Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
129085
12335
6861
48452
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Шкамерда Игорь Васильевич



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1916
Место рождения:город Ленинград
Национальность:русский
Должность:штурман 4 дивизиона сторожев.катеров МО КоВМБ КБФ
Звание:лейтенант

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Главная военно - морская база (Таллин, Кронштадт) (Краснознаменного Балтийского флота)
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Островная военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

Польша (Polska), Поморское воеводство, город Слупск, улица Кашубска
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:город Ленинград, п/о 101, улица Малая Пушкарская, дом 20, кв. 8
Родственники во время войны:жена Балакина Валентина Михайловна
Дата призыва:0.0.1939
Место призыва (военкомат):Ленинградский ГВК
Дополнительные сведения:Родился в 1916 году в городе Ленинграде. Украинец. В РКВМФ призван Ленинградским ГВК в 1939 году. В боях против немецко-фашистских захватчиков участвовал на катерах МО с первых дней Великой Отечественной войны. В 1943 году младший лейтенант Шкамерда И.В. воевал помощником командира сторожевого катера «МО-409» 4 дивизиона сторожевых катеров малых охотников Истребительного отряда Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района КБФ. 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников был сформирован в составе Истребительного отряда катеров Охраны водного района КБФ 7 сентября 1941 года. В состав дивизиона вошли сторожевые катера малые охотники типа «МО-4» 2 Балтийского отряда пограничных судов НКВД Прибалтийского пограничного округа. На 22 июня 1941 года отряд базировался в городе Таллине. С 23 июня 1941 года отряд на основании распоряжения наркома Военно-Морского флота был передан в состав Краснознаменного Балтийского флота, действовал в дозорах и охранении конвоев в Финском заливе.28 августа 1941 года КМ-280 из состава отряда, приняв на борт начальника штаба Краснознаменного Балтийского флота контр-адмирала Ю.Ф. Ралля, стал последним советским кораблём, покинувшим Таллин. Во время Таллинского перехода катера отряда отбивали атаки авиации, расстреливали плавучие мины, спасли более 1500 человек, оказавшихся в воде, в том числе и с лидера «Минск». Отряд потерь не имел и после завершения перехода вступил в подчинение Кронштадтской военно-морской базы. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 7 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд погрансудов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ в Кронштадте. С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. Катер участвовал в эвакуации гарнизонов полуострова Ханко и острова Гогланд в октябре - декабре 1941 года. В кампанию 1942 года «МО-409» нес дозорную службу, осуществлял проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсари и обратно, участвовал в обеспечении тактического десанта на остров Соммерс. С ноября 1942 по май 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. базировался на острове Лавенсаари. Зимой ОВРовцы активно участвовали в ремонтных работах, усиленно занимались боевой и политической подготовкой, несли боевую службу в системе зимней обороны. В апреле 1943 года младший лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич в числе первых на Краснознаменном Балтийском флоте был награжден медалью «За оборону Ленинграда», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. 14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года дивизион участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. В летнюю кампанию 1943 года катер «МО-409» провел три боя с большой группой катеров противника. Благодаря меткой и интенсивной стрельбе комендоров, во всех случаях катера противника под прикрытием дымзавес спасались бегством в свои базы. Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени, на базу «МО-409» возвращался лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград. Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера. С весны 1944 года для дивизиона открылась новая боевая навигация. В течение боевой кампании 1944 года катера дивизиона неоднократно выполняли задания по проводке караванов судов, несли дозорную службу. Младший лейтенант Шкамерда И.В., будучи помощником командира катера МО-409, участвовал во всех боевых походах корабля. 11 июня 1944 года младший лейтенант Шкамерда И.В. участвовал в бою катера с 5 катерами противника. Умелым маневрированием и интенсивным огнем превосходящие силы противника были отогнаны к своим берегам. С 12 по 16 июня 1944 года, выполняя боевую задачу командования по обеспечению траления у берегов противника в районе острова Бьёрке и мыса Лайвисто в Финском заливе, морские охотники дивизиона под систематическим огнем береговых батарей противника, умело прикрывали дымовыми завесами катера и катерные тральщики. Озлобленный враг, видя, что огонь его артиллерийских батарей неэффективен, 16 июня 1944 года выслал 25 самолетов Ю-88 для уничтожения советских катерных тральщиков. Умело организованный заградительный огонь сторожевых катеров МО и, поставленная дымзавеса, надежно прикрыли тралящие катера от атак воздушного противника, который беспорядочно сбросил бомбы, не причинив вреда тральщикам и морским охотникам. Помощник командира сторожевого катера «МО-409» младший лейтенант Шкамерда И.В. под артиллерийским огнем береговых батарей и бомбежкой авиации противника спокойно и уверенно продолжал вести боевую прокладку, обеспечив маневрирование катера и уклонение от авиабомб. 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. 