Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
129085
12335
6861
48452
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Назаров Иван Иванович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1916
Место рождения:село Алексеево Бельковского района Московской области (ныне Клепиковский район Рязанской области)
Национальность:русский
Должность:боцман сторожевого катера «МО-595» КБФ
Звание:старшина 1 статьи

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Военно-морская база Ханко (Краснознаменного Балтийского флота)
Главная военно - морская база (Таллин, Кронштадт) (Краснознаменного Балтийского флота)
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Островная военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Сторожевой катер малый охотник «МО-595» Краснознаменного Балтийского флота
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:село Алексеево Бельковского района Московской области (ныне Клепиковский район Рязанской области)
Родственники во время войны:мать Назарова У.В.
Дата призыва:0.0.1936
Место призыва (военкомат):Куйбышевский РВК города Омска
Дополнительные сведения:Родился в 1916 году в селе Алексеево Бельковского района Московской области (ныне Клепиковский район Рязанской области). Русский. Член ВКП(б). В ВМС РККА призван Куйбышевским РВК города Омска в 1936 году. С первых дней Великой Отечественной войны воевал на Краснознаменном Балтийском флоте на сторожевых катерах малых охотниках. В 1942 году был легко ранен, но после излечения вернулся в строй. В 1943 году старшина 1 статьи Назаров И.И. воевал командиром отделения рулевых сторожевого катера «МО-404» 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района КБФ. Сторожевой катер «МО-404» типа МО-4 был заложен на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде в 1940 году, как пограничный катер «ПК-220». Спущен на воду в начале 1941 года. Вступил в строй и включен в состав 2 Балтийского отряда пограничных судов Морпогранохраны НКВД Прибалтийского пограничного округа. С 23 июня 1941 года «ПК-220» в составе отряда на основании распоряжения наркома Военно-Морского флота был передан в оперативное подчинение Краснознаменному Балтийскому флоту, а 25 июля1941 года организационно включен в состав КБФ под наименованием сторожевой катер малый охотник «МО № 210». Участвовал в обороне Моонзундских островов, перебазировании флота из Таллина в Кронштадт 28 – 29 августа 1941 года. В связи с произведенной в начале сентября общей реорганизацией КБФ 11 сентября 1941 года 2 Балтийский отряд пограничных судов был расформирован, корабли и катера вошли во вновь сформированный Истребительный отряд катеров Охраны водного района КБФ в Кронштадте. «МО № 210» вошел в 4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Истребительного отряда под наименованием сторожевой катер малый охотник «МО-404». С первого же дня существования дивизиона «морские охотники» несли дозорную службу, осуществляли поиск подводных лодок и непосредственное охранение кораблей и судов. С 24 октября по 2 декабря 1941 года малые охотники дивизиона участвовали в эвакуации Военно-морской базы Ханко. Всю первую блокадную зиму продолжался ремонт кораблей. Моряки-ОВРовцы стремились всесторонне подготовиться к вступлению во вторую военную кампанию на Балтике. К весне 1942 года на всех катерах МО была установлена новая гидроакустическая аппаратура. Командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда ОВР Кронштадтской ВМБ КБФ был назначен капитан 3 ранга Лежепеков Григорий Иванович, который командовал дивизионом на протяжении всей Великой Отечественной войны. Летом 1942 года наиболее активному воздействию противника подвергались фарватеры на коммуникации Кронштадт — Лавенсари, по которым выводились из Финского залива в море подводные лодки, осуществлялись морские перевозки. Подходы к фарватерам охраняли дозорные корабли. Они оказывали эффективное противодействие противнику. Поэтому враг с самого начала кампании обрушил на них удары легких сил своего флота и авиации. Дозорам пришлось вести ожесточенные бои с торпедными и сторожевыми катерами противника, отражать многочисленные атаки его самолетов. В кампанию 1942 года ОВРовцы осуществляли также проводку конвоев из Кронштадта на острова Сескар, Лавенсаари и обратно. На соединение ОВР было возложено обеспечение безопасного перехода подводных лодок из Кронштадта на Лавенсари, вывод в точку погружения, встреча и сопровождение при возвращении их с моря. Овровцы с честью выполнили эту свою задачу. В июле 1942 года катера дивизиона под воздействием артиллерии противника успешно выполнили боевые операции по проводке 8 подводных лодок по маршруту Ленинград – Кронштадт. В ноябре 1942 года группа катеров МО под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. в сложных навигационных и погодных условиях встретила на позициях и эскортировала на остров Лавенсари 2 подводные лодки. 