 22 июня 1941 года отряд насчитывал 1474 человек личного состава, штаб отряда базировался в городе Таллине. В основном в состав отряда входили морские охотники (МО) и пограничные сторожевые корабли проекта 122 (большие охотники за подводными лодками - БО). С 23 июня 1941 года отряд на основании распоряжения наркома Военно-Морского флота был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота, действовал в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе. Уже 23 июня 1941 года экипаж катера МО-206 уничтожил или, по крайней мере, повредил немецкую подводную лодку, 24 июня 1941 года сторожевой корабль «Аметист» также, совместно с ПК-229 атаковал подводную лодку, наблюдал масляное пятно. Немецкие источники потерь не подтверждают. 4 июля 1941 года морские охотники 1 дивизиона заминировали выходной фарватер порта Хельсинки. 5 августа 1941 года ПК-221 и МО-142 потопили подводную лодку. 28 августа 1941 года КМ-280 из состава отряда, приняв на борт начальника штаба флота контр-адмирала Ю.Ф. Ралля, стал последним советским кораблём, покинувшим Таллин. Во время Таллинского перехода катера отряда отбивали атаки авиации, расстреливали плавучие мины, спасли более 1500 человек, оказавшихся в воде, в том числе и с лидера «Минск». Отряд потерь не имел и после завершения перехода вступил в подчинение Кронштадтской военно-морской базы. В сентябре 1941 года МО-207 и МО-303 отряда вели бой с 13 финскими катерами в Финском заливе. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 11 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд погрансудов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ в Кронштадте под командованием капитана 3 ранга А.Н. Перфилова. Гуськов Е.В. был назначен начальником штаба отряда. С первого же дня своего существования отряда «Морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. Дозорная служба кораблей ОВР в восточной части Финского залива осенью 1941 года охватывала два района: западный и восточный — от мыса Сейвястё на восток до банки Каменная (Невская губа). В восточном районе было развернуто 13 круглосуточных линий корабельных дозоров, расположенных вокруг острова Котлин и на запад до меридиана мыса Сейвястё. С 22 сентября 1941 года их число в Невской губе возросло еще более. Восточные дозоры поддерживались артиллерией кронштадтских фортов, звеном катеров МО, стоявших в базе в 15-минутной готовности к выходу, и звеном самолетов МБР-2. Для поддержки дозоров в районе Морского канала с 25 сентября 1941 года выделялись два катера МО с местом нахождения в его огражденной части, а с 29 сентября в связи с тем, что из района Стрельна — Новый Петергоф стали проникать на плавсредствах вражеские диверсионные группы, в ночное время на фарватере у Петергофского буя выставлялись базовый тральщик и два "малых охотника". Восточными дозорами руководил командир Истребительного отряда ОВР КБФ. Для несения дозорной службы использовались "малые охотники", сторожевые и рейдовые катера. Благодаря стойкости и героизму моряков-овровцев, несших дозорную службу, морские подступы к Кронштадту и Ленинграду находились под надежной охраной. Овровцы осуществляли также противолодочную, противокатерную и противовоздушную оборону конвоев, прикрытие их дымовыми завесами от огня береговой артиллерии противника. Всего осенью 1941 года было проведено 37 конвоев. В этот же период силы и средства ОВР КБФ трижды эскортировали подводные лодки из Кронштадта до точки их погружения на Западном Гогландском плесе. С 24 октября по 2 декабря 1941 года малые охотники отряда участвовали в эвакуации Военно-морской базы Ханко. Походы на Ханко и обратно совершались в сложных гидрометеорологических условиях (штормы, обледенение, плохая видимость). До войны считалось, что катера МО могут плавать при волнении моря не более 3— 4 баллов. Во время эвакуации Ханко они ходили в семибалльный шторм. Их то и дело накрывали волны, верхняя палуба и надстройки нередко покрывались льдом. В ледяной панцирь превращалась одежда людей из верхней команды. Особенно трудно приходилось впередсмотрящим, стоявшим на самом носу корабля. Операция по эвакуации гарнизона военно-морской базы Ханко получила высокую оценку Военного совета Ленинградского фронта. Всему личному составу кораблей КБФ, участвовавших в ней, была объявлена благодарность. Наиболее отличившиеся удостоились правительственных наград. Всю первую блокадную зиму продолжался ремонт кораблей. ОВРовцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на Балтике. К весне 1942 года на всех катерах МО была установлена новая гидроакустическая аппаратура. В апреле 1942 года капитан 2 ранга Гуськов Е.