Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158390
9751
6915
53049
0

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Сотник Александр Григорьевич



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1913
Место рождения:село Белашки Тальновского района Киевской (ныне Черкасской) области Украины
Национальность:украинец
Должность:механик сторожевого катера «МО-595» КБФ
Звание:главный старшина

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Главная военно - морская база (Таллин, Кронштадт) (Краснознаменного Балтийского флота)
Истребительный отряд Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменная бригада поводных лодок (Краснознаменного Балтийского флота)
Краснознаменная бригада подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Островная военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Сторожевой катер малый охотник «МО-595» Краснознаменного Балтийского флота
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:город Новая Ладога Ленинградской области, Пролетарский канал, дом № 10/30, квартира № 4
Родственники во время войны:жена Обухова Н.М.
Дата призыва:0.0.1935
Место призыва (военкомат):Керченский ГВК Крымской области
Дополнительные сведения:Родился в 1913 году в селе Белашки Тальновского района Киевской (ныне Черкасской) области Украины. Украинец. В ВМС РККА призван Керченским ГВК Крымской области в 1935 году. В боях против немецких захватчиков принимал участие с первых дней Великой Отечественной войны. В 1942 году главный старшина Сотник А.Г. служил на подводной лодке Бригады подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. 24 апреля 1942 года при налете вражеской авиации на город Ленинград и корабли, стоящие на реке Неве, главный старшина Сотник А.Г., будучи дежурным по ПЛ, своевременно объявил боевую тревогу, приказал немедленно открыть и грамотно руководил действиями личного состава по отражению атак авиации. От разорвавшейся вблизи авиабомбы, он был тяжело ранен и госпитализирован. В 1944 году главный старшина Сотник А.Г. воевал старшиной группы мотористов сторожевого катера малого охотника «СК-176». Сторожевой катер МО «СК-176» (Заводской №68) типа МО-Д3 был построен в 1943 - 1944 гг. на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде. Вступил в строй 16 сентября 1943 года и 20 января 1944 года вошел в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района Кронштадтского морского оборонительного района КБФ. С весны 1944 года для 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда катеров ОВР Островной военно-морской базы Кронштадтского морского оборонительного района КБФ открылась новая боевая навигация. С 12 по 16 июня 1944 года, выполняя боевую задачу командования по обеспечению траления у берегов противника в районе острова Бьёрке и мыса Лайвисто в Финском заливе, морские охотники дивизиона под систематическим огнем береговых батарей противника, умело прикрывали дымовыми завесами катера и катерные тральщики. Озлобленный враг, видя, что огонь его артиллерийских батарей неэффективен, 16 июня 1944 года выслал 25 самолетов Ю-88 для уничтожения советских катерных тральщиков. Умело организованный заградительный огонь сторожевых катеров МО и поставленная дымзавеса, надежно прикрыли тралящие катера от атак воздушного противника, который беспорядочно сбросил бомбы, не причинив вреда тральщикам и морским охотникам. 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. 20 - 25 июня 1944 года принимал участие в Бьёркской десантной операции Краснознаменного Балтийского флота по захвату островов Бьёркского архипелага (ныне острова Берёзовые в Финском заливе) в ходе Выбогско-Петрозаводской операции. В ночь на 20 июня 1944 года отряд катеров (10 сторожевых катеров МО, 7 катеров-тральщиков, 14 торпедных катеров) высадил усиленную стрелковую роту из состава 6 отдельного полка морской пехоты КБФ на остров Нерва в 16 милях к западу от Бьёркского архипелага. Противника на острове не оказалось. Этот остров был выбран в качестве исходного пункта для дальнейших действий флота. Там была спешно организована круговая оборона, установлены береговая батарея (3 орудия 45-мм) и 6 пулеметных дзотов, оборудованы инженерные препятствия. Стремясь вернуть важный остров, финское командование уже днём 20 июня направило к нему отряд кораблей (миноносцы, тральщики, десантно-артиллерийские суда, торпедные катера). Катера дивизиона при появлении кораблей противника трижды смело и решительно вступали в бой с превосходящими силами противника и каждый раз своим огнем и умелым маневрированием наносили удары, оттесняя противника от острова Нерва, чем обеспечили успех боевой операции. В этой операции во взаимодействии с торпедными катерами был потоплен немецкий миноносец «Т-31» — самый крупный немецкий боевой корабль, потопленный надводными кораблями ВМФ СССР за всю войну (было пленено 6 членов его экипажа, 76 немецких моряков погибло и 86 спасено финскими катерами). Противник отказался от высадки десанта на остров Нерва, однако затем остров подвергался частым бомбардировкам, вокруг него до середины июля 1944 года регулярно происходили морские бои. Главный старшина Сотник А.