5 гвардейский минно-торпедный Констанцский ордена Отечественной войны авиационный полк ВВС ВМФ(5-й гв.мтап ВВС ВМФ)
Страна (в военный период):
СССР
Период существования:
1942-1945
Период вхождения в действующую армию:
с 10.05.1942г. по 09.05.1945г.
Последующие переименования:
Дополнительная информация:
Действовал в составе ВВС Черноморского флота(ВВС ЧФ).
Преобразован из 2-го мтап ВВС ВМФ Приказом НК ВМФ СССР №073 от 03.04.1942 г. в 5-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк (5-й гв.мтап) в составе 63-й бомбардировочной авиабригады ВВС ЧФ (63-я бабр ВВС ЧФ), а с 14 июля 1943 года в составе 1-й мтад ВВС ЧФ.
С мая 1942 года экипажи, действующие с аэродрома Херсонесский маяк были включены в состав Севастопольской авиагруппы.
Торпедные удары по морским целям полк начал наносить с 21.05.1942 г.
28.10.1942 г. в полк были переданы 11 Ил-4 и 14 экипажей из 36-го мтап ВВС ВМФ.
В последние дни штурма Севастополя советскими войсками — 11 и 12 мая 1944 года, полк решал задачу недопущения эвакуации немецких войск морем из района Херсонесского маяка. Совместно с 13-м гв. ДБАП он всем составом наносил удары по плавсредствам, обнаруженным возле Севастополя. В ходе операции по освобождению Крыма и Севастополя 5-й гв. МТАП понёс серьёзные потери: 11 самолётов и 8 экипажей.
В мае 1944 года в полку, для проведения испытаний, на самолёт Ил-4 лётчика В.И.Минакова была установлена РАС «Гнейс-2м». Первый вылет с использованием новой РАС был выполнен 20 мая 1944 года.
20 августа 1944 года 14 Ил-4 5-го гв.мтап приняли участие в воздушной операции по уничтожению сил противника в ВМБ Констанца, вылетая с аэр. Сарабуз.
21 августа 1944 года 2 самолёта Ил-4 5-го гв.мтап ночью выполнили вылеты в район г. Констанца, которые стали последними для полка в Великой Отечественной войне.
7 ноября 1944 года, за участие в операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце, полку было присвоено почётное наименование «Констанцский». Он стал единственной частью минно-торпедной и бомбардировочной авиации ВВС ВМФ трёх западных флотов, провоевавшей с первого до последнего дня войны исключительно на самолётах ДБ-3 и Ил-4.
После окончания боевых действий на Чёрном море, полк с осени 1944 года базировался на аэр.Саки.