Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
126377
12227
6835
48200
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Лекомцев Александр Николаевич



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1926
Место рождения:
Национальность:русский
Должность:старший комендор сторожевого катера «МО-595»
Звание:краснофлотец

Попечитель:

Михаил Пыресин

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

4 дивизион сторожевых катеров малых охотников Краснознаменного Балтийского флота
Бригада траления (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кольбергская военно-морская база Юго-Западного морского оборонительного района Краснознаменного Балтийского флота
Краснознаменный Балтийский флот
Кронштадтская военно - морская база (2 формирования) (Краснознаменного Балтийского флота)
Кронштадтская военно-морская база Краснознаменного Балтийского флота
Кронштадтский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Ленинградская военно-морская база (Краснознаменного Балтийского флота)
Охрана водного района Краснознаменного Балтийского флота
Сторожевой катер малый охотник «МО-595» Краснознаменного Балтийского флота
Таллинский морской оборонительный район (Краснознаменного Балтийского флота)
Юго-Западный морской оборонительный район Краснознаменного Балтийского флота

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1942
Место призыва (военкомат):
Дополнительные сведения:Родился в 1926 году. Русский. Член ВЛКСМ. В РККФ с 1942 года. С 1942 года воевал комендором орудия на базовых тральщиках Бригады траления Охраны водного района Краснознаменного Балтийского флота. Краснофлотец Лекомцев А.Н. участвовал в боевом тралении, сопровождении караванов. В составе расчета своего орудия он расстрелял 5 плавающих мин. При выполнении боевых заданий тральщик, на котором он воевал, неоднократно подвергался налетам бомбардировщиков и штурмовиков противника. При атаках самолетов краснофлотец Лекомцев А.Н. вел себя стойко и мужественно, интенсивным огнем отражал воздушного противника. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество в октябре 1943 года краснофлотец Лекомцев Александр Николаевич был награжден медалью «За оборону Ленинграда», учрежденной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года. В 1944 году краснофлотец Лекомцев Александр Николаевич был назначен старшим комендором 37-мм орудия 70К сторожевого катера «МО-595». Сторожевой катер «МО-595» типа МО-Д3 (Заводской № 91) был построен в 1943-1944 гг. на заводе № 5 НКВД в городе Ленинграде. Вступил в строй 30 сентября 1944 года и 21 октября 1944 года вошел в состав 4 дивизиона сторожевых катеров МО Истребительного отряда Охраны водного района Таллинского морского оборонительного района КБФ. С октября 1944 года по январь 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО обеспечивал противолодочную оборону в районе маяка Пакри близ города Палдиски. С декабря 1944 года в трудных условиях осенне-зимнего плавания катера дивизиона несли дозорную службу, принимали участие в операциях по поиску подводных лодок, конвоированию караванов кораблей и судов по маршруту Ханко – Вооси-Курк ,Таллин – Хельсинки. Краснофлотец Лекомцев А.Н. на катере «МО-595» участвовал в сопровождении караванов, поиске ПЛ противника, 100 суток провел в дозорах. В феврале 1945 года катера дивизиона по железной дороге были доставлены в Ригу и оттуда морем перешли в пункт маневренного базирования Швентой (Латвия). 13 марта 1945 года командиром катера был назначен лейтенант Шепелюк Филипп Иванович. 23 марта 1945 года 4 дивизион сторожевых катеров МО под командованием капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. вошел в состав Охраны водного района вновь образованной Кольбергской военно-морской базы Юго-Западного морского оборонительного района (ЮЗМОР) Краснознаменного Балтийского флота. В начале мая 1945 года, после овладения войсками 2 Белорусского фронта юго-западным побережьем Балтийского моря, германский флот отошел к Балтийским проливам, удержав в своих руках датский остров Борнхольм. Гитлеровцы создали на острове базу для своих подводных лодок и легких сил. В последние дни войны на Борнхольм вывозились немецко-фашистские войска и население с Балтийского побережья. По данным разведки, здесь насчитывалось более 12 тыс. солдат и офицеров. Они получили категорическое приказание своего верховного командования, исчерпав все возможности к сопротивлению, сдать остров англичанам. Учитывая важное стратегическое значение Борнхольма, командование Краснознаменного Балтийского флота в начале мая 1945 года приступило к подготовке десанта для освобождения острова от фашистов. Необходимые силы и средства сосредотачивались в порту Кольберг (Колобжег). Общее руководство действиями по высадке десанта было возложено на командира Кольбергской военно-морской базы капитана 1 ранга Гуськова Е.