28 декабря 1942 года, в связи с необходимостью расширить оперативную зону действий Краснознаменного Балтийского флота на запад, Кронштадтская военно-морская база была переформирована в Кронштадтский морской оборонительный район, в который Истребительный отряд катеров вошел в составе Охраны водного района. Зимой ОВРовцы активно участвовали в ремонтных работах, усиленно занимались боевой и политической подготовкой, несли боевую службу в системе зимней обороны острова Лавенсари. 14 апреля 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО первым в Кронштадтском морском оборонительном районе вступил в боевую кампанию 1943 года. В мае 1943 года дивизион участвовал в 3 боевых операциях: по прорыву минных заграждений противника у острова Гогланд, поиску и установлению дозоров противника и по демонстративным действиям катеров МО у побережья противника. Базируясь на бухту Батарейная и остров Сескар, катера дивизиона несли дозорную службу на ФВК в Финском заливе. Находясь на линиях дозоров, катера отразили многочисленные налеты вражеской авиации. В ночь на 17 июля 1943 года сторожевые катера "МО-404" (командир лейтенант Мациевский Герман Васильевич) и "МО-408" (командир старший лейтенант Сажнев Петр Иванович), находившиеся в дозоре № 49 восточнее острова Сескар под общим командованием командира звена катеров старшего лейтенанта Воробьева Алексея Павловича, обнаружили четыре катера противника. Когда дистанция до них сократилась до 20 кабельтовых, командир дозора старший лейтенант Воробьев Алексей Павлович, находившийся на "МО-408", приказал открыть артиллерийско-пулеметный огонь. Противник ответил стрельбой из автоматов. Во время боя появился пятый вражеский катер, шедший на пересечение курса "малых охотников". "МО-408" перенес огонь на него. Умелым маневром и решительной атакой сторожевой катер «МО-404» огнем артиллерии потопил один вражеский катер, а остальные пытались спастись бегством. Старший лейтенант Воробьев А.П. по радио вызвал с острова Сескар штурмовую авиацию и навел ее на врага, в результате чего был потоплен еще один катер противника. Своими решительными действиями катерники сорвали замысел противника. Командир отделения рулевых сторожевого катера «МО-404» старшина 1 статьи Назаров И.И. четко и быстро выполнял приказания командира и точно держал катер на заданном курсе, что позволило наиболее эффективно использовать оружие корабля против врага. 6 и 13 августа 1943 года катера «МО-404» и «КМ-907» высадили разведгруппы в район мысов Дубовской, Долгий и в районе гавани Пейпия на южном берегу Копорской губы Финского залива. При высадке разведгруппы в районе гавани Пейпия катер «КМ-907» попал под губительный огонь артиллерии и пулеметов противника. Командир «МО-404» старший лейтенант Мациевский Герман Васильевич, умело поставленной дымовой завесой, прикрыл место высадки разведгруппы и «КМ-907». Командир отделения рулевых сторожевого катера «МО-404» старшина 1 статьи Назаров И.И. во высадки разведгрупп точно держал катер на заданном курсе, чем обеспечил успех боевых операций. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом смелость, отвагу и мужество командир отделения рулевых сторожевого катера «МО-404» старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 25 августа 1943 года был представлен к медали «За боевые заслуги», которой от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом командира Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота № 13 от 15 октября 1943 года. Боевые походы продолжались вплоть до поздней осени, на базу морские охотники возвращались лишь для дозаправки горючим и получения запаса продовольствия или для того, чтобы переждать сильный шторм. Осенью 1943 года 4 дивизион сторожевых катеров МО отправился на зимовку в Ленинград. Экипажи катеров не только несли патрульную службу на городских улицах и охраняли стратегические объекты, но и помогали рабочим ремонтировать свои катера. С весны 1944 года для 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда катеров ОВР Островной военно-морской базы Кронштадтского морского оборонительного района КБФ открылась новая боевая навигация. 13 мая 1944 года при обеспечении боевого траления катерными тральщиками близ острова Лавенсари (Мощный) в Финском заливе корабли охранения подверглись налету 21 одного самолета противника «Ю-87». Катера охранения, активно маневрируя, открыли по самолетам огонь из орудий и пулеметов. Командир отделения рулевых старшина 1 статьи Назаров И.И. во время боя, невзирая на ураганный огонь и бомбовые удары с воздуха точно и четко выполнял приказания командира. Ведя неравный бой, сторожевой катер «МО-404» под командованием старшего лейтенанта Мациевского Г.