В. был назначен командиром Истребительного отряда катеров Охраны водного района КБФ. Летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. Только за май и июнь 1942 года катерники отразили 36 атак с воздуха, в которых участвовало 504 самолета противника. Но во всех случаях экипажи "малых охотников" вели себя стойко и мужественно. Отражая многочисленные атаки авиации катера сбили и повредили более 20 немецких самолетов. В кампанию 1942 года овровпы осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсари и обратно. Всего в 1942 году было проведено 50 конвоев общим составом 259 боевых кораблей и судов. С этой целью "малые охотники" совершили 78 выходов в море. Наряду с боевым тралением, несением дозорной службы, проводкой эскортов и конвоев Истребительному отряду ОВР приходилось решать и задачи наступательного характера. В период с 8 по 10 июля 1942 года корабли соединения участвовали в высадке и обеспечении тактического десанта на остров Соммерс. Сторожевик "Буря", базовые тральщики и "малые охотники" огнем орудий и пулеметов оказали эффективную поддержку действиям десантников. 20 июля 1942 года капитан 2 ранга Гуськов Евгений Владимирович, как лучший командир отряда, был назначен командиром Бригады торпедных катеров Краснознаменного Балтийского флота, которая в это время входила в состав Кронштадтского морского оборонительного района КБФ. Бригада торпедных катеров КБФ в это время насчитывала 40 катеров, в том числе 2 специально приспособленных для постановки мин. Летом 1942 года перед бригадой стояли задачи: активными минными постановками затруднять противнику использование его прибрежных морских коммуникаций, нарушать его перевозки ударами по транспортам и боевым кораблям, а также действовать против них на открытых рейдах. Волевой, энергичный командир капитан 2 ранга Гуськов Е.В. организовал боевую подготовку соединения, поднял дисциплину. Серьезной помехой действиям торпедных катеров на прибрежных морских коммуникациях являлось то, что такие важные опорные пункты, как острова Гогланд, Большой Тютерс и Соммерс, опираясь на которые можно было обеспечить благоприятный оперативный режим в восточной части Финского залива, находились в руках противника. В 1942 году торпедные катера под его личным руководством комбрига капитана 2 ранга Гуськова Е.В. провели ряд боевых операций в районах, занятых противником, провели минные постановки в шхерных районах Финского залива Балтийского моря. Он разработал план и лично руководил операцией по поиску и уничтожению транспортов на вражеских коммуникациях. Всего кампании 1942 года торпедные катера бригады совершили 141 групповой выход для поиска и уничтожения транспортных средств и боевых кораблей противника. В зимний период 1942 – 1943 года командир Бригады торпедных катеров КБФ капитан 2 ранга Гуськов Е.В. умело организовал базирование сил в необорудованном пункте. Там же был организован ремонт кораблей. Находясь под непрерывным воздействием вражеской авиации, он умелой маскировкой катеров, сумел сохранить их от повреждений. За участие в героической обороне Ленинграда командир Бригады торпедных катеров КБФ капитан 2 ранга Гуськов Евгений Владимирович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года награжден медалью «За оборону Ленинграда». К началу кампании 1943 года в составе Бригады торпедных катеров КБФ, которой командовал капитан 1 ранга Гуськов Е.В., имелось 23 катера. В течение года бригада пополнилась 37 катерами, полученными от промышленности и после капитального ремонта. Таким образом, в ходе кампании численный состав бригады непрерывно увеличивался, а это давало возможность усиливать удары по вражеским конвоям и кораблям. С началом кампании 1943 года задачи Бригады торпедных катеров КБФ оставались прежними, однако значительно увеличилось число выходов на поиск противника, эскортирование выходящих в боевые походы подводных лодок и их возвращение в базу. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир Бригады торпедных катеров КБФ капитан 2 ранга Гуськов Евгений Владимирович командующим Кронштадтским морским оборонительным районом капитаном 1 ранга Левченко Г.И. в мае 1943 года был представлен к ордену Красного Знамени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 50 от 8 июня 1943 года. В ночь на 6 июня 1943 года командующий Краснознаменным Балтийским флотом приказал сформировать отряд для встречи и проводки в Кронштадт возвращавшейся из боевого похода подводной лодки "Щ-303". Информируя об обстановке, вице-адмирал В.