В. Для участия в десантной операции на остров Борнхольм 4 дивизион сторожевых кораблей МО получил приказание перебазироваться из Мемеля (ныне город Клайпеда, Литва в порт Кольберг(ныне Колобжег, Польша). Отряд из 5 катеров дивизиона («МО-590», «МО-591», «МО-592», «МО-593», «МО-595») под командованием командира дивизиона капитана 3 ранга Лежепекова Г.И. на «МО-591» вышел из порта Мемель поздно вечером 5 мая 1945 года. Малые охотники шли вдоль берега Гданьского залива скрытно, с выключенными ходовыми огнями до тех пор, пока их не стали обстреливать с берега. Тогда им пришлось уйти от берега мористее. Около 02.00 6 мая 1945 года в районе маяка Риксгефт (ныне маяк Розеве, Хельская коса) отряд катеров неожиданно столкнулся с немецким отрядом из 4 эсминцев, 5 миноносцев и рядом малых боевых кораблей, следовавшим в порт Хель в Гданьском заливе Балтийского моря для эвакуации в порт Копенгаген (Дания) войск и беженцев. После того, как с вражеского отряда был выпущен осветительный снаряд, немцы увидели несколько малоразмерных целей, которые были приняты ими за торпедные катера. По малым охотникам без промедления был открыт из 127-мм орудий эсминцев и 105-мм орудий миноносцев. Советские сторожевики с обнаружением вражеского конвоя стремительно пошли на него в атаку, открыли артиллерийско-пулеметный огонь. 4 катера прорвались через строй противника и продолжили переход в Кольберг, а «МО-595», оказавшийся ближе всех к миноносцу «Т-28», принял неравный бой. Вот как описывал начало этого боя оставшийся в живых радист «МО-595» краснофлотец Бухтин Василий Никифорович: " Нас осветили прожекторами и сразу же открыли огонь, наверное, приняв наш катер за торпедный. Мы открыли ответный огонь, но силы, конечно же, были не равны ". Катер был окружен кораблями противника, но под руководством командира лейтенанта Шепелюка Филиппа Ивановича, несмотря на ряд прямых попаданий и большую потерю в личном составе, продолжал вести огонь по немецким кораблям. Когда осколками снаряда был убит командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович, лейтенант Шепелюк Ф.И., сам раненый, истекая кровью, взялся за штурвал. Маневрируя на полузатопленном катере, он командовал орудийными расчетами, продолжавшими вести огонь по врагу. Немецкие корабли в упор расстреливали маленький катер, но мужественный командир с остатками экипажа, продолжал вести бой. Снаряды буквально прошивали катер, осколки осыпали палубу. В неравном бою с кораблями противника на своих боевых постах погибли командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич, боцман «МО-595» старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович, командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич, старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич. Старший комендор краснофлотец Лекомцев А.Н., будучи раненым, продолжал мужественно вести огонь из своего 37-мм автоматического орудия по врагу. Проявляя образцы мужество и героизма, участвовал в бою командир отделения минеров 17-летний краснофлотец комсомолец Бузович А.А. Будучи горизонтальным наводчиком орудия, он несмотря на контузию и легкое ранение не покидал боевого поста. Радист катера старший краснофлотец Бухтин В.Н., входивший в расчет 37-мм автомата, мужественно и умело выполнял обязанности установщика прицела и дальности. При ранении осколком в ногу он не покинул своего боевого поста до окончания боя. Комендор старший краснофлотец Ткаченко А.И. под непрерывным артогнем противника подносил снаряды, обеспечивая непрерывную стрельбу автомата. Заменил выбывшего из строя вертикального наводчика и автомат продолжал вести огонь по врагу. Он также оказывал первую помощь раненым товарищам. Пулеметчик краснофлотец Терешин А.И. из зенитного пулемета ДШК мужественно и хладнокровно вел огонь, перенося его по указанию командира с цели на цель. Когда был убит боцман катера старшина 1 статьи Назаров И.И., краснофлотец Терешин А.И., перебегая с одного борта на другой, стрелял из двух зенитных пулеметов, посылая меткие очереди по кораблям противника, окружавшим катер. Самоотверженно дрался с врагом на своем боевом посту пулеметчик краснофлотец Зибирев М.П., ведя интенсивный огонь из пулемета. Несмотря на многочисленные ранения, личный состав электромеханической боевой части командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб А.Т, мотористы краснофлотцы Валышев В.А., Марков Н.В., Драгушин А.А. (большинству из которых было только 17 – 18 лет) под руководством механика катера главного старшины Сотника А.