В. получил 3 прямых попадания авиабомб, весь личный состав был выведен из строя, катер начал быстро тонуть. Под руководством тяжело раненного командира моряки катера, которые могли передвигаться, помогали выбраться из внутренних помещений своим тяжело раненым товарищам. В результате мужеству командира катера и его экипажа, все раненые были спасены. Старшина 1 статьи Назаров И.И., будучи тяжело раненным, не покидал свой боевой пост до приказания командира. Когда катер погрузился в воду, он, превозмогая боль, помогал держаться на поверхности командиру катера, вплоть до того момента, когда на выручку не пришли другие катера. Благодаря мужественным действиям старшины 1 статьи Назарова И.И. командир катера старший лейтенант Мациевский Г.В. был спасен от гибели. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом стойкость и мужество, связанное с риском для жизни, командир отделения рулевых сторожевого катера «МО-404» старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда катеров Охраны водного района Островной военно-морской базы Кронштадтского морского оборонительного района капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 18 мая 1944 года был представлен к ордену Красной Звезды, которым от имени Президиума Верховного Совета СССР награжден приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом № 42 от 3 июня 1944 года. После излечения в госпитале старшина 1 статьи Назаров И.И. был назначен боцманом вновь построенного сторожевого катера морского охотника «МО-595». Сторожевой катер «МО-595» типа МО-Д3 (Заводской № 91) был построен в 1943-1944 гг. на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде. Вступил в строй 30 сентября 1944 года и 21 октября 1944 года вошел в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района КБФ. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. С декабря 1944 года в трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона несли дозорную службу, принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов кораблей и судов по маршруту Ханко – Вооси-Курк ,Таллин – Хельсинки. В феврале 1945 года катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия). 13 марта 1945 года командиром катера был назначен лейтенант Шепелюк Филипп Иванович. 23 марта 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. вошел в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийского флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства сосредотачивались в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва в порт Кольберг(ныне Колобжег, Польша). Отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» вышел из порта Мемель поздно вечером 5 мая 1945 года. Малые охотники шли вдоль берега Гданьского залива скрытно, с выключенными ходовыми огнями до тех пор, пока их не стали обстреливать с берега. Тогда им пришлось уйти от берега мористее. Около 02.00 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) отряд катеров неожиданно столкнулся с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. После того, как с вражеского отряда был выпущен осветительный снаряд, немцы увидели несколько малоразмерных целей, которые были приняты ими за торпедные катера. По малым охотникам без промедления был открыт из 127-мм орудий эсминцев и 105-мм орудий миноносцев. Советские сторожевики с обнаружением вражеского конвоя стремительно пошли на него в атаку, открыли артиллерийско-пулеметный огонь. 4 катера прорвались через строй противника и продолжили переход в Кольберг, а «МО-595», оказавшийся ближе всех к миноносцу «Т-28», принял неравный бой. Вот как описывал начало этого боя оставшийся в живых радист «МО-595» краснофлотец Бухтин Василий Никифорович: " Нас осветили прожекторами и сразу же открыли огонь, наверное, приняв наш катер за торпедный. Мы открыли ответный огонь, но силы, конечно же, были не равны ". Катер был окружен кораблями противника, но под руководством командира лейтенанта Шепелюка Филиппа Ивановича, несмотря на ряд прямых попаданий и большую потерю в личном составе, продолжал вести огонь по немецким кораблям. Когда осколками снаряда был убит командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович, лейтенант Шепелюк Ф.И., сам раненый, истекая кровью, взялся за штурвал. Маневрируя на полузатопленном катере, он командовал орудийными расчетами, продолжавшими вести огонь по врагу. Немецкие корабли в упор расстреливали маленький катер, но мужественный командир с остатками экипажа, продолжал вести бой. Снаряды буквально прошивали катер, осколки осыпали палубу. В неравном бою с кораблями противника на своих боевых постах погибли командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич, боцман «МО-595» старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович, командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич, старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич. Старший комендор краснофлотец Лекомцев А.