Ф. Трибуц указал, что подводная лодка, преследуемая в течение нескольких суток кораблями и самолетами противника, почти полностью израсходовала запас электроэнергии и лежит на грунте в районе острова Большой Тютерс. Это место находилось под постоянным наблюдением противника, вокруг располагались минные поля. К вечеру был полностью сформирован отряд кораблей для встречи подводной лодки, состоявший из группы поиска и группы прикрытия. Группа поиска включала десять "малых охотников", шесть из них имели тралы. Ей предстояло выйти в район нахождения "Щ-303", найти ее, связаться при помощи звуковой подводной сигнализации и провести лодку за тралами на Лавенсари. Группа прикрытия состояла из семи торпедных катеров и должна была прикрыть первую во время поиска лодки и при ее эскортировании. Возглавлял группу командир Бригады торпедных катеров КБФ капитан 2 ранга Е.В. Гуськов. Эти группы должны были поддерживать сторожевой корабль "Гангутец" и канонерская лодка "Кама", находившиеся на Лавенсарском рейде. Общее руководство действиями всех сил, выделенных для встречи "Щ-303", осуществлял командир Отряда шхерных кораблей КБФ контр-адмирал Д.Д. Вдовиченко. С наступлением темноты 6 июня 1943 года "малые охотники" и торпедные катера вышли в море. Они следовали раздельно, первые направлялись в точку встречи с подводной лодкой, вторые — в район северо-западнее этой точки. Вскоре после полуночи катера поиска прибыли в точку предполагаемого нахождения подводной лодки (проход между банками Намси и Неугрунд) и заглушили моторы. Флагманский катер "МО-123" начал вызывать подводную лодку условными сигналами с помощью звуковой подводной сигнализации. Однако лодка не всплывала и не отзывалась. Назначенное время встречи истекло. С наступлением рассвета было решено вызов лодки прекратить и отходить на Лавенсари. Утром группа поиска вернулась на Лавенсари. Оказалось, что подводная лодка, использовав последние ресурсы электроэнергии, перешла в другую, более удаленную от островов точку. Вечером силы вышли снова, чтобы встретить подводную лодку "Щ-303". На этот раз группа состояла из семи "охотников" (пять из них были с тралами). Торпедные катера прикрытия следовали мористее группы поиска. Около полуночи группа поиска подошла к точке встречи и начала вызывать подводную лодку. Вскоре над поверхностью воды показалась ее рубка. "МО-125" подошел к ней вплотную. Отряд выстроился в походный ордер и направился к Лавенсари. Прибыв на Лавенсари, корабли сразу же начали готовиться к переходу в Кронштадт. Вместе с "Щ-303" должна была идти и подводная лодка "С-12". Эскорт вышел в 22 часа 9 июня. Следующей ночью "Щ-303" и "С-12" в охранении "малых охотников" благополучно перешли в Кронштадт. Балтийские катерники предпочитали ночные торпедные атаки, основанные на принципе скрытности и внезапности действий катеров. Но иногда они производили поиск противника и атаковывали его в дневное время. Чаще всего это происходило при обеспечении траления. Дневные торпедные атаки боевых кораблей противника, которые пытались противодействовать тралению, требовали высокой тактической подготовки, смелости и мужества со стороны личного состава. При дневных атаках командиры катеров, прорываясь через заградительный огонь противника, при¬меняли дымовые завесы и, проявляя настойчивость и решительность, доводили атаки до торпедного залпа. В течение года торпедные катера совершили 43 групповых выхода на поиск противника и произвели 40 торпедных атак. По достоверным данным, в результате этих атак были потоплены мирный заградитель «Ринлахти», сторожевой корабль «Вест» и два тральщика. Потери бригады составляли семь катеров. Большинство из них погибло при выполнении дневных торпедных атак. Расширилась и минная деятельность бригады. В 1943 году она поставила 745 мин и минных защитников, в том числе неконтактных мин только 18, так как запас их все еще оставался очень малым. Эти мины в сочетании с минными заграждениями, поставленными авиацией КБФ, создали серьезные затруднения для судоходства противника и боевой деятельности его флота, особенно в восточной части Финского залива. Они вызывали большое напряжение для немецких тральщиков и сокращали объем перевозок. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир Бригады торпедных катеров КБФ капитан 2 ранга Гуськов Евгений Владимирович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1943 года награжден орденом Красной Звезды. За выдающийся вклад в борьбу с общим врагом в 1943 году капитан 2 ранга Гуськов Евгений Владимирович награжден орденом Военно-Морской крест США. 14 декабря 1943 года капитан 2 ранга Гуськов Евгений Владимирович был назначен командиром Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота. В период подготовки наступления Лениградского фронта, принимая участие в перевозке войск из Ленинграда и с мыса Лисий Нос на ораниенбаумский плацдарм, с 23 декабря 1943 года Охрана водного района получила приказание перевезти несколько общевойсковых соединений, спецчастей и подразделений фронта. К этому времени в устье реки Невы и под северным берегом Невской губы уже образовался лед толщиной 5-15 сантиметров, почти непроходимый для речных буксиров, особенно для деревянных барж. Поэтому перевозки теперь производились только через Лисий Нос. Для буксировки барж привлекались базовые тральщики, выполнявшие одновременно роль ледоколов. Несмотря на тяжелые условия плавания и трудности погрузочно-разгрузочных работ на малых причальных фронтах и в гаванях, забитых льдом, экипажи боевых кораблей и судов, проявляя стойкость и упорство, совершали переходы в оба конца за темное время суток, а базовые тральщики успевали делать даже по два рейса за ночь. Перевозки продолжались до 21 января 1944 года. За этот период корабли ОВРа, пройдя во льдах 46 776 миль, доставили в Ораниенбаум около 130 танков и самоходных артиллерийских установок, 347 автомашин, 22 100 бойцов и командиров, свыше 105 тысяч тонн боеприпасов и других грузов. Личный состав кораблей, участвовавших в перевозках, с честью справился со своей задачей. Умело руководил подчиненными командир Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота капитан 2 ранга Гуськов Евгений Владимирович. С окончательным освобождением города Ленинграда от блокады произошли благоприятные изменения в обстановке на Балтийском театре военных действий. Расширение зоны базирования сил КБФ создало условия для усиления боевой деятельности кораблей и соединений флота в последующих наступательных операциях Советской Армии в Прибалтике. В результате разгрома противника под Ленинградом было освобождено южное побережье Финского залива до устья, реки Нарова. Режим обороны островов Лавенсари, Пенисари, Сескар стал более устойчивым. Флот начал осваивать освобожденные районы Лужской и Копорской губ. Расширялась зона дозорной службы и траления. На очереди стоял вопрос о дальнейшем передвижении сил флота на запад. Все это обусловливало еще более сложный характер задач, которые предстояло решать кораблям и частям ОВР. Линии корабельных дозоров выдвигались дальше на запад, охватывая все большую зону наблюдения и охраны. Большая и опасная работа предстояла тралящим кораблям в Нарвском заливе, где противник продолжал усиливать и без того мощное минное заграждение. Требовало новых мер противоминного обеспечения расширение зоны базирования флота. Предусматривалось траление подходов к финскому побережью в связи с подготовкой наступательной операции на выборгском направлении. В восточной части Финского залива с первых дней кампании 1944 года завязывались ожесточенные схватки дозорных катеров ОВР со сторожевыми и торпедными катерами противника, действовавшими группами по 5—8 единиц. Столкновения происходили обычно в ночное время и носили быстротечный характер. Ночью 16 мая 1944 года Сескарский плес Финского залива стал ареной жарких схваток, в которых участвовало 6 "малых охотников" и до 14 катеров противника. В этих боях успех сопутствовал ОВРовцам, отличившимся воинским мастерством, стойкостью и отвагой. Ночью 17 мая 1944 года дозорные катера "МО-124" и "МО-203" (командир звена капитан-лейтенант А.З. Патокин) восточнее острова Сескар атаковали подводную лодку противника, следовавшую в надводном положении. Заметив катера, она быстро погрузилась. Капитан-лейтенант А.З.Патокин вывел "охотники" в атаку. Командиры катеров Н.Д. Дежкин и М.