Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
114717
11436
6509
42883
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Шаповалов Николай Фёдорович



Пол:мужской
Дата рождения:0.0.1922
Место рождения:г.Омск
Национальность:русский
Должность:командир звена
Звание:капитан (посмертно)

Попечитель:

Головин Дмитрий

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

18 гвардейский стрелковый Станиславско - Будапештский Краснознаменный корпус
244 бомбардировочная авиационная Лозовская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия
260 бомбардировочный авиационный орденов Суворова I степени и Михаила Кутузова III степени полк

Захоронение:

Венгрия (Magyarország), Центрально-Задунайский край (Régió: Közép-Dunántúl), область Фейер ( Fejér megye), село Барачка (Baracska)
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:г.Омск, ул. Мануильского, д. 81
Родственники во время войны:мать - Клавдия Ильинична, брат - Владимир Фёдорович, брат - Федор Федорович (оперуполномоченный 838 стрелк. полка 237 стрелк. див-ии НКВД), сестра - Лидия Фёдоровна, сестра - Валентина Федоровна.
Дата призыва:0.0.1940
Место призыва (военкомат):Омский РВК
Дополнительные сведения:260 бап 244 бад 17 ВА, уд. личности МГ-000001 № 125612, сбит 25.01.1945г. зенитной артиллерией противника при выполнении боевого задания. Похоронен совместно с экипажем в селе Барачка (севернее озера Веленце) район г.Секешфехервар. Могила экипажа не сохранилась (возможно сразу после войны перенесена в братскую н.п. Барачка). Члены экипажа: штурман звена - лейтенант Зайченко Фёдор Андреевич, 1919 г.р., призывался в 1939 г. Петропавловским РВК Днепропетровской обл. - старшина Тарасенко Николай Афанасьевич, 1922 г.р., ур. Гомельской обл., Рогачевского района, дер. Вишенка, призывался Рогачевским РВК Гомельской обл., воздушный стрелок-радист, и - старший сержант Березинский Прокофий Сергеевич, 1921 г.р., ур. Красноярского края, г. Боготол, призывался Нижне-Уфинским ГВК Иркутской обл, воздушный стрелок. В рубрике "фотоальбомы" имеются фотографии фронтовика и его боевых друзей. Из наградного листа: Участник Отечественной войны с мая 1943 года. Отважными действиями в борьбе с немецкими захватчиками, на деле, доказывает свою преданность. Отлично летая в строю, дает возможность штурману точно бомбить по цели. Делая вылеты на разведку, умело заходит на важные объекты противника и привозит ценные сведения. При полетах в группе следует отметить: 6 июля 1943 г., при налете на переправы в районе МАСЛОВА-пристань, уничтожены 2 переправы противника. 10 августа 1943 года при налете на ж.д. станцию КАСНОГРАД, было уничтожено до 7 эшелонов и склады с горючим. 15 августа 1943 года в р-не ПЕРЕКОП-ПЕРЕМОГА, были взорваны артсклады. Подтверждено фотоснимками. 5 сентября 1943 г., при бомбометании артпозиций в районе ОХОЧАЕ, прямые попадания по живой силе и технике противника. В этот же день на ст. ЛОЗОВАЯ, прямые попадания в депо и пути ж.д. Подтверждается фотоснимками. 6 сентября при налете на аэродром КРАСНОАРМЕЙСКОЕ было уничтожено до 16 самолетов противника, склад ГСМ, артсклад, одна зенитная батарея и до 15 человек летного и технического состава - подтверждается актом, подписанным местным населением. С 5 июля по 15 сентября 1943 года, на ЮЗФ совершил 20 успешных боевых вылетов, из них 6 на разведку, доставляя каждый раз ценные данные. За проявленный героизм и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками, достоин награждения – орденом «Красного Знамени». СПРАВКА: Приказом командования 17 ВА № 045 от 25 октября 1943г. младший лейтенант Шаповалов Н.