Сайт открытый - регистрация необходима только при добавлении информации.

Авторизация
Логин (e-mail):

Пароль:

запомнить



Зарегистрироваться
Забыли пароль?


Организации
Приглашаем к сотрудничеству все организации, которые активно участвуют в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Компании, присоединившиеся к проекту
Статистика
159071
9597
6874
53134
1

Наши баннеры
Мы будем благодарны, если Вы разместите баннеры нашего портала на своем сайте.
Посмотреть наши баннеры







© 2009 Герасимук Д.П.
© 2009 ПОБЕДА 1945. Никто не забыт - Ничто не забыто!
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-36997


© Некоммерческое партнёрство "Историко-патриотичекий Клуб "ПатриоТ-34"
Свидетнльство о госрегистрации НО
Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ
Регистрация Поиск Фронтовика Поиск подразделения Помощь О проекте

Карточка подразделения

Наименование части (воинского подразделения): 81 дальний бомбардировочный авиационный полк(81-й дбап)
Страна (в военный период): СССР
Период существования: 1941-1942
Период вхождения в действующую армию: с 22.06.1941 - 18.03.1942 (81 дбап) ; 18.03.1942 - 18.08.1942 (81 ап дд)
Последующие переименования: Приказом Наркома обороны СССР № 250 от 18.08.1942 г. преобразован в 5-й гв. ап ДД. Полное наименование: 5-й гвардейский Севастопольский авиационный полк дальнего действия. В действующей армии: с 18.08.1942 - 26.12.1944 (5 гап дд). С декабря 1942 по март 1943 года экипажи полка действовали днем в сложных метеоусловиях с малых высот и ночью со средних высот по ж.д. узлам, эшелонам на перегонах, переправам через Керченский пролив, по аэродромам Буденновск и Армавир. Весной 1943 года приоритетными были удары по аэродромам противника. За время проведения Кубанской операции с 27.02. по 12.06.1943 г. полк выполнил по аэродрому Керчь-2 103 самолето-вылета, по аэродрому Багерово - 62, по аэродрому Саки - 21, по аэродрому Тамань - 25 самолето-вылетов. На земле было уничтожено несколько десятков самолетов противника, собственные боевые потери составили три Ил-4, сбитых над Керчью и Багерово. Помимо аэродромов, полк бомбил портовые сооружения и плавсредства в Анапе, Керчи, Темрюке, Новороссийске,
Дополнительная информация: Формирование полка началось на аэродроме Хотунок (близ Новочеркасска) по приказу Командующего ВВС Северо-Кавказского округа от 13.03.1940 г. Основой формирования явились кадры летно-технического и руководящего состава 12-го дбап и 1-го тбап. Позже полк был пополнен выпускниками Краснодарского и Чкаловского авиационных училищ, Ленинградского и Вольского авиационно-технических училищ. Формирование было завершено 27.06.1940 г. Полк получил наименование 81-й дбап. Входил в состав 50-й дбад. Полк формировался на самолетах ТБ-3, но на вооружение получил бомбардировщики ДБ-3ф. На конец июня 1940 года полк имел 61 самолет ДБ-3ф (из них исправных - 31). Накануне войны в полку был 61 самолет и 62 боеготовых экипажа. Первый боевой вылет выполнен в ночь на 24.06.1941 г.
В июне-сентябре 1941 года экипажи полка работали со средних и малых высот днем мелкими группами без прикрытия истребителей. Полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. Одиночные экипажи днем со средних высот производили разведку движения войск, ж.д. перевозок и мест базирования авиации противника. В августе 1941 года основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам. Наряду с дневными вылетами, экипажи произвели 58 боевых вылетов ночью.
В сентябре 1941 года, не прекращая боевых действий днем, полк подготовил 25 ночных экипажей. Ночники начали выполнять налеты на крупные ж.д. узлы в темное время суток. Удары же по небольшим ж.д. станциям, слабо прикрытым средствами ПВО, и эшелонам на перегонах наносились днем с небольших высот. В октябре 1941 года принимал участие в боях за Мариуполь, Таганрог, Ростов. Напряжение боевой работы было высоким, иногда в сутки каждый самолет выполнял по пять боевых вылетов. Полеты осуществлялись как днем, так и ночью. Большое количество боевых вылетов в сутки объясняется нетипичными для дальней авиации задачами, которые приходилось выполнять полку, и близостью аэродрома базирования к линии фронта - 35-50 км. Полк вошел в состав Дальней авиации и стал именоваться 81-й авиационный полк дальнего действия(81-й ап ДД). С декабря 1941 по апрель 1942 года основными задачами полка являлись: нарушение нормальной работы ж.д. узлов Иловайская, Павлоград, Славянск, Волноваха и налеты на аэродромы люфтваффе в Мокрой, Кировограде, Мариуполе, Таганроге. Одиночные экипажи днем выполняли задания по разведке оборонительных рубежей, аэродромов противника, ж.д. узлов, путей сообщения. В апреле-июле 1942 года боевая работа велась, главным образом, ночью; дневные боевые вылеты почти не выполнялись. Полк по-прежнему наносил удары по ж.д. узлам (Полтава, Днепропетровск, Новомосковск, Херсон, Николаев, Джанкой, Сталино), к списку приоритетных целей добавились металлургические заводы в Мариуполе, которые немцы пытались ввести в строй, и портовые сооружения Николаева. Несколько ночных налетов было выполнено по аэродромам Полтава, Чугуев и Славянск.

Войну полк заканчивал, поддерживая наземные войска, действовавшие в Восточной Пруссии и на Берлинском направлении. В феврале 1945 г. бомбил Кенигсберг, в марте 19 экипажей летали на Данциг. 16 апреля экипажи произвели 31 боевой вылет на бомбометание опорных пунктов обороны Берлина. Последние за войну в Европе боевые вылеты состоялись 30.04.45 г.: объект удара - порт Свинемюнде.
Номер воинской части: 0
Полевая почта №: 0
Почтовый ящик №: 0

Попечитель:

Александр Кукалев

Фронтовики, служившие в подразделении:

Гущин Борис Петрович
1.3.1919
гв.майор
Осипов Василий Николаевич
30.12.1917
гв.майор
Таран Павел Андреевич
18.10.1916
гв.подполковник

Дата и время создания карточки:

2023-11-16 19:43:10
Дата и время последнего изменения: 2023-11-16 19:43:10
При использовании материалов сайта ссылка на www.pobeda1945.su обязательна.