20 - 25 июня 1944 года принимал участие в Бьёркской десантной операции Краснознаменного Балтийского флота по захвату островов Бьёркского архипелага (ныне острова Берёзовые в Финском заливе) в ходе Выбогско-Петрозаводской операции. В ночь на 20 июня 1944 года отряд катеров (10 сторожевых катеров МО, 7 катеров-тральщиков, 14 торпедных катеров) высадил усиленную стрелковую роту из состава 6 отдельного полка морской пехоты КБФ на остров Нерва в 16 милях к западу от Бьёркского архипелага. Противника на острове не оказалось. Этот остров был выбран в качестве исходного пункта для дальнейших действий флота. Там была спешно организована круговая оборона, установлены береговая батарея (3 орудия 45-мм) и 6 пулеметных дзотов, оборудованы инженерные препятствия. Стремясь вернуть важный остров, финское командование уже днём 20 июня направило к нему отряд кораблей (миноносцы, тральщики, десантно-артиллерийские суда, торпедные катера). Корабли боевого обеспечения десантной операции при появлении кораблей противника трижды смело и решительно вступали в бой с превосходящими силами противника и каждый раз своим огнем и умелым маневрированием морские охотники наносили удары, оттесняя противника от острова Нерва, чем обеспечили успех боевой операции. В этой операции во взаимодействии с торпедными катерами был потоплен немецкий миноносец «Т-31» — самый крупный немецкий боевой корабль, потопленный надводными кораблями ВМФ СССР за всю войну (было пленено 6 членов его экипажа, 76 немецких моряков погибло и 86 спасено финскими катерами). Будучи помощником командира катера «МО-409», младший лейтенант Шкамерда И.В. проявил себя мужественным и стойким офицером. Как штурман, он грамотно обеспечил подход к острову Нерва и боевое маневрирование катера. Во время боя с кораблями противника младший лейтенант Шкамерда И.В. лично управлял огнем кормового орудия катера и добился прямого попадания снаряда в катер противника с дистанции 35 кабельтовых. Противник отказался от высадки десанта на остров Нерва, однако затем остров подвергался частым бомбардировкам, вокруг него до середины июля 1944 года регулярно происходили морские бои. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество помощник командира сторожевого катера «МО-409» младший лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Охраны водного района Островной военно-морской базы капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 22 июня 1944 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Краснознаменным Балтийским флота № 67 от 11 июля 1944 года. В июле-августе 1944 года катера дивизиона под непрерывным воздействием авиации противника участвовали в обеспечении боевого траления ФВК в Нарвском заливе. Младший лейтенант Шкамерда И.В. под огнем береговой артиллерии и воздействии авиации противника 8 раз обеспечивал боевое траление близ вражеского берега, уничтожил 2 мины и 6 минных защитников. Благодаря грамотным действиям помощника командира младшего лейтенанта Шкамерда И.В., катер в течение 2 боевых кампаний не имел повреждений и поломок. 24 августа 1944 года 4 дивизион сторожевых катеров МО в составе Охраны водного района вошел во вновь образованный Таллинский морской оборонительный район. 12 сентября 1944 года катера дивизиона участвовали в проводке первого каравана на освобожденный остров Гогланд. Лейтенант Шкамерда И.В., будучи штурманом перехода, в трудных условиях провел караван без потерь до пункта назначения. 21 октября 1944 года в состав дивизиона были включены новые сторожевые катера малые охотники типа МО-Д3 («ПП-19-ОК»), построенные в 1943 - 1944 годах на заводе № 5 НКВД в Ленинграде. Под руководством капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. удалось в короткие сроки сколотить дивизион, как боевую единицу, из молодого личного состава и вновь назначенных командиров катеров. Катера этого проекта пополняли дивизион и позже, по мере включения их в состав КБФ. Катера типа МО-4 были переданы в состав 1 гвардейского дивизиона сторожевых катеров МО. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. В трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов судов по маршрутам Ханко – Вооси-Курк ,Таллин – Хельсинки, несению дозорной службы. Дивизионный штурман лейтенант Шкамерда И.В. лично успешно обеспечивал точной прокладкой и навигационными определениями многие боевые операции дивизиона. В феврале 1945 года все катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия), где 23 марта 1945 года вошли в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийскойго флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства были сосредоточены в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться в порт Кольберг. Во время перехода из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва) в порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» в ночь с 5 на 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) вступил в бой с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря, для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. Советские сторожевики с обнаружением противника стремительно пошли на него в атаку, открыв артиллерийско-пулеметный огонь. Дивизионный штурман лейтенант Шкамерда И.В. во время боя хладнокровно и умело вел прокладку, добиваясь точного следования катеров по заданному курсу. Корабли противника открыли заградительный огонь, увеличили скорость до максимального и уклонились от боя. К сожалению, сторожевой катер «МО-595» получил серьезные повреждения и затонул. Вместе с кораблем погибли командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера. При проходе близ побережья, еще занятого противником, 6 мая 1945 года в районе порта Штольпмюнде (ныне город Устка, Польша) дивизион был обстрелян артиллерией с берега. Флагманский катер МО-591 получил прямое попадание снарядом. Командир дивизиона капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович получил тяжелое ранение. Дивизионный штурман лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич на боевом посту был смертельно ранен в голову и умер от ран в 1071 хирургическом эвакогоспитале. Похоронен в отдельной могиле № 8 участка 1071 ХЭГ в восточной части немецкого кладбища в городе Штольп (ныне город Слупск Поморского воеводства Польши). Ныне – это муниципальное кладбище на улице Кашубской в городе Слупске. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть, мужество и стойкость дивизионный штурман лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 20 мая 1945 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 99 от 28 мая 1945 года награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-03-20 01:33:23
Дата и время последнего изменения:2013-10-24 15:19:54
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.