Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158611
9669
6879
53058
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Косяченко Василий Егорович



Пол:мужской
Дата рождения:25.2.1907
Место рождения:деревня Красный Хутор Курской области
Национальность:русский
Должность:заместитель командира авиационного полка
Звание:полковник

Попечитель:

Юлия

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

3-й гвардейский Смоленский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия
750 авиационный полк дальнего действия
890-й тяжёлый бомбардировочный авиационный «Брянский» полк

Захоронение:

Россия, Республика Крым,пос.Краснокаменка
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:жена Косяченко Зоя Никитична
Дата призыва:2.11.1929
Место призыва (военкомат):
Дополнительные сведения:Родился в деревне Красный Хутор Курской области в семье крестьян. Отец Егор Михайлович погиб в 1914 году в Первую Германскую войну, а мать Меланья Матвеевна была убита бандитами в 1919 году. Вася воспитывался бабушкой Прасковьей. Он рано пошел работать и не боялся никакой работы. Работал на заводе в Запорожье чернорабочим, литейщиком, слесарем, жестянщиком. С 1929 года служил в армии в береговой обороне Балтийского Морфлота в городе Петергоф. В армии он впервые сел за штурвал самолета и понял, что это его призвание. В 1931 году он поступил в Гатчинскую школу пилотов и успешно ее закончил. По окончании школы Василий Егорович работал в ней пилотом-инструктором. В 1937 году его назначили командиром корабля тяжелой авиационной эскадрильи в г. Запорожье. В этом же году он женился на Манохиной Зое Никитичне (моей прабабушке). В 1938 году у них родилась дочка (моя бабушка), которую назвали Сталиной, а через три года началась война. Василий Егорович попал в бомбардировочный авиационный полк, под командованием подполковника Б.В. Бицкого. Группу Бицкого называли группой ночных бомбардировщиков – охотников Бицкого. Вместе с Василием Егоровичем пошла на фронт и его жена Зоя Никитична. Она в военные годы была радисткой. Группа Бицкого приступила к боевым действиям по отражению немецкого наступления на Москву в октябре 1941 г. 06.12.1941 г. полк Бицкого получил собственный номер и стал именоваться 750-й авиационный полк дальнего действия. Цыкин Алексей Дмитриевич в своем кратком очерке истории Дальней Авиации - От «Ильи Муромца» до ракетоносца писал: «В ходе контрнаступления высоких результатов добился 750-й дальнебомбардировочный полк 1-ой авиадивизии под командованием подполковника Б. В. Бицкого. Широко применялись полеты экипажей охотников. Действовали они ночью, бомбили и обстреливали колонны войск, искали на железнодорожных магистралях поезда, обстреливали и уничтожали эшелоны, устраивали «пробки» и заторы на участках железных дорог. Снайперски бомбили врага экипажи капитанов В. Е. Косяченко, Н. Д. Авдеева, П. П. Глазкова и Е. П. Федорова. Они совершали по два вылета в ночь…» Федоров Алексей Григорьевич в своей книге «Авиация в битве под Москвой» также упоминал о знаменитом 750-м авиационном полку и о моем прадеде: «Отличился в обороне Москвы и 750-й дальнебомбардировочный полк, преобразованный впоследствии в 3-й гвардейский полк этой же дивизии под командованием подполковника Б. В. Бицкого. Воздушные корабли под командованием капитана В. Е. Косяченко, старших лейтенантов Н. Д. Авдеева, П. П. Глазкова и других из эскадрильи Героя Советского Союза капитана Е. П. Федорова неоднократно наносили эффективные удары по скоплениям вражеских войск в районе Можайска, Мценска. Только к концу октября полк произвел 277 самолето-вылетов при средней бомбовой нагрузке на самолет более 900 кг. Экипажи дальних бомбардировщиков при выполнении заданий показали высокие морально-боевые качества. Часто полеты к цели выполнялись в очень сложных метеоусловиях. Бомбардировки производились порой с крайне низких высот (250-300 м), при сильном противодействии средств ПВО и стрелового оружия противника. В дивизии был выработан такой способ нанесения