Г. Авилкин произвели необходимые расчеты, и на подводную лодку обрушились серии глубинных бомб. После второго захода "малых охотников" произошел сильный подводный взрыв. С рассветом на этом месте были обнаружены большие масляные пятна. Во второй половине мая 1944 года Ленинградский фронт начал готовиться к наступлению на выборгском направлении. Тогда же были определены задачи Краснознаменного Балтийского флота в этой операции. Прежде всего он должен был перебросить соединения и части 21 армии из Ораниенбаума на Лисий Нос. В решении этой задачи активное участие приняли корабли и катера Охраны водного района КМОРа под командованием капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Утром 10 июня 1944 года началось наступление войск Ленинградского фронта, поддержанное авиацией и артиллерией КБФ. Боевые силы флота должны были овладеть островами Бьёркского архипелага и продвигаться в Выборгский залив. Решение этой задачи началось с траления подходов к островам. Под руководством командира ОВР Кронштадтского морского оборонительного района капитана 1 ранга Гуськова Е.В. 1 бригада траления ОВР КМОР в течение двух суток очистила от мин плацдарм для развертывания операций в районе островов Бьеркского архипелага и обстрела канонерскими лодками Бригады шхерных кораблей крупнокалиберных кораблей береговой обороны противника. 17 июня 1944 года катера-тральщики очистили от мин узкие фарватеры у входа в бухту Ололахти. По ним корабли ОВР КМОР перевезли из бухты Батарейная 260 отдельную бригаду морской пехоты, высадившуюся на острова Бьёркского архипелага. Высадка началась на рассвете 21 июня 1944 года. Сперва на остров Пийсаари был доставлен разведывательный десант в составе одной роты. Затем высадилась еще одна рота. Кроме десантных тендеров и кораблей артиллерийской поддержки в высадке принимали участие катера-дымзавесчики и группа катеров-тральщиков 12 дивизиона. Противник отходил на Тиуринсаари. С целью воспрепятствовать его эвакуации морем по приказанию начальника штаба флота был сформирован отряд в составе 10 “малых охотников” и 4 морских бронекатеров во главе с командиром Охраны водного района КМОР капитаном 1 ранга Е. В. Гуськовым. Дислоцировался он на острове Сескар. В течение трех ночей отряд, маневрируя западнее Тиуринсаари, обстреливал вражеское побережье. 19 июня в 23 часа 10 минут он обнаружил два силуэта кораблей, шедших контркурсом. Это были немецкие миноносцы типа “Т”. Капитан 1 ранга Гуськов Е.В. повел отряд на сближение с противником. Гитлеровцы, видимо, предположили, что это идут в атаку торпедные катера, и отвернули на север, открыв интенсивный огонь из орудий и автоматов. Корабли ОВР отвернули на восток и, ведя ответный огонь, под прикрытием дымовой завесы начали отходить к Сескару. Вскоре вражеские корабли были атакованы торпедными катерами. Один миноносец пошел ко дну. К исходу дня 22 июня 1944 года сопротивление противника на островах было сломлено, пролив Бьёркёсунд стал снова советским. Командир Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района капитан 1 ранга Гуськов Е.В. руководил операциями по тралению, дозорной службой и активными действиями легких сил ОВР по караванам противника, эвакуировавшегося из Выборгского залива и с островов Бьерке, Тиуринсаари и Пийсаари. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, хорошее проведение активных действий, обеспечивающих операцию флота, оборону новых баз и побережья и проявленные при этом доблесть и мужество командир Охраны водного района КБФ капитан 1 ранга Гуськов Евгений Владимирович командующим Кронштадтским морским оборонительным районом КБФ контр-адмиралом Ралль Ю.Ф. 26 июня 1944 года был представлен к ордену Ушакова II степени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 64 от 8 июля 1944 года. Освободив Бьёркский архипелаг, Краснознаменный Балтийский флот перешел к решению следующей своей задачи по овладению Выборгским заливом. Было решено первым атаковать остров Тейкарсари (Игривый), являвшийся ключом ко всему заливу. На рассвете 1 июля 1944 года была предпринята попытка взять его с ходу, без предварительной артиллерийской и авиационной подготовки. Но она окончилась неудачей. Бои приняли упорный характер, и только 5 июля 1944 года к исходу дня остров был освобожден от врага. В борьбе за овладение Тейкарсари успешно действовали экипажи катеров-тральщиков, "малых охотников" и дымзавесчиков ОВР КМОР. 24 августа 1944 года был сформирован Таллинский морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота. Охрана водного района Кронштадтского МОР была переформирована в ОВР Таллинского МОР. Капитан 1 ранга Гуськов Е.