Н., будучи раненым, продолжал мужественно вести огонь из своего 37-мм автоматического орудия по врагу. Проявляя образцы мужество и героизма, участвовал в бою командир отделения минеров 17-летний краснофлотец комсомолец Бузович А.А. Будучи горизонтальным наводчиком орудия, он несмотря на контузию и легкое ранение не покидал боевого поста. Радист катера старший краснофлотец Бухтин В.Н., входивший в расчет 37-мм автомата, мужественно и умело выполнял обязанности установщика прицела и дальности. При ранении осколком в ногу он не покинул своего боевого поста до окончания боя. Комендор старший краснофлотец Ткаченко А.И. под непрерывным артогнем противника подносил снаряды, обеспечивая непрерывную стрельбу автомата. Заменил выбывшего из строя вертикального наводчика и автомат продолжал вести огонь по врагу. Он также оказывал первую помощь раненым товарищам. Пулеметчик краснофлотец Терешин А.И. из зенитного пулемета ДШК мужественно и хладнокровно вел огонь, перенося его по указанию командира с цели на цель. Когда был убит боцман катера старшина 1 статьи Назаров И.И., краснофлотец Терешин А.И., перебегая с одного борта на другой, стрелял из двух зенитных пулеметов, посылая меткие очереди по кораблям противника, окружавшим катер. Самоотверженно дрался с врагом на своем боевом посту пулеметчик краснофлотец Зибирев М.П., ведя интенсивный огонь из пулемета. Несмотря на многочисленные ранения, личный состав электромеханической боевой части командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб А.Т, мотористы краснофлотцы Валышев В.А., Марков Н.В., Драгушин А.А. (большинству из которых было только 17 – 18 лет) под руководством механика катера главного старшины Сотника А.Г. обеспечивали кораблю ход и электропитание. Все они приняли мученическую смерть, но не покинули боевых постов. После пяти прямых попаданий 105-мм снарядов немецких миноносцев СКА «МО-595» потерял ход и начал тонуть. Корабли противника, посчитав, что катер утонет сам, прекратили обстрел и продолжили свой путь. Под руководством командира, моряки катера, большинство из которых были ранены и контужены, боролись за живучесть корабля. В результате героических усилий остатков экипажа катер остался на плаву, но был сильно затоплен, из воды торчала только корма. Они все там и находились, держась, за что только могли. В таком состоянии катер был обнаружен только 7 мая 1945 года караваном кораблей и судов, осуществлявшим эвакуацию немецких войск из Лиепаи. 8 оставшихся в живых членов экипажа «МО-595» во главе с командиром лейтенантом Шевлюком Ф.И. были сняты на одно из судов каравана, а сам катер был затоплен торпедными катерами 5 флотилии Германии, осуществлявшими эскорт каравана. Вместе с кораблем погибли: • командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера: • механик катера главный старшина Сотник Александр Григорьевич; • боцман катера старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович; • командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич; • командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович; • командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб Александр Трофимович; • старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич; • моторист краснофлотец Валышев Владимир Алексеевич; • моторист краснофлотец Марков Николай Васильевич; • моторист краснофлотец Драгушин Анатолий Андреевич. Оставшиеся в живых советские моряки на одном из судов немецкого каравана были доставлены в один из портов Дании. Когда немецкие корабли прибыли в порт назначения, там уже были союзные войска. Английским командованием члены экипажа «МО-595» были направлены в свой дивизион. В порт Кольберг советские моряки добирались несколько дней «своим ходом». После тщательной проверки органами СМЕРШ и излечения, годные к службе были распределены по катерам дивизиона и продолжили службу. Все они за геройство в бою 6 мая 1945 года были награждены орденами и медалями. Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки. Военно-морская база Свиноустье (бывшая Свинемюнде) в 1964 году была преобразована в 24 отдельную бригаду ракетных катеров ДКБФ с базированием в этом польском порту. В 1992 году 24 бррка была выведена в город Балтийск Калининградской области и в 1993 году расформирована. Погибшие на катере моряки, в том числе старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович, увековечены в городе Балтийске Калининградской области и в Книге памяти Калининградской области, том 21. Старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович также увековечен в Книге памяти Омской области, город Томск. Том 3. Мать фронтовика - Назарова У.В. - во время Великой Отечественной войны проживала в селе Алексеево Бельковского района Московской области (ныне Клепиковский район Рязанской области).
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-10-11 01:48:47
Дата и время последнего изменения:2013-12-05 14:03:55
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.