Коровин Яков Ильич – командир эскадрильи 136-го гвардейского штурмового Сталинского Краснознаменного авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная Сталинградская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.
Родился в 1907 году в селе Юргинское ныне Юргинского района Тюменской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 3 класса Юргинской школы. После смерти отца бросил школу, работал на кожевенном заводе масленщиком. В 1929 году был послан на подготовительные курсы в Тюмень, а после их окончания – в Талицкий лесотехнический техникум. По материальным соображениям бросил техникум, работал в Тюмени кочегаром на электростанции. Был направлен в Магнитогорск, в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
Призван в армию в 1931 году Магнитогорским райвоенкоматом, служил в Средней Азии, в кавалерии. Оттуда был направлен в Оренбургскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1933 году. Служил в Омске – в 102-й авиационной бригаде, в Красноярске – в 52-й отдельной корректировочно-разведывательной эскадрилье (штурманом звена), в Канской военной авиационной школе стрелков-бомбардиров, где преподавал штурманское дело.
С декабря 1941 года капитан Я.И.Коровин служил в 678-м транспортном авиационном полку в должности штурмана полка.
В действующей армии – с сентября 1942 года. Воевал на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском фронтах.
На Сталинградском, а затем на Южном фронте капитан Я.И.Коровин воевал в составе 678-го транспортного авиационного полка 8-й воздушной армии. Наряду с выполнением обязанностей штурмана полка выполнял как летчик на самолете У-2 (По-2) задания по перевозке срочных грузов, запасных частей и боеприпасов частям 8-й воздушной армии. За выполненные 86 боевых вылетов был награжден орденом Красной Звезды. После награждения совершил еще 36 боевых вылетов на самолете У-2.
По личной просьбе был направлен на переобучение на самолет Ил-2. После окончания курса переподготовки капитан Я.И.Коровин был направлен в апреле 1944 года на 4-й Украинский фронт, в 75-й гвардейский штурмовой авиационный полк 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, на должность заместителя командира эскадрильи.
В составе 8-й воздушной армии участвовал в Крымской наступательной операции – освобождении Крыма и города-Героя Севастополя.
По окончании Крымской операции 1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия была передислоцирована на 3-й Белорусский фронт. Здесь Я.И.Коровин был переведен в 136-й гвардейский штурмовой авиационный полк на должность командира эскадрильи.
Летом 1944 года участвовал в освобождении Литвы – в Вильнюсской (5-20 июля) и Каунасской (27 июля — 28 августа) наступательных операциях (этапах Белорусской стратегической наступательной операции).
С 13 января по 25 апреля 1945 года участвовал в Восточно - Прусской стратегической операции, в том числе с 13 по 27 января – в Инстербургско - Кёнигсбергской операции, в которой войска 3-го Белорусского фронта вышли на подступы к Кёнигсбергу и блокировали восточно - прусскую группировку врага.
С 13 по 29 марта 1945 года участвовал в боях по ликвидации восточно-прусской группировки, в ходе которой войска фронта вышли к заливу Фришес-Хафф Балтийского моря.
С 6 по 9 апреля 1945 года участвовал в Кёнигсбергской операции и взятии Кёнигсберга (ныне – Калининград).
С 13 по 25 апреля участвовал в Земландской наступательной операции – завершающем этапе Восточно-Прусской наступательной операции, в ходе которой войска 3-го Белорусского фронта к 25 апреля завершили ликвидацию земландской группировки немецко - фашистских войск и овладели городом и портом Пиллау (Балтийск).
К 15 апреля 1945 года гвардии майор Я.И.Коровин совершил 120 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 на нанесение ударов по скоплениям живой силы и техники, артиллерийским позициям, аэродромам, железнодорожным станциям, морским судам и другим военным объектам противника, нанеся ему значительный урон.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по противнику, гвардии майору Коровину Якову Ильичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6135).
После окончания войны Я.И.Коровин продолжал службу в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. 21 марта 1947 года Я.И.Коровин погиб при исполнении служебных обязанностей в результате авиационной катастрофы. Похоронен на Центральном кладбище города Алма-Ата (ныне Алматы), Казахстан.
Награжден орденом Ленина (29.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (3.07.1944; 22.10.1944), орденами Александра Невского (7.02.1945), Отечественной войны 1-й степени (2.04.1945), Красной Звезды (20.08.1943), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (2.11.1944), «За оборону Сталинграда» (22.12.1942).