Ф. награжден орденом «Красной Звезды». Приказом по 17 Воздушной Армии 3-го Украинского фронта №-023/Н от30 мая 1944 награжден орденом "Красное Знамя". Из наградного листа на командира звена 260 БАП лейтенанта Шаповалова Н.Ф.: Участник Отечественной войны с мая 1943 года на Юго-Западном фронте. В должности летчика совершил 18 успешных боевых вылетов, за что награжден орденом "Красная Звезда". В должости командира звена совершил 29 успешных боевых вылетов на разведку в тыл противника, на фотографирование аэродромов и железнодорожных узлов. Все задания выполнял хорошо и отлично как в простых, так и в сложных метеоусловиях. При выполнении боевых заданий правильно принимает решения в воздухе. При возвращении с боевого задания на разведку, доставлял ценные сведения. 13.3.1944г. обнаружена переправа через реку Ингул в районе Новая Одесса, движение ж.д. эшелонов Вознесенск-Березовка. 14.3.1944г. обнаружено движение автомашин по шоссейной дороге Трикраты-Колосовка до 300 шт., на ж.д. станциях Мартыновская и Мостовая - 4 воинских эшелона. На аэродроме Николаевск и Вознесенск - до 170 самолетов противника. Умело маневрирует в зоне огня ЗА противника. За время боевых вылетов, 5 раз был атакован истребителями противника, но умелым оборонительным огнем и маневрированием, всегда заставлял истребителей противника отказываться от атак. За успешно совершенные 29 боевых вылетов, из них 17 боевых вылетов на разведку в тыл противника, за мужество и отвагу при выполнении боевых заданий, достоин награждения Правительственной наградой - орденом "Красное Знамя". Выписка из Акта расследования причин боевых потерь экипажа: ст. л-т Шаповалов Н.Ф. командир звена с 02.1944г. , закончил Омскую Высшую Авиационную Школу Пилотов (ОВАШП) в 1941 г.,прибыл в часть 12.1941 г., налет на самолете "Бостон" А-20 - 230 часов (все в части), общий налет 369 часов (по приборам 7 ч. 15 мин.), подготовлен отлично, опыт вполне достаточный, общее количество боевых вылетов 87, боевой налет - 175 часов, количество воздушных боев - 5 ..... Боевая задача поставлена за 40 минут до вылета – бомбовый удар по танкам в р-не Киш-Веленце, господский двор Петтенд. Экипаж аналогичную задачу выполнял более 50 раз. 25.1.1945г. в 13-40, высота Н-2200м, 1,5 км ЮЗ Барачка, что в 5 км восточнее оз. Веленце. На боевом курсе девятка, ведомая ст. лейтенантом Кизим ( Шаповалов был ведущим правого звена первой группы), была обстреляна в районе цели Зенитной Артиллерией до 7 батарей из р-на г.дв. Пэттэнд. Прямым попаданием снаряда ЗА был сбит самолет Шаповалова Н.Ф. Самолет загорелся, свалился в штопор и упал в 1,5 км ЮЗ н.п. Барачка. Акт был составлен 12 февраля 1945. Источник: ЦАМО, фонд 244 БАД, опись 2, дело 61. Стр. 45-47. Заводская техническая характеристика. Модель А-20С. Номер самолета 42-33302 ( выпущен в 42 году). Дата принятия от завода Дуглас в Санта Моника, Калифорния – 27 января 1943 года.Перегон - через США во Флориду, потом через карибские острова в Бразилию, оттуда через Атлантику в Либерию, потом Нигерия, Судан, Египет, Иран, СССР. В Советский Союз прибыл 1-5 апреля 1943г. Стоимость 78.929.00 $.
Выжил / пропал без вести / погиб:погиб
Близкий:да
Дата и время создания карточки:2009-08-19 16:53:10
Дата и время последнего изменения:2016-01-22 07:32:38
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.