Г. в боевых операциях сторожевого катера «СК-176» по захвату островов Бьёркского архипелага обеспечил бесперебойную работу всех механизмов корабля. Во всех боевых операциях он проявлял мужество, смелость и отвагу. За безупречное исполнение своих обязанностей главстаршина Сотник А.Г. неоднократно поощрялся командованием. В сентябре 1944 года главный старшина Сотник А.Г. был назначен старшиной группы мотористов вновь построенного сторожевого катера морского охотника «МО-595». Сторожевой катер «МО-595» типа МО-Д3 (Заводской № 91) был построен в 1943-1944 гг. на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде. Вступил в строй 30 сентября 1944 года и 21 октября 1944 года вошел в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района КБФ. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. С декабря 1944 года в трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона несли дозорную службу, принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов кораблей и судов по маршруту Ханко – Вооси-Курк ,Таллин – Хельсинки. Старшина группы мотористов сторожевого катера «МО-595» главный старшина Сотник А.Г. в кампании конца 1944 – начала 1945 года в трудных условиях штормовой погоды и тяжелой ледовой обстановки обеспечил безупречную работу всех механизмов корабля. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом смелость, отвагу и мужество старшина группы мотористов сторожевого катера «МО-595» главный старшина Сотник Александр Григорьевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 15 января 1945 года был представлен к ордену Отечественной войны I степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командира ОВР Таллинского морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота № 2 от 25 марта 1945 года награжден орденом Красной Звезды. В феврале 1945 года катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия). 13 марта 1945 года командиром катера был назначен лейтенант Шепелюк Филипп Иванович. 23 марта 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. вошел в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийского флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства сосредотачивались в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва в порт Кольберг(ныне Колобжег, Польша). Отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» вышел из порта Мемель поздно вечером 5 мая 1945 года. Малые охотники шли вдоль берега Гданьского залива скрытно, с выключенными ходовыми огнями до тех пор, пока их не стали обстреливать с берега. Тогда им пришлось уйти от берега мористее. Около 02.00 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) отряд катеров неожиданно столкнулся с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. После того, как с вражеского отряда был выпущен осветительный снаряд, немцы увидели несколько малоразмерных целей, которые были приняты ими за торпедные катера. По малым охотникам без промедления был открыт из 127-мм орудий эсминцев и 105-мм орудий миноносцев. Советские сторожевики с обнаружением вражеского конвоя стремительно пошли на него в атаку, открыли артиллерийско-пулеметный огонь. 4 катера прорвались через строй противника и продолжили переход в Кольберг, а «МО-595», оказавшийся ближе всех к миноносцу «Т-28», принял неравный бой. Вот как описывал начало этого боя оставшийся в живых радист «МО-595» краснофлотец Бухтин Василий Никифорович: " Нас осветили прожекторами и сразу же открыли огонь, наверное, приняв наш катер за торпедный. Мы открыли ответный огонь, но силы, конечно же, были не равны ". Катер был окружен кораблями противника, но под руководством командира лейтенанта Шепелюка Филиппа Ивановича, несмотря на ряд прямых попаданий и большую потерю в личном составе, продолжал вести огонь по немецким кораблям. Когда осколками снаряда был убит командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович, лейтенант Шепелюк Ф.И., сам раненый, истекая кровью, взялся за штурвал. Маневрируя на полузатопленном катере, он командовал орудийными расчетами, продолжавшими вести огонь по врагу. Немецкие корабли в упор расстреливали маленький катер, но мужественный командир с остатками экипажа, продолжал вести бой. Снаряды буквально прошивали катер, осколки осыпали палубу. В неравном бою с кораблями противника на своих боевых постах погибли командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич, боцман «МО-595» старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович, командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич, старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич. Старший комендор краснофлотец Лекомцев А.Н., будучи раненым, продолжал мужественно вести огонь из своего 37-мм автоматического орудия по врагу. Проявляя образцы мужество и героизма, участвовал в бою командир отделения минеров 17-летний краснофлотец комсомолец Бузович А.А. Будучи горизонтальным наводчиком орудия, он несмотря на контузию и легкое ранение не покидал боевого поста. Радист катера старший краснофлотец Бухтин В.