В. был назначен ее командиром. В августе 1944 года войска Ленинградского фронта вышли на берег Сайменского канала, и бои на Карельском перешейке стали постепенно затихать. Успех советского наступления заставил финское правительство 4 сентября 1944 года прекратить военные действия и выйти из фашистского блока. В последующее время в Выборгском заливе производились лишь тральные работы силами 12 дивизиона катеров-тральщиков ОВР ТМОР КБФ. Финский залив буквально кишел минами. Всего к концу кампании 1944 года здесь с обеих сторон было поставлено около 66 500 мин. Ленинградский фронт готовил новую наступательную операцию с целью полного освобождения Эстонии от гитлеровских захватчиков. В связи с этим важнейшее значение приобрело траление фарватеров к берегам Эстонии и на запад — к Балтийскому морю. Начатое осенью 1943 года разведывательное траление на подходах к Нарвскому заливу в 1944 году было продолжено в еще более широких масштабах. Летом тральщики ОВР КБФ начали уничтожение южного фланга гогландской минной позиции. Перед тральными силами встала задача проложить фарватеры в Нарвский залив, очистить от мин подходы к Усть-Нарве, а также путь вдоль побережья Эстонии. К выполнению тральных работ были привлечены практически все находившиеся в строю тралящие корабли и катера ОВР КБФ. Все лето продолжалось траление в Нарвском заливе. В результате героических действий экипажей кораблей и катеров ОВР нарвская минная позиция, которую гитлеровцы считали непреодолимой, была прорвана. При этом ОВРовцы уничтожили 630 мин и 191 минный защитник. С Восточного Гогландского плеса и из Лужской губы пролегли фарватеры в Нарвский залив и далее, вдоль побережья Эстонии, открывая флоту путь на запад - в просторы Балтики. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир Охраны водного района КБФ капитан 1 ранга Гуськов Евгений Владимирович командующим Таллинским морским оборонительным районом КБФ контр-адмиралом Кулишовым И.Д. 19 сентября 1944 года был представлен к ордену Ленина, указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года награжден орденом Красного Знамени. Корабли и катера ОВР ТМОР под командованием капитана 1 ранга Гуськова Е.В. принимали участие в Моонзундской десантной операции (27 сентября — 24 ноября 1944 года). Операция началась 27 сентября 1944 года с захвата острова Вормси. 1 октября 1944 года был полностью освобожден остров Муху. 2 октября 1944 года началось сражение по овладению островом Хийумаа (Даго). Первую группу десантников высадили торпедные катера Героя Советского Союза В.П. Гуманенко. Они на максимальной скорости пересекли пролив и под огнем врага подошли к пристани Хельтермаа. Следом за ними двигались, буксируя инженерные понтоны с орудиями и боеприпасами, катерные тральщики и морские охотники ОВР Таллинского морского оборонительного района КБФ. Командир высадки капитан I ранга Гуськов Е.В., находясь в боевых порядках десантных средств, правильно оценил обстановку, направляя силы последующих эшелонов на плацдарм, где имелся успех. Десантники начали теснить врага. В районе пристани Хельтермаа явно обозначился успех. Капитан 1 ранга Гуськов Е.В. немедленно перенацелил сюда отряд катеров с десантом, шедший к мысу Сяренина. Почти все высадочные средства, в том числе и инженерные понтоны, переключили на перевозку основных эшелонов десанта, полковой и дивизионной артиллерии. Десантники при поддержке флотской и фронтовой авиации, сбивая заслоны противника, ломая его оборону, начали наступление в направлении административного центра острова города Кярдла. За два дня корабли и катера ОВР ТМОР перебросили на остров почти две дивизии. Фашисты не выдержали такого натиска и к середине дня 3 октября 1944 года через пролив Соэлозунд бежали на остров Сааремаа. К середине дня 3 октября 1944 года остров Хийумаа (Даго) был освобождён. В плен попало свыше 300 немецких солдат, было захвачено много военной техники. Освобождение острова Хийумаа дало командованию КБФ возможность контролировать входы и выходы из Моонзунда в Финский залив. Гитлеровский морской начальник, носивший пышный титул адмирала восточной части Балтийского моря, приказал своим кораблям покинуть Кассарский плес, водный район между материком и островами Хийумаа и Сааремаа, опасаясь, что они будут окружены и уничтожены. Отступая через Кассарский плес, они не забыли в проливе Соэлозунд поставить минное заграждение с целью затруднить выход в Балтийское море кораблям КБФ. Вечером 4 октября 1944 года, морской десант для высадки на остров Сааремаа (Эзель) в составе двух стрелковых полков при 50 орудиях, посаженный на шхуны, тральщики и катера ОВР ТМОР, начал выходить из порта Рохукюла (Эстония). Командиром сил высадки был назначен командир ОВР ТМОР капитан 1 ранга Е. В. Гуськов. Этот отряд нацеливался на два пункта северного побережья острова Сааремаа бухты Талику и Трииги. После высадки десант должен был нанести удар по противнику в южном направлении, навстречу войскам, наступающим с острова Муху. Десантные отряды уже приближались к пунктам высадки, когда командование Краснознаменного Балтийского флота Рохукюла сообщение о том, что в бухте Трииги противник сосредоточил для обороны большую часть своих войск. Командиру сил высадки капитану 1 ранга Гуськову Е.