Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
158415
9746
6915
53049
2

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка Фронтовика

Агданцев Александр Николаевич



Пол:мужской
Дата рождения:18.7.1923
Место рождения:г.Баку Азербайджанская ССР
Национальность:русский
Должность:командир авиа звена 150-го гв.ИАП
Звание:гв. старший лейтенант

Попечитель:

Александр Филиппов

Подразделения, в которых служил Фронтовик:

150-й гвардейский истребительный Братиславский Краснознаменный авиационный полк, он же 183-й истребительный авиационный полк

Захоронение:

-
Дополнительная информация
Домашний адрес во время войны:
Родственники во время войны:
Дата призыва:0.0.1941
Место призыва (военкомат):кадровый военный Новошахтинский РВК Ростовской обл
Дополнительные сведения:Одним из бакинских райвоенкоматов по путевке комсомола Александр Агданцев был направлен для обучения в военную авиационную школу пилотов. Это могла быть Батайская военная авиационная школа пилотов имени А.К. Серова, которая в 1941 г. – 1944 г. базировалась в г. Евлах. В годы ВОВ в ней занимались подготовкой летных кадров для фронта. “С первых дней Великой Отечественной войны вся работа авиационной школы была построена в соответствии с напряженным ритмом военных будней. Срок обучения курсантов сократили до 6 месяцев. Обучение проводилось на новых скоростных истребителях ЛаГГ-3. Наряду с напряженной учебой летчики и курсанты школы выполняли боевую задачу по прикрытию с воздуха гражданских объектов и воинских частей, отражению налетов вражеской авиации на северо-кавказком направлении. С приближением фронта в октябре 1941 года Батайская военная авиационная школа перебазировалась вглубь страны – в город Евлах, Азербайджанской ССР.” Выпущен из школы в звании сержанта, получил военную профессию летчика-истребителя. “Лётчик 183-го истребительного авиационного полка (294-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, Степной фронт) комсомолец сержант Агданцев А.Н. 11 июля 1943 года на Курской дуге в составе группы «Як-1» вступил в бой с бомбардировщиками «Ju-87», сопровождаемыми истребителями «Me-109». В ходе боя сбил 3 самолёта противника. Израсходовав все боеприпасы, решил пойти на таран. Ударом правой плоскости по хвостовому оперению он сбил один из "мессершмиттов". За этот подвиг Указом от 24 августа 1943 г. Агданцев Александр Николаевич - мл. лейтенант, летчик. 183 иап. - был награжден орденом Красного Знамени. Александру Агданцеву повезло - он не только выжил при таране вражеской машины, но и успешно провоевал до самого конца войны. Из неопубликованных мемуаров фронтовика Дмитрия Александровича Меньшикова: «Недавно получил трогательное письмо от фронтового друга Агданцева. Вот что он среди других строк написал: «Хотя, на обгорелом лице моём, среди множества красных рубцов прошитых огнём войны, не сильно заметны складки старости, однако… Ты ведь помнишь, поджарили меня «мессера» под Харьковом, а мы их потом жгли до самой Вены. Эх, как вспоминаю, как впервые мы с тобой поднялись в бой под Прохоровкой. Какие же мы были желторотые?! Живу я теперь с семьей в Виннице…». 27 августа 1943 г., отбивая налёт на Харьков, 20-летний лейтенант Александр Николаевич Агданцев взлетел один и ввязался в воздушный бой перед закатом солнца. Снова победил, но вернулся на землю без красоты, подаренной ему родителями». 183-й истребительный авиационный полк за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм на основании Приказа НКО СССР 2 июля 1944 года преобразован в 150-й гвардейский истребительный авиационный полк. Лейтенант Агданцев продолжал боевую службу в 150-м гиап. С 28 ноября 1944 года по 31 декабря 1945 года 150-м гвардейским истребительным авиаполком командовал Герой Советского Союза Якименко Антон Дмитриевич. "Ко мне приближаются лётчики. Солидно идут, не спеша. Будто хотят сказать: "Смотри на нас, командир, любуйся, мы оправдали доверие. И впредь оправдаем". Действительно, как возвышает людей победа, военный успех. Молодые и те себя держат как зрелые. Не потому, что так хочется, нет - так получается. - Поздравляю, друзья, с добрым началом. Улыбаются. Даже Агданцев. Улыбка на лице Александра Агданцева - редкость. Был он красивым, весёлым, статным. Отважно дрался с врагом, над Курской дугой сбил 8 фашистских машин, был награждён двумя орденами Красного Знамени. А в одном из боёв за Харьков был ранен, горел, чудом остался жив. Через полгода вернулся в полк и... никто его не узнал. Так он был страшен. Всё обгорело: лицо, уши, руки. Врачи хотели лишить его права на бой, но он буквально вырвал его. И живёт теперь только полётами, неистощимым стремлением бить врага, мстить ему. Юность Александра Агданцева - миллионорусская: школа, комсомол, военная школа, полк. Здесь он обрёл характер, закалку, взгляды на жизнь. Я вижу Агданцева, вижу тот бой, в котором он потерпел поражение. Это было в районе Люботина. Шестёрка наших во главе с Колей Леоновым встретила группу немецких бомбардировщиков. Их сопровождали истребители. Начался бой. Агданцев атаковал "Юнкерс", открыл по нему огонь, но не сбил - дистанция была велика. Сближаясь, дал ещё 2 очереди. Бил и видел, как трассы входят в корпус машины. И ждал, что она вот-вот загорится. Желание, конечно, законное, но война есть война: когда внимание лётчика было приковано к цели, подоспел истребитель противника. Он ударил из пушки и попал в крюльевой бензиновый бак. Крыло загорелось, затем последовал взрыв. Лётчика обдало бензином и выбросило из самолёта. Он нёсся к земле и горел. И даже в эти секунды, секунды боли и ужаса, он не терял рассудок. Он думал. Если открыть парашют, то ревущий воздушный поток сразу смирится и пламя немного утихнет. Но потом, когда спуск будет плавным и медленным, парашютные стропы сгорят... В правой руке Агданцев держал вытяжное кольцо парашюта, левой смахивал пламя с лица. И считал - делал затяжку, как говорят спортсмены - парашютисты. Он вырвал кольцо у самой земли, и это его спасло. Правда, он весь обгорел, вдобавок был ранен в ногу и в сознание пришёл только в госпитале. Мысль, что врачи лишат его права на бой, закроют дорогу в небо, приводила Агданцева в ужас, отчаяние. И вот теперь, Агданцев находился в нашем полку, как живой пример героизма и неистовой духовной силы. И жалость к Саше Агданцеву, лицо которого бугрилось сплошными рубцами шрамов, к его обожжённым, скрюченным пальцам прошла, уступила место глубочайшему уважению..." Из воспоминаний Героя Советского Союза Антона Дмитриевича Якименко. Всего летчик Агданцев выполнил около 100 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 14 самолётов противника, в том числе 1 - тараном. Награждён орденами: Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й и 2-й ст.; медалями. После окончания войны Александр Николаевич ещё долгое время продолжал служить в ВВС, после чего ушёл на заслуженный отдых.
Выжил / пропал без вести / погиб:выжил
Близкий:нет
Дата и время создания карточки:2017-04-04 00:30:03
Дата и время последнего изменения:2017-04-04 19:37:18
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.