Родился в 1926 году. Русский. Член ВЛКСМ. В РККФ призван Болховским РВК Орловской области в октябре 1943 года.
С апреля 1944 года краснофлотец Баранов В.К. воевал старшим мотористом сторожевого катера «МО-591». Сторожевой катер малый охотник «МО-591» (заводской № 87) типа МО-Д3 («ПП-19-ОК») был построен в 1943–1944 г. на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде. Вступил в строй 31.08.1944 г. и 21 октября 1944 года был включен в состав 4 дивизиона сторожевых катеров малых охотников Истребительного отряда Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски, в трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона несли дозорную службу, принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов кораблей и судов по маршруту Ханко – Вооси-Курк,Таллин – Хельсинки.
Краснофлотец Баранов В.К. в составе экипажа сторожевого катера «МО-591» под командованием старшего лейтенанта Белова В.Ф. в кампанию 1944-45 г. принимал участие в 6 операциях по поиску ПЛ противника, проводке 9 караванов по маршрутам Ханко – Хельсинки – Таллин – Виртсу – Вооси-Курк, 48 суток провел на линиях дозоров.
Утром 26 октября находившиеся в районе Палдиски дозорные катера «МО-104» и «МО-591» несколько раз пеленговали шумы подводной лодки, после чего сбросили несколько серий глубинных бомб. Несмотря на то, что бомбометание осуществлялось практически наугад, противник все-таки получил повреждения. По полученным позднее сведениям из немецких источников две подводные лодки столкнулись друг с другом. Уклоняясь от атак советских морских охотников, ПЛ «U-1001» прошла под «U-475», лишившись при этом сетепрорывателя и зенитного перископа. Причем обе субмарины обнаружили друг друга при помощи гидроакустики лишь в самый последний момент, и командир каждой из них был уверен, что столкнулся с советской подлодкой.
31 октября 1944 года, находясь на линии ДОЗК, сторожевой катер «МО-591» обнаружил ПЛ противника гидроакустическим прибором «Тамир-9». Поддерживая гидроакустический контакт с ПЛ, командир катера старший лейтенант Белов В.Ф. дважды выходил на нее в атаку, сбросил 2 большие серии глубинных бомб. Воздушные пузыри и масляные пятна в месте атаки подводной лодки наблюдались в течение 4 – 5 часов. Предположительно ПЛ противника была потоплена. 26 и 31 октября 1944 года во время атак ПЛ противника старший моторист краснофлотец Баранов В.К., обслуживая правый двигатель, обеспечил катеру заданный ход.
24 января 1945 года при проводке каравана судов из Хельсинки в Таллин в темное время суток в тяжелых ледовых условиях краснофлотец Баранов В.К. бессменно нес вахту у работающих механизмов.
В феврале 1945 года все катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия), где 23 марта 1945 года вошли в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийскойго флота.
В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства были сосредоточены в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться в порт Кольберг.
Во время перехода из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва) в порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» в ночь с 5 на 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) вступил в бой с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря, для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. Советские сторожевики с обнаружением противника стремительно пошли на него в атаку, открыв артиллерийско-пулеметный огонь. Командир сторожевого катера «МО-591» старший лейтенант Белов В.Ф. умелым маневром быстро оторвался от кораблей противника, что обеспечило сохранность катера и личного состава. Неся вахту у правого мотора катера, краснофлотец Баранов В.К. опеспечил заданный ход.Корабли противника открыли заградительный огонь, увеличили скорость до максимального и уклонились от боя. К сожалению, сторожевой катер «МО-595» получил серьезные повреждения и затонул. Вместе с кораблем погибли командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера.
При проходе близ побережья, еще занятого противником, 6 мая 1945 года в районе порта Штольпмюнде (ныне город Устка, Польша) дивизион был обстрелян артиллерией с берега. Флагманский катер «МО-591» старшего лейтенанта Белова В.Ф. получил прямое попадание снарядом. Катер получил боевые повреждения: осколками снаряда были пробиты днище, коллекторы моторов, трубопровод пресной воды. Машинное отделение наполнилось выхлопными газами. Раненый в ногу осколком снаряда, краснофлотец Баранов В.К., превозмогая боль, устранил повреждение магистрали пресной воды и продолжал нести вахту у работающего правого двигателя, чем дал возможность командиру выйти из зоны обстрела. Только когда миновала опасность, он по приказанию механика катера покинул боевой пост и сделал перевязку. В этом бою на боевом посту был смертельно ранен дивизионный штурман лейтенант Шкамерда Игорь Васильевич, а командир дивизиона капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович получил тяжелое ранение, но не ушел с мостика до прихода катеров в базу.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом выдержку, стойкость, отвагу и мужество старший моторист сторожевого катера «МО-591» краснофлотец Баранов Виктор Константинович
командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 20 мая 1945 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 99 от 28 мая 1945 года.
После излечения краснофлотец Баранов В.К. был направлен для прохождения службы стрелком в 7 отдельный стрелковый батальон при Управлении контрразведки «Смерш» Северной группы войск (полевая почта 73617). За короткий период он освоил новую воинскую специальность, стал отличником боевой и политической подготовки. Он образцово и умело выполнял специальные задания командования, проявляя при этом высокую революционную бдительность.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне стрелок 7 отдельного стрелкового батальона при Управлении контрразведки Северной группы войск рядовой Баранов Виктор Константинович командиром батальона капитаном Чуднером 12 августа 1947 года был представлен к ордену Красной Звезды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 ноября 1947 года награжден медалью «За отвагу».
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2013-10-08 01:20:32
Дата и время последнего изменения:
2023-10-26 21:24:37
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.