В. срочно передали поправку к плану: оба отряда высаживать в Талику. К исходу 5 октября 1944 года советские войска создали на острове Сааремаа фронт по рубежу Муясте, Тагавере, Саре и начали наступление на полуостров Сырве. Полуостров был превращён в сплошную линию обороны с многочисленными траншеями, дзотами, минными полями, противотанковыми рвами и надолбами. Корабли, катера и суда Краснознаменного Балтийского флота, в том числе и ОВР КБФ, переправили на остров Сааремаа 74 тысячи солдат и офицеров, 150 танков и самоходных артиллерийских установок, 730 орудий и 530 минометов, 3 тысячи автомашин, тысячи лошадей, повозок, более 21 тысячи тонн боезапаса и 22 тысячи тонн других грузов Для прорыва последнего рубежа обороны врага на полуострове Сырве. Всего на острова Хийумаа и Сааремаа катера ОВР высадили 4260 бойцов и отбуксировали 32 понтона с боевой техникой. Командир ОВР ТМОР КБФ капитан 1 ранга Гуськов Е.В. в операциях по захвату островов Хийумаа (Даго) и Сааремаа (Эзель) под огнем противника лично командовал высадкой десантов, умелым и мужественным руководством обеспечил успешную высадку и последующие действия десантов в бою. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, умелое руководство силами при высадке десантов на острова Моонзундского архипелага и проявленные при этом доблесть и мужество командир Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района КБФ капитан 1 ранга Гуськов Евгений Владимирович от имени Президиума Верховного Совета СССР приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 131 от 19 ноября 1944 года награжден орденом Красного Знамени. Корабли ОВР активно действовали на фарватерах Балтики до самого ледостава. Они конвоировали транспорты, несли дозорную службу, осуществляли противолодочную оборону. 27 октября 1944 года "СКА-82" на подходах к острову Стур-Юссааре атаковал подводную лодку противника и причинил ей повреждения. 26 декабря 1944 года в том же районе "МО-124" потопил фашистскую подводную лодку "U-2342". Еще раньше, 12 декабря 1944 года, на минном заграждении в Финском заливе, выставленном силами ОВР ТМОР КБФ, подорвалась и пошла ко дну подводная лодка "U-479". Когда корабли Краснознаменного Балтийского флота вошли в Рижский залив, тральщики получили задание проложить фарватеры через вражеские минные заграждения. Траление в этом районе осуществлялось вновь сформированной 3 бригадой траления Охраны водного района ТМОР КБФ. К концу 1944 года на боевом счету балтийских тральщиков числилось 3115 уничтоженных мин и минных защитников. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество командир Охраны водного района ТМОР КБФ капитан 1 ранга Гуськов Евгений Владимирович командующим Таллинским морским оборонительным районом КБФ контр-адмиралом Кулишовым И.Д. 29 декабря 1944 года был представлен к ордену Ленина, которым награжден указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1945 года. В начале марта 1945 года войска 2 Белорусского фронта вышли на побережье Балтийского моря в районе городов Кёзлин (Кошалин) и Кольберг (Колобжег) на территории Польши, отрезав с суши крупную данцигскую группировку противника. В Померании шли тяжелые бои за города Штеттин (Щецин) и Свинемюнде (Свиноустье). Сложившаяся весной 1945 года обстановка на южной Балтике требовала активного участия Краснознаменного Балтийского флота в скорейшем разгроме врага на южной и западной Балтике. С целью более четкого взаимодействия флота с сухопутными войсками, 23 марта 1945 года был создан Юго-Западный морской оборонительный район (ЮЗМОР) в составе трех военно-морских баз: Либавской, с временным базированием на Швентой, Пиллауской, с временным базированием в городе Тапиау (Гвардейск) на реке Прегель и Кольбергской с базированием в Кольберге (Колобжеге) и Свинемюнде (Свиноустье). В течение ночи с 23 на 24 марта 1945 года на выносном пункте управления (ВПУ) командующего КБФ в городе Паланга (Литва) были решены на месте все организационные вопросы формирования и взаимодействия ЮЗМОР. При обсуждении задач на ВПУ присутствовали: Народный комиссар ВМФ адмирал флота Н.Г. Кузнецов, начальник Главного штаба ВМФ адмирал С.