Г. обеспечивали кораблю ход и электропитание. Все они приняли мученическую смерть, но не покинули боевых постов. После пяти прямых попаданий 105-мм снарядов немецких миноносцев СКА «МО-595» потерял ход и начал тонуть. Корабли противника, посчитав, что катер утонет сам, прекратили обстрел и продолжили свой путь. Под руководством командира, моряки катера, большинство из которых были ранены и контужены, боролись за живучесть корабля. В результате героических усилий остатков экипажа катер остался на плаву, но был сильно затоплен, из воды торчала только корма. Они все там и находились, держась, за что только могли. В таком состоянии катер был обнаружен только 7 мая 1945 года караваном кораблей и судов, осуществлявшим эвакуацию немецких войск из Лиепаи. 8 оставшихся в живых членов экипажа «МО-595» во главе с командиром лейтенантом Шевлюком Ф.И. были сняты на одно из судов каравана, а сам катер был затоплен торпедными катерами 5 флотилии Германии, осуществлявшими эскорт каравана. Вместе с кораблем погибли: • командир 9 отряда сторожевых катеров МО гвардии капитан-лейтенант Боголюбский Владимир Николаевич и 9 членов экипажа катера: • механик катера главный старшина Сотник Александр Григорьевич; • боцман катера старшина 1 статьи Назаров Иван Иванович; • командир отделения радистов старшина 1 статьи Завершинский Николай Андреевич; • командир отделения рулевых краснофлотец Гагарин Леонид Александрович; • командир отделения мотористов краснофлотец Стародуб Александр Трофимович; • старший гидроакустик краснофлотец Никитин Виктор Николаевич; • моторист краснофлотец Валышев Владимир Алексеевич; • моторист краснофлотец Марков Николай Васильевич; • моторист краснофлотец Драгушин Анатолий Андреевич. Оставшиеся в живых советские моряки: • командир «МО-595» лейтенант Шепелюк Филипп Иванович; • командир отделения минеров краснофлотец Бузович Анатолий Александрович; • старший комендор краснофлотец Лекомцев Александр Николаевич; • старший комендор старший краснофлотец Ткаченко Андрей Иванович; • комендор старший краснофлотец Жулего Виктор Кузьмич; • пулеметчик краснофлотец Зибирев Михаил Петрович; • радист краснофлотец Бухтин Василий Никифорович ; • пулеметчик зенитный краснофлотец Терешин Анатолий Иванович на одном из судов немецкого каравана были доставлены в один из портов Дании. Когда немецкие корабли прибыли в порт назначения, там уже были союзные войска. Английским командованием члены экипажа «МО-595» были направлены в свой дивизион. В порт Кольберг (ныне Колобжег, Польша) советские моряки добирались несколько дней «своим ходом». После тщательной проверки органами СМЕРШ и излечения, годные к службе были распределены по катерам дивизиона и продолжили службу. Все они за геройство в бою 6 мая 1945 года были награждены орденами и медалями. Краснофлотец Лекомцев А.Н. продолжил службу в дивизионе старшим комендором сторожевого катера «МО-592». Приказом Командующего Краснознаменным Балтийским флотом от 5 июня 1945 года Кольбергская ВМБ была переименована в ВМБ Свинемюнде (в последующем Свиноустье) с дислокацией в этом городе и порту. Дивизион был переведен в порт Свинемюнде и базировался на правом берегу реки Свина в Угольной гавани. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старший комендор сторожевого катера «МО-592» краснофлотец Лекомцев Александр Николаевич командиром 4 дивизиона сторожевых катеров МО Охраны водного района военно-морской базы Свинемюнде капитаном 3 ранга Лежепековым Г.И. 25 августа 1945 года был представлен к ордену Отечественной войны II степени. От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего Юго-Западным морским оборонительным районом Краснознаменного Балтийского флота № 37 от 4 ноября 1945 года награжден орденом Красной Звезды. В трудных условиях отдаленности от основных районов базирования Краснознаменного Балтийского флота под руководством командира ВМБ Свинемюнде Гуськова Е.В. были созданы новые пункты базирования сил флота, организована охрана и оборона, созданы условия для всестороннего обеспечения сил флота и проведения мероприятий по поддержанию оперативного режима в установленной операционной зоне. 4 июля 1949 года 4 дивизион сторожевых катеров МО ВМБ Свинемюнде был расформирован, отслужившие свой срок катера были исключены из списков судов ВМФ и сданы в ОФИ для разборки. Военно-морская база Свиноустье (бывшая Свинемюнде) в 1964 году была преобразована в 24 отдельную бригаду ракетных катеров ДКБФ с базированием в этом польском порту. В 1992 году 24 бррка была выведена в город Балтийск Калининградской области и расформирована. Погибшие на сторожевом катере «МО-595» моряки увековечены в городе Балтийске Калининградской области и в Книге памяти Калининградской области, том 21.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2013-12-05 13:46:37
Дата и время последнего изменения:2013-12-05 14:53:46
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.