ударов по объектам противника: вылеты совершались, как правило, одиночными самолетами в темную ночь. Это давало возможность свободно маневрировать на маршруте полета и в районе цели, а также выбирать объекты для повторных атак с малых высот. Применяемый способ нанесения ударов увеличивал вероятность поражения цели…» Василий Егорович в 1942 году назначается заместителем командира эскадрильи 3-го гвардейского авиаполка дальнего действия. А в 1943 году – заместителем командира 890 тяжело - бомбардировочного авиационного Брянского полка. В своей книге «Пе-8. Испытание войной» Владимир Раткин писал об операции, произведенной 890-м авиаполком, где служил мой прадед. «В ночь на 07.02.1944 г. с целью выведения Финляндии из войны и облегчения деблокады Ленинграда, АДД подвергла Хельсинки массированной бомбардировке. Командиры кораблей 890-го авиаполка и 25-го гвардейского полка произвели сброс фугасных авиационных бомб ФАБ-5000 на расположенные в Хельсинки военные объекты. Одна бомба разорвалась в районе кабельного завода, другая - в районе железнодорожных мастерских. Боевой задачей было нанести отдельные удары небольшими группами самолетов. Операция по уничтожении. Военно-промышленных объектов в столице Финляндии – Хельсинки, проводилась в течение трех ночей. Было нанесено три массированных авиационных удара. В итоге выведены из строя многие объекты, это сподвигло Финляндию на выход из германского союза.» Из наградных листов моего прадеда: «За период Великой Отечественной Войны Косяченко Василий Егорович совершил 162 боевых вылета, из них: 15 вылетов днем и 147 вылетов ночью. 144 вылета он совершил на самолете ИЛ-4, 8 вылетов на ПЕ-8 и 10 вылетов на самолете Б-25. Из всех вылетов 11 он совершил в глубокий тыл врага на политические и промышленные центры противника: В Данциг – 1 вылет 18.08.1942г., В Варшаву – 2 вылета 21.08.1942г. и 01.09.1942г., В Берлин – 1 вылет 29.08.1942г., в Будапешт – 1 вылет 04.09.1942г., В Кенигсберг – 1 вылет 09.09.1942г., в Инстербург – 1 вылет 24.10.1942г., в Хельсинки – 1 вылет 06.02.1944г., в Констанца – 1 вылет 11.04.1944г., в Лечин – 1 вылет 06.04.1945., в Свинемунде – 1 вылет 27.04.1945г. 4 вылета было совершено по запасным целям: Даугавпилс, Шведепиюль, Киев и Тарнув, вследствие плохих метеоусловий и отказа материальной части. Боевые задания выполнялись успешно. Боевые полеты как на дальние цели, так и на ближние обеспечивались отличной связью с землей. В совершенстве владеет ночным самолетовождением в плохих метеоусловиях. Отлично знает технику пилотирования, хороший практик и знаток летного дела. Присвоено звание летчика первого класса. Благодаря богатому опыту летно-инструкторской работы сам освоил самолет Б-25 и вложил много труда в переучивание летного состава на новой материальной части и сколачивания боевых экипажей…» За период ВОВ Василий Егорович совершил 2 415 часов налета днем и 881 час ночью. Кроме того он подготовил и ввел в строй на самолете ПЕ-8 3-х командиров и на самолете Б-25 21 летчика и командира корабля, которые успешно выполняли боевые задания. После окончания войны в 1945 году в семье Косяченко родился сын, Борис. В 1949 году Косяченко Василий Егорович окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу командиров частей и после ее окончания служил военным летчиком-испытателем 1 класса на Авиационном заводе № 51 (впоследствии Машиностроительный завод имени П. О. Сухого). г. Куйбышев. Однажды Василий Егорович испытывал новый самолет-бомбардировщик и когда уже он стал заходить на посадку у самолета заело шасси и посадить его было невозможно. Тогда Василий Егорович сообщил диспетчеру, что он будет сажать самолет на «пузо». Василию Егоровичу и другому пилоту, находящемуся с ним в кабине самолета был дан приказ покинуть самолет, не смотря на то, что он стоил больших денег. Никто не верил, что самолет возможно посадить без шасси и при этом остаться в живых. Но Василий Егорович убедил начальство сажать самолет на «пузо» и посадил, сохранив при этом собственные жизни и самолет. За это он был награжден вторым орденом Ленина и был представлен к званию Героя Советского Союза (но к сожалению так и не получил его). Позже, когда здоровье уже не позволяло Василию Егоровичу летать, он работал инженером на этом же заводе до самой пенсии. 