Г. Кучеров, командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц. Капитан 1 ранга Гуськов Евгений Владимирович был назначен командиром Кольбергской военно-морской базы. Под его руководством в трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота были сформированы органы управления, части и подразделения нового соединения, созданы пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и ведения боевых действий в установленной операционной зоне. Грамотные, энергичные и самоотверженные действия капитана 1 ранга Гуськова Е.В. обеспечили своевременное накапливание сил и средств для последующего разгрома свинемюндской группировки противника. В начале мая, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства были сосредоточены в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. В 6 час 15 мин 9 мая 1945 года, после проведенной ночью разведки, 6 торпедных катеров под командованием командира 4 дивизиона торпедных катеров 1 Краснознаменной бригады торпедных катеров КБФ капитана 3 ранга Е.В. Осецкого с десантом на борту (344 местная стрелковая рота тыла Кольбергской ВМБ, командир роты – майор П.И. Антоник; личный состав частей и подразделений Кольбергской вмб – всего 108 человек) вышли из Кольберга (Колобжег) к острову Борнхольм. В 7 час 23 мин катера обнаружили самоходную баржу и 4 мотобота с немецкими солдатами и офицерами. Вражеские суда не оказали сопротивления и под конвоем «ТК-183» были направлены в Кольберг. Остальные 5 торпедных катеров в 15 час 30 мин, подойдя к пирсу в гавани Рённе, высадили личный состав десанта на берег. Прибывший в порт немецкий офицер потребовал, чтобы советские моряки оставили остров. В свою очередь, командир сил высадки – начальник штаба Кольбергской вмб - капитан 2 ранга Шавцов Д.С. заявил, что, если гарнизон не сложит оружие, то по военным объектам на острове нанесет удар авиация. В это время рота десантников вместе с подошедшими датскими патриотами – участниками движения Сопротивления - заняли телеграф, порт, перерезали кабели связи. Вечером начальник гарнизона командир корпуса генерал-лейтенант Вутман, его начальник штаба и заместитель по морской части капитан 1 ранга фон Кеметц на торпедных катерах «ТК-37» и «ТК-185» были доставлены в Кольберг, где и состоялось подписание акта о капитуляции. На острове в это время шло разоружение войск гарнизона. Гарнизон острова Борнхольм капитулировал перед десантом из 108 балтийских моряков. 10 мая 1945 года торпедные катера перевезли на остров части 132 стрелкового корпуса 19 армии (580 человек). С 11 мая 1945 года на датских рыбацких шхунах и мотоботах из порта Ренне под охраной торпедных катеров началась эвакуация в Кольберг около 9 тысяч пленных. Раненые и больные пока были оставлены на острове. В последствии на остров Борнхольм были перевезены две стрелковые дивизии 132 стрелкового корпуса 19 армии 2 Белорусского фронта. На острове была сформирована Охрана водного района острова Борнхольм с подчинением командиру Кольбергской ВМБ. Для обеспечения воинского порядка было создано управление военного коменданта гарнизона острова Борнхольм. Военным комендантом был назначен майор Антоник П.И., высадившийся на остров 9 мая 1945 года во главе роты десантников. Между датским населением острова и нашими войсками с первого же дня установились дружеские отношения. Таким образом, под руководством капитана 1 ранга Гуськова Е.В. была проведена последняя боевая операция Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне. Приказом Командующего КБФ от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. При его непосредственном участии были исключительно умело отобраны и использовались для нужд траления подходов к портам Штеттин (Щецин) и Синемюнде (Свиноустье) трофейные транспорта, баржи и мотоботы. За успешное умелое руководство в организации новой ВМБ командир Военно-Морской базы Свинемюнде капитан 1 ранга Гуськов Евгений Владимирович командующим Юго-Западным морским оборонительным районом вице-адмиралом Виноградовым Н.И. 19 июля 1945 года был представлен к ордену Нахимова II степени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 142 от 20 июля 1945 года. Капитан 1 ранга Гуськов Е.В. командовал Военно-Морской базой Свинемюнде Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота до конца августа 1945 года.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2012-12-17 23:14:10
Дата и время последнего изменения:2012-12-18 23:51:18
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.