Именем Героя названа улица в селе Юргинское Тюменской области.
Из наградного листа
Тов. Коровин все свое пребывание в рядах Красной Армии посвятил летной работе, летая при этом на разных типах самолетов.
За короткое время боев на 3-м Белорусском фронте по очищению Советских Белоруссии и Литвы от немецких захватчиков, а также в период разгрома немцев в их собственной берлоге – Восточной Пруссии он зарекомендовал себя не только хорошим организатором и руководителем, но и отличным штурмовиком, метко разящим живую силу и технику противника как на переднем крае обороны, так и в тылу.
Тов. Коровин научился не только хорошо летать, метко наносить бомбардировочно-штурмовые удары, но и водить группы в бой.
Всего за период боевой работы в штурмовой авиации тов. Коровин произвел 120 боевых вылетов на самолете Ил-2, из них в качестве ведущего группы летал 98 раз. За 84 боевых самолетовылета награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского и орденом Отечественной войны 1-й степени.
Кроме того, за 120 вылетов на самолете По-2 по связи и оперативные задания на Сталинградском и Южном фронтах награжден орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Сталинграда». За выслугу лет в Красной Армии награжден медалью «За боевые заслуги».
За короткий период командования его эскадрилья произвела 746 боевых вылетов. За отличную боевую работу в подразделении награждено 60% личного состава орденами и медалями СССР. Личный состав, руководимый Коровиным, в боях нанес противнику большие потери в живой силе и технике. Им уничтожено и повреждено до 40 танков, 23 самоходных орудия, до 150 автомашин, создано 60 очагов пожара, 12 взрывов, сожжено 27 фольварков, потоплена 1 баржа, разбито 2 паровоза, 16 товарных вагонов, 5 платформ с танками, подавлено 13 батарей полевой артиллерии и более 20 батарей зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, разбито и уничтожено до 70 повозок, взорвано 4 склада с боеприпасами, уничтожено на земле 7 самолетов разного типа, в воздушных боях сбито 2 самолета Ме-109.
Отличный летчик-штурмовик, имеющий богатый опыт в боевой работе, умело воспитывает своих подчиненных не только словом, но и личным показом как на земле, так и в воздухе.
Боевую работу на самолете Ил-2 начал на 4-м Украинском фронте, в период окончательного разгрома и изгнания немцев из Крыма. Там и принял боевое крещение, совершив 10 успешных боевых вылетов в район Севастополя. С первых дней боев проявил себя смелым и мужественным воздушным воином, отдающим все свои силы и знания на дело быстрейшей победы над врагом.
С 23 июня 1944 года участвует в боях на 3-м Белорусском фронте. На 12-м боевом вылете полетел в бой ведущим пары, на 13-м и 14-м вылетах – ведущим групп в 4 – 6 самолетов Ил-2.
В составе 136-го гвардейского штурмового авиационного полка тов. Коровин ведет боевую работу с августа 1944 года.
После изгнания немецких захватчиков из Белоруссии и Литвы тов. Коровин с еще большей энергией и мастерством стал наносить бомбардировочно-штурмовые удары по вражеским войскам в Восточной Пруссии. В самые напряженные дни боев он производил по 3 – 4 боевых вылета в день.
В марте 1945 года участвовал в ликвидации Восточно-Прусской группировки противника, прижатой к морю юго-западнее города Кёнигсберг, а затем в самом Кёнигсберге. Сейчас летает на Земландский полуостров, где решается окончательная судьба германских войск в Восточной Пруссии. Здесь он также ежедневно производит по 3 – 4 боевых вылета, нанося огромные потери врагу.
За смелость, мужество и героизм, проявленные при выполнении 120 боевых вылетов на самолете По-2 и 120 боевых вылетов на самолете Ил-2, а также за умелое руководство эскадрильей представляю к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза.
Командир 136-го гвардейского штурмового авиационного Сталинского Краснознаменного полка гвардии подполковник Жихарев
15 апреля 1945 года
Выжил / пропал без вести / погиб:
выжил
Близкий:
нет
Дата и время создания карточки:
2015-09-30 02:40:31
Дата и время последнего изменения:
2023-11-19 13:26:17
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.