23 февраля 1968 года в газете «За ударные темпы» Куйбышевского Машиностроительного завода О. Чекмарев опубликовал свой очерк о моем прадеде. Из очерка О. Чекмарева: «— Вот только сегодня ходил в военкомат, получил медали, — объясняет Василий Егорович, — эти две к двадцатилетнему юбилею победы над фашистской Германией получил на себя и на жену. Она тоже во время войны служила в войсковой части. А это медаль к 50-летию Вооруженных Сил. У меня медалей теперь девять, да еще шесть орденов. Естественно разговор за-шел об орденах. При каких обстоятельствах и за что вы их получили? Большая пауза. Затем не¬ожиданный ответ: «Не знаю». И потом: «За работу». Да, трудно сказать, где был тот подвиг, то проявление му¬жества, за которое можно бы прямо давать орден и гово¬рить: «Вот за такие-то дейст¬вия награждаем». ЭТО была действительно работа. Трудная. Ежед¬невная, ночная работа лет¬чика гвардейского полка, авиации дальнего действия. Не было хлестких схваток с противником. Даже наоборот, частенько приходилось уви¬ливать от прилипчивых истре¬бителей врага. Зато были де¬сятичасовые полеты (ночью) на Берлин, инструкторские полеты, разведка, удары по танковым колоннам, бомби¬ли свои города – Киев, Харьков и другие временно окку¬пированные гитлеровцами. А иногда боевые задания были не совсем обычные. Бе¬лорусские партизаны сооб¬щили на Большую землю, что в их районе сосредото¬чился карательный отряд СС. Чинит зверства в селах, ходит хозяином. Партизаны сооб¬щили точное место базиро¬вания отряда и просили по¬мощи. Своими силами спра¬виться с вооруженными и обученными головорезами они не могли. И вот снова ИЛ-4 в группе с другими бомбардировщи¬ками вылетел на боевое за¬дание. И как всегда давно жданное, но всегда неожиданно резкое: «Цель под нами!» Визг, грохот, земля вверх, деревья отрываются от собст¬венных корней, где уж там спастись. А сверху хорошо видно, как на бегу застеги¬вая штаны, эсесовцы рвутся к своим машинам. И деру из этого ада. Но разве уд¬рать. Партизаны уже ждали их. И на проселочных доро¬гах всех до одного вылавли¬вали. Действительно работа. А в целом эта работа и есть под¬виг, за который награждали героев. ВОТ он пожелтевший хрупкий лист «Правды» и слова Указа: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить орденом Ленина,,,» И в списке фамилия Косяченко.» Василий Егорович страдал тяжелой формой астмы и в 1973 году они вместе с Зоей Никитичной переезжают в Крым в поселок Гурзуф, чтобы поправить его здоровье. Но, к сожалению, Василий Егорович умер через год после переезда. Это было 10 апреля 1974 года. Похоронен он был Крыму в поселке Краснокаменка. За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм Косяченко Василий Егорович был награжден: двумя Орденами Ленина, двумя Орденами Красного знамени, Орденом Александра Невского, Орденом Красной звезды, Медалью за оборону Москвы, Медалью за оборону Ленинграда, Медалью за оборону Сталинграда, Медалью к Пятидесятилетию Вооруженных сил, Медалью к Двадцатилетнему юбилею победы над фашистской Германией и другими медалями (всего у прадеда было 9 медалей, но сведения сохранились лишь об этих пяти). Мой прадед был представлен к званию Героя Советского Союза. К сожалению, он так его и не получил. Но для нас он всегда будет Героем, доблестно и бесстрашно защищавшим свою Родину, своих близких, свой народ. Он сделал свой вклад в историю авиации, воспитал не один десяток талантливых и отважных летчиков, испытал множество военных самолетов. Мы гордимся им, и всегда будем помнить.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:да
Дата и время создания карточки:2016-04-14 01:27:18
Дата и время последнего изменения:2016-04-14 19:49:17
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.