Н., входивший в расчет 37-мм автомата, мужественно и умело выполнял обязанности установщика прицела и дальности. При ранении осколком в ногу он не покинул своего боевого поста до окончания боя. Комендор старший краснофлотец Ткаченко А.И. под непрерывным артогнем противника подносил снаряды, обеспечивая непрерывную стрельбу автомата. Заменил выбывшего из строя вертикального наводчика и автомат продолжал вести огонь по врагу. Он также оказывал первую помощь раненым товарищам. Пулеметчик краснофлотец Терешин А.И. из зенитного пулемета ДШК мужественно и хладнокровно вел огонь, перенося его по указанию командира с цели на цель. Когда был убит боцман катера старшина 1 статьи Назаров И.И., краснофлотец Терешин А.И., перебегая с одного борта на другой, стрелял из двух зенитных пулеметов, посылая меткие очереди по кораблям противника, окружавшим катер. Самоотверженно дрался с врагом на своем боевом посту пулеметчик краснофлотец Зибирев М.П., ведя интенсивный огонь из пулемета. Несмотря на многочисленные ранения, личный состав электромеханической боевой части командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб А.Т, мотористы краснофлотцы Валышев В.А., Марков Н.В., Драгушин А.А. (большинству из которых было только 17 – 18 лет) под руководством механика катера главного старшины Сотника А.Г. обеспечивали кораблю ход и электропитание. Все они приняли мученическую смерть, но не покинули боевых постов. После пяти прямых попаданий 105-мм снарядов немецких миноносцев СКА «МО-595» потерял ход и начал тонуть. Корабли противника, посчитав, что катер утонет сам, прекратили обстрел и продолжили свой путь. Под руководством командира, моряки катера, большинство из которых были ранены и контужены, боролись за живучесть корабля. В результате героических усилий остатков экипажа катер остался на плаву, но был сильно затоплен, из воды торчала только корма. Они все там и находились, держась, за что только могли. В таком состоянии катер был обнаружен только 7 мая 1945 года караваном кораблей и судов, осуществлявшим эвакуацию немецких войск из Лиепаи. 8 оставшихся в живых членов экипажа «МО-595» во главе с командиром лейтенантом Шевлюком Ф.И. были сняты на одно из судов каравана, а сам катер был затоплен торпедными катерами 5 флотилии Германии, осуществлявшими эскорт каравана. Вместе с кораблем погибли: • командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера: • механик катера главный старшина Сотник Александр Григорьевич; • боцман катера старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович; • командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич; • командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович; • командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб Александр Трофимович; • старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич; • моторист краснофлотец Валышев Владимир Алексеевич; • моторист краснофлотец Марков Николай Васильевич; • моторист краснофлотец Драгушин Анатолий Андреевич. Оставшиеся в живых советские моряки: • командир «МО-595» лейтенант Шепелюк Филипп Иванович; • командир отделения минеров краснофлотец Бузович Анатолий Александрович; • старший комендор краснофлотец Лекомцев Александр Николаевич; • старший комендор старший краснофлотец Ткаченко Андрей Иванович; • комендор старший краснофлотец Жулего Виктор Кузьмич; • пулеметчик краснофлотец Зибирев Михаил Петрович; • радист краснофлотец Бухтин Василий Никифорович ; • пулеметчик зенитный краснофлотец Терешин Анатолий Иванович на одном из судов немецкого каравана были доставлены в один из портов Дании. Когда немецкие корабли прибыли в порт назначения, там уже были союзные войска. Английским командованием члены экипажа «МО-595» были направлены в свой дивизион. В порт Кольберг советские моряки добирались несколько дней «своим ходом». После тщательной проверки органами СМЕРШ и излечения, годные к службе были распределены по катерам дивизиона и продолжили службу. Все они за геройство в бою 6 мая 1945 года были награждены орденами и медалями. Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки. Военно-морская база Свиноустье (бывшая Свинемюнде) в 1964 году была преобразована в 24 отдельную бригаду ракетных катеров ДКБФ с базированием в этом польском порту. В 1992 году 24 бррка была выведена в город Балтийск Калининградской области и в 1993 году расформирована. Погибшие на сторожевом катере «МО-595» моряки увековечены в городе Балтийске Калининградской области и в Книге памяти Калининградской области, том 21. Погибшие на катере моряки, в том числе главный старшина Сотник Александр Григорьевич, увековечены в городе Балтийске Калининградской области и в Книге памяти Калининградской области, том 21. Жена главного старшины Сотника Александра Григорьевича Обухова Н.М. во время Великой Отечественной войны проживала в городе Новая Ладога Ленинградской области по адресу Пролетарский канал, дом № 10/30, квартира № 4.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-10-10 14:59:59
Дата и время последнего изменения:2023-10-26 21:40:08
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.